Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Настало время выбрать для Кодзи лучшего учителя
Способности растут по мере тренировки... После того как мальчики уехали на радио, я вновь подумал: «Ведь я только вчера дал им ноты концерта. Они его не знали, но сыграли сегодня по памяти, не испытывая ни неуверенности, ни страха». Мой эксперимент удался. Передача по радио прошла прекрасно. Мы слушали ее всей семьей и радовались за ребят. Сегодня оба они — известные музыканты. Интересно, помнят ли они еще об этом эпизоде? Разумеется, их приняли в школу воспитания талантов без всяких экзаменов, и всю подготовку они получили в ее стенах. Как уже говорилось, я не считаю большой талант исключительным даром. Каждый человек, получивший подобную подготовку, может проявить талант и располагает для этого всем необходимым потенциалом. Кодзи и Кендзи — это всего лишь два примера из многих. Тем временем Кодзи, воспитывавшемуся в нашей семье на правах ее полноправного члена, исполнилось девятнадцать лет. Настало время подобрать для него хорошего учителя. Я остановил свой выбор на румынском музыканте Джордже Энеску (1881-1955), одном из самых видных дирижеров и скрипачей двадцатого века. «У меня нет слов...» Энеску был уже в преклонном возрасте, но я знал, что он по-прежнему в Париже. Мне очень хотелось, чтобы Кодзи поехал в Париж и учился там под руководством этой выдающейся личности и замечательного музыканта. В ноябре 1952 года, за три года до смерти Энеску, я получил от Кодзи следующее известие: «Я сдал вступительные экзамены в Парижскую консерваторию. Теперь мой учитель — профессор Бене-детти. От одного знакомого я узнал, что профессор Энеску болен и не берет учеников». «У меня нет слов, — написал я ему в ответном письме. — Я просто не знаю, что сказать. Ведь я тебя отправил в Париж, чтобы ты учился под руководством Энеску. Неужели ты услышал от какого-то знакомого, что профессор Энеску болен, и не убедился сам, что с ним? Ты уехал из Японии только для того, чтобы заниматься с этим педагогом. Если ты уважаешь своего учи-
теля, то не должен пользоваться слухами, а обязан сам разузнать все обстоятельства независимо от того, будешь ли ты у него заниматься. Это же совсем другое дело». Через некоторое время от Кодзи пришло радостное и трогательное послание: «Я получил ваше письмо и многое понял, читая его. Я узнал адрес профессора Энеску и сразу же отправился к нему. Он принял меня. Это великий и чудесный человек. Несмотря на преклонный возраст и некоторую слабость, он предложил мне сыграть для него. Я исполнил для него чакону Баха. Когда я закончил, маэстро сказал: " Я был бы рад позаниматься с вами. Но в данный момент вы — ученик Бенедетти, и я считаю, что было бы бестактно переманивать у него учеников. Когда закончите Парижскую консерваторию, я с радостью приму вас". Профессор, я приложу все силы, чтобы закончить консерваторию как можно быстрее». Я послал Кодзи ответ: «Дорогой Кодзи, спасибо тебе за письмо... Видишь, как полезно было навестить профессора Энеску? Когда-нибудь ты поймешь, что самое высокое благословение человек получает в жизни от встреч с людьми, наделенными высоким гуманизмом и чистой благородной душой. Ценность твоей собственной личности будет определяться той степенью их величия и красоты их характера, которые тебе удастся впитать. Однако для усвоения этих качеств от тебя потребуются смирение и рассудительность, которые возникают только на основе честности, любви и знаний. То, что ты будешь находиться рядом с профессором Энеску, добавляет мне уверенности и радости. Возможно, я желаю слишком многого, но мне хотелось бы, чтобы рядом с тобой был еще один человек — доктор Швейцер. Это было бы вообще прекрасно. Но какой бы высокой оценки ни заслуживали окружающие тебя люди, лишь от тебя зависит, научишься ли ты от них чему-либо. Только добившись в этом успеха, ты сможешь полностью реализовать преимущества подобного знакомства. Будь всегда скромен, ибо гордость мешает восприятию истины и величия. Пожалуйста, никогда не забывай этого». Кодзи заканчивает курс Парижской консерватории за полгода Спустя полгода состоялись выпускные экзамены в Парижской консерватории. Кодзи сумел одолеть курс обучения в невероятно короткий срок — всего за шесть месяцев. Любого другого порадовал бы сам факт окончания такого знаменитого учебного заведения, но для Кодзи радость заключалась не столько в получении диплома,
сколько в возможности стать учеником профессора Энеску. Эта учеба продолжалась на протяжении двух последующих лет, вплоть до самой смерти великого мастера. Кодзи был уже взрослым, когда умер профессор Энеску, и поэтому был в состоянии сам выбрать себе наставника. Его выбор пал на Артура Грумьо, преподавателя Королевской музыкальной школы в Брюсселе, который, кроме того, давал сольные концерты, много записывался и был в то время, пожалуй, самым сильным скрипачом в Европе. Услышав игру Грумьо на концерте, Кодзи решил, что должен стать его учеником. И Кодзи стал для Грумьо учеником номер один. У него были два любимых ученика, к которым он особенно привязался, и оба были японцами. Оба учились у меня с детства. Излишне говорить, что одним из них был Кодзи Тойода. Второй ученицей Грумьо стала Томико Сида, завоевавшая в 1963 году высший приз Международного музыкального конкурса в Мюнхене. В 1964 году, когда Грумьо вместе с женой посетил Японию по приглашению международного фестиваля, проводившегося в Осаке, он приехал в Мацумото, и там я впервые встретился с иностранным наставником моих бывших учеников. Какое счастье познакомиться с таким добрым и отзывчивым человеком, чья личность отмечена благородным духом, человечностью и естественностью! Я был очень рад за Кодзи и Томико, зная, что они находятся теперь в хороших руках. Томико Сида и до отъезда за границу играла прекрасно, и я был счастлив, что она нашла учителя, который сможет до совершенства отшлифовать ее способности. Чтобы достичь высот искусства и обрести музыкальное чутье, абсолютно необходима чистота духа. В 1960 году с Томико Сида произошел следующий случай. Играй для Шоссона На занятия в летнюю школу воспитания талантов в Мацумото со всех концов Японии приезжают около тысячи человек — учеников и их родителей. Каждый вечер даются концерты. Прежде чем отправиться в Европу, Томико в соответствии с программой нужно было сыграть «Поэму» Шоссона*. Незадолго до выступления она вдруг сказала мне: «Профессор, эта вещь такая трудная, я боюсь». Я ответил ей: «Чего ты боишься? Эту чудную пьесу ты будешь играть не для публики. Тебе не потребуется демонстрировать перед ней * Эрнест Шоссон (1855-1899), французский композитор, ученик Ж. Массне и С. Франка. — Прим. пврев.
свое умение. Прекрати и думать об этом. Если ты сделаешь ошибку, просто еще раз повтори этот пассаж. Сегодня ты будешь играть для духа самого Шоссона. В этой пьесе есть поэзия, сердце, вдохновение. Соедини их со своими — и играй, ничего не боясь. Думай только о том, что в мире нет никого, кроме тебя и Шоссона». В тот вечер она играла поистине превосходно. Я даже прослезился, выйдя на сцену, чтобы пожать ей руку. Позднее она стала одной из лучших учениц Грумьо. Глупо жаловаться На отсутствие таланта Когда мне исполнилось двадцать лет, я отправился на учебу в Берлин и провел там немало лет. Я хотел найти самого лучшего преподавателя игры на скрипке и нашел его в лице профессора Карла Клинглера. Профессор задавал мне на дом трудные музыкальные пьесы. Я упражнялся каждый день по пять часов, но, как ни старался, никакого прогресса не наблюдалось. Я будто уперся лбом в стену. Во мне поднималось отчаяние: «Все бесполезно, у меня нет таланта». Попутно я ходил на концерты великих музыкантов, которые приносили мне еще большее разочарование. Когда я слушал знаменитый Берлинский филармонический оркестр, составлен- ный из множества блестящих исполнителей, то чувствовал себя совершенно несчастным и беспомощным. Я говорил себе: «При отсутствии таланта даже ежедневная упорная работа ничего не стоит». Мне хотелось умереть. Такие чувства в большей или меньшей степени посещают каждого молодого человека, особенно тех, кто близко соприкасается с искусством. Видя талант предшественников и сравнивая его со своими способностями, слыша на каждом шагу, что талант дается от рождения, молодой человек легко впадает в меланхолию и отчаяние. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы