Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Выходная карта (Этап размышления)
В конце урока учитель просит учащихся на маленьких листочках записать 3 тезиса. Первый: «Самая важная идея данного занятия». Второй: «Самая спорная мысль занятия». Третий: «Идея, которую я хотел бы обсудить на следующем занятии». Данные пункты могут варьироваться в зависимости от конкретных условий. Важно только, чтобы не терялась идея «выходной карты»: ученик подводит содержательный итог (резюме) всему занятию. Потенциал: тренирует умение находить и формулировать проблемы, определять самому дальнейшие содержательные ходы; дает возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика. Двойной дневник» (Этап осмысления) Двойной дневник выполняется следующим образом: страница делится пополам вертикальной чертой. В первой колонке студенты записывают фрагменты текста (цитаты, ключевые события, основные тезисы, центральные понятия и т. д.), во второй – собственные размышления по их поводу (понимание, интерпретацию, субъективное отношение, ассоциации и т. д.). Важно зафиксировать следующую принципиальную идею: первая графа – это всегда фрагменты текста, вторая - собственные мысли пишущего, его содержательное отношение к данному фрагменту. Фактически, двойной дневник – форма диалога автора и читателя. Потенциал: тренирует умение вычленять из текста цитаты, вырабатывает навык их интерпретации (понимания), способность формулировать и аргументировать собственную позицию. 8. ЗХУ (все три этапа) Работа имеет следующие этапы: 1. Заполнение графы: «знаю» (сбор всей информации, имеющейся у учащихся по данному вопросу). 2. Определение категорий, по которым распределяется вся имеющаяся информация (графа: «категории знания»). 3. Заполнение графы: «хочу узнать» (вопросы к тексту). 4. Чтение текста. 5. Заполнение графы: «узнал» (ответы на поставленные вопросы). 6. Возвращение к графе «хочу узнать» и выделение тех вопросов, ответы на которые не получены. 7. Заполнение графы: «источники информации», где называются те источники, из которых учащиеся смогут почерпнуть недостающую информацию. Потенциал: организует все 3 стадии понимания: (наглядно фиксирует все этапы «моего пути»), тренирует навык формулировки вопросов, умение классифицировать информацию; является одной из форм составления конспекта статьи (фиксация способствует запоминанию, организует рефлексию и постановку целей на будущее). 9. Концептуальная таблица (Осмысление, размышление) Таблица используется в тех случаях, когда предполагается сравнительный анализ двух или более объектов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Первый этап работы: определение тех параметров, по которым будет проводиться сравнение объектов. Далее: групповая, парная или индивидуальная работа по заполнению таблицы. Потенциал: формирует умение вычленять критерии сравнения и проводить сравнительный анализ объектов, организует осмысление текста, является одной из форм составления конспекта статьи. Синквейн (Размышление) Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Преподаватель называет тему для синквейна. Каждому студенту дается 5 минут, чтобы написать свой синквейн. Далее можно объединить учащихся в пары, с тем, чтобы они озвучили и обсудили свои синквейны. Можно обнародовать синквейны сразу на группу или на всю аудиторию. Правила написания синквейна: 1. В первой строчке одним словом (обычно существительным) называется тема. 2. Вторая строчка – это описание этой темы двумя прилагательными. 3. Третья строчка – это три глагола (или глагольные формы), называющие самые характерные действия предмета. 4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая личное отношение к теме. 5. Последняя строка – это синоним темы, подчеркивающий ее суть. Потенциал: является «простейшей» стихотворной формой: тренирует способность искать и находить самые адекватные, точные и лаконичные слова для выражения своей мысли, позволяет в художественной (личностной, творческой) форме «удержать», воспроизвести содержание занятия; тренирует навык различения смыслов. Чтение с остановками (Осмысление) Предварительно учитель делит текст на несколько частей. Основания такого деления могут быть разные. Текст делится на сюжетные эпизоды (события). Процесс чтения дробится: от остановки до остановки. Перед чтением преподаватель может задать вопрос: «О чем будет текст? » Свои прогнозы учащиеся основывают только на знании заглавия. Далее читается первый фрагмент. После этого преподаватель может спросить о том, чьи прогнозы оправдались, а чьи нет, и что будет дальше. Желательно все время следить за тем, чтобы ученики «не уходили» от текста, не фантазировали, а интерпретировали уже имеющиеся в тексте знаки и смыслы. Затем читается следующий фрагмент, делается остановка - и так до конца текста. Потенциал: дает возможность удерживать внимание на протяжении всего чтения текста; дают материал для обсуждения взаимосвязи эпизодов внутри текста; организует процесс параллельного обсуждения текста и собственного его восприятия; позволяет сделать процесс чтения увлекательным и интересным. Из опыта работы Урок литературы, 5 класс. Тема: Понятие о драме как роде литературы. Художественные условности драматического произведения. Разработка учителя русского языка и литературы Чепоровской средней школы Ростовского района Н.В. Куприяновой. Задачи образовательные: 1) дать понятие драмы и ее жанров; 2) выявить художественные особенности драматического произведения; 3) заинтересовать учащихся драматическим родом литературы. воспитательные: 1) формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа, самооценки; 2) формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение. развивающие: 1) развивать устную и письменную речь учащихся; 2) развивать умение работать с текстом.
Тип урока: Урок изучения теоретического понятия. Продолжительность урока – 1 час.
Ход урока: Стадия вызова. Учитель: Мы приступаем к необычным урокам, потому что главной особенностью литературных произведений, с которыми мы познакомимся, является не столько чтение, сколько их воспроизведение со сцены. Как вы думаете, о какого рода литературном произведении пойдет речь? (драматическом) Известно крылатое выражение, что вся жизнь – это театр, и человек в ней – актер. Действительно, ведь в реальной жизни мы играем разные социальные роли: то вы ученики, то дети, то друзья, то внуки, то просто прохожие, знакомые и незнакомые. И в каждой ситуации человек выбирает определенный тон и линию поведения, форму общения. Но есть в обществе группа людей, для которых каждый день играть какую-то роль для зрителей – это профессия. Я говорю о театре, древнейшем виде искусства, и об актерах. А театр начинается с литературы. Драматический, эстрадный, оперный – ни один из них не обойдется без слов. Итак, начнем. Прием «составление списка известной информации» - Я попрошу вас прочитать небольшую статью об одном из родов художественной литературы, о драме. Однако перед тем как читать, давайте немножко подумаем о драме. Возьмите лист бумаги и ручку. В течение 3-х минут запишите все, что вы знаете о драме. Важно писать все, что придет на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что вы записали, или нет. Важно записать как можно больше. Начинайте. (Разбиваю учащихся на пары) Прием «дискуссия в парах» - Теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно о драме. Даже если у вас возникнут определенные разногласия, тем не менее, запишите соображения, причем отметьте разногласия, исходя из того, что статья, возможно, прояснит некоторые из них. - А теперь поделитесь своими знаниями о драме. (По ходу ответов веду записи на листе бумаги)
Стадия осмысления Прием «ИНСЕРТ» - Теперь пора подготовиться к чтению статьи. Пока вы ее читаете, вы одновременно должны делать пометки на полях статьи. (Условные обозначения см. в разработке фрагмента урока) Их четыре: «V», «-», «+», «? » Они должны соответствовать вашим знаниям и пониманию. Совсем необязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. В конечном счете, вы отразите свое представление о драме в целом. Теперь начните читать статью, не забывайте при этом делать пометки. Драма – как один из родов художественной литературы существенно отличается от лирики и эпоса, прежде всего тем, что она предназначена для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия и внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах. Кроме того, искусство слова дополняется режиссерской трактовкой драматического произведения, актерской игрой: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория, музыка, шумы) усиливает впечатления от спектакля. Греческое слово drama означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряженно. В то же самое время сами события могут быть очень просты и обыкновенны (например, уроки Митрофанушки и т.д.), но каждое слово, каждое движение раскрывает характер персонажа, его пробуждения, общественное лицо, место в жизни. Основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как вид, жанр, а не род художественной литературы, о котором идет здесь речь), комедия. В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей.
Стадия рефлексии. Прием «дискуссия»: - Статья прочитана. Подумайте о том, что вы прочитали. Теперь возьмите список всего, что вы знали, или думали, что знаете о драме. Какие знания подтвердились? Какие представления не подтвердились? (учащиеся просматривают материал) - Снова перечитайте статью и посмотрите на свои пометки. - С чем вы согласны? Почему? (выслушиваются мнения) - С чем вы не согласны? Почему? (выслушиваются мнения) - Что вам было известно о драме? - Что явилось для вас новым?
Прием «сопоставление плана статьи» (работа в парах) - Просмотрите еще раз статью и, объединившись в пары, составьте ее план, озаглавив его «Художественные особенности драмы как рода». - Каковы художественные особенности драмы как рода? (отвечает один из пары). Если другие с чем-то не согласны, то после ответа они могут задать вопросы.
Д/З: 1) Составить синквейн, в основе которого будет слово «драма». 2) Прочитать материал учебника на стр. 248-249. 3) Ответить на вопросы на стр. 249. 4) Выучить определение драмы и ее художественные особенности.
Урок развития речи «Изложение с творческим заданием по рассказу О. Генри «Последний лист» (7 класс) Бахарева С.В., учитель русского языка и литературы МОУ Плещеевская ООШ Гаврилов-Ямского МР. Задачи: Образовательные: - формировать навыки устной и письменной речи; - совершенствовать умение строить сжатый текст, - развивать умение использовать авторские изобразительно-выразительные средства языка. Воспитательные: - способствовать воспитанию чувства сопереживания, ответственности за свои поступки. Развивающие: - способствовать развитию воображения, мышления; - развивать умения работы в команде; - развивать творческие способности. План занятия
Материалы для занятия Приложение 1 I этап. Вызов – Сегодня мы будем писать изложение по рассказу О. Генри «Последний лист». Давайте вспомним, что вы знаете об О. Генри после знакомства с биографией писателя на уроках литературы? (Мастер короткого рассказа. Писал юмористические рассказы. Самый известный рассказ – «Вождь краснокожих»…) – Подумайте, о чем может быть другой рассказ О. Генри – «Последний лист» (ученики пишут свои версии). Приложение 2 |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы