Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема исторической памяти.
(Наше настоящее неотделимо от прошедшего, которое постоянно напоминает о себе, хотим мы этого или нет). · Вышедшая в свет книга «Воспоминания детей военного Сталинграда» Людмилы Овчинниковой стала настоящим откровением не только для нынешнего поколения, но и для ветеранов войны. Автор описывает воспоминания детей военного Сталинграда. История человеческого горя и самопожертвования потрясла меня. Эта книга должна быть в каждой школьной библиотеке. Событиям героического прошлого не дано стереться из человеческой памяти. · Проблему исторической памяти поднимает в своей статье «Древняя Спарта» Л. А. Жуховицкий. Какую память оставили после себя великие древние государства? В течение долгих веков сохраняются, наряду с памятью о военной доблести, достижения науки, произведения искусства, отражающие «напряжённую духовную жизнь» людей; если Спарта не оставила после себя ничего, кроме славы, то «Афины заложили фундамент современной культуры». · В романе-эссе «Память» В. А. Чивилихин пытается вспомнить наше историческое прошлое. В центре произведения – русское героическое Средневековье, бессмертный урок истории, забывать о котором недопустимо. Писатель рассказывает о том, как грабительское степное войско 49 дней штурмовало и не могло взять лесной городок Козельск. Автор считает, что Козельск должен войти в историю наравне с такими гигантами, как Троя, Смоленск, Севастополь, Сталинград. · Сейчас многие вольно обращаются с историей. Ещё А. С. Пушкин заметил, что «неуважение к истории и к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». · Поэма А. С. Пушкина «Полтава» - героическая поэма. В центре её – изображение Полтавского боя как великого исторического события. Поэт считал, что русский народ, идя самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы. · Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». · Проблему исторической памяти поднимает В. А. Солоухин в своих публицистических произведениях. «Разрушая старину, всегда обрываем корни, но при этом, подобно деревцу, у которого каждый корневой волосок на счету», в тяжёлое время те самые корешки и волоски и создают всё сызнова, возрождают и дают новые силы». · Проблема утери «исторической памяти», стремительного исчезновения памятников культуры является общим делом, и решить её можно только сообща. В статье «Любовь, уважение, знание» академик Д. С. Лихачёв повествует о «невиданном поругании народной святыни» - взрыве чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону. У кого поднялась рука? Конечно, не у того, кто знает и чтит историю! «Историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ». А если память стирается, то люди, отдалённые от своей истории, становятся безучастными к свидетельствам прошлого. Поэтому память – основа совести и нравственности… · Человек, не знающий своего прошлого, не может считаться полноценным гражданином своей страны. Тема исторической памяти волновала А. Н. Толстого. В романе «Пётр I» автор изобразил крупного исторического деятеля. Его преобразования – осознанная историческая необходимость, реализация экономического развития страны. · Сегодня для нас очень важно воспитание памяти. В своём романе «Рой» С. А. Алексеев пишет о жителях российской деревни Стремянки, которые отправились в Сибирь в поисках лучшей жизни. Более трёх четвертей века стоит в Сибири новая Стремянка, а люди помнят её, мечтают вернуться на свою родину. Но молодёжь не понимает своих отцов и дедов. Поэтому Заварзин с трудом упрашивает своего сына Сергея съездить в прежнюю Стремянку. Эта встреча с родной землёй помогла Сергею прозреть. Он понял, что причины неудач и разлады в его жизни были от того, что не чувствовал он под собой опоры, не было у него своей Стремянки. · Когда мы говорим об исторической памяти, сразу вспоминается поэма А. Ахматовой «Реквием». Произведение стало памятником всем матерям, которые пережили страшные 30-е годы, и их сыновьям, жертвам репрессий. А. Ахматова видит свой долг человека и поэта в том, чтобы донести до потомков всю правду об эпохе сталинского безвременья. · Когда мы говорим об исторической памяти, сразу вспоминается поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти». Память, преемственность, долг стали основными понятиями поэмы. В третьей главе тема исторической памяти выходит на первый план. Поэт говорит о необходимости такой памяти в духовной жизни народа. Беспамятство опасно. Необходимо помнить о прошлом, чтобы не повторить его страшных ошибок. · Человек, не знающий своего прошлого, обречён на новые ошибки. Не может он считаться полноценным гражданином если не знает, что за государство Россия, её историю, людей, проливших кровь за нас, за потомков. Особое место в нашей литературе занимала тема Великой Отечественной войны. Мы узнаём о настоящей войне из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Нелепая и жестокая смерть девушек-зенитчиц не может оставить нас равнодушными. Ценой своей собственной жизни помогают старшине Васкову задержать немцев. · В автобиографической повести «Лето Господне» И. С. Шмелёв обратился к прошлому России и показал, как в патриархальный быт один за другим вплетаются русские праздники. Герой книги – хранитель и продолжатель традиций, носитель святости. Забвение предков, забвение традиций не принесёт России мира, мудрости, духовности и нравственности. Такова основная мысль автора. · Мы не можем лишиться памяти о войне. Уроки прошлого, книги о войне помогают нам в этом. Роман «Генерал и его армия» известного русского писателя Георгия Владимирова привлекает наше внимание обжигающей правдой о войне. Проблема неоднозначности человеческой натуры. · Можно ли считать большинство людей безусловно хорошими, добрыми или безусловно плохими, злыми? В произведении «Мой Марс» И. С. Шмелёв поднимает проблему неоднозначности человеческой натуры. Неоднозначность человеческой натуры проявляется в разных жизненных ситуациях; один и тот же человек часто раскрывается в обыденной жизни и в драматической ситуации с разных сторон.
IY. Семейные проблемы. Проблема отцов и детей. (Отцы и дети – вечная проблема, которая волновала писателей разных поколений). · Название романа И. С. Тургенева показывает, что эта проблема самая важная. Яркими представителями двух идейных течений являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. «Отцы» придерживались старых взглядов. Базаров, нигилист, представляет «новых людей». Взгляды Базарова и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Их конфликт был конфликтом двух мировоззрений. · Образ Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является в романе центральным. Но немаловажны и образы его престарелых родителей, которые души не чают в своём сыне. Казалось бы, Евгений равнодушен к своим старикам. Но в конце произведения мы убеждаемся, как трепетно Базаров относится к своим родителям. «Таких людей, как они, днём с огнём не найти», - говорит он перед смертью Анне Сергеевне Одинцовой. · Одной из самых важных граней проблемы отцов и детей является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстаёт перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его, чувствует свою вину перед ним, но всё же уехала, оставив отца одного. Для него это поступок дочери оказался большим ударом. Дуня чувствует и благодарность, и вину перед отцом, она приезжает к нему, но уже не застаёт его в живых. · Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя её новой. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни. Такова Кабаниха в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Она приказывает поступать лишь так, как хочет она. Кабанихе противостоит Катерина, которая идёт наперекор её правилам. Всё это и явилось причиной гибели Катерины. В её образе мы видим протест против родительских понятий нравственности. · Одно из столкновений отцов и детей происходит в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Фамусов учит жить Чацкого, то же высказывает свой отношение к жизни. Фамусову в отступлении от «завета отцов» уже мнится покушение на весь уклад их жизни, даже больше – неуважение моральных заветов, посягательство на моральные устои. Данный конфликт непримирим, потому что обе стороны глухи друг к другу. · Проблема взаимопонимания поколений отразилась в творчестве А. С. Грибоедова «Горе от ума». Представитель «века нынешнего» Чацкий, выразитель прогрессивных идей, вступает в конфликт с реакционным фамусовским обществом и его устоями «века минувшего». · Каждый из писателей по-своему видел конфликт отцов и детей. М. Ю. Лермонтов в уходящем поколении видел то лучшее, чего не находил в современниках: «Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее иль пусто, иль темно…» · Иногда, чтобы разрешить конфликтную ситуацию между отцами и детьми, достаточно бывает одного маленького шага друг к другу – любви. Непонимание между отцом и сыном разрешается самым неожиданным образом в произведении В. Г. Короленко «Дети подземелья». Вася, рассказчик всех событий, глубоко переживает смерть матери. Он любит и жалеет своего отца, но отец не подпускает его к себе. Понять друг друга помогает им совершенно чужой человек – пан Тыбурций. · Связь поколений не должна обрываться. Если юношеский максимализм не даёт объединить молодёжи два поколения, тогда мудрость старшего поколения должна сделать первый шаг навстречу. Г. И. Кабаев в своём стихотворении пишет: « Одной мы связаны судьбой, Одной семьёй, единой кровью… Потомки станут нам с тобой Надеждой, верой и любовью. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-16; Просмотров: 11535; Нарушение авторского права страницы