Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социально-культурная деятельность института церкви как фактор укрепления мира и взаимопонимания между народами
Во все времена, исполняя свою миссию на Земле, Церковь стремилась к достижению единения народа, единения между народами, единения народа и власти. Но единения, в первую очередь, духовного, ибо такое — духовное — единение и является самым важным, самым необходимым. И дни прощания со Святейшим Патриархом Алексием показали, что Русская Православная Церковь и православная вера продолжают оставаться теми силами, которые могут помочь единению нашего общества, помочь ему выработать общенациональную идеологию и общенациональную политику. И эта работа уже идет в недрах Церкви и православной общественности. В этом смысле, мне кажется, крайне важной является инициатива, выдвинутая в свое время, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, Всемирным Русским Народным Собором — обсуждение и утверждение основополагающих ценностей нашего общества. Нужно сказать, что с момента своего возникновения в 1993 году, Всемирный Русский Народный Собор стал важной интеллектуальной и духовной общественной площадкой. Многие его инициативы, выдвинутые еще в 90-е годы прошлого века и тогда воспринимаемые чуть ли как не оппозиционные, идущие вразрез с тогдашними либеральными настроениями в политических верхах, сегодня стали общепринятыми и вошли в государственные стратегии и программы. Но самое интересное состоит в том, что ВРНС никогда не менял собственных идейных и духовных предпочтений, ибо с самых первых своих начал постоянно обращался к нашему обществу с призывом возрождения национальных традиций — в политике, науке, экономике, в социальных отношениях, в образовании. Стоит напомнить только об одном обращении — о «Своде нравственных принципов и правил хозяйствования», который был разработан ВРНС еще в 2004 году. Фактически именно этим документом ВРНС предупредил всю страну о том, что произошло осенью 2008 года — о надвигающемся кризисе в экономике. И четко обозначил: главными причинами возможных бедствий станут безнравственность участников экономической жизни — их алчность, скаредность, гордыня, эгоизм… И самой главной заботой ВРНС была работа по возрождению традиционных ценностей нашего общества, ценностей, устроенных на основе православной веры. Недаром в рамках ВРНС прошло большое число соборных слушаний и конференций, на которых обсуждались самые насущные проблемы исторического сознания, научной, общественной и церковной мысли. И всегда ставилась задача соединения различных форм существования национальной мысли. Здесь уместно напомнить о той поистине подвижнической работе, которую проводили, к сожалению, покойные уже Эдуард Федорович Володин и Сергей Артамонович Лыкошин по возрождению и аккумулированию русской консервативной мысли в рамках так называемого «Консервативного проекта». Своеобразным этапом в этой большой и осознанной деятельности по возрождению в сознании наших современников традиционных ценностей стал X Всемирный Русский Народный Собор. Тот всеобъемлющий разговор, который состоялся в 2006 году, обозначил и напомнил современному человеку традиционные ценностные вехи, питающие Россию своими соками вот уже более чем тысячу лет. Тогда было решительно сказано о том, что либерально-гуманистические ориентиры во все времена оказывались губительными для нашего народа и нашей страны, что господство либерализма ведет страну, да и весь мир в тупик, в небытие (особенно ярко эти мысли прозвучали в выступлении митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла). Наконец, тогда ВРНС напомнил всему миру, да и самой России, что у нашего народа, у нашего государства должно быть собственное лицо, собственное мнение, собственная позиция. Более того, тогда, фактически, была выработана совершенно по-новому осмысленная концепция прав человека, осмысленная с позиций православного мировоззрения. И эта новая концепция показала, что традиционные православные ценности, оказывается, могут стать серьезной духовной и идейной основой не только развития России, но и всей человеческой цивилизации. Совершенно верно тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал о том, что необходимо использовать все возможности «для обеспечения мировоззренческого вклада русской цивилизации в построение мирной и справедливой жизни на нашей планете». Разговор о традиционных ценностях, звучащий с трибуны Всемирного Русского Народного Собора — это, по сути дела, мирское продолжение церковной проповеди, ибо во все времена Церковь стремилась утвердить в народном сознании, в сознании политиков, в сознании экономического класса, в политической практике, наконец, традиционные православные ценности. И, между прочим, исполнение Церковью подобной задачи — это тоже национальная традиция. Стоит напомнить, что на протяжении тысячи лет Русская Православная Церковь и была тем важнейшим духовным и идейным центром, в лоне которого шло постоянное осмысление исторической реальности с позиций православной веры, а, следовательно, выработка курса дальнейшего развития народа и государства. Именно в лоне Церкви формулировались те духовно-политические идеалы и цели исторического бытия России, которым наш народ следовал веками — «Третий Рим», «Новый Иерусалим», «Святая Русь». Именно Церковь объясняла людям, как им необходимо жить, к чему стремиться. Иначе говоря, объясняла нашему народу, нашим правителям смысл их жизни, смысл их бытия, помогала народу найти путь к спасению. Так продолжается и поныне. Ибо эта задача и была во все времена для Церкви главной.
28. Досуг как сфера формирования экологической культуры (на примере США) Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической. Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера*”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры. Действительно, охрана ландшафтов была главным фактором учреждения первых национальных парков - Йеллоустонского парка в 1872 году, а вслед за ним – парков “Секвойи” и “Йосемити” в 1890 году. Вдобавок к эффектной топографии, важным фактором для широкой публики были, в основном, заметные невооруженному глазу элементы природы – леса и дикие цветы, а не мыши или саламандры. В конце XIX-го века экологическая наука лишь зарождалась. Несмотря на то, что многие важные биотические сообщества были включены в пределы парков, это в основном происходило по воле случая – когда такие биоценозы встречались на территориях, выделенных с целью защиты ландшафта, этого прекрасного “фасада” природы. Города наступают на остатки нетронутой природы и сельские районы. Территория естественных лесов, пустынь, озер, неосвоенных морских побережий, болот сжимается, как шагреневая кожа, в лучшем случае, уступая место искусственным лесонасаждениям и водоемам. Можно ехать часами, и перед вашими глазами одни города будут сменяться другими, поселки — новыми поселками, полями и фермами. Такую картину можно видеть не только в Англии с ее высокой плотностью населения или других европейских странах, но и в северо-восточных штатах США, Новой Англии, и даже в пустынях Калифорнии, занятых полигонами, городками, фермами, пастбищами, садами, ветровыми электрическими станциями, на сотни километров протянувшимися от побережья.. Сокращение естественных природных зон заставляет искать меры по предотвращению быстрого роста населенных пунктов и сохранению зеленых насаждений. Растущая численность посетителей становится серьезной проблемой, вызывает серьезные негативные последствия, несмотря на более высокий культурный уровень европейцев и американцев и более высокий уровень осознания ими экологических проблем. Увеличившееся число посетителей затрудняет сохранение растений, животных и экосистем, приводит к частичному разрушению и загрязнению природы даже в национальных парках. Поэтому службы национальных парков периодически закрывают для посетителей участки с уязвимыми экосистемами (сильно выбитые тропы, территории, отведенные под лагеря и кострища) с целью восстановления растительности, предотвращения эрозии. Серьезной проблемой для парков стал автотуризм. Практически во всех национальных парках имеются автомобильные дороги для проезда туристов, позволяющие осматривать достопримечательности из окна автомобиля. Режим движения на дорогах строго ограничен: лимитированы ширина дорог и скорость движения, обозначены места автостоянок, кемпингов и сбора мусора. Тем не менее, нагрузка на дороги растет настолько быстро, что службы парков частенько не успевают их ремонтировать. Странным кажется способ ознакомления с парками из окна автомобиля. Нелепо выглядит автомобиль посреди пустыни или в лесу. Но это уже другой аспект экологии промышленно развитых стран, связанный с высоким уровнем жизни и потребления. Западный турист хочет видеть природу, не отказывая себе в комфорте и роскоши! Поэтому в небольших по размеру национальных парках Великобритании трудно найти место, где бы не было слышно шума проезжающих автомобилей или экскурсионных самолетов, где бы не было видно ресторанов, отелей, сувенирных магазинов или просто жилых построек, вытянувшихся вдоль дорог. Вызывают восхищение действия многих земельных собственников. Наиболее известным событием в Калифорнии весной прошлого года стала передача знаменитой американской кинозвездой Барброй Стрейзанд своей загородной резиденции с парком в собственность местных властей для создания природного парка и центра экологического просвещения, который был открыт для посетителей в конце апреля 1996 года. Служба национальных парков в подобных случаях охотно идет на сотрудничество с частными предпринимателями, местными властями, властями штатов и неправительственными организациями и сама ищет новые методы работы в сфере создания и поддержания национальных парков. Значительную роль в сохранении природы играют неправительственные организации (НПО). Недалеко от Бостона, на упоминавшемся выше полуострове, неправительственная организация, носящая имя Джона Одубона, известного защитника природы и ученого — Audubon Society, создала свой собственный природный парк, выкупив частные земли. Природный режим в этом парке максимально приближен к естественным условиям. Единственным признаком присутствия человека являются тропинки, мостики и редкие деревянные скамеечки, поставленные на смотровых площадках. Реки, заросшие камышом, упавшие деревья, выброшенные волнами на берег гниющие водоросли — все создает впечатление нетронутого уголка природы. Лишь при въезде в парк расположилась небольшая автостоянка и административное здание с маленьким музеем. В другом укромном местечке штата Массачусетс активисты НПО “Сеть священной Земли” (The Sacred Earth Network) совместно с местными земельными собственниками создают свой парк, который открыт для всех желающих приобщиться к природе. В парке можно увидеть многочисленные следы фермерских полей, изгородей, остатки культовых сооружений индейцев, постепенно зарастающие новым лесом. Наконец, важным событием в судьбе национальных парков Америки стал выдвинутый президентом Клинтоном в апреле 1996 года план перестройки и сохранения национальных парков Америки.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы