Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как приверженцы Сунны доказывают существование Всевышнего Аллаха, или какой тогда путь является для этого правильным?



Во-первых, вопрос доказательства существования Всевышнего Аллаха на самом деле не является необходимым для доказательства. Потому что Всевышний Аллах утвердил во врождённом свойстве каждого человека понимание и знание того, что существует Его Творец и Создатель. Если ребёнку стукнут по спине сзади он обворачивается назад, потому что знает, что раз кто-то постучал ему сзади по спине, значит, есть кто-то, кто произвёл это действие, и этот производящий действие - сзади, поэтому он поворачивается. Он маленький, ему два три месяца, то есть он ещё всех этих философских понятий не имеет, не только философских, простейших понятий он не знает, но вместе с этим он уже поворачивается. Потому что мысль о том, что раз есть след, то обязательно есть тот, кто его оставил, что раз есть действие, обязательно есть тот, кто это действие сотворил и совершил, понимание этого на уровне врождённого свойства заставляет этого ребёнка поворачиваться. Поэтому мы говорим то, что Всевышний Аллах существует, знает каждый человек в своём сердце на уровне врождённого свойства, поэтому Всевышний Аллах, говоря про Фараона самого серьёзного безбожника на земле, который говорил: " Я ваш господь, самый высокий", и в другом месте сказал: " Я не знаю вам божества, достойного поклонения кроме меня", то есть он заявил о своём господстве и заявил о своей божественности и отрицал существование Аллаха языком. Несмотря на это Всевышний Аллах сказал про него: " И они отвергали это, (то есть языком), но их души были убеждены в этом", они отрицали божественность Всевышнего Аллаха языком, но их сердца были убеждены в том, что Аллах существует, и Он является Господом этой вселенной. Муса алейхи салям, как приходит в Коране сказал ему: " Ведь ты знаешь то, что все эти знамения ниспослал ни кто иной, как Господь небес и земли", то есть Муса алейхи салям, утвердил, что Фараон это знает. Отсюда мы понимаем, что самые безбожные люди на земле, как атеисты и тому подобные люди, они хоть и отрицают существование Аллаха языком, но на самом деле в сердце в это верят.

Есть ли необходимость в доказательстве существования Аллаха? Ответ: истинная необходимость в этом не остаётся, потому что в сердце человек в это верит. Но необходимость в этом остаётся только с той стороны, что необходимо человеку, который отрицает существование Аллаха языком, доказать это внешне, чтобы он не мог отрицать это языком, вот и всё, что требуется в этом вопросе, а иначе в сердце он удовлетворён этим и убеждён в этом. То есть просто, что бы когда он говорит, нет Аллаха, попробуй мне докажи, что Аллах есть, чтобы среди людей показать ему, что он заблудший, чтобы опровергнуть его, его же путём, необходимо доказать ему то, что Аллах существует.

 

Второй путь, который установлен в Коране и в Сунне, это путь сотворённости после того, как этого не было. Каждый человек знает про себя, что он сотворён и знает это, без всякой тяжёлой цепи мыслей и идей, то есть ему не нужно доказывать, что он сотворён. Любой человек, которого ты спросишь и скажешь ему, ты сотворён или ты извечен? Он скажет, я сотворён. Всё этого достаточно, чтобы доказать ему, что у него есть творец, потому что у каждого сотворённого есть творец, поэтому Всевышний Аллах не доказывает в Коране Своё существование и существование творца вот этими вот далёкими, тяжёлыми путями, но доказывает легким путём, и говори: " Или может быть они сотворены без ничего, или сами они творцы", то есть Он ставит человека в тупик, ты сотворён или нет? Человек говорит да я сотворён, никто не отрицает, что он сотворён и то что, он появился после того, как его не было. Тогда одно из двух, либо ты сотворён без творца, либо ты сам являешься творцом себя. Человек говорит, что нет, я не являюсь творцом себя, и я не сотворён без творца. Потому что любой знает, что любая вещь требует того, кто её сделал. Если мы скажем, что мусор по земле летал, летал год, или день или два, а потом собрался из него сам по себе автомобиль, - такое является абсурдом (никто в это не поверит). И также человек знает, что он сотворен кем-то, поэтому Всевышний Аллах в Коране доказывает этот вопрос несколькими словами, в пол строчки, не доказывает далёкими путями, многотомными мыслями, размышлениями, опровержениями и претензиями и т.д., нет, говорит в полстрочки в суре Тур, ты сотворён или нет? Либо ты сотворён без никого, либо ты сам являешься своим творцом, и то, и то является абсурдом, а значит есть тот, кто тебя сотворил, а это Всевышний Аллах, Тот, кого не сотворил никто.

 

Третий путь называется путь понимания того, что кто-то заботиться об этом мире. Разумный человек видит, что об это мире кто-то заботиться. Если у человека есть автомобиль или дом, каждый человек знает, если я за своим автомобилем не буду смотреть, месяц или два месяца, то он покроется пылью, заржавеет, загниёт и тому подобное. То же самое дом, человек, если не живёт в доме, то этот дом начинает ветшать, год пройдёт, два, три пройдёт, дом оседает и начинает портиться, гнить. Каждый человек это понимает и когда он смотрит на этот мир, то поймёт, что этот мир, кто-то о нём заботиться, потому что солнце выходит каждый день, луна появляется по стадиям, сменяются сезоны года, приходит снег, приходит дождь, который выводит растения и т.д. То есть понимает, что кто-то заботиться об этом мире и приводит его в совершенство, человек понимает, что у этого мира должен быть заботящийся, то есть вот этот вот самый творец, поэтому Всевышний Аллах опять доказывает это в полстрочки и говорит: " Это творение Аллаха, Который довел до совершенства всякую вещь", всё смотри, в полстрочки и не нужно никаких длинных цепей и размышлений.

 

Четвёртый путь доказательства существования Всевышнего Аллаха то, что называется доказательства чудес посланников. Посланники Аллаха пришли к людям, и говорят, мы к вам посланники от Аллаха, мы не просто так здесь ходим, нас Аллах послал. Люди им отвечают, мы не верим вообще то, что Аллах существует, и потом они начинают приносить различные чудеса. То луна расколется, палка превратиться в змею, рука окажется белой - сияющей, то различные другие знамения, то Иса алейхи салям, оживит мёртвых, то Коран, которого не способен придумать никто, и посредством этих доказательств, видя эти чудеса, и видя, что человек сам не может эти чудеса сотворить, а этот человек что говорит? Этот человек (Посланник Аллаха, саля Ллаху ‘алайхи ва салям) говорит, что я сам не способен эти чудеса сотворить, но их творит Аллах. Отсюда люди начинают понимать, что Аллах существует. Пророк (саля Ллаху ‘алайхи ва салям) сказал: " Нет ни одно пророка из пророков, кроме как ему даны были такие чудеса и знамения, такие, подобно которым уверует человек", то есть человек должен уверовать в такие чудеса. Это хадис у Бухари и Муслима со слов абу Хурейры.

 

 

Ты понял отсюда важный момент, относительно вопроса доказательства существования Всевышнего Аллаха. То, что доказательство существования Всевышнего Аллаха, относительно этого люди разделились на два больших мнения.

Одни доказывают, это путём Корана и Сунны (это приверженцы ахли Сунна), а вторые люди, матуридиты, ашариты и им подобные, доказывают это путём разума и различных философских размышлений.

 

Мы доказали неправильность дороги матуридитов, ашаритов и те ложные последствия, которые из неё вытекают и разъяснили дорогу Корана и Сунны и нет нужды говорить, и доказали правильность дороги Корана и Сунны, потому что каждый муслим знает, что дорога Корана и Сунны является правильной и нельзя в этом сомневаться.

 

Мы привели четыре пути доказательств существования Аллаха из Корана и Сунны, и все они являются простейшими, лёгкими, понятными каждому человеку, какой бы он глупый не был, кроме как если он сумасшедший, лишённый разума. Если он лишённый разума, он может не понять этого, но вместе с этим Аллах не накладывает на него никаких обязанностей. Но любой, на кого можно наложить хотя бы минимальные обязанности шариата, поймёт существование Аллаха через этот путь, путь Корана и Сунны.

 

Мы указали четыре пути:

(1) - Врожденного свойств (фитры), доказательство на это слова Аллаха: " Это врожденное свойство, на котором создал Аллах людей, нет изменению этому врождённому свойству", то есть человек не может себя переубедить, что Аллаха нет, он понимает, что Аллах существует.

 

(2) - Путь сотворённости.

(3) - Путь указания о том, что есть кто-то, кто заботиться об этом мире.

(4) - Дорога чудес посланников, она заключается в том, что посланники Аллаха говорят, что это всё не мы творим, мы не можем это творить, но это творит Аллах, и понимая, что человек это не может сотворить, люди начинают понимать, что Аллах существует, потому что природа человека такая, что если человек делает что-то из ряда вон выходящего то, что не способен сделать никто, он начинает этим гордиться и хвалиться на сколько может, даже если он чуть-чуть выделиться от своих сверстников он уже начинает хвалиться этим, а что ты скажешь, если пришел человек и совершает чудеса, которые вообще невозможно совершить ни одному из людей. И люди понимают, что если бы это он совершал бы сам, он бы никогда бы не отрицал бы это от себя, наоборот хвалился бы этим, сказал, смотрите, как я оживляю людей, смотрите, как я способен делать то и то, как сегодня делают многие фокусники. Смотрите как я могу летать, как я могу выходить из сундука, который закрыт на пять замков и тому подобное, то есть люди понимают, что раз пришёл человек и делает чудеса, которые не способен сделать никто и при этом ещё отрицает, что это делает он сам, и говорит, что это делает Аллах, он правдив и не может быть другого. Не может быть он лживым, не может быть он неправдивым.

 

Значит, отсюда ты понял большой вопрос, то, что вопрос доказательства Всевышнего Аллаха вытекает к вопросу, который необходимо разобрать нам, как вопрос основной, а это - является ли этот мир извечным, или у него есть начало. Так вот почему они сказали, что у этого мира нет начала? Потому что они говорят, если мы скажем, что у этого мира есть начало, то получится, что этот мир не сотворен, значит не получится доказать то, что Всевышний Аллах Единственный Творец и то, что Он вообще существует. Это мы разобрали выше.

________________________________________________

19 (а) разбор вопроса - есть ли у действий Аллаха начало, а также есть ли начало у бытия или оно извечно и безначально (тасальсуль хауадис).

 

[Примечание не из урока]:

Этот урок очень сложный, поэтому внимательно читайте, и также желательно прослушайте урок, далее обязательно читайте и слушайте следующий урок 19 (б), так как там уже приводятся доводы на мнения ахли Сунна, и разрушаются доводы мутакалимов, в этом уроке приводятся разные термины и разграничения, но доводов как таковое не приводят. Так что человек может запутаться и не понять, почему так.

[Конец примечания].

 

Продолжаем тот вопрос, который начали на прошлом уроке. Общий важный итог, с урока прошлого. Заключается он в том, что матуридиты и ашариты решили, что с людьми безбожия, такими как атеисты, и им подобные, невозможно разговаривать языком Корана и Сунны. Ашариты и матуридиты сказали: нет смысла доказывать безбожникам аятами из Корана и хадисами из Сунны о существовании Аллаха, так как они не верят в Коран и Сунну, и скажут, что всё это сказка древних, мы в это не верим. Поэтому мы должны доказать им существование Аллаха, с точки зрения разума.

Их общая логика в этом вопросе является правильной, то есть тот, который не внимает Корану и Сунне, нет ему смысла изначально доказывать этот вопрос доводами из Корана и Сунны. Но ошиблись они в том, что не поняли того, что дорога Корана в доказывании различных вопросов, не только дорога доказывания этого контекстами, но также дорога доказывания этого разумом. То, что безбожник не верит в Коран и в Сунну, это не означает, что ему нельзя приводить доводы из Корана и Сунны, так как в Коране и Сунне также содержаться доводы разума на существование Аллаха. Например: Всевышний Аллах сказал: «Или (неужели) они сотворены от ничего [без Творца], или они сами творцы (самих себя)? » (Сура 52 Ат-Тур (Гора), 35-й аят).

Всё это аргументы разума, аргументы логические.

Поэтому ошибка ашаритов и матуридитов в этом вопросе то, что они не догадались, что, не смотря на это необходимо идти дорогой разума, но той дорогой разума, которая проложена в Коране и в Сунне.

Если бы они пошли дорогой разума в споре с этими людьми, но той дорогой разума, которая проложена в Коране и в Сунне. А не той дорогой разума, которая проложена джахмитами, мутазилитами и прочими заблудшими течениями, многие из представителей которых являются вообще неверующими. То они пошли бы по правильному пути, но их ошибкой было то, что они отвернулись от Корана и Сунны и от его пути, и пошли путём своим, который они выдумали сами.

 

И последнее, что мы взяли из прошлого урока, это то, что мы поняли связь того, как вытекает вопрос извечности и безначальности этого мира, то есть, есть ли у этого мира начало, как он вытекает из вопроса доказывания существования Всевышнего Аллаха. Это мы поняли. Если мы всё это поняли и вспомнили, тогда продолжаем далее.

 

Необходимо понять три термина, которые мы будем использовать в течении нашего урока. Правильное их понимание, от этого зависит твоё понимание вопроса, в общем.

 

1. «Аль Хавадис» у этого терминаесть два смысла, при нашем разговоре.

Первый смысл «аль хавадис», в смысле махлюкъ (что то, сотворенное), когда мы говорим о предмете этот предмет " хадис", имеется виду сотворенный, то есть тот, которые появился после того, как его не было, предмет, который был опережен небытием, отсутствием.

Второе значение слова «аль-хавадис», - множественное слово «аль-хадис». Так второй смысл у этого слова – обновление - появляется одного за другим, по дороге обновления. То есть когда произошло что то, то есть после старого вида, обновилось в новый вид, вот это обновление " таджаддуд", от слова " джадид" новый, происхождения обновления тоже называется хаадис, в той терминологии, которую мы используем в нашем вопросе.

Вот когда мы имеем виду под словом хаадис " таджаддуд", здесь уже не имеется виду " махлюкъ". Поэтому мы говорим, что не каждый хаадис является махлюкъ. Махлюкъ это то, что сотворено, под словом хаадис может подразумеваться махлюкъ, то, что сотворено, но также может подразумеваться не обязательно махлюкъ, то, что сотворено, но может подразумеваться таджаддуд, обновление чего либо. Так вот обновление чего либо, не обязательно бывает сотворенным, это у нас придет далее. Из этого, ты понимаешь, почему ашариты и матуридиты столь упорно в своих книгах пытаются вбить в головы людей то, что каждый хаадис это махлюкъ. То же самое упоминалось в диспуте с матуридитами. Они говорят, что хаадис это и есть махлюкъ, то есть каждый хаадис это и есть что-то сотворенное, не бывает хаадис, кроме как он сотворен. Мы говорим, нет, на самом деле это не правильно.

 

 

2. «Ат-тасальсуль», - цепь чего либо, цепь событий, от слова сильсиля (цепочка), замкнутая цепь, - та, у которой нет ни начала ни конца. Когда звенья цепи соединены между собой, это слово сильсиля. Так вот определения слова тасальсуль, это накладывания одного дела на другое дело без конца. Пример с этим " цепь в будущем", - то, что это бытиё не прекратит своего существования в будущем. (Примечание не из урока: Правильно сказать определенные творения не прекратить жизнь в будущем по воле Аллаха, как например: души людей, которые будут либо вечно в аду, либо вечно в раю). То есть, если будет происходить какое-то благо в раю, и если оно будет заканчиваться, оно будет заменяться следующим благом. То есть Всевышний Аллах не будет переставать творить одно благо рая за другим благом, то есть даже если единицы будут погибать из благ рая, единицы этого благо будут погибать, но взамен этим единицам будут приходить другие единицы. То есть, если ты съешь гранат в раю, он будет заменен другим гранатом, этот съешь другой гранат и так далее бесконечно, без конца, так, что этому конца не будет. Если ты представишь последний элемент из этой цепи, знаешь, что после этого последнего элемента есть дальше ещё последний элемент и так без конца. Это то, что называется тасальсуль, цепная реакция, то есть бесконечность. Теперь вопрос, почему тасальсуль назван этим словом? Потому что между бесконечностью и между цепью, звенья, которых соединены, есть схожесть. Какая? То, что у бесконечности, будь то в будущем, или будь, то в прошлом нет конца и можно добавлять цепи бесконечно, то есть можно добавлять звенья в будущем бесконечно без конца, то же самое, в прошлом, если мы говорим о значении слова тасальсуль. Также как в цепи, то есть ты можешь разорвать эту цепь, добавить еще одно звено, потом еще одно звено и еще одно звено, то есть от этого структура этой цепи не нарушиться, поэтому слово бесконечность названа в арабском языке словом тасальсулям, от слова цепь, звенья которой соединены.

 

 

3. «Аль-къыдам», то есть древность чего либо. Когда мы говорим аль къыдам, мы имеем в виду извечность, изначальность. То есть аль къыдам по сути, это тот же самый тасальсуль, только в прошлом, извечность, безначальность, то есть то, что у предмета нет начала и он извечен был всегда, вечно был. Когда мы говорим тасальсуль, мы не ограничиваем его только прошлым, мы говорим бесконечность, как в прошлом, так и в будущем. Но когда мы говорим: «аль-къыдам», от слова Къодим (древний), то есть бесконечный, не имеющий начала в прошлом, древний с прошлого, этим словом извещается об Аллахе. Есть разногласие, можно ли описывать Всевышнего Аллаха атрибутом аль Къыдам (Древность). Это не наш вопрос, который мы сейчас разбираем, суть не в этом, но суть в том, что можно о Всевышнем Аллахе извещать, что Он Къодым (Древний), - в том смысле, что у Него нет начала, Его никто не опередил, то есть Он был всегда. Значит аль Къыдам - это то, что не опережено отсутствием, Он всегда был, никогда не было такого, что Он отсутствовал. Всевышний Аллах никогда не отсутствовал, Он всегда был - это то, что называется аль Къыдам. Къодым - древний, къыдам - древность, то есть бесконечность в прошлом.

 

Важнейший момент, который является сердцевиной нашего урока. Аль къыдам - древность, в нашем разговоре она бывает двух видов:

Первый вид, «Къыдам» - такая древность, которую не опередила отсутствие, как например Сущность Всевышнего Аллаха и Его Сущностные атрибуты, как Жизнь, Возвышенность, Могущество, это Сущностные атрибуты Всевышнего Аллаха. Сам Всевышний Аллах со Своими атрибутами когда был кем-то опережен, был опережён отсутствием? Нет, Всевышний Аллах с этими Своими Сущностными атрибутами был всегда.

Второй вид древности, в том смысле, что какая-то вещь происходит за какой-то вещью, а эта вещь ещё за какой-то вещью, но в прошлое, то есть, как это понять? Какой бы мы предмет не представили, перед ним есть другой предмет, перед этим есть еще другой предмет и так без конца. Чтобы легче представить в прошлом, представь это в будущем. Как мы сказали, райские наслаждения никогда не закончатся, какой бы предмет не исчез, он будет заменён другим предметом, какой бы не исчез, после него другой предмет, и то же самое в прошлом. Это уже отличие, то есть древность не такая как древность Сущности Всевышнего Аллаха с Его Сущностными атрибутами. То есть Жизнь Всевышнего Аллаха, про неё нельзя сказать, что часть её была, до неё ещё одна часть, до неё ещё одна часть, то есть про Жизнь Всевышнего Аллаха и про Всевышнего Аллаха так не говорят. Здесь мы говорим о другом виде древности. Когда один предмет, опережается другим предметом, этот в свою очередь опять опережается другим предметом, и так без начала и так без конца. Это тоже описывается словом аль къыдам - древним. Так вот, что это означает? Чтобы понять второй вид тебе необходимо уяснить то, что каждый отдельный предмет из этой цепочки второго вида древности опережен отсутствием. То есть представим себе три яблока в прошлом. Мы говорим, какое бы ни было яблоко, перед ним есть другое яблоко, перед ним есть еще одно яблоко. Теперь вопрос, каждый из этих трех яблоко, они хаадис - том смысле, что оно появилось после того как его не было или нет? Мы говорим да, оно появилось после того, как его не было, то есть этого яблока сначала не было, а потом оно появилось. Но перед ним было еще одно яблоко, которого тоже сначала не было, но оно появилось, то есть единицы этой цепи, вот эти звенья, которые являются единицами цепочки, мы не говорим то, что они без вечные. Но каждый из них имеет начало, но вид этой цепи начало не имеет, потому что вид этой цепи создании и предметов строится на том, что Всевышний Аллах действовал всегда. Мы говорим, что Всевышний Аллах Живой. Живой от мёртвого отличается действием, то что живой действует. Отсюда ты берешь то, что Всевышний Аллах, так как Он был Живой (всегда), Он постоянно действовал, без начала. Теперь, каждое отдельное действие Всевышнего Аллаха имеет начало или нет? Да, каждое отдельное действие Всевышнего Аллаха имеет начало, но вид Его действия, то есть вообще действие Всевышнего Аллаха начала не имеет, в том смысле, что Всевышний Аллах всегда действовал без начала. Если тебе трудно это понять, то попробуй это понять на будущем, то есть на будущем человеку понять легче. Мы говорим, каждое отдельное наслаждение в раю конец имеет или нет? Имеет конец, то есть оно когда-то погибнет, каждый фрукт, который есть в раю, погибает (его съедают) и заменяется другим фруктом, но вид наслаждений продолжается, и никогда не заканчивается. Значит, что ты отсюда понял? Что есть понятие вид, и есть понятие единицы. Значит, вид не имеет конца в будущем, но каждая единица этого вида конец имеет. Еще один легкий пример. Время продолжается и не заканчивается, время продолжается уже сотни тысяч лет, но это время состоит из дней, состоит из частей. Каждый день исчезает, каждый день имеет начало и имеет конец, он когда начался и закончился, после него пришел сразу другой день, который тоже начался и сразу же закончился. На примере будущего тебе легче понять, что такое вид и что такое единица. Каждая единица имеет свой конец, но вид этого предмета, то есть, если мы скажем наслаждение рая, вид наслаждения рая конец не имеет, всегда будет наслаждение в раю, но каждая единица из которой состоит этот вид, имеет конец. То же самое, смотри, что такое наслаждение в раю? Допустим гранаты, яблоки, дворцы и тому подобное. Это результат действия Всевышнего Аллаха. Сотворил это яблоко Всевышний Аллах. Действие Всевышнего Аллаха по сотворению этого яблока, имеет начало или нет? Мы говорим да, имеет начало, Всевышний Аллах сотворил это яблоко, то есть произвел действие, которого сначала не было. Так вот вопрос, действие Всевышнего Аллаха, они имеют конец или нет? Мы говорим, что каждое отдельное действие Всевышнего Аллаха имеет конец, то есть Он произвел действие и всё, прекратил, но вид действий Всевышнего Аллаха конца не имеет. Всевышний Аллах всегда творит, всегда действует и всегда будет действовать, бесконечно, вместе с тем, что вот этот вид Его действий состоит из отдельных действий, каждый из которых имеет начало и имеет конец.

Вот теперь, тоже самая плоскость, которую ты понял, теперь перемести на прошлое. Действие Всевышнего Аллаха в прошлом, тоже самое вид действий Всевышнего Аллаха не имеет начало, в том смысле, что Всевышний Аллах всегда действовал, так же как Он будет всегда действовать в будущем бесконечно. Также Он всегда действовал в прошлом бесконечно, но каждая единица действия Всевышнего Аллаха имеет начало и, соответственно, будет иметь конец. Теперь вопрос, действие Всевышнего Аллаха в прошлом, за ними следовал какой-то результат или нет? Следовал, говорим, если Он что-то создал, то создалось какое-то создание, так вот вопрос, у этого созданного создания, есть начало или нет? Мы говорим да, есть, у каждой единицы созданной в прошлом есть своё начало, но у вида созданий начала нет, почему? Потому что вид созданий следует за видом действий, раз у вида действий Всевышнего Аллаха нет начала, так как Он всегда действовал без начала в прошлом, соответственно, и результат этих действий как вид, не имеет начало, хотя каждая единица начало имеет. У нас три понятия, фа`иль, фи`иль и маф`улюн бихи, фа`иль - это Всевышний Аллах, Он Извечен, то есть не было такого, что Его сначала не было, а потом Он появился, Он бесконечен в прошлом, теперь вопрос, от Всевышнего Аллаха происходит действие, вопрос, действия Всевышнего Аллаха бесконечно или нет? Они начало имеют или нет? Мы говорим, они начало не имеют, они бесконечны, в том смысле, что вид действий Всевышнего Аллаха, вот вид этих действий не имеет начало, потому что Всевышний всегда действовал, но единицы этих действий начало имеют или нет? Да, начало имеют, каждое действие Всевышнего Аллаха в отдельности, имеет своё начало и имеет свой конец. Теперь вопрос, если есть у нас действующее лицо (фа`иль), и есть действие, за этим следует что? Маф`улюн - то, что произошло в следствии этого действия, то есть создание (махлюкъат), то, что мы говорили один из видов хаадиса. Вот эти вот творения, которые были сотворены, они бесконечны, или нет? Мы говорим, что вид их бесконечен. Потому что они следуют за действием Всевышнего Аллаха, вид которого бесконечен, но каждая единица этого творения имеет своё начало, также как оно имеет свой конец. То есть каждое отдельное творение, оно когда-то было создано, то есть не существует такого творения, которое было первым творением, что бы до него не было никакого творения, которое было бы создано. Смотри, каждое творение сотворено, создано, сначала его не было, потом оно появилось, но такого, чтобы какое-то из творений было абсолютно первым и до него не было никакого творения, такого нет. Потому что, если мы скажем, что есть какое-то творение, которое было первым, и до него не было никакого творения. То получится, что Всевышний Аллах до этого творения не действовал, то же самое, если мы скажем, что есть какое-то действие Всевышнего Аллаха, до которого нет никаких действий, то получится, что Всевышний Аллах до этого действия ничего не делал, и начал действовать с этого действия. Но это не правильно, потому что Всевышний Аллах действовал бесконечно, у вида Его действий нет начала, Он действовал всегда, потому что Он Живой, Живой Всевышний Аллах был всегда? Да, был всегда. Живой действует, или не действует? Чем отличается живой от мертвого? Живой отличается от мертвого тем, что он действует, а раз Всевышний Аллах всегда бесконечно был Живой, соответственно, Он всегда бесконечно действовал, но мы не говорим, что каждая отдельная единица действия Всевышнего Аллаха бесконечна, нет. У каждого отдельного действия Всевышнего Аллаха есть начало, но у вида действия начала нет. Это и есть бесконечность в прошлом. То же самое как в будущем. Мы говорим, каждое действие отдельное Всевышнего Аллаха имеет конец, но как вид действия, не имеет конца, Всевышний Аллах всегда будет Живой, соответственно, Он будет всегда действовать без конца. Что такое бесконечность? Бесконечность это, если ты представишь какой-то предмет, знаешь, что после него обязательно есть еще какой-то предмет. Если ты дойдешь до стены и представишь последний предмет, знай, что последнего предмета нет, дальше опять есть предмет, после него есть еще предмет, это и есть бесконечность в будущем, и вот такая же бесконечность в прошлом.

Теперь ты понял два вида къыдам (древности), которую мы сейчас написали. Первый вид древности, который касается Сущности Всевышнего Аллаха и атрибутов Его Сущности. Какие это атрибуты Сущности Всевышнего Аллаха? В которых, нет смысла действия. К примеру Жизнь, Могущество, Возвышенность Всевышнего Аллаха. Это всё атрибуты Сущности. Можно ли сказать относительно этих атрибутов, что у них есть вид и у них есть единицы? Нет такого, то есть Жизнь Всевышнего Аллаха, нельзя сказать, что Жизнь Всевышнего Аллаха это вид и какие-то единицы, но Жизнь, Могущество, Возвышенность это то, что не делится на единицы, но те атрибуты аль Ихтиярия, в которых есть элемент действия, вот про них уже можно сказать, вид и единицы. Всевышний Аллах всегда творил, как вид, но каждый отдельный Его процесс творения имеет начало, но как вид начало не имеет. Это то, что касается аль Къыдам (древности).

 

Теперь следующий вопрос, который тебе необходимо понять, это виды тасальсуля. Какие виды бесконечности бывают. Нас волнует, третий и четвертый вид, который мы сегодня разберём. Но мы упомянем также и первый и второй, просто для общего сведения. Но если ты первый и второй не поймешь не беда. Главное тебе понять сегодня третий и четвёртый вид тасальсуля, то есть бесконечной цепи действий, или бесконечной цепи явлений.

 

Первый вид, тасальсуля называется «тасальсуль филь муассирин», от слова асар (след). Аль муассир - это тот, который оставляет след, который оказывает влияние на что-то. Так вот тасальсуль филь муассирин, бесконечность относительно действующих лиц, можно так по русский перевести, бесконечность действующих лиц, что это такое? Перед нами действующее лицо, у этого лица есть тот, кто оказал на него действие, а у этого в свою очередь тоже есть тот, кто оказал на него действие и так бесконечно. Например, когда нам говорят, откуда ты появился? Появился сам по себе или нет? Мы говорим, нет, у каждого человека есть папа и мама, у папы и мамы тоже есть свои папа и мама. Папа и мама в данном случае являются «Муассир» - тот, который оказывает влияние на предмет, на тебя оказали влияние? Да оказали, кто оказал на тебя влияние? Папа и мама, дальше на них в свою очередь кто-то влияние оказал, какой-то муассир есть на них? Тоже говорим, что есть перед ними, тоже есть муассир, на них оказал влияние такой же папа и мама, и так папы и мамы до первого человека Адама алейхи ссалям. Теперь вопрос, на Адама кто-то влияние оказал? Мы говорим, что Всевышний Аллах оказал. Теперь вопрос, а на Всевышнего Аллаха влияние кто-то оказал? На Всевышнего Аллаха, влияние никто не оказал. Значит тасальсуль, бесконечность в этом виде не возможна сама по себе, и довод на это из Сунны.

В «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим» со слов Абу Хурайры приводится хадис о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Шайтан может явиться к любому из вас и спросить: " Кто создал это? Кто создал это? " - и он будет продолжать задавать такие вопросы, пока не скажет: " Кто создал твоего Господа? " - и когда он дойдет до этого вопроса, пусть человек обратится за защитой к Аллаху и прекратит [думать об этом] » (Сахих аль-Бухари. - т.6. - с.336. - № 3277. Сахих Муслим, -т.1. - с. 120. - № 134).

 

Значит, бесконечность относительно действующих лиц (тасальсуль филь муасирин), так что у лица есть тот, кто оказал на него влияние, у этого есть, соответственно, ещё один, кто на него влияние оказал, этот тасальсуль невозможен, исходя из этого контекста, который перед нами.

 

 

Второй вид тасальсуля, называется «тасальсуль филь иляль аль фаиля» (бесконечность в действующих причинах). Первая бесконечность была - бесконечность в действующих лицах, а эту можно назвать как - бесконечность в действующих причинах. Как это понять? В смысле, чтобы вещь была до её создания. Этот тасальсуль возможен или нет? Может ли вещь существовать, до того, как она существует? Мы говорим, что нет, такого невозможно, поэтому этот вид тасальсуля тоже является невозможным сам по себе. Какой можно привести для этого пример? Смотри, обладатели знания из имамов этой общины использовали невозможность, относительно этого тасальсуля в вопросе доказательства того, что слова Всевышнего Аллаха не сотворены, как они использовали? Читая слова Всевышнего Аллаха: " Его приказ, если Он захочет чего-то, это вещь сказать " Будь" и оно бывает", этим самым аятом, используя невозможность этого тасальсуля, имамы Сунны доказали, что слова Всевышнего Аллаха не сотворены в противоречия джахмитам и мутазилитам. Как они это доказали? Сказали: что из этого аята понимается, что если Всевышний Аллах хочет что-то сотворить, Он перед этим говорит " Будь", и потом происходит творение. Отсюда берется, что слово " Будь" не сотворено, потому что если бы оно было сотворено, его творения требовало бы еще одного слово перед ним " Будь", потому что ничего не творится, кроме как со словом " Будь", а если бы этот " Будь" тоже был сотворен, перед ним опять нужно было бы сказать " Будь" и так до бесконечности, а это говорят невозможно. Поэтому слова Всевышнего Аллаха не сотворены. Значит слово " Будь" не сотворено, а раз слово " Будь" не сотворено, значит и всё остальные слова Аллаха не сотворены. Этот вид называется тасальсуль в действующих причинах. Видишь, причина действует или нет? Есть у нас причина, после которой происходит какое-то творение или происходит какое-то явление, эта причина действующая или нет? Она действует, Аллах говорит " Будь", и что-то бывает, происходит действие. Теперь вопрос, тасальсуль (бесконечность) подобных действующих причинах, то есть в прошлое невозможно, то есть получается замкнутый круг, а замкнутый круг невозможен.

 

Третий вид, называется «тасальсуль филь аф`аль », бесконечность в действиях. Так вот под действиями мы имеем виду, действия Всевышнего Аллаха. Теперь вопрос, бесконечность действий Всевышнего Аллаха в прошлое возможно или нет? Это то, что мы уже разобрали выше, мы говорим, что неправильно сказать, возможно, но и не правильно сказать невозможно, но ответ какой? Вид действий, его тасальсуль не только возможен, но уаджиб (обязательный), а что касается единиц действия Всевышнего Аллаха, то про него мы не говорим, что он возможен. Потому что у каждого действия, у каждой единицы действия Всевышнего Аллаха есть начало, то есть оно (действие как вид) не является бесконечным в прошлом, но как вид действия Всевышнего Аллаха, вид действия Всевышнего Аллаха бесконечен. Тасальсуль, происходит бесконечность в прошлое. Значит этот вид тасальсуля, уаджиб. Значит мы будем говорить, что этот тасальсуль уаджиб, имея ввиду под аф`аль - действиями, имея ввиду вид действий, а не какие-то конкретные единицы действия.

Еще раз повторим. «тасальсуль филь аф`аль », бесконечность в действиях Всевышнего Аллаха в прошлое возможно или нет? Мы говорим, что этот вопрос необходимо разобрать глубже, что ты имеешь виду под действиями? Если ты имеешь в виду вид действий Всевышнего Аллаха, то мы говорим, что не только возможен, он обязателен. Потому что Всевышний Аллах был всегда Живым, соответственно, живой действует, и Он всегда действовал без начала, бесконечно в прошлое. Но каждая единица действия Всевышнего Аллаха, она не бесконечна, у каждый единицы действий есть своё начало, и перед этой единицей есть своя единица, перед этой есть еще своя единица и так бесконечно, это и есть понятие вид единиц. В смысле вида действий, действия Всевышнего Аллаха бесконечны, а в смысле единиц, они не бесконечны, у каждой отдельной единицы есть своё начало.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1010; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь