Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема социальной незащищённости и несправедливости, богатых и бедных



(Не всё измеряется деньгами).

· Однажды, читая интернет-новости, я наткнулась на электронную газету «Пятница» от 23 декабря 2004 года. Моё внимание привлекла фраза: «Кому щи пусты, а кому жемчуг мелок». Размышляя далее, автор говорит, что у каждого слоя общества есть свои ценности. Не надо забывать, что человек – существо социальное. И все ценности навязаны обществом. Автор считает проблему «богач-бедняк» навязанной. В конце статьи звучит интересная мысль: «Чтобы осознание своей ущербности не поглотило вас, включайте здравый смысл».

· Я люблю читать В. Г. Короленко. Персонажи его произведения « Дети подземелья» Валёк и Маруся учат жить людей среди людей (как это ни парадоксально сказано). Нищие, полуголодные, не имеющие своего угла, они учат жить по нравственным законам и судью, и его несчастного сынишку. Читая, понимаешь, что не обязательно быть богатым. Важно быть человеком.

· Пьеса М. Горького «На дне» рисует представителей тех слоёв населения, которые попадают в условия социальной незащищённости и несправедливости.

Проблема цивилизации

(о перспективах развития человеческой цивилизации задумывались многие писатели)

· Я считаю, что родоначальником исследования проблем цивилизации можно считать М. Е. Салтыкова-Щедрина. В своём романе «История одного города» автор обрисовал перспективы развития человеческой цивилизации.

· Преемником исследования проблем цивилизации М. Е. Салтыкова-Щедрина стал Е. И. Замятин. В романе «Мы» автор нарисовал картину будущего нашей страны.

· В последние годы XX-XXI века громко заявила о себе Т. Толстая, которая в своём романе «Кысь» нарисовала картину постъядерной Москвы.

Проблема бюрократизма

· В произведении А. Платонова «Усомнившийся Макар» герой Макар Ганнушкин отправился в Москву искать истину и душу. Но бюрократы Чумовые, как он убедился, царят везде. Бюрократизм – основной тормоз всех живых новаторских идей.

· В стихотворении В. Маяковского «Прозаседавшиеся» осуждает явление бюрократизма. «Исколесишь сто лестниц. Свет не мил. Опять: «Через час велели прийти вам…»

· В произведении Я. Голованова «Этюды об учёных» рассказывается о жизни известного русского изобретателя Ивана Кулибина – это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих папках. Когда для серьёзной работы требовалась помощь властей, перед изобретателем возникла стена равнодушия.

Проблема чинопочитания

· Герой рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий», чиновник Порфирий, встретил на вокзале школьного приятеля и узнал, что тот продвинулся значительно по службе. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

· В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» герой Молчалин уверен, что следует угождать всем ради карьеры. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, который Фамусов рассказывает в назидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

Проблема взяточничества

· В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Городничий убеждён, что любые проблемы можно решить с помощью денег.

· В произведении А. С. Пушкина «Дубровский» один из героев Троекуров дал взятку судье, чтобы отобрать имение у своего соседа.

 

Проблема человека и общества.

 

· В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова отразилась историческая эпоха. В ней поставлены общественные вопросы. В борьбе с фамусовским обществом Чацкий остаётся самим собой.

· Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показал состояние современного мира и политической жизни.

Проблема единства и разобщённости людей.

· Что способно объединить людей? И. С. Шмелёв в произведении «Мой Марс» поднимает проблему единства и разобщённости людей. Стремление удовлетворить свои мелочные интересы разобщает людей, а сочувствие, сострадание к попавшему в беду объединяет.

II. Нравственные проблемы

Проблема внутренней культуры человека

(Существует много литературных произведений, рассматривающих проблему внутренней культуры. Что произойдёт с людьми, если у них не будет внутренней культуры? )

 

· Внутренняя культура человека – это истинная ценность. Такова мысль рассказа А. П. Платонова «Юшка». Только после смерти Юшки, простого, безобидного человека, люди поняли, как они оскудели.

· В произведении А. И. Солженицына «Матрёнин двор» представлена тема праведничества. «Не стоит село»… без таких людей, как Матрёна, ни вся земля. Они незаметны, но незаменимы. А отличает их внутренняя культура, вечные общечеловеческие ценности.

· Размышляя о красоте человеческой души, русский поэт Н. А. Заболоцкий писал: «Что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? » Да, внутренняя красота не зависит от внешней красоты человека.

Проблема нравственного выбора.

(Многие писатели и поэты рассматривают проблему нравственного выбора как осознание сущности, стремление к духовному совершенствованию).

 

· В рассказе В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» поднимается проблема нравственности. Автор ставит читателей перед дилеммой-какой мир выбрать: мир души с его неизбежными страданиями или мир благополучия. Каждый раз человек рано или поздно оказывается перед этим выбором.

· В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» пишет о нравственном выборе. Героиня возвращается к истокам, несмотря на беззаконие и малодушие.

· В произведении В. Быкова «Обелиск» учитель Олесь Мороз добровольно пошёл на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят не мог, ведь это означало бы для него измену своим нравственным принципам.

· В произведении В. Быкова «Сотников» во время войны, выполняя задание, главные герой Сотников с честью проходит через все испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих нравственных принципов. Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти проверяется нравственная позиция человека.

· В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов, пройдя через боль и страдания, делает свой нравственный выбор, оставаясь достойным, высоким и чистым. Нравственный выбор героя – найти в себе душевную щедрость и взять на себя ответственность за маленького человечка, обездоленного войной.

· Ради спасения Мастера Маргарита в романе Булгакова готова стать ведьмой! Может быть, кто-то возразит, что она перешла на сторону зла, совершив сделку с дьяволом. Но верно ли это? Она остаётся собой – милосердной по отношению к Фриде, тактичной по отношению к Воланду. Её поведение определяет не стечение обстоятельств, а следование своему нравственному выбору. Для Мастера – это идеал творчества, установление исторической истины. Для Маргариты – талант веры, любовь, ради которой она готова заложить свою душу дьяволу. И за все трудности, с которыми им приходится бороться в конце романа, они будут вознаграждены вечным покоем.

 

Проблема духовности

(Что такое духовность? Я считаю, что это не какое-то отдельное качество человека, а совокупность положительных моральных качеств человека. Это сила духа, стремление к добру, правде и красоте)

 

· В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов стремятся к высшим духовным ценностям. Каждый из героев так или иначе задаётся вопросом: зачем я пришёл в этот мир, в чём моё предназначение, есть ли смысл того, что я делаю.

· Известный публицист С. Соловейчик в одной из своих статей, говоря о духовности, делает вывод, что это не образованность и культура, а это интеллигентность.

· Герой В. Г. Короленко Ян Залуский – калека, но он считает, что «человек создан для счастья». Врождённое несчастье заставило его научиться владеть своим телом, заставляя окружающих поверить в то, что каждый человек-творец своего счастья.

· События повести Б. Васильева «Глухомань» позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось. Мерилом заслуг человека стал банковский счёт. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей.

 

Проблема совести

(На мой взгляд, совесть-одно из лучших качеств человека. Она как мера поступков человека не даёт ему жить спокойно и учит творить добро. Это наш внутренний голос, это наш внутренний контролёр и судья).

 

· Проблема совести образно описана А. С. Пушкиным в произведении «Скупой рыцарь»: «Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце…» Старый рыцарь с ужасом вспоминает мольбы и слёзы всех тех, кого он безжалостно обобрал.

· Каждый человек знаком со своим внутренним голосом. Это тонкое врождённое нравственное чувство и называют совестью. Для А. С. Пушкина совесть всегда была реальностью. Для меня в этом смысле одно из самых сильных стихотворений является «Воспоминание» Кончается оно так: « И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слёзы лью, Но строк печальных не смываю». Мы не узнаём, за что он казнил себя, но признание поражает своим мужеством.

· О том, что совесть не даёт жить спокойно человеку и становится обвинителем дел его, пишет в своём стихотворении известный поэт В. А. Жуковский: « Сколь неизбежна власть твоя, Гроза преступников, невинных утешитель. О, совесть! Наших дел закон и обвинитель! »

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-16; Просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь