Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные направления культурной политики Австралии.



Прежде чем перейти непосредственно к теме вопроса, следует начать с истории

становления Австралии. Как мы знаем, история открытия континента уходит в

недалекие XVII и XVIII века. Из-за отдаленности континента, колонизация началась

только с 1770 г., когда Дж. Кук от имени английского короля взял в свое владение

бухту неподалеку от места, где впоследствии был основан Сидней. Долгие годы,

вплоть до 1840 г., Австралия служила местом ссылки осужденных на каторгу

британских подданных, поскольку к 1830 г. британская монархия подчинила себе

весь континент. Для таких ссыльных, каковыми являлись самые отъявленные

преступники, смертная казнь заменялась на высылку на тихоокеанские просторы

Нового Южного Уэльса. Именно такое название дал вновь открытой территории Дж.

Кук.

И только в 1901 г. Австралия получила политическую независимость, хотя она и

продолжала оставаться членом Британского Содружества вплоть до 2000 г., когда

парламентом страны было принято решение о выходе Австралии из Содружества Наций.

С этого времени страна перестает даже формально считаться владением королевы

Великобритании. Между тем, колониальная история страны отразилась на всех сферах

ее жизни – культуре и архитектуре, правовой системе, национальных праздниках,

политической сфере, составе населения, языке и т.д.

Но ошибочно думать, что в период колонизации в Австралии не развивалась культура

и искусство. Подъем в развитии культуры Австралии пришелся на 1880–1895 гг.,

когда усилилась тенденция к объединению страны. Этот период оставил значительный

след в художественной литературе страны. Далее две мировые войны, межвоенный

период экономического кризиса и большой наплыв европейских иммигрантов после

1945 г. повлияли на формирование специфической австралийской национальной

культуры. За последние десятилетия австралийские художники, музыканты, ученые и

писатели стали лучше известны за рубежом. Так, всемирной известностью пользуются

Австралийский балет, Сиднейский симфонический оркестр, Австралийский камерный

оркестр и др. Свой вклад в мировую литературу внесли такие австралийские

писатели, как Э. Бартон Патерсон, Г. Лоусон, Э. Дж. Стивенсон и др., поэты Дж.

Маколи, Г. Харвуд, К. Уокер, А.Д. Хоуп и др.

Современная Австралия – высокоразвитое государство, сопоставимое по своему

экономическому и социальному уровню с высокоразвитыми европейскими странами.

Особенности исторического развития страны обусловили то, что в ней на протяжении

длительного времени, начиная с английской колонизации, совмещались и

сосуществовали разные культуры, начиная с культуры коренного населения и

множества приезжих, в основном англичан. Это обусловило приоритетное развитие

англоязычной культуры в этой стране. При этом если в эпоху колонизации культура

и традиции аборигенов безжалостно уничтожались, то в ХХ в. стали действовать

иные тенденции, и сегодня аборигены составляют главную достопримечательность

Австралии, ставшей одним из крупнейших центров мирового туризма.

Одним из основных направлений культурной политики страны является поддержка

развития театрального и киноискусства. Так, практически во всех столицах штатов

действуют театральные компании, а также небольшие труппы, такие, как

Австралийская шекспировская компания и Мельбурнский театр «Ла-Мама». Среди

выдающихся австралийских кинорежиссеров следует назвать Дж. Армстронга, П.

Вейра, Б. Бересфорда, а также Дж. Кемпиона, снявшего знаменитое «Пианино». Среди

самых известных австралийских фильмов – «Данди по прозвищу Крокодил», обошедший

экраны всего мира.

Совместно с социальным службами страны, культурная политика направлена и на

различные категории населения (инвалиды, студенты, дети и т.д.).

Работа с инвалидами, людьми с ограниченными возможностями.

Для данной категории устраиваются специальные экскурсии, доступы практически во

всех культурно-досуговые места (посредством специальных лифтов, проходов, четкие

объявления и указатели, специальные трапы, туалеты), т.е. таким образом пытаются

создать максимально удобные условия для данной категории, чтобы эти люди не

чувствовали себя ущербными, не говоря уже о социальной защите данной категории.

Например, такие места как национальный парк Улуру, в котором находится самый

крупный в мире камень-монолит (высота – 348 м, окружность – 9 км) - является

главной достопримечательностью Австралии; в Сиднее – художественная галерея,

Австралийский музей, оригинальное здание театра; в Мельбурне – Национальная

галерея Виктории, Олимпийский стадион; в Брисбене – ботанический сад, основанный

в 1889 г..

По сути, современная Австралия, прежде всего, ее крупные индустриальные центры

(Мельбурн, Сидней и др.) являются мощными мегаполисами, подобными американским,

где живут люди разных национальностей и доминирует современная интернациональная

культура, космополитичная по самой своей сути. И этот факт признают сами

австралийцы. Они отчетливо говорят о том, что их культура синтетическая. Как вы

думаете почему? В Австралии коренное население – аборигены, конечно у них есть

своя культура, но она не получила широкое распространение.

Можно сказать, что первые цивилизованные люди, появившееся на материке это были

мореплаватели, военные и пленники, ссыльные и еще прочие люди, от которых надо

было избавиться. И не факт, что всегда это были необразованные преступники,

многие из тех, кого отправляли в ссылку были образованные, умные, мыслящие люди

и до конца XIX века в Австралии было издано около ста работ исторического

содержания, посвященных пятому континенту. Но уровень развития науки не

определяется чисто количественными показателями и формализованными критериями.

Как говорил русский ученый A.M. Сахаров, - это прежде всего уровень развития ее

методологии, теоретического обобщения материала. Произведения же австралийской

исторической литературы тех лет преимущественно носили эмпирический характер.

Это были записки путешественников, мемуары, очерки. Т.е. произведения Австралии

– это опыт, можно предположить, наций, смешение культур, ее синтез, переработка

и получение самого продукта. Конечно же этот факт влиял на развитие культуры

страны и на основы культурной политики в стране.

Поэтому с уверенностью можно сделать выводы что культура страны – синтетическая,

а значит в ней смешаны многообразие культур, пути решения проблем и т.д.

И такая синтетическая линия прослеживается во всех направлениях культурной и в

целом политики, например, это проявляется абсолютно во всем: в смешении

архитектурных стилей и направлений, в образе жизни населения, проведении им

досуга, кулинарных пристрастиях, культурных событиях (фестивали, концерты,

галерейные премьеры и т.д.). В целом крупные австралийские города представляют

собой высоко цивилизованные центры - современные небоскребы, между которыми

сохраняются островки ухоженных оранжерей и парков, дождевых лесов с их дикими

обитателями, голубых бассейнов, аквапарков и бирюзовых лагун с золотыми пляжами.

Пример: Марди Грасс, фестиваль конопли, проводится с 1993 г. в австралийском

посёлке Нимбин в первые выходные мая. В фестиваль включены: Конопляная ярмарка,

Выставка фермеров промышленной конопли и фирменный рынок Марди Грасс маркет.

Последний посвящен не столько продукции, сколько рекламе самого фестиваля —

подготовлены тысячи различных сувениров.

В Австралии преклоняются перед спортом, и австралийцы сильны в крикете, регби,

плавании и велосипедном спорте. Другими популярными видами спорта являются

баскетбол, яхтенный спорт, гольф, футбол и Аусси рулс, австралийский вид спорта,

напоминающий гаэльский футбол. Олимпийские игры, которые проводились в Австралии

в Сиднее 2000 года, имели огромный успех.

Хотя тема требует раскрытия только культурных направлений страны, но невозможно

не упомянуть и о социальной защищенности, в частности на высоком уровне развита

система здравоохранения. Австралийское здравоохранение имеет под собой

государственную и частную основу. Все врачи, скорая помощь, частные и

государственные больницы, аптеки и т.д. работают через систему социального и

медицинского страхования. Все потенциальные клиенты этой системы делятся на

граждан Австралии - тех, кто имеет визу «постоянного жителя» и на «гостей» -

иностранных студентов, туристов, контрактных рабочих. Надо отметить, что

государство, федеральное, местное правительство и администрация постоянно

финансирует государственный сектор медицины и контролирует частную врачебную

практику как в плане качества и стандартов, так и цен на услуги через местные

здравоохранительные департаменты и комиссии. Граждане имеют право бесплатно

лечиться в государственных больницах и в некоторых (субсидируемых) частных

клиниках, а также получать неотложную помощь у окулистов и дантистов. Медикэр

гарантирует плату за врачебную консультацию, включая узких специалистов, тесты,

диагностические обследования и анализы, а также основное хирургическое и

терапевтическое лечение и услуги стоматолога. Если пациент лечится вне больницы,

- у частного врача, то Медикэр возвращает ему 85% расходов, оставшиеся 15% плюс

разницу оплачивает больной. В стране более 40 страховых компаний. Причем

государство поддерживает систему страхования. Так, гражданам, достигшим 30-

летнего рубежа, государственная система здравоохранения настойчиво рекомендует

заключить страховку в частной компании. Устроено так, что человек должен платить

тем дороже, чем он старше. Таким образом, государство стимулирует граждан

заботиться о своем здоровье, побуждает своевременно обращаться к врачу и не

допускать осложнений. Австралия - одна из самых «пожилых» наций, это результат

правительственной заботы и мирового опыта, внедренного в систему

здравоохранения. Сказанное, впрочем, не относится к аборигенным группам

населения, где продолжительность жизни значительно ниже. Эта этническая группа к

тому же занимает первое в мире место по показателям заболеваемости глазными

болезнями.

Еще одно из главных направлений культурной политики – это работа с молодежью.

Здесь на первом плане стоят проблемы образования, проблемы обеспечения работы,

организация досуга, вовлечения молодежи в волонтерские организации. Одна из

таких организация – это гуманитарная организация Австралийский Красный Крест.

Эта организация активно вовлекает молодежь в работу с обществом, незащищенными

слоями населения, а также осуществляет ряд общенациональных и международных

программ медико-социальной и гуманитарной направленности, участвует в программах

оказания помощи при чрезвычайных ситуациях как у себя в стране, так и за

рубежом.

Для детей создаются специальные лагеря или группы, особенно летние, в которых

дети получают не только от дых, игры, но также в игровой форме их обучают

культурным аспектам страны, помогают им узнать страну.

Широко развиты детские спектакли-сказки.

 

22. Культурно-образовательные проекты: опыт Канады

Основные культурно-образовательные проекты Канады направлены на поддержку

культурных ценностей. Развита деятельность в области организации проектов по

международному культурному обмену.

Национальные фонды поощрения искусства основаны для поддержки и развития

художественного творчества, атмосферы процветания искусства. Они фи7нансируют

различные проекты и программы в области искусства, оказывают поддержку

творческой интеллигенции, КДУ.

Огромное значение придается в Канаде работе с инвалидами, малоимущими, людьми из

групп риска, детьми, на высокий уровень вышло понятие семейного досуга. Большую

работу по организации досуга инвалидов проводят музеи, театры, библиотеки.

Плоховидящим и малослышащим инвалидам предлагаются следующие услуги:

• Экскурсии на языках жестов и знаков.

• Тексты магнитофонных экскурсий

• Световая сигнализация (язык)

• Допуск собак-поводырей в музеи и др. места отдыха

• Гид-кассеты

Другие проекты направлены на поддержку этнического населения Канады.

О культуре: На общественную жизнь накладывает глубокий отпечаток наличие двух

основных культур и традиций – англо-канадской(англоязычное население) и франко-

канадской(франкоязычное население) В Квебеке (французский центр Канады) власти

принимают меры по поощрению развития франко-канадских традиций и культуры,

стремясь не допустить ассимиляции франкоканадцев. Квебекское правительство

приняло меры по ограничению использования английского языка и расширению

применения французского. Федеральное правительство осуществляет курс на

сохранение культурной «мозаичности» и сосуществования различных этнических

групп.

В стране почти нет общенациональной прессы. На английском языке издаются около

100 ежедневных газет, крупнейшие из которых – «Глоб энд Мэйл» и «Стар»

(Торонто), «Ситизен» (Оттава), «Сан» (Ванкувер), «Фри пресс» (Виннипег) и др.

Наиболее влиятельные из более чем десятка франкоязычных газет – монреальские «Ла

Пресс» и «Ле Девуар». Выпускаются также газеты на других языках мира. Основные

журналы: общественно-политические еженедельники «Маклинз» и «Актюалите»,

литературные ежемесячники «Сэтерди найт» и «Канэйдиан форум», издания по

литературе и искусству «Канейдиан литерачер», «Букс ин Канада», «Тамарак ревью»,

«Куинс куотерли», «Зис мэгэзин», «Ла Ви дез ар», «Либерте». Крупнейшие радио- и

телевизионные компании – Канадская корпорация радиовещания (См-Би-Си), Си-Ти-Ви,

«Глобал» и «Ти-Ви-Эй».

Образование: Образование находится в ведении провинциальных правительств, а на

федеральных территориях – центрального правительства, которое оказывает также

финансовую поддержку высшему образованию и научным исследованиям. Провинции и

муниципальные органы субсидируют систему образования ниже университетского

уровня. Во всей Канаде существует обязательное и бесплатное школьное обучение

детей в возрасте 6/7–15/16 лет; многие дети посещают также дошкольные

учреждения. В Квебеке школьное преподавание ведется на французском языке, в

других провинциях – на английском, однако существует возможность получения

англоязычного образования в Квебеке и франкоязычного – в крупных общинах

франкоканадцев в других провинциях. В Канаде имеется ок. 80 университетов, часть

из них – двуязычные, а также муниципальные колледжи. Ведущими научно-

исследовательскими организациями страны являются Советы по научным исследованиям

и по медицинским исследованиям, Совет по науке, Канадский совет и др.

 

Коренные народы:

1) представители многочисленных индейских племен, говорящие на 58 языках десяти

не связанных друг с другом языковых групп. По полной переписи 1991 г. их 784

тыс. чел., а по промежуточной, выборочной переписи 1996 г., в ходе которой

учитывалось не столько происхождение, сколько самоидентификация респондентов

(т.е., ”чувствует” ли он себя индейцем), лишь 554 тыс. чел.;

2) индейско-европейские метисы в основном, потомки от браков англичан и

французов с индейскими женщинами в период первоначального освоения Канадского

Запада и Севера соответственно, 213 тыс.(1991) и 210 тыс. чел.(1996);

3) эскимосы-инуиты (по критериям 1991 г., т.е., по происхождению, 49, 3

тыс.чел.), различные субэтнические группы которых заселяют побережье и острова

Ледовитого океана. Перепись 1996 г., которая не относит к их числу значительную

часть проживающих за пределами этого ареала урбанизированных и ассимилированных

эскимосов, определяет общую численность ”настоящих” инуитов лишь в 41, 1 тыс.

чел.

В настоящее время эскимосов принято в Канаде называть только по их самоназванию

”инуитами”, а индейцев ”америндейцами” или также по самоназваниям отдельных

народов и племен: кри, сиу, вендаты (бывшие ”гуроны”), инну (монтанье и

наскапи), дене (атапаски) и так далее.

Было принято решение. Что коренные народы будут жить и сохранять культуру в

специальных резервациях (не тронутых местах поселений этнического населения) на

территории страны. Но из-за плохих условий большинство населения перебирается в

города, происходит урбанизация.

Учреждения культуры. Музеи

В Канаде имеется множество музеев. В столице страны Оттаве работают Национальный

центр искусств, Национальная галерея Канады, Национальный музей человека,

Национальный музей естественных наук, Национальный музей науки и техники,

Национальная библиотека и Национальный архив Канады. В Торонто расположен

Королевский музей Онтарио, славящийся коллекцией искусства Древнего Китая и

Центральной Азии, в Монреале – музей канадской старины Шато-де-Рамзей, в Онтарио

– «Верхнеканадская деревня», воспроизводящая жизнь канадских пионеров. В

Ванкувере действуют Городской музей, Морской музей и Музей антропологии при

университете, располагающий крупной коллекцией произведений североамериканских

индейцев. Основные художественные музеи и галереи: Художественная галерея

Онтарио (Торонто), Музей изящных искусств (Монреаль), галереи в Ванкувере и

Виннипеге, галерея Бивербрук (Фредериктон), Художественная галерея Виктории. Из

библиотек наибольшей известностью пользуются библиотеки университетов Торонто,

Макгилского, Лаваля, Королевского в Кингстоне, Британской Колумбии, публичная

библиотека в Торонто, архив института Гленбоу-Альберты в Калгари.


23. Опыт организации культурно-досуговой деятельности с подростками в скаутских организациях

Скаутское движение, которое в настоящее время охватывает весь земной шар, зародилось в Великобритании. Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании. Им в 1907 году был проведен первый лагерь на острове Броунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys». Целями организаций являются: фор­мирование характера, воспитание гражданской позиции, развитие ин­теллектуального потенциала, моральных и физических качеств подрастающего поколения посредством предоставления программ, соот­ветствующих потребностям молодежи в развлечениях, приключениях и развивающем обучении.

Бойскауты. Организация платная. Возраст 8-18 лет (волчата 8-11 лет, разведчики (бойскауты) 11-17 лет, разбойники (старшая группа) 17-18 лет).

Герлскауты (продают сласти, журналы, дают платные концерты, выращивают овощи, цветы) – 1 группа 7-9 лет, 2 группа 10-14 лет, 3 группа 14-18 лет. 3 вида основной деятельности: худож. деятельность (танцы, пение, музыка, рисование), домоводство, занятия на открытом воздухе.

Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского метода заключается в следующем:

· Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно — осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.

· Патрульная система или система микрогрупп.

· Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы) — специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр.

· Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга — исследовательской деятельности.

· Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).

· «Обучение через дело» — метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.

· Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности.

Девиз скаутов — «будь готов! » (англ. Be Prepared); по-английски он сокращается до первых букв так же, как фамилия основателя движения скаутов (B.P.).

Клятва – «Я буду честно выполнять свои обязанности перед Богом, страной и людьми».

Скаутская эмблема — лилия (трилистник). Лилия стала символом Скаутинга с момента его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом.

Рукопожатие. Скауты во всем мире пожимают руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что в африканских племенах во время приветствия копье, которое держали в правой руке, втыкали в землю, а щит перекладывали из левой руки в правую, показывая таким образом, что ты доверяешь человеку, с которым ты здороваешься.

Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъём и спуск национального флага, и при произнесении скаутской клятвы. Вариантом этого символа-салюта является скаутский знак, во время которого правая рука поднимается до уровня плеча, два пальца — большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный). Три пальца символизируют три основных принципа скаутинга. Большой палец и мизинец, соединенные вместе, говорят о том, что в скаутинге старший помогает младшим.

Каждая группа (скаутский патруль) имеет свой вымпел. Более крупные элементы скаутского движения (патруль, дружина, региональная, национальная организация) имеют собственное знамя.

Галстук обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы; по цвету они могут быть разнообразными в зависимости от организации, пола, звания, могут иметь цвета флага, герба города, региона, страны. Скаутский галстук завязывается специальным узлом — узлом дружбы. Также, вместо узла иногда используют специальный зажим.

Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на своей форме, обозначают его достижения и той или иной скаутской «специальности», например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т. д.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1697; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.099 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь