Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теперь деления атрибутов аль Ихтиярия по третьему параметру.



Во первых атрибут аль Ихтиярия бывает «мим баб аль аф`аль» - из раздела действий. Как мы сказали: Вознесения, Нисхождения к ближнему небу, Приход в Судный день для того, чтобы рассудить между Своими рабами, всё это является действиями, которые Всевышний Аллах производит.

 

Второй вид «мим баб аль акуаль» - из раздела разговора, слов. К этим атрибутам относятся атрибут аль-Калям (Речь Всевышнего Аллаха), также атрибут аль-Мунада, то что Всевышний Аллах взывает к Своим рабам, а также аль-Мунаджа, то что Всевышний Аллах беседует со Своими рабами, и всё это сопровождается буквами и звуком.

 

Третий вид « мим баб аль ахуаль» из раздела положений, как аль Фарах (Ликование Всевышнего Аллаха), Аль-Гъадаб (то, что Он гневается), или то, что Он чего то желает, остаётся доволен, над чем то смеётся. Все эти атрибуты из «мим баб аль ахуаль», из раздела положений, в каких положениях Всевышний Аллах бывает.

 

Четвертый вид «мим баб аль-улюм уаль-идракат» (из раздела познаний, из раздела знаний). Например Слух и Зрение и Знания, этими Своими атрибутами Всевышний Аллах слышит, видит и знает.

 

Теперь вопрос, является ли Слух и Зрение атрибутом аль Ихтиярия, или он является атрибутом Сущности? Здесь, у кого либо, может произойти недопонимание. С одной стороны и Зрение, это такие атрибуты, которые не связаны с Волей Всевышнего Аллаха и с Его Мощью. То есть Всевышний Аллах видит все предметы, нет такого, что Всевышний Аллах видит, что хочет, а что хочет, не видит, что хочет на него смотрит, а что хочет от него отворачивается, или что то слышит, а что не хочет не слышит, что хочет об этом знает, а что хочет об этом не знает. Так сказать о Всевышнем Аллахе нельзя. Поэтому эти атрибуты - Слух, Зрение и Знание, с этой стороны не являются атрибутами аль Ихтиярия, но являются атрибутом Сущности, но со стороны того, что происходит действие одно за другим, эти атрибуты можно отнести к атрибутам аль Ихтиярия. Потому что Всевышний Аллах знает о каком-то предмете до того, как он произошел в действительности, но когда он произойдёт в действительности, Всевышний знает о нем, о том, что этот предмет и это явление произошло, то есть одно Знание отличается от другого Знания. Когда предмета еще нет, явления еще нет, и оно не произошло, Всевышний Аллах знает о нем, что оно произойдет и знает о том, что оно не произошло, но когда оно произойдет, Знания Всевышнего Аллаха устанавливается относительно этого предмета, что этот предмет и это явление произошло в действительности. Также как Слух и Зрение. Всевышний Аллах видит предметы, после того, как они происходят, и слышит предметы, звуки после того, как они происходят.

Неправильно сказать, что Он видит предмет, тогда, когда его еще нет в действительности, но Он о нем знает. Но неправильно говорит, что Он его видит, потому что его еще нет, то есть видеть в действительности нечего, но когда он произойдёт, Всевышний Аллах видит его. Когда этот звук произойдет, Всевышний Аллах слышит его. Поэтому с этой стороны происходит обновление действий Слуха и Зрения. Со стороны того, что Слух и Зрения связываются с тем, что происходит постоянно в этой действительности и обновляются явления в действительности. Соответственно, связь Слух и Зрение и Знания Всевышнего Аллаха изменяются в зависимости от изменений этих предметов и явлений, с этой стороны можно сказать, что эти атрибуты являются атрибутами аль Ихтиярия.

________________________________________________

 

17 (б) доводы на утверждение Атрибутов аль-ихтиярия Всевышнему Аллаху.

 

Наши доводы на то, что мы утверждаем Всевышнему Аллаху атрибуты аль Ихтиярия. Приведение этих доводов является очень важным, потому что наши оппоненты из матурудитов, ашаритов, джахмитов, мутазилитов и т.д., все они единогласны в отрицании атрибутов аль Ихтиярия от Всевышнего Аллаха или устанавливают их неверным, неправильным образом, не так, как это делают приверженцы Сунны и единой общины. Поэтому мы должны привести доводы на их установление, относительно Всевышнего Аллаха. Доводов на это огромное множество из Корана, и Сунны, и единогласного мнения, и из разума.

 

(Доводы из Корана).

Некоторые из обладателей знания говорят, что более трехсот аятов Корана указывают на установление этих атрибутов.

Из этих аятов, слова Всевышнего Аллаха: " Скажи, если вы любите Аллаха, тогда следуйте за мной, тогда полюбит вас Аллах". (Сура «Аль-Имран», аят 31). Здесь Всевышний Аллах поставил условие, и ответ на это условие. " Если вы любите Аллаха, тогда следуйте за мной", смотри, теперь ставиться условие, «если вы последуйте за мной», - за посланником Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам), то тогда: " полюбит вас Аллах". Любовь Всевышнего Аллаха является атрибутом Ихтиярия, атрибутом, которые Всевышний Аллах делает исходя из Своего Выбора, Воли, Мощи, и Способности. Разве, любовь Всевышнего Аллаха к этому человеку, или к этому объекту, была извечна, изначальна, как атрибуты аз-Заатия, или произошла после того как её не было? Ответ: Произошла после того, как её не было. В этом опровержение матурудитам и ашаритам и т.д., которые говорят, что эти атрибуты все, являются атрибутами аз-Заатия, являются атрибутами Сущностными, - Извечными. Не так, что они произошли после того, как их не было, но Всевышний Аллах любил извечно. Мы говорим, нет, Всевышний Аллах был способен любить извечно, но единицы действий происходит один за другим, происходят после того, как их не было (относительно кого-то), хоть и основа этого атрибута извечна. Как мы говорили основа этого атрибута, его вид древний, извечный, то есть способность Всевышнего Аллаха любить, гневаться, ненавидеть. Основа и вид этого атрибута древний, но каждый из единицы этого атрибута происходит после того, как её не было (относительно кого-либо в частности). Этот аят, является явным доводом на это. Всевышний Аллах говорит: «Тогда следуйте за мной», - за посланником Аллаха (алейхи ссоляту ва салям), если вы это сделаете, «тогда полюбит вас Аллах».

Вопрос: Человек не последовал за посланником Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам), полюбил ли его Аллах? Ответ: Не полюбил его.

Потом этот человек, опомнился, покаялся, принял Ислам, и последовал за посланником Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам), и после этого Всевышний Аллах полюбил его. До этого Всевышний Аллах его не любил, но потом его полюбил. Поэтому некоторые из нововведенцев говорят, что Всевышний Аллах зная, что этот человек примет Ислам в конце жизни, любит его и доволен им даже тогда, когда он кафир (неверный), и зная, что этот человек выйдет из Ислама в конце жизни, ненавидит его и гневается на него, даже в то время, когда он еще мусульманин. Эта идеология является ошибочной и неправильной. Но Всевышний Аллах доволен человеком, когда он в Исламе и когда совершает благое и недоволен им, когда он выходит из Ислама и начинает совершать дурное, и наоборот. Это один из явных доводов относительно этого вопроса.

 

[Примечание не из урока]:

Для более понятного примера, известно, что некоторые из сподвижников Пророка Мухаммада саля Ллаху алейхи ва салам, до того как принять Ислам враждовали с ним, и пытались его убить, и убивали его сподвижников. Согласно убеждениям этих философов ашаритов и матуридитов, выходит, что Аллах любил этих сподвижников в то время, когда они были неверующими, и ненавидели Пророка, саля Ллаху алейхи ва салам, и враждовали с ним языком и делом, получается, что Аллах их любил, даже в это время, зная, что они потом станут мусульманами! Разве такое возможно? Человек делает многобожие, делает куфр, враждует с Посланником Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам, и убивает его сподвижников, и в это время Аллах его любит? Это указывает на глупость измышлений этих философов. [Конец примечания].

 

 

Также из этих доводов, слова Всевышнего Аллаха: «Это потому, что они последовали за тем, что гневит Аллаха, и испытывают неприязнь (ненависть) к тому, чем Он доволен. И по этой причине Он сделал тщетными их деяния» (Сура Мухаммад, 47: 28).Всевышнего Аллаха разгневало совершение определенных действий дурных со стороны людей, после того, как эти дурные действия были совершены. Это говорит тебе о том, что Всевышний сначала не гневался относительно этой личности, а потом начал гневаться, после того как появилось действие вызывающее гнев Аллаха

 

Также из этого, слова Всевышнего Аллаха, который сказал о фараоне и его войске: «Когда же они разгневали Нас, Мы отомстили им и потопили их всех. Мы сделали их предшественниками (саляфан) и назидательным примером для остальных» (аз-Зухруф 43: 55-56).

Всевышний Аллах отомстил им только после того, как разгневался. До этого Он не гневался на них, и соответственно не мстил, но когда они начали совершать эти дурные дела, Всевышний Аллах разгневался на них и в результате Своего гнева, отомстил им. Отсюда ты понимаешь, что эти действия произошли после того, как их не было.

 

Также из этих доводов, слова Всевышнего Аллаха: " Если вы проявите неверие, то ведь Всевышний не нуждается в вас, и не доволен для Своих рабов неверием, а если вы будете благодарны, Он будет доволен вами". (Коран, 39: 7). Отсюда ты понимаешь, что Всевышний Аллах будет доволен нами только с условием: " Если вы проявите благодарность, тогда Он будет доволен вами", отсюда ты берешь, что довольство Всевышнего Аллаха относительно какой-то личности происходит после того, как Его не было довольство (относительно этой личности).

 

Что касается Слуха и Зрения, то Всевышний Аллах говорит: " Скажи, действуйте, и увидит Всевышний Аллах ваши дела". (Сура «Покаяние», 105).Отсюда что ты понимаешь, что Всевышний увидит наши дела после того, как мы их совершим. Этим отличается Знание Всевышнего Аллаха от Зрения Всевышнего Аллаха. Зрение Всевышнего Аллаха связано с вещами, которые присутствуют в действительности, появляются в действительности, в отличии от Знания. Всевышний Аллах знает о предмете и о явлении еще до того, как оно произошло, до того, как оно притворилось в действительность и в жизнь. Но видит и слышит те предметы, которые происходят в действительности.

 

Также слова Всевышнего Аллаха: " Уже услышал Всевышний Аллах слова той, которая спорила с тобой из-за её мужа, приносила к Аллаху свои жалобы, и Всевышний Аллах слышал ваш разговор, поистине Аллах Слышащий, Видящий". (Сура 58. Препирательство, аят 1). Этот аят является очень важным. Здесь Всевышний Аллах в конце аята говорит: " Поистине Аллах Слышащий, Видящий", отсюда ты берешь, что Всевышний Аллах описывается постоянным атрибутом Слух, то есть это атрибут «Аз Заатия» (сущностный), вид его древний - Всевышний Аллах всегда был способен слышать, но его единицы происходят с происхождением этих звуков. Всевышний Аллах говорит: " Услышал Аллах слова той, которая спорила с тобой, из-за её мужа". Всевышний Аллах услышал эти её слова (именно в том момент времени, в который она их произнесла), вместе с тем, что Он постоянно Слышащий, то есть Он постоянно описывается атрибутом тем, что Он Слышащий и способен слышать. В этом аяте собрано сразу два понимания относительно этого атрибута - Слух. Первое-это указание на то, что этот атрибут древний, атрибут сущностный, и в тоже время указание на то, что единицы этого атрибута происходят после того, как их не было, постоянно во времени, один за другим.

 

[Примечание не из урока]:

То есть проявление атрибута Аллаха «Слух», происходит при слушании отдельных звуков, которые появляются. Человек наделенный слухом, слышит звуки только после того как эти звуки произошли. Так же Всевышний Аллах слышит звуки отдельные после того как они произошли, разница между слухом человека и слухом Аллаха, заключается в том что слух Аллаха совершенный, он слышит все что происходит в этом мире ни чего не скроется из звуков от Слуха Аллаха и Аллах способен слушать все происходящие звуки в мире одновременном, и слушание одного звука не отвлекает Аллах от слушания другого, как например рабы Аллаха взывают к Аллаху с мольбами во всем мире, может миллион человек в одну минуту одновременно взывают к Аллаху, и всех их Аллах слышит одновременно, и мольба одного человека не отвлекает Аллаха от мольбы другого, поистине слух Аллаха совершенен!

А слух человека не совершенен и ограничен, в тех рамках, в которых ограничил его Аллах, человек не может, например даже двух человек одновременно слушать и обоих понять, человек слышит на ограниченном расстояния, например на 3 км слышит, а дальше уже не слышит.

Также Всевышний Аллах изначально знал о том что тот или иной звук будет произведен, но слышит этот звук после того как этот звук появился в действительности. Как, например Всевышний Аллах знал изначально, что женщина будет жаловаться на своего мужа, но услышал Аллах ее жалобу именно в тот момент, в который она жаловалась, и сообщил об этом в Коране. Даже Аиша говорила, я сидела там, в комнате и не слышала, что говорила эта женщина, а Аллах услышал. А если взять убеждения ашаритов, и поразмышлять над ним, то получается что у них Слух, Зрение, Речь и Знания Аллаха это все одно, и тоже.

[Конец примечания].

 

 

(Доводы из Сунны).

Также из этого, слова пророка (саля Ллаху алейхи ва салам), где он сказал: «Имам назначается для того, чтобы (во время молитвы) молящиеся следовали его примеру..., и когда он произнесёт: «Да услышит Аллах тех (или того), кто воздал Ему хвалу! » «Сами‘а-Ллаху ли-ман хамидаху», то говорите: «[О Аллах] Господь наш и хвала Тебе! » [Аллахумма] «Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд»; Аллах вас услышит, ибо поистине Всеславный и Всевышний Аллах через уста Своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах слушает того, кто Его восхваляет! ». [Муслим, Абу Авана, Ахмад и Абу Дауд].

 

Из этого хадиса ты понимаешь что Всевышний слышит после того, как не был слышащим этот (именно) звук, потому что этого звука не было, то есть слух произошел относительно этого конкретного звука, после того как его не было.

 

Также из этих доводов, хадис Зейда ибн Халида Аль-Джухани, который приходит у Бухари и Муслима, то, что однажды пророк (саля Ллаху алейхи ва салам), прочитал утренний намаз с людьми в Худейбии, после дождя и сказал: " Знаете ли вы, что сказал Ваш Господь в эту ночь? Сказал: Сегодня проснулись из Моих рабов верующие в Меня и неверующие в Меня".

Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) явно говорит: " Знаете ли вы, что сказал Ваш Господь в эту ночь", отсюда ты берешь, что Всевышний Аллах произнес эти слова после того, как не был произнесшим их до этого, эти слова были произнесены Аллахом именно в ту ночь.

 

[Примечание не из урока]:

Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали: «Слова Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам) в некоторых риваятах: «Знаете ли вы, что сказал ваш Господь этой ночью? » - довод на то, что Всевышний Аллах говорит, когда пожелает и выберет это для себя – как сказал это имам Ахмад: «Аллах не прекращал говорить, когда пожелает». Источник: «Фатх аль Бари», 6/336.

 

Сказал шейх уль Ислам аль-Ансари аль-Ханбали, перечисляя убеждения, на которых иджма людей истины: «Знай, что Аллах – говорящий, высказывающий слова, хвалящий Себя, и Он говорит всякий раз, когда пожелает». Источник: «Дар’ ат тааруд», 1/275.

 

Сказал Гулям аль-Халляль: «Рассказал нам Абдуллах, что он слышал как Ханбаль Ибн Исхак сказал: «Я спросил имама Ахмада: «Аллах будет говорить со своими рабами в Судный День? ». Ахмад сказал: «Да! Кто же будет вести суд между своими творениями, кроме Аллаха, Свят Он и Велик?! Аллах – Говорящий, не прекращал Аллах приказывать к чему пожелает, и править, и нет у Него сотоварища и подобного Ему – как пожелает, когда пожелает».

Источник: «Ас-Сунна» Гулям аль Халляль, 32, иснад достоверный.

 

Сказал имам Ахмад Ибн Ханбаль: " Аллах не прекращал говорить, когда пожелает"

Источник: " Ар Родд аля аль Джахмия", 22.

 

Сказал имам аль Халляль в «Ас-Сунна»: Рассказал мне Юсуф Ибн Муса, что имаму Ахмаду сказали: «Люди Рая будут смотреть на своего Господа, и говорить с Ним, и Он будет говорить с ними? »

Ахмад ответил: «Да, Аллах будет смотреть на людей Рая, и они будут смотреть на Него. И Он будет говорить с ними, и они будут говорить с Ним - так как Он пожелает, и когда он пожелает".

Источник: «Аль-Акыда аль-Асфахания», стр. 52, «Дар’ ат Тааруд», 1/254.

[Конец примечания].

 

 

Также из доводов на это, хадис относительно заступничества в Судный день, когда люди будут приходить к различным пророкам один за другим и каждый пророк будет отказываться от заступничества за людей аргументируя это тем, что будет говорить: " Поистине Мой Господь сегодня разгневался таким гневом, которым не гневался до этого никогда, и которым не разгневается после этого никогда". Отсюда мы берем то, что Всевышний Аллах разгневался этим гневом в Судный день, и до этого Всевышний Аллах никогда так не гневался, и после этого никогда так не будет гневаться. Это явный довод на то, что Всевышний Аллах разгневается таким гневом в Судный день, который не происходил ни до этого, и не произойдет после этого. Хадис приходит у имама Бухари и Муслима, является достоверным, и в его достоверности нет никаких сомнений.

 

Также из этих доводов, слова пророка (саля Ллаху алейхи ва салам), который передаёт слова Всевышнего Аллаха, то есть в хадисе аль Кудси: " Не перестанет Мой раб приближаться ко Мне совершением добровольных деяний, пока Я его не полюблю". (Аль-Бухари, книга «Смягчения сердец», глава «Скромность», (6502), от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах).

Отсюда понимается, что Всевышний Аллах полюбит Своего раба, после того, как он будет много приближаться к Всевышнему Аллаху добровольными деяниями, и до этого любовь Всевышнего Аллаха на этого раба не распространяется, но распространяется это вид любви Аллаха на этого раба, только после совершения добровольных деяний.

 

Все эти доводы являются явными доводами на установление Всевышнему Аллаху сыфат (атрибутов) аль Ихтиярия.

 

 

(Доводы из иджма).

Третий довод - " аль Иджма", единогласное мнение сподвижников и табиинов, относительно установления этих атрибутов Всевышнему Аллаху. Оно заключается в том, что ни от одного из сподвижников или табиинов не пришло, чтобы они что-то отрицали из этих атрибутов. И они не говорили, что на самом деле Всевышний Аллах не гневается, или гневается каким-то древним видом гнева и Его Гнев, или Довольство, или Разговор не происходит единицы этого атрибута один за другим. Кто-то может сказать: " может быть, они придерживались мнения о том, что атрибуты эти, являются атрибутами сущностными и Всевышний Аллах гневается извечным Своим Гневом, а не так, что это каждый из видов Его Гнева, или единицы Его Гнева происходят один за другим". Мы скажем " Нет", потому что аяты Корана и хадисы Сунны явно указывают, как мы прочитали некоторые из аятов, и хадисов, что эти атрибуты несут за собой действие Всевышнего Аллаха один за другим. И не пришло от сподвижников или от табиинов, чтобы они отрицали эти аяты, или эти хадисы, и говорили: Нет, нет, эти аяты и хадисы нужно понимать по-другому. Поэтому мы говорим, что это единогласное мнение сподвижников и табиинов, что они были согласные с утверждением этих атрибутов Всевышнему Аллаху в том виде, в котором они пришли в Коране и в Сунне. А в каком они виде пришли в Коране и в Сунне? В том виде, что эти атрибуты являются древними, извечными, сами по себе в основе, но их единицы являются обновляющимися и происходящими один за другим.

 

Поэтому аль-Микъризи в своей книге «Аль-Хутаб» 3 том, страница 309, сказал: «Кто посмотрит в сборнике хадисов, а также в сборнике асаров от праведных предков, (от сподвижников, от табиинов), узнает убежденно, что никогда не пришло не с достоверным иснадом, ни с больным иснадом (слабым иснадом), чтобы кто либо из сподвижников, несмотря на их большое количество, и не смотря на их различные уровни, чтобы он спросил о смысле каких либо атрибутов, которыми описал Всевышний Аллах Себя Сам».

 

То есть ты не найдешь, что сподвижники приходили и говорили, что значит радуется, ликует, гневается, Вознесся над троном? Почему они не спрашивали этих вопросов? Потому что эти понятия ясны и не требуют дополнительного разъяснения.

 

Говорит Аль-Микризи далее: «Но каждый из сподвижников понимал смысл этих атрибутов и молчали молчанием понимающего, удовлетворенного. (Каждый удовлетворенный понимал смысл этих аятов, и не требовалось дополнительных вопросов). И ты никогда не увидишь от сподвижников и от табиинов, чтобы от них пришло, что они различали и разделяли один атрибут от другого атрибута, и говорили, что такие атрибуты мы принимаем, а такие атрибуты мы не принимаем».

 

Как сегодня говорят матурудиты, ашариты и им подобные, что атрибуты Сущности мы принимаем, а атрибуты Ихтиярия мы не принимаем, но истолковываем их, или разъясняем их каким-то другим образом, или вовсе их отрицаем, потому что так то, потому что это несет за собой то-то. То есть от сподвижников такого не увидишь, но относительно всех атрибутов у них поведение было одинаковое, поведение человека понимающего, удовлетворенного, принимающего. Они принимали эти атрибуты, понимали смысл атрибутов Аллаха, и не оспаривали их, и не истолковывали их, и не отрицали и не отвергали их.

 

[Примечание не из урока]:

Сказал Абу Мухаммад аль-Джувейни (один из авторитетных ученых ашаритов) в своем послании о Сыфатах:

" Я боялся утверждать для Аллаха Возвышенность, и аль-Истиуа, и Нисхождение, боясь ограничения Аллаха, и уподобления.

Но наряду с этим, когда я видел шариатские тексты, пришедшие в Книге Аллаха, и Сунне Его Посланника, я понимал, что они указывают на внешние смыслы этих сообщений. И я понимал, что Посланник Аллах ясно говорил этими словами, и рассказывал ими о своем Господе, и описывал Его ими.

И известно по предельной очевидности, что в собрания Посланника Аллаха приходили и благородный алим, и невежда, и умный, и тупой, и бедуин, и неотесанный.

И вместе с этим, я не находил, чтобы Посланник Аллаха хоть как-то комментировал эти тексты, в которых он описывал своего Господа – ни комментировал это ни прямым образом, ни тем что очевидно указывает на это.

И он не делал к ним никаких комментариев, которые отклоняли бы эти тексты от их внешних смыслов, и делали бы им тауиль – так как это делают эти мои шейхи факихи мутакаллимы – подобно тому, как они истолковывают аль-Истиуа (Вознесение) как " Аль-Истийля" (Овладение), или Снисхождение как снисхождение приказа, и так далее.

И я не увидел, чтобы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предостерегал людей от веры в очевидный смысл его слов, описывая Аллаха Возвышенностью, Двумя Руками, и остальными качествами.

И не передано от него ничего, что указывало бы на то, что у этих Качеств на самом деле другие скрытые смыслы, а не те, что ясны из их очевидного указания в арабском языке – как-то, что Возвышенность на самом деле возвышенность степенью, а Рука – милость и сила, и тому подобное".

Источник: " Ар-Рисаля филь фаукыя уаль истиуа", 1/33.

 

Это к словам Аль-Микризи, как довод на иджма в этом вопросе.

[Конец примечания].

(Доводы разума).

Четвертый довод на установление атрибутов аль Ихтиярия, довод разума. Наш разум подсказывает нам, что Всевышний Аллах описывается этими атрибутами.

И доводов разума на это несколько:

Первый из этих доводов то, что Всевышний Аллах должен описываться атрибутами Совершенства, - каждый своим разумом понимает, что Всевышний Аллах должен описываться атрибутами Совершенства. И если каждый из нас представит два объекта, один способен действовать и производить действия одно за другим, исходя из своей воли и исходя из своей мощи, а второй объект не способен всего этого делать, не способен производить действия. Кто из этих двух объектов будет совершенным, а какой из этих объектов будет недостаточным? Первый объект будет совершенным, а второй будет несовершенным. То есть если перед тобой человек, который хочет писать, читать, разговаривать, видеть, слышать и может всё это делать, но при этом всего этого не делает.

И второй объект, который хочет этого и может это делать и делает это, производит действие один за другим. Кто из этих двух объектов совершеннее? Совершеннее из этих объектов тот, который описывается этими атрибутами и совершает эти действия один за другим. Поэтому наш разум подсказывает нам, что раз Всевышний Аллах должен быть описан атрибутами Совершенства, Он должен быть описан эти атрибутами.

 

Второй момент, из доказательств разума, это то, что мы говорим, что раз творения описываются каким-то атрибутом совершенства, то тем более Всевышний Аллах должен описываться этим атрибутом Совершенства, для того, чтобы не получилось, что творения являются более совершенным, нежели его Господь. Без разницы, о каких мы сейчас говорим атрибутах, скажем Жизнь, или Слух, или Зрение, или способность разговаривать, всё это является атрибутами Совершенства. Мы говорим, что творения (живые) описываются всеми этими атрибутами. А раз так, то Всевышний Аллах тем более должен быть описан этими атрибутами, так как это является атрибутом Совершенства. Это одно из правил у приверженцев Сунны, которые говорят, что если какой-то объект описывается каким-то атрибутом совершенства, то Всевышний Аллах этим атрибутом описывается тем более. Потому что Всевышний Аллах более Совершенен, Абсолютен, нежели Его творения.

 

И второй метод доказательств похож на этот. Раз (живые) творения описываются различными атрибутами совершенства, мы спрашиваем: Откуда эти творения получили эти атрибуты совершенства? Ответ: они получили их от Всевышнего Аллаха, в том смысле, что Всевышний Аллах наделил Свои творения этими атрибутами совершенствам. А раз Всевышний Аллах наделил Своих творений этими атрибутами совершенства, тем более Он описывается этими атрибутами Сам. К тому же разум подсказывает нам то, что Всевышний Аллах описывается этими атрибутами Совершенства, тем что, если Он не будет описываться этими атрибутами Совершенства, то Он будет подобен мертвым объектам, или объектом неживым, как камни, деревья, земля и тому подобное. Они не описываются атрибутами аль Ихитярия. Допустим, если перед нами камень, описывается ли он атрибутами аль Ихтиярия? То, что он производит определенные действия, исходя из своего желания, исходя из своей мощи один за другим. Мы говорим: Нет, он не способен на эти атрибуты. Это является его недостатком и несовершенством. Мы говорим, если мы скажем, что Всевышний Аллах так же, как эти неживые предметы, не описывается этими атрибутами, это будет указывать на то, что Всевышний Аллах подобен этим мертвым объектам, этим неживым предметам. Этим самым разум подсказывает нам необходимость того, что Всевышний Аллах описывается этими атрибутами.

Всевышний Аллах порицает и порочит божества многобожников, тем, что они не описаны этими атрибутами. Как, например Всевышний Аллах говорит: " Неужели они не видели, что он не говорил им в ответ ни слова и не был способен навредить им или принести им пользу". (Коран, сура 20 «Та Ха»).

Всевышний Аллах говорит: " В отсутствие Мусы (Моисея) его народ сделал из своих украшений изваяния тельца, который мычал. Разве они не видели, что он не разговаривал с ними и не наставлял их на прямой путь? Они стали поклоняться ему – они были несправедливы" (7 Сура «Аль-Араф», 148).

Ведение по прямому пути, разговор, всё это совершение и произведение действий один за другим. Всевышний Аллах указал на то, что эти объекты не являются истинными божествами, потому что они не описываются этими атрибутами аль-Ихтиярия. Отсюда что ты понимаешь? Что истинное божество, заслуживающее и достойное на поклонение, должно быть описано этими атрибутами совершенства.

 

Также разум подсказывает нам то, что Всевышний Аллах описывается этими атрибутами аль Ихтиярия посредством того, что если бы Всевышний Аллах не описывался этими атрибутами, то Он бы описывался противоположными этим атрибутам. А эти атрибуты являются атрибутами Совершенства, а их противоположность является атрибутом недостатка. То есть если мы скажем, что Всевышний Аллах не способен разговаривать слово за словом, то есть производить речь, слово за словом, одно слово за другим, на основании букв и звуков, то получится, что Он описывается противоположным этим атрибутом. Описывается немотой. Делай аналогию такую же, относительно всех остальных атрибутов. Если мы скажем, что Всевышний не описывается этими атрибутами аль-Ихтиярия, атрибутами Совершенства, способностью производить действия одно за другим, то получиться, что Всевышний Аллах описывается атрибутами противоположными. А атрибуты противоположные атрибутам Совершенства, является атрибутами недостатка и несовершенства, а Всевышний Аллах не описывается каким либо недостатком. Это то, что касалось доводов разума на это.

 

Но здесь необходимо ответить на одно из сомнений джахмитов, философов и батанитов. Они говорят: Да, оно было бы так, если бы не один фактор, то есть, как понять. Да, если мы скажем, что объект не описывается атрибутами совершенства, то из этого автоматически выходит, то, что он описывается противоположным атрибутом недостатка. Но это в том случаи, если объект способен принимать эти атрибуты. То есть они не согласились с этим выводом разума, потому что много таких объектов, которые не описываются ни атрибутом совершенства, ни атрибутом недостатка, потому что они не способны принимать эти атрибуты. Например, стол, который перед нами, он не описывается ни слухом, ни глухотой, ни жизнью, ни смертью, ни зрением, ни слепотой. Они хотят сказать, что если мы скажем, что любой объект, который не описывается атрибутом совершенства, то он автоматически описывается атрибутом недостатка, то получится, что этот стол, раз он не глухой, значит он слышащий, раз он не слепой, значит он видящий, поэтому относительно Всевышнего Аллаха данный вывод разума не применяется.

 

Мы говорим действительно ваше слово правильное, что не все объекты, которые не описываются атрибутом совершенства, обязательно описываются атрибутом недостатка. Мы привели в пример стол, камень, деревья, и они не описываются атрибутами противоположности, слух-глухота, зрение-слепота, жизнь-смерть. Но относительно Всевышнего Аллаха этот вывод является справедливым. Действительно не все предметы готовы принимать противоположные атрибуты, но эти предметы, которые не способны принимать противоположные атрибуты являются неживыми предметами, а тот предмет, который является живым, он способен принимать один из двух атрибутов. Он либо глухой, либо слышащий, либо видящий, либо слепой, либо живой, либо мертвый. Любой живой предмет описывается этими атрибутами противоположности. И если, вы говорите, что Всевышний Аллах не принимает вообще эти атрибуты и нельзя про Него сказать, что Он Живой, или мертвый, или Он слепой, или Он Видящий, или Он глухой, или Он Слышащий. Тогда получается, что вы уподобили Всевышнего Аллаха неживым предметам, и это является хуже, чем уподобление Всевышнего Аллаха живым предметам и живым творениям. Хоть и то и другое является запретным и непозволительным относительно Всевышнего Аллаха. Поэтому мы говорим, это правило и этот вывод разума является справедливым относительно Всевышнего Аллаха. И если Всевышний не описывается атрибутами Совершенства, атрибутами аль Ихтиярия, тем, что Он способен производить одно действие за другим, то из этого автоматически вытекает, что когда бы Он описывался атрибутом противоположным, атрибутом недостатка.

________________________________________________

 

17 (в) мнение матуридитов и других заблудших групп об Атрибутах аль-ихтиярия.

 

На какие мазхабы, представители этой (Исламской) общины разделились относительно атрибутов аль Ихитярия.

 

Приписывание к Всевышнему Аллаху чего-либо в Коране и в Сунне бывает трех видов:

1. Приписывание атрибута к тому, кто этим атрибутом описывается. То есть приписывание к Аллаху Его атрибутов. Когда Всевышний Аллах говорит: " И они не объемлют ничего из Его Знания". Слово " Знание", приписано к Всевышнему Аллаху. Это приписывание атрибута к тому, кто этим атрибутом описывается, то есть Всевышний Аллах описывается атрибутом Знания. Или в словах Всевышнего: " Поистине Аллах, Он Тот, Который наделяет пропитанием", - " Обладатель Силы", то есть Сила приписывается к Всевышнему Аллаху.

 

Этот этот вид приписывания с ним согласны приверженцы Сунны, и с ним согласны также большинство заблудших течений, такие как матуридиты, ашариты, кулябиты и т.д. Они согласны с этим и говорят, что данное приписывание, является приписыванием и утверждением Всевышнему Аллаху атрибута. То есть если мы говорим: " Они не объемлют ничего из Его Знания", то кулябиты, ашариты, матуридиты, приверженцы Сунны, все согласны с тем, что из этого аята берется утверждение Всевышнему Аллаху атрибута Знания. И разногласят в этом и противоречат этому только джахмиты и мутазилиты. Потому что джахмиты и мутазилиты являются теми заблудшими течениями, которые отрицают атрибуты Всевышнего Аллаха вообще, все атрибуты Всевышнего Аллаха отрицают они. Они отрицают их из-за сомнения, мутазилиты говорят: Всевышний Аллах не описывается никаким атрибутом, Он и не видящий, Он и не знающий, Он и не живой и т.д. Потому что если мы скажем, что Всевышний Аллах описывается например атрибутом Жизнь, то они говорят: Жизнь Всевышнего Аллаха, это Его атрибут? Мы говорим: Да, это Его атрибут. Они говорят: Этот атрибут извечный или не извечный? Мы говорим: Да, Жизнь Всевышнего Аллаха извечна. Они говорят: Так вот, извечность это атрибут, которого способно описываться только божество, ничто кроме божества не описывается атрибутом извечности. Поэтому они говорят: Если мы утвердим Всевышнему Аллаху Жизнь, как Его атрибут, получиться, что Жизнь является самостоятельным, отдельным божеством вместе с Всевышним Аллахом. Возьмем в пример пророка Мухаммада (саля Ллаху алейхи ва салам), он отличается чем-то от людей и чем-то не отличается. Он обладает определенным ростом, весом, походкой, видит, слышит и т.д. И другие люди так же описываются этими атрибутами. Но Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) обладает пророчеством и этим самым отличается от остальных людей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь