Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные правовые семьи народов мира
Одними из старейших правовых семей являются англосаксонская и романо-германская. «Они похожи тем, что развивались под воздействием христианской морали»1.
Англосаксонское право исторически сложилось в Англии, затем получило своераспространение в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других государствах, бывших колониях Великобритании. Его еще называют общим, так как оно действовало на территории всего средневекового английского королевства в X–XIII вв. в виде судеб-ных прецедентов и правовых обычаев, возникших помимо законодательства крупных феодалов (баронов). Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководство-вались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юри-дически принципы. Совокупность этих решений, принципов была обязательна для всех судов и составляла поэтому систему общего права. Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и в наличии в качестве источника права большого количества судебных решений (прецеден-тов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Вместе с тем уже около 200 лет наряду с общим правом в странах англосаксонской правовой семьи интенсивно развивается законодательство (статутное право), источником которого служат акты представительных органов государственной власти, что свидетель-ствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Например, начиная с конца XVIII в. и вплоть до второй половины XX в. в США на уровне отдельных штатов были разработаны и приняты «отраслевые» кодексы. Особая активность в области коди-фикации в течение XIX в. наблюдалась в штате Нью-Йорк, где были подготовлены, а час-тично и приняты, проекты гражданского, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального кодексов. В последующем они послужили своеобразным об-разцом для разработки и принятия соответствующих кодексов в других штатах2. Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 328.
См.: Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – С. 386–387.
Общая теория права
Кодификационная работа в США проводилась на уровне не только отдельных штатов, но и самой федерации. В результате этой деятельности 1909 г. был подготовлен и принят федеральный Уголовный кодекс. В 1926 г. разработан и одобрен федеральный Свод законов, состоящих из 50 «отраслевых» разделов (таких как «Война и национальная оборона», «Патенты», «Сельское хозяйство» и пр.), периодически обновляемых каждые шесть лет. После Второй мировой войны, в целях сближения и унификации законода-тельства отдельных штатов в США был одобрен единый Торговый кодекс (1952 г.), созда-ны так называемые типовые кодексы по уголовному, уголовно-процессуальному и неко-торым другим отраслям права1.
Однако несмотря на проводившуюся в течение длительного времени в Соединен-ных Штатах кодификационную работу, сама кодификация в сознании американского юридического сообщества всегда оставалась чужеродным явлением, некой фикцией, привнесенной извне, поскольку не законы или отдельные кодексы изначально опреде-ляют существо американской правовой системы, а принимаемые высшими судебными инстанциями страны решения.
Кроме того, как подмечает Рене Давид, говоря об американских кодексах, всегда следует иметь в виду, что они не «идентичны» европейским. «Их и толкуют иначе». В этих кодексах видят «просто плод консолидации, более или менее удачной, а не основу для вы-работки и развития нового права, как в странах романо-германской правовой семьи»2.
Презюмируется, что законодатель хотел воспроизвести в кодексе прежние нормы, созданные судной практикой. Закон не имеет смысла, пока он не истолкован судами. Су-дебные решения, не ссылающиеся на судебные прецеденты, а просто применяющие за-коны, носят исключительный характер3.
Романо-германская правовая семья берет свое начало от римского права(Iв.дон.э. – VI в. н.э.). В качестве основного источника она использует писаное право, т.е. юри-дические правила (нормы), сформированные в законодательных актах государства. Зако-нодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. Правоприменители, особенно суды, обязаны точно реализовывать эти об-щие нормы в конкретных судебных и административных решениях, что обеспечивает единообразие судебной и административной практики в масштабах всего государства.
Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики Верховного и Конституци-онного Судов. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не имеют права создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы госу-дарств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, Япония, Индонезия и др. Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на религи-озном регулировании общественных отношений. Выделяют мусульманскую, индусскую
иудейскую правовые семьи. мусульманской правовой семье источником права является Коран, сунна и ид-жма. Коран – это священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине, которые ему ниспослал Бог через святого духа. При жизни Мухаммеда Коран передавался только в устной форме – «чтецами», однако уже при первом халифе Абу Бакаре (632–634 гг. н.э.) бывший секре-тарь Мухаммеда Зайд ибн Сабит составил первый сводный текст Корана, а при третьем халифе Османе (ок. 651 г.) он же установил окончательную редакцию Корана, полностью вытеснившую другие версии. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, в Коране есть около пятисот нормативно-юридических установлений. Прави-ла поведения, закрепленные в Коране, именуются шариатом (путем следования для каж-дого мусульманина).
Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на основные положения и основополагающие идеи, содержащиеся в Коране. Среди них, прежде всего, необходимо проанализировать нормы о несравненном могуществе, абсолютной власти и авторитете Аллаха, который сотворил «небеса и землю истинной», «сотворил человека из капли», «И скот Он создал; для вас в нем – согревание и польза, от них вы питаетесь». На Аллахе «лежит направление к пути». Он «тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете». Аллах под-чинил вам «ночь и день, солнце и луну. И звезды подчинены Его велениям». Он знает все «про то, что в груди». «И говорит Он то, чего вы не знаете». Аллах – всепроникающий, сведущий. Он «тот, кто рассеял вас по земле, и к Нему вы вернетесь». Он «тот, кто растил вас и даровал вам слух, и зрение, и сердце». Аллах вам Господь. «Ему принадлежит власть, нет Божества, кроме Него! »1.
Коране содержатся также положения о чистоте и непререкаемости мусульман-ской веры, о непримиримости ее самой и ее носителей к другим верам и их носителям – «неверным». «О сыны Исраила! – говориться в связи с этим от имени Аллаха в суре 2, 38 (40). – Вспомните милость Мою, которую Я оказывал вам, и верно соблюдайте Мой завет. Тогда и Я буду соблюдать завет с вами. Меня страшитесь и веруйте в то, что Я ниспослал в подтверждение истинности того, что с вами. Не будьте первыми неверующими в это. И не покупайте за Мои знамения ничтожную цену и Меня бойтесь»2. Коран. – М., 1991. – С. 164, 287, 357, 358.
Там же. С. 14.
Общая теория права
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы