Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Моим опекуном становится Эйнштейн
Решив обосноваться в Берлине и брать уроки у Клинглера, я снял себе квартиру у одной седовласой вдовы и ее пожилой служанки. Обе женщины были туговаты на ухо и не проявляли недовольства по поводу моих музыкальных упражнений. Помимо этой удачи, мне повезло еще и в другом. Я познакомился с профессором медицины доктором Михаэлисом и его семьей, которые были очень добры ко мне. Когда профессор бывал в Японии, мы частенько приглашали его к себе домой и очень подружились. Получив затем приглашение на работу в Америке в должности декана университета Джона Хопкинса, он сказал мне: «Я уже больше не смогу посвящать вам время, поэтому я попросил своего друга приглядеть за вами». Этим другом оказался Альберт Эйнштейн, создатель теории относительности. Вот так, совершенно неожиданно, я познакомился и подружился с этим всемирно известным ученым и окружавшими его выдающимися людьми. Это одно из самых удивительных происшествий в моей жизни. В дальнейшем это знакомство помогло мне создать базу методики воспитания талантов и найти в себе силы, чтобы без всяких сомнений применить ее в работе с детьми. Мое знакомство с этим великим человеком началось так. «Все люди одинаковы, мадам» Еще до того как доктор Михаэлис отправился в Америку, он как-то раз давал обед, за которым следовал музыкальный вечер. Хотя я был и не самым лучшим скрипачом, меня тоже попросили выступить, и я сыграл одно из самых любимых своих произведений — концерт Бруха*, над которым как раз работал вместе с Клинглером. После концерта, за чаем, одна пожилая дама, сидевшая справа от Эйнштейна, сказала: «Я просто не в состоянии понять: Судзуки вырос в Японии, в обстановке, совершенно отличной от нашей, но в его исполнении я абсолютно ясно почувствовала немецкий дух Бруха. Как такое может быть? » После короткой паузы Эйнштейн, в то время еще молодой человек, годившийся ей в сыновья, ответил спокойным тоном: «Все люди одинаковы, мадам». Я был крайне тронут его замечанием. * Макс Брух (1838-1920), немецкий композитор, дирижер и скрипач. Прим. перев.
Ученые-виртуозы Эйнштейн часто приглашал меня на концерты. Он обычно звонил и говорил: «У меня есть билеты, приходите». Его хорошим другом был скрипач Буш (1891-1952). Эйнштейн всегда высоко отзывался о нем как о человеке и музыканте. Обычно перед концертом Буша Эйнштейн договаривался со мной по телефону, на какой автобусной остановке и в какое время мы встретимся. Как я ни старался приехать пораньше, этот выдающийся ученый всегда опережал меня. Несмотря на то, что я был всего лишь юнцом, он считал, что раз уж пригласил меня, то должен относиться ко мне как к гостю. Мне в таких случаях оставалось лишь смущенно раскланиваться. Доктор Михаэлис был блестящим пианистом. Он обычно аккомпанировал своей жене, которая обучалась вокалу в Венской музыкальной академии. Как-то раз на домашнем концерте жена шепнула ему, чтобы он играл на полтона ниже, так как она простужена. «Хорошо, дорогая», — ответил он и тут же начал аккомпанировать на полтона ниже. К тому же это была сложная пьеса Брамса, а играл он без нот. Я был просто поражен. Как и доктор Швейцер, который никак не мог решить, стать ли ему профессиональным пи- анистом или врачом, доктор Михаэлис тоже разрывался между музыкой и медициной. Эйнштейн был признанным виртуозом-скрипачом. Он нигде не появлялся без своей скрипки. Свои любимые вещи, например чакону Баха, он всегда исполнял с блеском, и я всегда поражался его легким и уверенным движениям пальцев. По сравнению с его игрой мое исполнение, несмотря на все старания и труды, выглядело довольно бледным. Импровизации юного Кауфмана Хотя ни Михаэлис, ни Эйнштейн не вели со мной долгих бесед о музыке, они постоянно демонстрировали мне, какую пользу изучение музыки может дать для личности. Но прежде чем я перейду к этой теме, мне хотелось бы рассказать об одном незабываемом событии. Однажды вечером в доме у Эйнштейна состоялся музыкальный вечер. Туда был приглашен восемнадцатилетний юноша, который учился в музыкальной академии по классу композиции (когда мне самому было восемнадцать лет, я еще только начинал учиться играть на скрипке). — Сегодня мы послушаем импровизации Кауфмана, — объявил Эйнштейн и наиграл на пианино коротенькую музыкальную тему. Кауфман встал и сказал:
— Я начну с ранних композиторов. Для начала — фуга в стиле Баха. Я был поражен. Он уверенно и бегло начал играть заданную Эйнштейном тему, используя не только баховские гармонии, но и стиль, который весьма напоминал самого Баха. Когда фуга в стиле Баха была закончена, кто-то предложил: — А как насчет Шопена? — Хорошо, сейчас будет в стиле Шопена, — ответил тот и начал играть ноктюрн на ту же самую тему Эйнштейна, которая звучала теперь вполне по-шопеновски, излучая изящную грусть. Затем таким же образом он обработал эту тему в стиле Брамса, Бетховена, Иоганна Штрауса и Малера. Такие вещи невозможны, если не знать в совершенстве творчество этих композиторов и их стили. Тот факт, что Кауфман импровизировал быстро и без малейших усилий, доказывал его уверенность в себе и музыкальное чутье. Я не хочу здесь обсуждать вопрос, могли ли удивительные импровизаторские способности Кауфмана сделать из него выдающегося композитора, но меня глубоко поразил его талант и особенно то, что этот талант можно в себе развить. Не только Эйнштейн, но и все, входившие в тесный круг его общения, были выдающимися людьми в своих сферах деятельности. Все они любили искусство и отличались невероятной скромностью и добротой. Среди них я был начинающим студентом, не блиставшим какими-то особыми талантами, но ни разу они не дали мне этого почувствовать. Никто не относился ко мне свысока, все проявляли ко мне душевную теплоту и старались, чтобы я чувствовал себя уютно в их кругу. Я был очень тронут их постоянными усилиями вовлечь меня в беседу, чтобы мне не было скучно. Гармония... Чтобы достичь ее, один человек постоянно должен уступать другому, и благородство его проявляется тем больше, чем чаще он уступает вместо того, чтобы вынуждать делать это других. Другим путем к гармонии не придешь. Все это я усвоил, общаясь с Эйнштейном и его друзьями, собиравшимися у него в доме, чтобы побеседовать и помузицировать. Я бы хотел, чтобы японские дети, когда они вырастут, могли доставить себе такое же удовольствие в жизни, как эти берлинские интеллектуалы с тонкими эмоциями. Это моя мечта. Цель методики воспитания талантов состоит не в том, чтобы сделать из них профессиональных музыкантов, а в том, чтобы развить их чувства, которые они могли бы проявить в любой сфере деятельности. Замечательным примером этого являлся доктор Михаэлис. Где-то мне довелось
услышать выражение «безупречная красота математики Эйнштейна». Я уверен, что красота его концепций берет свое начало в его музыкальных способностях. Эйнштейну было шестнадцать лет, когда ему пришла в голову идея, совершившая впоследствии революцию в мире физики, и он сам говорил позднее: «Эта мысль пришла ко мне интуитивно, а движущей силой интуиции была музыка. Родители отдали меня учиться игре на скрипке, когда мне было шесть лет. Мое новое открытие стало результатом музыкального восприятия». Таким образом, все восемь лет в Берлине я провел в обществе людей, обладавших высоким интеллектом, чутьем и добротой. На одном из таких домашних концертов я познакомился и со своей будущей женой. Мы поженились еще до того, как кончился срок моего пребывания в Германии... И хотя игра многих выдающихся исполнителей, которых мне довелось услышать в то время, порой приводила меня в отчаяние, заставляя усомниться в собственных способностях, она привела меня к пониманию того, что на самом деле представляет собой подлинное искусство. Концерты, которые я посетил в Берлине, до сих пор живы в моей памяти, и воспоминания о них с годами становятся только ярче и яснее. Глазунов дирижирует Берлинским филармоническим оркестром, исполняющим его собственные произведения... Скрипачка Цецилия Ханзен... Великий композитор Рихард Штраус и его непередаваемая манера дирижирования... Концерт, на котором Масканьи руководит хором из тысячи человек... Игра Бузони, вызывавшая ощущение созерцания вечерней порой прекрасных нежных белых лилий в саду. Рояль под руками Бузони в Берлинской филармонии звучал совершенно необычно — казалось, что сам Бетховен рассказывает нам о своем одиночестве... Серия воскресных концертов, на которых знаменитый Шнабель исполнял все бет-ховенские сонаты... Фуртвенглер, которого мне так часто доводилось слышать — он был главным дирижером Берлинского симфонического оркестра... Концерт Общества современной музыки, представлявшего слушателям образцы современного музыкального творчества всего мира. Особенное впечатление произвела на меня симфоническая поэма Шенберга «Пеллеас и Мелисанда». Но больше всего меня захватила музыка Моцарта, которую однажды вечером в Певческой академии исполнял квартет Клинглера. Вся программа вечера состояла только из Моцарта. А когда зазвучал квинтет для кларнета (ля-мажор, оп. 581), со мной произошло то, чего никогда не случалось раньше. Я просто застыл, будучи не в силах пошевелиться.
Во власти вечной любви Именно Моцарт научил меня истинной любви, вере, доброте и красоте. Я до сих пор чувствую, что Моцарт руководит всеми моими поступками, что он оставил мне наследство и я от его имени работаю во имя счастья детей. А все началось с квинтета Моцарта для кларнета, который исполнял квартет Клинглера. В тот вечер я весь растворился в Моцарте и не осознавал ни окружающей обстановки, ни самого себя. После выступления я попытался аплодировать, но не чувствовал своих рук и не мог даже пошевелить ими. Пока продолжалась овация, я сидел словно в трансе. В конце концов руки вновь начали слушаться меня, но я по-прежнему сидел, глядя в пространство перед собой. Душа была переполнена неописуемой возвышенной радостью. Мне удалось прикоснуться к духовному миру Моцарта. Впервые в жизни сквозь звуки музыки я почувствовал биение красоты человеческого духа. Во мне все горело. Я вышел за пределы своей физической оболочки. В ту ночь я не сомкнул глаз. Моцарт, этот великий человек, явил мне бессмертный свет. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы