Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Занятие 6. Семья и сельская община.



Цель занятия: формирование представления об особенностях складывания и развития у восточных таких общественных институтов как семья и сельская община.

Задачи занятия:

¾ Дать определение понятиям семья и община, раскрыть их типы и разновидности;

¾ Рассмотреть проблему развития семьи у восточных славян так, как она показана в источниках;

¾ Определить место сельской общины в древнерусском обществе.

Вопросы для изучения и обсуждения:

1. Семья и община у восточных славян до образования государства.

2. Древнерусская семья по Русской Правде, ее типология.

3. Община в Древней Руси:

¾ территория, границы, соседи;

¾ система управления;

¾ хозяйственная деятельность, ее структура и механизм;

¾ место сельской общины в древнерусском обществе.

Практические задания

¾ Выделите в тексте ПВЛ те места, которые связаны с описанием семьи, семейных связей и т.п. у восточных славян до образования государства и позднее (оформите результаты письменно, не забудьте указать, каким временем датируется то или иное сообщение);

¾ Составьте перечень тех родственных связей, которые известны ПВЛ (например, жена, брат, дядя и т.п.);

¾ Выделите статьи Русской Правды (КП и ПП), которые содержат сведение о древнерусской семье, объясните, в контексте каких прецедентов она предстает (например, вопросы передачи собственности, кровной мести и т.п.);

¾ Составьте перечень тех родственных связей, которые известны Русской Правде;

¾ Проанализируйте полученный материал и подготовьте выступления: «Семья у восточных славян IX-XII вв. по ПВЛ» и «Древнерусская семья по Русской Правде».

Источники:

1) Памятники русского права. Вып. 1, 2. Под ред. С.В. Юшкова. – М., 1952, 1953.

2) Повесть временных лет: В двух частях / Подг. текста Д.С.Лихачева; пер. Д.С.Лихачева и Б.А. Романова; Под ред. В.П.Андриановой-Перетц. М.– Л., 1950.

3) Правда русская. Учебное пособие. Тт. 1-3. Под ред. акад. Б.Д. Грекова. М. – Л., 940 - 1963.

4) Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. – М., 1953.

Литература:

1. Вин Ю. Сельские общины в Западной Европе в период средневековья// ВИ. 1994. № 1.

2. Горемыкина В.И. Об общине и индивидуальном хозяйстве в Древней Руси // ИСССР. 1973. № 5.

3. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953.

4. Греков Б.Д. Крестьянство на Руси. Кн. 1. – М., 1952. Кн. 2. – М., 1954.

5. Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. – М., 1994.

6. История крестьянства СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции: В 5-ти томах. Т. 2.

7. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. – М., 1963.

8. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: (становление христианства на Руси). – М., 1988.

9. Рапов О.М. Была ли вервь «Русской Правды» патронимией? // Советская этнография. 1969. №3.

10. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. – Л., 1966.

11. Романова Е.Д. Свободный общинник В Русской Правде // ИСССР. 1961. №4

12. Свердлов М.Б. Семья и община в Древней Руси // ИСССР. 1981. № 3.

13. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. – Л., 1974.

14. Щапов Я.Н. О функциях общины в Древней Руси. Общество и государство феодальной России. – М., 1975.

15. Энгельс Ф. Марка // К.Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 19.

16. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К.Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 21.

Методические рекомендации

С самого начала работы над темой занятия хотелось бы посоветовать студенту задуматься над тем, каким образом сдвиги в поземельных отношениях могут влиять на социально-экономические перемены в аграрном обществе. Следующий вопрос, как историк может уловить происходящие перемены?

В отношении таких общественных институтов Древней Руси как община и семья исследователи констатируют чрезвычайную скудость источников. Лишь только некоторые сюжеты могут быть освещены более или менее глубоко. Выполняя практические задания, студент самостоятельно сможет сделать вывод об их содержании.

Изучение общины и семьи в рамках одного занятия обусловлено понятными причинами. Ясно, что изменение общинных форм сопряжено с развитием семьи и наоборот, преобразование семьи могло стать толчком к перестройке общины.

Как и прежде, не обойтись без теоретической подготовки. Студент должен знать и объяснять следующие понятия: большая семья, малая семья, неразделенная семья, патронимия, родовая община, земледельческая (сельская) община, соседская община, марка, вервь, задруга.

Рекомендуем начать изучение темы с проблемы появления и развития общинного землевладения, эволюции его форм, а затем перейти к типологии общин. Основу рассуждений студента должно составить осознание того, что для изучения общины у восточных славян в догосударственный период ведущими являются археологические источники. В своей совокупности они дают право считать восточнославянскую общину VI –VIII вв. продвинувшейся по пути к соседской, но на базе кровно-родственных, а не территориальных связей. Пестрота мнений в оценке археологических материалов заставляет ознакомиться с накопленным в отечественной историографии опытом интерпретации источников. Студенту должны быть известны взгляды таких исследователей как П.Н. Третьяков, Б.А. Рыбаков, М.О. Косвен, В.В. Седов, И.И. Ляпушкин, И.Я, Фроянов.

Следует помнить, что образование восточнославянского государства привело к существенным сдвигам внутри общинного устройства. Постепенно община меняет статус самостоятельного института, определяющего общественные отношения на объект экономических интересов феодалов. При исследовании общины Киевской Руси прежде всего стоит вопрос о верви. Следует обратить внимание на неоднозначность суждений о социальной сущности данного института. Расходятся мнения исследователей и по проблеме соотношения верви и мира – двух общностей, называемых Русской Правдой. В своих исследованиях историки поставили вопрос об отождествлении верви и большой семьи (см. ст. 19, 20 КП и 3 – 7 ПП). Вервь, как коллектив близких родственников, рассматривается некоторыми исследователями в составе статей о кровной мести и (незримо) в цикле статей о наследовании (например, ст. 32, 34 КП и 70, 73 – 25, 80, 90 – 95, 98 - 106 ПП).

Уловить признаки территориальной (соседской) общины по Русской Правде трудно, но возможно (см. ст. 14, 15 КП, 34-39, 77 ПП). Естественным кажется сопоставление города Русской Правды с относившейся к нему землей и раннесредневековой волости совокупности территориальных миров и кровнородственной верви. Один и тот же индивид являлся членом и соседской организации, и кровнородственной группы. Причем обе они признавались в качестве официальных институтов, выполняющих определенные публично-правовые функции. Сельская община пока еще не может называться крестьянской, она еще не отделилась от городской коммуны, этот процесс еще только нарождается.

Изучение вопроса общинной организации восточных славян обязательно выведет студента на проблему типологии восточнославянской семьи. В отечественной историографии сложилась традиция видеть в древнерусской семье малую или по-другому индивидуальную форму (см. работы Б.Д. Грекова). Несмотря на то, что существование большой семьи полностью не отрицалось, малая форма признавалась господствующей. Однако на сегодняшний день выводы исследователей не отличаются такой однозначностью.

Изучение семьи у восточных славян должно вынести на поверхность проблемы брака (в том числе многоженства), развода (в том числе права женщины покидать своего мужа), форм общежития, перечня родичей, известных источникам, права кровной мести и т.п.

Особенно интересен вопрос о кровной мести, так как он рассматривается в 1 статье Краткой и Пространной Правды. Есть мнение, что здесь зафиксирован семейный, а не родовой принцип мести (К.С. Аксаков, А.А. Зимин и др.). Интересно задуматься, например, над тем, насколько актуальной оставалась указанная статья во времена Пространной правды? Стоит обратить внимание на то, что вместо счета по материнской линии («сестрину сынови») появляется «братнюю сынови»; 40 гривен «за голову» заменяются 80-гривенной вирой за убийство «княжа мужа» и «тиуна княжа» и т.д. Изменился ли список родственников, обязанных мстить по Краткой и Пространной редакции Правды? Какую семью он собой олицетворял?

И.Я. Фроянов, например, считал необходимым отметить, что термины родства, применявшиеся в Древней Руси, значительно более разнообразны и богаче нынешних. П.А. Лавровский еще в к. XIX в. писал, что полнота родственных терминов, которые исследователю приходится собирать отрывками, относится к полному развитию семейно-родовой жизни, т.е. для членов в роде сама собой представлялась необходимость выделить из общего понятия «дядя» брата отца и брата матери, племянников и племянниц со стороны отца и стороны матери.

Попробуем заострить внимание студента на следующих моментах: С кого начинает статья о кровной мести перечислять мстителей – отца, сына, брата? С кем жили взрослые сыновья до смерти отца, судя по статьям, где обозначен порядок наследования?

Ответы на поставленные вопросы дадут возможность студенту самостоятельно прийти к выводу о том, какие формы семьи были наиболее характерны для Древнерусского общества.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь