Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Место культуры в политике территориального обустройства Франции. Специфика культурной политики Франции



Сергей КОСЕНКО
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ
В условиях неуклонного расширения глобализации мира все большее значение приобретает проблема сохранения национальной самобытности и культурного своеобразия каждой цивилизованной страны. Вместе с материальным и интеллектуальным прогрессом, преобразившим облик Европы за последние триста лет, культура, как и другие стороны жизни европейцев, претерпела необратимые демократические мутации, в результате чего к ней смогли приобщиться самые широкие слои населения. Одновременно складывался определенный пласт культурных связей и обменов, происходило культурное взаимопроникновение, благодаря чему все народы Европы научились разделять конкретные, общие духовные ценности.
Но став общим достоянием европейцев и основой политической организации наций в Европе, эта единая культура отнюдь не утратила своих самобытных черт и особенностей в каждом отдельно взятом национальном контексте.
КОСЕНКО Сергей Иванович — кандидат
политических наук, независимый эксперт по гуманитарным вопросам, Женева
Опыт истории и культуры Франции — родины Просвещения, свободомыслия и идеологии прав человека — несомненно, занимает почетное место не только в европейской, но и мировой сокровищнице духовных ценностей. И если величие и притягательная сила французской культуры сумели пережить превратности времен, то произошло это прежде всего благодаря последовательной культурной политике ее правящих кругов — от просвещенных монархов до современных президентов. В этом смысле культурная политика как целенаправленная деятельность государства по сохранению и защите национальной культурной самобытности является сугубо французским «изобретением», феноменом, берущим свое начало в глубине истории страны и сохранившим преемственность на протяжении веков. Доктрины и механизма, подобных французским, не было и до сих пор нет ни в одной развитой стране. При этом принципиальное значение для исследователя имеет тот факт, что независимо от формы правления или политической ориентации сменявших друг друга правительств константой этой политики всегда были развитие, сохранение и защита национального культурного достояния Франции. Если в зарубежной (французской) научной литературе более или менее подробно освещаются современная культурная политика Франции и ее европейские параметры, то отечественной наукой эта тема по существу до настоящего времени не рассматривалась, а в русскоязычной научной литературе практически отсутствует анализ доктринальной основы и приоритетов внешней политики Франции в области культуры и, в частности, не нашли должного отражения особенности ее культурной политики на рубеже XX и XXI веков.
Примечательно, что если в области экономической, социальной или военной политики между правыми и левыми во Франции существовали глубокие разногласия, то культурная политика, а точнее — ее нацеленность на защиту национальной специфики и независимости всегда была предметом не только политического, но и общественного консенсуса.
Анализ показывает, что к концу XX века в массовом сознании французов, как и населения других западных и незападных стран, подлинная культура постепенно стала вытесняться поня-
тием досуга, развлечения (entertainment) в основном в американском значении этого явления, что диктовало и соответствующее культурное поведение людей. Унифицированные, технизованные направления шоу-бизнеса, как, например, рок-музыка или видеоклипы, телесериалы, не говоря уже о легко доступных для восприятия развлекательных голливудских кинофильмах оказались способными быстрее проникать в массовое сознание еще и потому, что в той же Франции к этому времени возобладал коммерческий подход к искусству, ослаб общественный интерес к традиционным формам национальной культуры, а аудиовизуальная индустрия этой страны по своим экономическим возможностям просто не могла эффективно противостоять культурной экспансии из-за океана. Еще более опасным в этой связи оказалось нарастающее в последние годы явление отторжения от культуры некоторых категорий населения по социально-экономическим причинам. В первую очередь это грозит трудовому населению, особенно в сельской местности, малоимущей молодежи, маргинальным слоям общества. На этом фоне еще одной угрозой во Франции общества сегодня стали распространяющееся увлечение идеями религиозного интегризма и фундаментализма, различные проявления социального протеста, которые, безусловно, подрывают монолитность французского общества изнутри. Это наглядно проявилось, например, во время недавних острых вспышек насилия среди молодежи парижских пригородов. Поскольку население этих бедных районов Франции в основном представлено выходцами из иммиграции, в этой связи справедливо поднимался вопрос о недостаточной культурной интеграции иммигрантов, которым безразличны традиционные духовные ценности французского общества. Опасность кроется еще и в том, что эти антисоциальные проявления встречают сопротивление зачастую тоже в довольно жестких и резких формах
— этнической нетерпимости, ксенофобии и даже расизма, отсюда популярность крайне правых партий.
Несмотря на эти негативные тенденции, Франция была и остается лидером в области культурной политики в Европе, являясь, в частности, единственной развитой страной Запада, где принят закон
о защите национального языка. Особый характер носят и протекционистские меры, которые Франция распространила на аудиовизуальную и ряд других сфер культуры. Следует подчеркнуть при этом, что гарантом и стражем одной из основных гражданских свобод — свободы художественного творчества во Франции выступает президент страны. Изучение соответствующих документов показывает, что в Пятой республике должность министра культуры с годами набирала все больший политический вес и при назначении на этот пост основную роль всегда играли три критерия: во-первых, степень персональной склонности президента республики рассматривать культуру как важную составную часть своей политики и жизни общества, во-вторых, характер отношений главы государства с новым министром и в-третьих, личная способность министра проявить особые таланты и воображение в сфере публичной политики, страдающей хронической скудостью средств. Победа, например, того же Франсуа Миттерана стала возможной на волне левого энтузиазма и при активной поддержке со стороны творческой интеллигенции. Достаточно вспомнить, что крупнейшие французские деятели 60-80-х годов прошлого века — мыслители, интеллектуалы и писатели, такие, как Жан Поль Сартр и Симона де Бовуар, Луи Арагон и Эльза Триоле, художники Пабло Пикассо и Фернан Леже, кинорежиссеры Франсуа Трюффо и Клод Лелуш и многие другие придерживались левых взглядов и это как бы подготовило идейную почву для победы социалистов на президентских выборах в мае 1981 года.
По мнению ряда французских исследователей, существенный, если не решающий вклад в развитие всех направлений культуры и искусства Франции в конце прошлого века внес социалист Жак Ланг, остававшийся на посту министра с перерывами в течение десяти лет и отличавшийся безграничным духом новаторства. Благодаря своей близости к президенту он добился увеличения вдвое государственных ассигнований на культуру и поэтому смог осуществить в ряде областей поистине радикальные преобразования с учетом бурного развития культурной индустрии и новейших технических средств коммуникации. В то же время, как показывает анализ, при всей новизне
84
ВЛАСТЬ
06’2007
своего содержания и методов культурная политика Ланга сохраняла вековую преемственность, то есть была прежде всего ориентирована на поддержку, защиту и продвижение национальной культуры.
В мае 1995 года президентом Франции стал голлист Жак Ширак. Начался последний в XX веке семилетний срок президентского правления в этой стране (впоследствии он был заменен пятилетним сроком). Новое правительство предприняло попытку пересмотра основ традиционной культурной политики. В докладе, подготовленном в 1996 году видным реформатором культуры Жаком Риго, нашло свое отражение беспокойство культурных кругов Франции о содержании и перспективах культурной политики, однако при этом однозначно подчеркивалась насущная потребность в сохранении активной роли государства, во-первых, в деле сохранения культурного наследия, правовой регламентации культурной политики и внедрения новаций, а во-вторых, в сфере финансирования культуры1. Следует напомнить, что к середине 90-х годов прошлого столетия в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) под нажимом США обострилась дискуссия по вопросу о том, можно ли в мировой торговле относить культурную продукцию к обычным товарам, на которые распространяются соответствующие условия, ограничения, квоты и т. п. Следуя своей принципиальной линии в этой области, руководство Франции во главе с Ж. Шираком заняло твердую позицию в защиту особого статуса произведений культуры в мировой торговле и права стран на сохранение своей «культурной исключительности». Позднее этот термин в порядке компромисса был заменен понятием «культурное разнообразие». Выступая в Париже 29 ноября 1999 года, президент Ширак твердо заявил: «Культура — это не товар. Народы желают обмениваться своими ценностями... но при этом хотят сохранить свою душу»2.
Следует подчеркнуть, что культура всегда была важным компонентом внешней политики Франции. На исходе второго тысячелетия руководство Франции, занимавшей тогда четвертое место среди
1 Pour une refondation de la politique culturelle. Rapport au ministre de la culture. La Documentation franaise, Paris, 1996
2 www. elysee. fr
наиболее развитых государств мира, своевременно и серьезно задумалось над тем, как удержать позиции, обеспечивающие ей титул великой державы. В этой связи предстояло найти адекватные ответы на ряд принципиальных вопросов. Во-первых, будут ли являться завтра исключительный культурный имидж и интеллектуальная неповторимость французского образа мышления и стиля жизни достаточными козырями в глобальном, унифицированном информационном обществе, где господствуют новые технологии? Ответ на этот вопрос был более или менее предсказуем: по мере развития других стран и регионов экономический вес Франции в мире будет продолжать снижаться и поэтому скорее всего в значительной степени благодаря блеску своей культуры и науки, а также опираясь на сотрудничество в рамках Европейского союза она сможет рассчитывать и далее утверждать свою культурную самобытность и считаться перворазрядной мировой державой. С началом нового века европейские параметры культурной политики приобрели для Франции решающее значение во внешнем плане: постараться сохранить достойное место французского языка как средства международного общения, особенно в сфере новых коммуникационных технологий, укреплять мировое франкоязычное сообщество.
Во-вторых, располагает ли Франция достаточным потенциалом для того, чтобы продолжать удерживать в новых условиях первые позиции в области культурного развития, художественного творчества и научного изобретательства? Вопрос актуальный, если учесть, что на тот момент культурные достижения Франции воспринимались в основном через призму прошлого: Вольтер и Руссо — в философии, Бальзак и Гюго — в литературе, Берлиоз и Дебюсси — в музыке, Пастер и Ампер
— в науке и т. п. В этой связи насущной становилась задача усиления пропаганды современных достижений Франции, ибо лишь узкому кругу интеллектуалов и друзей этой страны известны имена таких здравствующих корифеев французской культуры и науки, как писатель Мишель Турнье, композитор Пьер Булез или нобелевский лауреат, химик Ив Шовэн.
В-третьих, как с наибольшей отдачей пропагандировать за рубежом культурные и научно-технические достижения
Франции? Здесь вновь на первый план выходила уникальная роль, которую французское государство всегда играло в плане поддержки культуры, продвижения языка и французских идей за рубежом. В этой связи вновь актуальной становилась задача расширения «культурной дипломатии», для чего французы еще в 70-е годы прошлого века создали разветвленную систему зарубежных учреждений, которой не было и нет равной во всем мире. Франция остается пока единственной страной Запада, объединяющей под эгидой министерства иностранных дел (Кэ д'Орсэ), в рамках одной Генеральной дирекции международного сотрудничества и развития, все инструменты, необходимые для эффективных действий за рубежом в сфере культуры: по продвижению французского языка, развитию двустороннего и многостороннего сотрудничества в культурной и научно-технической областях, помощи в развитии (главным образом франкоязычным странам Африки и Азии), распространения аудиовизуальной продукции и т. д.
В марте 2002 года Жак Ширак сроком на пять лет был переизбран на посту президента республики. Министром культуры и коммуникаций был назначен видный деятель культуры Жан Жак Айагон, бывший до этого директором Центра Жоржа Помпиду. В 2004 году при очередной перестановке правительства его сменил Рено Доннедье де Вабр. Культурная политика обоих этих представителей правых партий, разумеется, отличалась от политики социалистов, но важно подчеркнуть, что она по-прежнему шла в русле защиты национальных интересов, а также сохранения своеобразия и европейских параметров культурной политики Франции. Выступая в Париже в рамках «Встреч в поддержку Европы культуры» 2 мая 2005 года, президент Ширак подчеркнул, что основа единой Европы еще до того, как стать политической или экономической, была культурной... и что «разнообразие европейских культур лишь подчеркивает глубокое духовное единство народов Европы»1.
Из вышесказанного можно сделать несколько выводов.
На протяжении последних 50 лет, несмотря на чередование правительств разной политической ориентации,
1 www. е^ее. &
государственная культурная политика Франции была последовательно ориентирована на защиту общенациональных интересов и в этом смысле сохраняла свою вековую преемственность. Именно это сочетание исторической традиции и конституционных принципов, определяющих демократический профиль французского общества, составляли и составляют легитимную и прочную основу современной культурной политики Франции. По убеждению французских политиков, культура во Франции не может быть отдана на откуп действию законов рынка, ибо основным конституционным принципом в этой стране является обеспечение равноправного доступа всех граждан к культуре и произведениям искусства. В этом усматривается залог формирования высокого гражданского сознания и поступательного демократического развития французского общества.
Культура, культурное своеобразие остаются важнейшими элементами прочного национального самосознания французов как единого народа. Она включает в себя такие не поддающиеся коммерциализации понятия, как язык, религия, моральные ценности, национальные святыни, территория, произведения и памятники культуры и искусства и даже гастрономия. Поощрение и защита национальной культуры, по убеждению защитников французской модели культурной политики, содействует прогрессу нации как единого целого и является важным фактором сохранения национальной самобытности и укрепления национальной сплоченности французов. Вместе с тем культурная политика Франции по своей этической и эстетической сущности остается глубоко европейской и поэтому одновременно способствует развитию и сохранению общих духовных ценностей Европы.
Независимость французского мышления и политики, в частности, сохраняющаяся способность французского аппарата культурной политики противостоять нашествию унифицированной коммерческой культуры из-за океана представляет интерес для углубленного изучения этого опыта, в частности, применительно к России, где явно ощущается необходимость в более активной защите духовной жизни российского общества и национального самосознания россиян от пагубных внешних влияний.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь