Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ ВОЛЕЙБОЛ



ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методические указания к практическим занятиям по изучению правил соревнования и методики судейства по волейболу.

100 вопросов и ответов.

 

Чебоксары

 

Составитель М.Н. Чапурин

Рецензенты: зав. кафедрой спортдисциплин ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, доктор пед. наук Г.Л. Драндров, зав. кафедрой физвоспитания ЧГСХА, доцент А.А. Алексеев

 

ББК Ч-515.567 р 30

 

Ответственный редактор: канд. биол. наук, доцент Е.Н. Симзяева.

 

 

Утверждено Методическим советом Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации

 

Физическая культура: Методические указания к практическим занятиям по изучению правил соревнования и методики судейства по волейболу. 100 вопросов и ответов. / Сост. М.Н. Чапурин. – Чебоксары: ЧКИ РУК. Новое время, 2007. – 110 с.

 

Правила соревнований – это кодекс любого вида спорта, в частности волейбола. Они являются одной из основ формирования технической, тактической и психологической подготовки игроков. Знания правил соревнований и методики судейства позволят студентам глубже вникнуть в суть игры, разобраться в ее тонкостях, приобрести умения и навыки судьи по волейболу.

 

Предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения, а также преподавателей физической культуры, тренеров и судей.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ ВОЛЕЙБОЛ

 

Волейбол – один из самых доступных и распространенных видов командной спортивной игры. Эта игра благоприятна для здоровья как для детей и юношества, так и для людей старшего и преклонного возрастов. Каждый, кто занимается этой игрой, полон задора и радости движений, не расстается с ней в течение всей своей жизни.

Волейбол – это отличное средство приобщения человека к систематическим занятиям физической культурой и спортом, активного отдыха. Поэтому, данный вид спорта, успешно осваивается, как учебный предмет, не только студентами институтов физкультуры и факультетов физического воспитания пединститутов, но с удовольствием изучается студентами нефизкультурных вузов, воспитывая такие моральные и физические качества, как прыгучесть, быстроту, ловкость, силу, вариативность и гибкость мышления, взаимопомощь и взаимовыручку, ответственность.

В волейболе две команды ведут борьбу на специальной площадке, разделенной на две равные части сеткой. Цель игры заключается в том, чтобы направить мяч через сетку на сторону соперника, так чтобы он коснулся его площадки, и предотвратить такую же попытку со стороны противоположной команды. Для организации защитных и атакующих действий каждая команда может касаться мяча три раза (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке).

Игровые действия начинаются с ведения мяча в игру с подачи: подающий игрок ударом одной рукой направляет мяч через сетку на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его падения на площадку, или выхода мяча за пределы площадки, или ошибки одной из команд. Если подающая команда выигрывает розыгрыш, то она получает очко и продолжает подавать. Когда выигрывает розыгрыш принимающая команда, она получает очко и право на подачу, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.

Каждый матч играется из трех или пяти партий в зависимости от ранга соревнований или в зависимости от того, как составлено организаторами положение (условие проведения) о соревновании. Команда, выигравшая две (если игры проходят из трех партий) или три партии считается победителем игры. Партия (кроме решающей 3-й или 5-й) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом в 2 очка. В случае равного счета 24 – 24, игра продолжается до достижения, одной из команд, преимущества в счете в 2 очка (26 -24; 27 – 25; …). При счете партий 2 – 2 (1 -1), решающая партия (третья или пятая) играется до 15 очков с минимальным преимуществом одной из команд в 2 очка. Так же, в решающей партии, при наборе одной из команд 8 очков, происходит смена площадок командами, игроки располагаются в тех же зонах, где играли до смены, перерыва, при данной смене площадок, у команд нет, т.е. игра возобновляется сразу же после смены площадок.

 

 

ПЛОЩАДКА, СЕТКА И МЯЧ

 

Вопрос № 1. Что такое игровое поле в волейболе?

 

В волейболе игровое поле включает в себя игровую площадку и свободную зону вокруг этой площадки (рис. 1). Цвета игровой площадки и свободной зоны должны отличаться друг от друга, ограничительные линии должны быть белого цвета. Температура воздуха в помещении, где находится игровое поле, должна быть не ниже 10 и не выше 25 градусов, а освещение на высоте одного метра от поверхности игрового поля – от 500-1500 люкс.

 

 

Рис. 1

 

Вопрос № 2. Каковы размеры игровой площадки?

 

Игровая площадка представляет собой прямоугольник, размерами, 18 метров в длину и 9 метров в ширину (рис. 2). Поверхность игровой площадки (деревянная или синтетическая) должна быть ровной, плоской, горизонтальной и однообразной. Она не должна представлять никакой опасности для игроков. Площадка ограничивается двумя боковыми и двумя лицевыми линиями, которые входят в размер игровой площадки (ширина всех линий в волейболе 5 см). Кроме того, есть средняя линия, ось которой проходит под сеткой (от одной боковой линии до середины другой) и делит всю площадку на два равных квадрата размерами 9 на 9 метров. От оси средней линии в трех метрах, на каждой стороне площадки, находится линия атаки. Линия атаки продолжается за пределами игровой площадки прерывистыми линиями от боковых сторон, пятью короткими 15-сантиметровыми линиями, нанесенными через 20 см, общей длиной 1, 75 м.

 

Рис. 2

Вопрос № 3. Каковы размеры свободной зоны?

 

Свободная зона располагается вокруг игровой площадки (рис. 1). От боковых линий игровой площадки в сторону 3 – 5м и от лицевых линий – 5-8м. высота свободного пространства над игровым полем – 12, 5 м. Кроме того, организаторы соревнований могут указать минимальные размеры свободной зоны и высоты свободного пространства над игровым полем в положении о соревнованиях.

 

Вопрос №4. Какие зоны имеются на игровом поле?

 

На игровом поле (рис.1) есть следующие зоны:

1) передняя зона (зона атаки), которая простирается и за боковыми линиями до конца свободной зоны, ограниченна осью средней линии и линией атаки, причем, ширина линии атаки входит в зону атаки;

2) задняя зона ( зона защиты), ограниченная краем линии атаки и внешним краем лицевой линии;

3) зона подачи – этот участок шириной 9 метров находится за каждой лицевой линией. По бокам она ограничена двумя короткими линиями длиной 15 см каждая, нанесенными на расстоянии 20 см от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии входят в ширину зоны подачи. В глубину зона подачи простирается до конца свободной зоны;

4) зона замены – это часть свободной зоны, ограниченная пунктирным продолжением средней линии и линии атаки до столика секретаря;

5) зона разминки запасных игроков во время игры – находится за пределами свободной зоны в обоих углах со стороны скамеек команд, ее размеры 3 на 3 метра;

6) зона для удаленных участников игры – оборудуется стульями, расположена в свободной зоне за продолжением лицевой линии с каждой стороны площадки и ограничена красной линией.

 

 

Вопрос № 6. Какова высота сетки?

 

Для различных возрастных групп, занимающихся волейболом, устанавливается своя высота сетки (смотреть таблицу)

 

Занимающиеся 11 – 12 лет 13 – 14 лет 15 – 16 лет 17 лет и старше
Юноши (муж) 220 см 230 см 240 см 243 см (муж)
Девушки (жен) 200 см 210 см 220 см 224 см (жен)

 

Высота сетки измеряется в середине игровой площадки. Высота сетки (над боковыми линиями) должна быть совершенна одинакова и не должна превышать установленную высоту более чем на 2 см, т.е. по краям (около антенн) высота сетки может быть выше чем в середине, но не более 2 см.

 

УЧАСТНИКИ ИГРЫ

Волейбольная команда и ее состав

 

Вопрос № 11. Кто является руководителем команды?

В руководство команды входят: тренер (старший тренер), помощник тренера и капитан команды. Они отвечают за поведение и дисциплину всех членов команды.

 

Судейская коллегия, судейская бригада, процедуры и обязанности судей

Неявка и неполная команда

Жеребьевка

 

Разминка команд

Расстановка команды

ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ

Замены игроков

Перерывы и задержки в игре

Различные игровые состояния

Но правила разрешают касаться площадки соперника стопой (стопами) при условии, что какая – нибудь часть стопы (стоп) касается средней линии или находится прямо над ней (проекция). Но если у игрока стопы полностью переходят на сторону соперника, то это считается ошибкой. Кроме того, разрешается касаться площадки соперника любой частью тела (кроме стоп) если это не мешает ее игрокам вести игровую борьбу.

Также, игрок во время розыгрыша мяча может под сеткой (через среднюю линию) проникнуть в свободную зону соперника, не касаясь его игровой площадки, при условии, что данное проникновение не мешает игре соперника.

Также, считается ошибкой касание средней и нижней части сетки, если игрок умышленно упирается на нее с целью остановки своего движения или для выполнения технического элемента, или стягивает ее к низу, уменьшая высоту сетки.

Игрок после выполнения удара по мячу в ходе розыгрыша может касаться волейбольных стоек, шнуров, а так же любого другого предмета за пределами общей длины сетки, при условии, что это не мешает игре.

Важно учесть следующее, что касание сеткой игрока, которая вызвана попаданием мяча в нее (в сетку) в следствии сильного удара, или какого – нибудь другого действия, не является ошибкой.

 

 

Правила подачи

Лишь только после выполнения удара по мячу на подаче разрешается игрокам обеих команд перемещаться в любом направлении в пределах собственного игрового поля и играть в любой позиции, выполняя разные функции, в рамках правил.

Правила при блокировании

 

 

В том случае, когда, две и более команд, набирают одинаковое количество очков, то сперва считают разницу соотношений между выигранными и проигранными партиями в турнире (в соревновании), т.е. делят количество выигранных партий в турнире на проигранные. Чей результат окажется выше, та команда и займет, в турнирной таблице, более высокое место.

Для 3 и 4 команд

  1-й день   2-й день   3-й день
1 – (4) (4) – 3 2 – (4)
2 – 3 1 - 2 3 - 1

 

Для 5 и 6 команд

 

1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день
1 – (6) (6) – 4 2 – (6) (6) – 5 3 – (6)
2 – 5 5 – 3 3 – 1 1 – 4 4 – 2
3 – 4 1 - 2 4 – 5 2 – 3 5 – 1

 

Для 7 и 8 команд

 

1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день
1 – (8) (8) – 5 2 – (8) (8) – 6 3 – (8)
2 – 7 6 – 4 3 – 1 7 – 5 4 – 2
3 – 6 7 – 3 4 – 7 1 – 4 5 – 1
4 – 6 1 - 2 5 - 6 2 – 3 6 – 7

 

6-й день 7-й день
(8) – 7 4 – (8)
1 – 6 5 – 3
2 – 5 6 – 2
3 – 4 7 - 1

 

Для 9 и 10 команд

1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день
1 – (10) (10) – 6 2 – (10) (10) – 7 3 – (10)
2 – 9 7 – 5 3 – 1 8 – 6 4 – 2
3 – 8 8 – 4 4 – 9 9 – 5 5 – 1
4 – 7 9 – 3 5 – 8 1 – 4 6 – 9
5 – 6 1 - 2 6 - 7 2 – 3 7 – 8

 

6-й день 7-й день 8-й день 9-й день
(10) – 8 4 – (10) (10) – 9 5 – (10)
9 – 7 5 – 3 1 – 8 6 – 4
1 – 6 6 – 2 2 – 7 7 – 3
3 – 4 8 – 9 4 – 5 9 – 1
2 – 5 1 - 7 3 - 6 8 – 2

Для 11 и 12 команд

1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день
1 – (12) (12) – 7 2 – (12) (12) – 8 3 – (12)
2 – 11 8 – 6 3 – 1 9 – 7 4 – 2
3 – 10 9 – 5 4 – 11 10 – 6 5 – 1
4 – 9 10 – 4 5 – 10 11 – 5 6 – 11
5 – 8 11 – 3 6 – 9 1 – 4 7 – 10
6 – 7 1 - 2 7 - 8 2 – 3 8 – 9

 

6-й день 7-й день 8-й день 9-й день 10-й день
(12) – 9 4 – (12) (12) – 10 5 – (12) (12) – 11
10 – 8 5 – 3 11 – 9 6 – 4 1 – 10
11 – 7 6 – 2 1 – 8 7 – 3 2 – 9
1 – 6 7 – 1 2 – 7 8 – 2 3 – 8
2 – 5 8 – 11 3 – 6 9 – 1 4 - 7
3 – 4 9 - 10 4 - 5 10 – 11 5 – 6

 

11-й день
6 – (12)
7 – 5
8 – 4
9 – 3
10 – 2
11 – 1

 

Вопрос № 96. Каким образом составляется расписание игр и таблица соревнования при игре с выбыванием?

При проведении соревнований этим способом (с выбыванием) каждая команда выбывает после первого проигрыша.

При составлении расписания игр и таблицы соревнования, необходимо, в ходе проведения жеребьевки, определить порядковый номер команды (количество номеров зависит от количества команд – участниц). Если число участвующих команд кратно степени двух (4, 8, 16, 32 и т.д.), то названия команд располагают в таблице сверху вниз в порядке, определенном жребием. Первая команда играет со второй, третья – с четвертой и т.д. В игру вступают все команды-участницы. Победители первого круга играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз. Круг, в котором встречаются 8 команд, называют четверть финалом; круг встреч четырех команд – полуфиналом и, наконец, решающие матчи двух лучших команд – финалом. Команда, выигравшая финальную встречу, становится победительницей соревнований. Далее приводится таблица для четного количества команд, в частности, для восьми.

Для 8 команд

 

1-й круг (четвертьфинал) 2-й круг (полуфинал) 3-й круг (финал)

Если число участвующих команд не кратно двум, то часть из них (в зависимости от номеров, получаемых в жеребьевке) вступает в игру со второго круга. Число команд, играющих в первом круге, определяют по формуле (п-2*) х 2, где «п» - число команд-участниц; «*» - степень (число в квадрате или в кубе), дающая число, максимально приближенное к «п».

Например, если в соревнованиях участвуют 11 команд, то в первый день встречаются 6 команд: (11-8)х2. Число 8 (близкое к 11) образуется при возведении 2 в куб.

 

Для 11 команд

 

1-й круг 2-й круг 3-й круг 4-й круг

 

Для команд, вступающих в игру со второго круга, отводят крайние верхние и крайние нижние номера. Все номера распределяют, как и для играющих в первом круге, поровну между командами из верхней и нижней половины таблицы. Если же число участвующих команд нечетное, то команд, вступающих в игру со второго круга, в нижней половине таблицы будет на одну больше, чем вверхней. Пар, играющих в первом круге, наоборот, будет на одну больше в верхней половине таблицы.

Число команд, вступающих в соревнование со второго круга, расстановка их в верхней и нижней половине таблице, а также число команд, играющих в первом круге, приведены в таблице:

 

Общее число команд-участниц Число команд, играющих в первом круге Число команд, вступающих в борьбу со второго круга
всего «сверху» «снизу»
- - -
- -
- - -
-
- - -

 

В течение матча

 

В течение матча секретарь осуществляет следующие процедуры (рис. 20):

3.1. В верхней части прямоугольника «партия 1» в клетке «начало» отмечает время, когда произведена первая подача (начало партии). Пример: 16.00 (действительное время начала в часах и минутах)

3.2. Он проверяет порядок подачи, в соответствии с порядком, с которым игроки записаны под римскими номерами I…IV во второй строке прямоугольника «партия 1» и которому они должны следовать и, в случае нарушения его, немедленно после удара на подаче указывает судьям на его нарушение (используя зуммер или иное звуковое устройство).

3.3. Он записывает подачи каждого игрока и контролирует результат каждой подачи последовательно в клетках 1…8 в колонке, в которой записан номер подачи, соответствующий 4 строкам в разделе «круг подачи» в левой части поля для записи партии. Процедура записи следующая:

а) первая подача отмечается перечеркиванием («\») номера в клетке в колонке подающего игрока, как только команда теряет подачу, он записывает в клетке общий счет очков, выигранных подающей командой к этому моменту партии;

б) затем секретарь перечеркивает «Х» клетку с цифрой 1 в колонке под римской цифрой I у команды, которая принимала первую подачу; потом эта команда делает переход, и подает игрок, который записан в колонке под римской цифрой II; цифра в клеточке 1 колонки II отмечается «\»;

в) правее колонок I…VI у каждой команды находится колонка «ОЧКИ», пронумерованная от 1 до 48; эта колонка предназначена для записи (ведения) счета каждой команды путем перечеркивания цифр сверху вниз; когда команда теряет подачу, последняя цифра отмеченная в колонке «ОЧКИ», записывается в клеточку в разделе «круг подачи», где перечеркнута цифра (в нашем случае 1), соответствующая игроку, который подавал.

 

3.4. Пример записи очков и проверки подачи в партии:

а) команда «А» выиграла право подавать первой и номер 8, который записан в позиции 1, подает первым. Команда «А» выигрывает розыгрыш мяча, а также и очко, секретарь перечеркивает цифру «1» в ее колонке «ОЧКИ». Следующий розыгрыш мяча также выигрывает команда «А», секретарь перечеркивает цифру «2» в колонке «ОЧКИ» и т.д.

После выигрыша последовательно 4-х очков, команда «А» теряет подачу. Секретарь записывает цифру 4 в клеточку 1 в колонку игрока № 8 команды «А». Таким образом, мы знаем, что, когда подавал игрок № 8, команда выиграла 4 очка.

б) когда происходит смена подачи, команда, которая получает право подачи, получает и очко. Секретарь переходит к части протокола, соответствующей команде «Б». Он перечеркивает у этой команды знаком «Х» клетку с номером 1 в колонке под римской цифрой I и цифру «1» («/») в колонке «ОЧКИ», а также помечает игрока (перечеркивая «\» цифру 1 в клетке соответствующей колонки под римской цифрой II), который будет подавать (игрок №1).

Это показывает, что первым в команде «Б» подает игрок под № 1. Команда «Б» выигрывает розыгрыш мяча и завоевывает очко. В колонке «ОЧКИ» соответствующей этой команде, перечеркивается цифра 2 (/). Команда «Б» проигрывает следующий розыгрыш мяча и теряет подачу. Секретарь записывает цифру 2 в клетку игрока под № 1 команды «Б», которая имела подачу. Это говорит о том, что команда «Б» завоевала второе очко, когда ее игрок под № 1 подавал в первый раз.

в) секретарь возвращается к части протокола, соответствующей команде «А» и отмечает «\» цифру 1 в клетке колонки под римской цифрой П, показывая, что подавать должен игрок под № 4, а также цифру 5 в колонке «ОЧКИ» и т.д.

 

г) таким путем секретарь продолжает вести протокол до конца партии, которая закончилась в 23.15 в пользу команды «А». В этот момент он записывает время окончания партии в специально предназначенную для этого клетку «конец» (рис. 21).

 

Рис. 21. Подведение итогов 1 - 4 партиях в международном протоколе.

 

д) при ничейном счете 24-24 партия продолжается до тех пор, пока одна из команд не достигнет двухочкового преимущества (26-24; 27-25 и т.д.)

 

е) цифры, не зачеркнутые в колонке «ОЧКИ» каждой команды перечеркиваются символом «Х» (каждая колонка) и последнее очко записывается в клетку круга подач игрока, который подавал последним.

Последнее очко записывается либо в клетку круга подач игрока, который подавал последним (если выиграла его команда), либо в клетку круга подач игроку противоположной команды (если она выиграла), который должен бы был подавать (без отметки «\» цифры круга подач).

 

ж) окончательный счет каждой команды обводится кружком.

 

3.5. В случае решающей (5-1) партии (см. рис. 22):

 

Рис. 22. Подведение итогов в пятой партии в международном протоколе.

 

а) перед решающей партией вновь между капитанами проводится жеребьевка, после которой секретарь записывает в протоколе 5-й партии присвоенные командам буквы «А» и «Б» (команда «А» может не находиться слева от секретаря);

 

б) затем секретарь ведет протокол по тем же процедурам, что и в первой партии, используя два левых квадрата из трех в разделе «партия 5»;

 

в) смена площадок осуществляется после того, как одна из команд, либо подававшая, либо получившая право на подачу, наберет 8-ое очко;

 

г) после смены площадок при счете 8, секретарь продолжает вести протокол используя для команды, начинавшей 5-ю партию слева от секретаря, третью (правую) часть протокола 5-й партии. Общее количество очков, завоеванных командой, игравшей слева до перехода, заносится в специальный квадрат «Счет при смене сторон». Очки, набранные этой командой после смены сторон, должны отмечаться в крайней правой колонке «ОЧКИ».

 

д) решающая пятая партия играется до 15 очков. При ничейном счете 14: 14, партия продолжается до тех пор, пока одна из команд не достигнет преимущества в два очка.

 

е) пример ведения протокола 5-1 (решающей) партии (рис. 22):

- после проведения жеребьевки секретарь записывает расстановки команд. Расстановка команды, выбравшей левую сторону площадки (это может быть не обязательно команда «А», так как буквы «А» и «Б» присваиваются командам после жеребьевки перед первой партией и сохраняются за командами в течение всей игры) записывается в левой и правой части протокола пятой партии (в разделе после «Смены сторон»).

- все остальные процедуры по ведению протокола до момента, когда одна из команд наберет 8 очков, аналогичны процедурам в первых четырех партиях, за исключением:

а) если команда, находящаяся слева сделала замену игрока (вместо игрока № 5 вышел игрок № 9 при счете 3: 5), запись замены повторяется и в правой части протокола пятой партии;

б) если команда, находящаяся слева, взяла тайм-аут (например при счете 0: 4) этот счет записывается слева в первой ячейке для перерывов, а в правой части (после «Смены сторон») первая ячейка прочеркивается (см. рис. 21);

- если игрок (№ 2) команды, находящейся слева начал подавать при счете, например, 6, а закончил при счете 9 (т.е. после смены площадок), то в левой части перечеркивается только цифра круга подачи (в данном случае цифра 1), а цифра счета, при котором он закончил подавать (9) записывается в правой части протокола пятой партии в круге подаче 1 под номером игрока 2 (см. рис. 22).

 

3.6. Замены

Процедура записи игроков, которые начинали партию, следующая:

 

а) номер заменяющего игрока должен быть записан в клетку под номером того игрока, который покидает площадку;

 

б) в этой же колонке, ниже, в клетке «Счет при замене» должен быть записан счет в партии на момент замены (причем, первыми записываются очки команды, которая производит замену);

 

в) когда вышедший на замену игрок заменяется:

- секретарь должен удостовериться, что номер игрока, заменяющего его, соответствует номеру, записанному над номером игрока, покидающего площадку;

- номер последнего обводится кружком, показывая тем самым, что данный игрок не может больше принимать участие в очередной замене в данной партии;

 

г) в клетку «Счет при замене» записывается счет партии на данный момент (причем очки, завоеванные командой, производящей замену, записываются первыми);

 

д) пример: игрок № 5 команды «Б» заменяет игрока № 6 при счете 4: 8 (см. рис.5), и игрок записывается в протокол, должна соответствовать количеству очков, которое набрала команда на момент производимой ею замены (см. рис. 21).

 

3.7. Тайм-ауты (перерывы).

Ниже колонки «ОЧКИ» у каждой команды имеются по две клетки,

озаглавленные «П» (перерывы):

а) когда команда получает первый перерыв, секретарь записывает в верхнюю клетку счет в партии на момент предоставления перерыва;

 

б) когда эта же команда получает право на второй перерыв, секретарь записывает в нижнюю клетку счет в партии к этому моменту; первой цифрой в записываемом счете всегда пишется количество очков, набранных к этому моменту командой, взявшей перерыв;

 

в) пример: команда «Б» попросила первый перерыв при счете 5: 9, а второй – при счете 11: 20 (см. рис. 21)

 

3.8. Запись наказаний (рис. 23)

 

Рис. 23. Графа записей наказаний команд в международном протоколе.

За неправильное поведение:

- все наказания должны записываться в левой нижней части протокола (см. раздел «НАКАЗАНИЯ»), с обозначением номера наказанного игрока или буквами, обозначающих официальных лиц команды (см. п. 1.13), занесенных в правую нижнюю часть протокола.

Индивидуальные наказания заносятся в колонки, обозначенные:

З – замечание

У – удаление

Д – дисквалификация

(Предупреждение за неправильное поведение в протокол не заносится, в колонку «П» заносится только предупреждение за задержку – см. ниже).

В колонку А или Б записываются буквы А или Б, которые соответствуют команде, член которой получил наказание. В колонку «Партия» заносится номер партии, в колонку «Счет» счет, при котором член команды получил наказание (первая цифра при записи счета количество очков, которое набрала команда, получившая наказание).

Очки, полученные соперником за счет наказания другой команды, в колонке «ОЧКИ» обводятся кружком (см. рис. 21).

 

Наказание за задержку:

а) наказания за задержку записываются в левом нижнем углу протокола в разделе «НАКАЗАНИЯ», обозначаются буквой «З», наказания за задержку в колонках под буквами «П» - предупреждение или «З» - замечание, в колонке «А» или «Б» обозначается команда, получившая санкцию (буквами «А» или «Б»), затем в колонке «Партия» указывается номер партии и в колонке «Счет» - счет в партии на момент наказания (первая цифра – количество очков, которое набрала команда, получившая санкцию).

Наказание за задержку (замечание) влечет за собой проигрыш розыгрыша мяча. Секретарь, после заполнения клеток в колонках «НАКАЗАНИЯ» (если это наказание ведет к получению очка соперником) очко в колонке «ОЧКИ» обводит кружком.

После окончания матча

 

После каждой партии и в конце матча, секретарь заполняет раздел «Результат» (рис. 24)

 

Рис. 24. Графа записи итогового результата в международном протоколе.

 

4.1. Название команды «А» находится в левой части раздела, а название команды «Б» в правой.

 

4.2. В колонке «Партия. Продолжительность» напротив номера каждой сыгранной партии секретарь записывает (в скобках) продолжительность игры в партии, а в клетке «ИТОГО» - записывает суммарное время всех сыгранных партий.

 

4.3. В колонках «ОЧКИ» для каждой команды, секретарь записывает в клетке, соответствующей каждой партии, очки, которые набрали команды в партии. В клетке «ИТОГО» он записывает суммарное количество очков, набранных каждой командой во всех сыгранных партиях.

 

4.4. В колонке «Победитель партии (ПП)» секретарь записывает в клетку соответствующей партии цифру «1» команде, победившей в конкретной партии, а в клетке, соответствующей этой партии, у проигравшей команды –«0». Затем в клетках, соответствующих строке «ИТОГО», он записывает суммарное количество выигранных партий для каждой команды.

 

4.5. В колонке «З» (замены) секретарь записывает количество замен, произведенных каждой командой в клетках, соответствующих каждой партии, а в клетках, соответствующих строке «ИТОГО» - их общее количество для каждой команды во всех сыгранных партиях.

 

4.6. В колонке «П» (перерывы) секретарь записывает в клетках, соответствующих каждой партии, количество перерывов, взятых командами, а в клетках, соответствующих строке «ИТОГО» их общее количество для каждой команды во всех сыгранных партиях.

 

4.7. В последней строчке секретарь записывает название команды-победительницы, а в правой

 

4.8. Секретарь записывает (или позволяет с разрешения первого судьи записать) протест, заявленный в соответствующее время; капитан команды диктует или записывает протест в раздел «ЗАМЕЧАНИЯ».

 

4.9. В заключение в соответствующем разделе «УТВЕРЖДЕНИЕ» (см. рис.2) ставятся подписи в следующем порядке:

а) секретарь;

б) оба капитана;

в) второй судья;

г) первый судья,

утвержден тем самым результат матча.

 

4.10. Для игр разъездного календаря Чемпионата России в раздел «ЗАМЕЧАНИЯ» свои замечания и подпись ставит судья-инспектор матча.

 

СУДЕЙСКИЕ ЖЕСТЫ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методические указания к практическим занятиям по изучению правил соревнования и методики судейства по волейболу.

100 вопросов и ответов.

 

Чебоксары

 

Составитель М.Н. Чапурин

Рецензенты: зав. кафедрой спортдисциплин ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, доктор пед. наук Г.Л. Драндров, зав. кафедрой физвоспитания ЧГСХА, доцент А.А. Алексеев

 

ББК Ч-515.567 р 30

 

Ответственный редактор: канд. биол. наук, доцент Е.Н. Симзяева.

 

 

Утверждено Методическим советом Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации

 

Физическая культура: Методические указания к практическим занятиям по изучению правил соревнования и методики судейства по волейболу. 100 вопросов и ответов. / Сост. М.Н. Чапурин. – Чебоксары: ЧКИ РУК. Новое время, 2007. – 110 с.

 

Правила соревнований – это кодекс любого вида спорта, в частности волейбола. Они являются одной из основ формирования технической, тактической и психологической подготовки игроков. Знания правил соревнований и методики судейства позволят студентам глубже вникнуть в суть игры, разобраться в ее тонкостях, приобрести умения и навыки судьи по волейболу.

 

Предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения, а также преподавателей физической культуры, тренеров и судей.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ ВОЛЕЙБОЛ

 

Волейбол – один из самых доступных и распространенных видов командной спортивной игры. Эта игра благоприятна для здоровья как для детей и юношества, так и для людей старшего и преклонного возрастов. Каждый, кто занимается этой игрой, полон задора и радости движений, не расстается с ней в течение всей своей жизни.

Волейбол – это отличное средство приобщения человека к систематическим занятиям физической культурой и спортом, активного отдыха. Поэтому, данный вид спорта, успешно осваивается, как учебный предмет, не только студентами институтов физкультуры и факультетов физического воспитания пединститутов, но с удовольствием изучается студентами нефизкультурных вузов, воспитывая такие моральные и физические качества, как прыгучесть, быстроту, ловкость, силу, вариативность и гибкость мышления, взаимопомощь и взаимовыручку, ответственность.

В волейболе две команды ведут борьбу на специальной площадке, разделенной на две равные части сеткой. Цель игры заключается в том, чтобы направить мяч через сетку на сторону соперника, так чтобы он коснулся его площадки, и предотвратить такую же попытку со стороны противоположной команды. Для организации защитных и атакующих действий каждая команда может касаться мяча три раза (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке).

Игровые действия начинаются с ведения мяча в игру с подачи: подающий игрок ударом одной рукой направляет мяч через сетку на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его падения на площадку, или выхода мяча за пределы площадки, или ошибки одной из команд. Если подающая команда выигрывает розыгрыш, то она получает очко и продолжает подавать. Когда выигрывает розыгрыш принимающая команда, она получает очко и право на подачу, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.

Каждый матч играется из трех или пяти партий в зависимости от ранга соревнований или в зависимости от того, как составлено организаторами положение (условие проведения) о соревновании. Команда, выигравшая две (если игры проходят из трех партий) или три партии считается победителем игры. Партия (кроме решающей 3-й или 5-й) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом в 2 очка. В случае равного счета 24 – 24, игра продолжается до достижения, одной из команд, преимущества в счете в 2 очка (26 -24; 27 – 25; …). При счете партий 2 – 2 (1 -1), решающая партия (третья или пятая) играется до 15 очков с минимальным преимуществом одной из команд в 2 очка. Так же, в решающей партии, при наборе одной из команд 8 очков, происходит смена площадок командами, игроки располагаются в тех же зонах, где играли до смены, перерыва, при данной смене площадок, у команд нет, т.е. игра возобновляется сразу же после смены площадок.

 

 

ПЛОЩАДКА, СЕТКА И МЯЧ

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.134 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь