Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет философии, его историческая динамика. Функции философии. Место и роль философии в формировании духовной культуры обществаСтр 1 из 14Следующая ⇒
Предмет философии, его историческая динамика. Функции философии. Место и роль философии в формировании духовной культуры общества Предметом философии является всеобщее в системе «мир - человек». Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Предмет и структура философии отлична от предмета и структуры частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека. Философии нет там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия. Круг философских проблем изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики. Со времени возникновения философии прошло около трех тысячелетий. Но ее социокультурная значимость от этого не только не уменьшилась, а, напротив, еще более возросла. ХХI век, во-первых, не оттеснил философию на задворки духовной культуры, а еще чётче обозначил, что именно философия в состоянии дать мысленный образ нынешней эпохи, помочь понять ее сущностную специфику. А, во-вторых, стало очевидным, что философия – это не какое-то отвлеченное, абстрактное теоретизированное занятие, весьма далекое от повседневных забот и нужд человека. Сегодня она, как никогда раньше имеет выход на социальную практику, активно включается в осмысление и разрешение животрепещущих проблем, разрабатывает новые мировоззренческие ориентиры социального развития. Философия выполняет ряд важных функций. Основными среди них являются мировоззренческая, методологическая и социально-критическая. Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. Мировоззренческая функция заключается в выработке целостного взгляда на мир и место человека в нем. Если философия претендует на создание высшего рационально-теоретического типа мировоззрения, она обязана при всем прочем заниматься также обобщением, систематизацией и интеграцией новейших достижений науки, искусства и социальной практики. Методологическая функция состоит в том, что философия является не только мировоззренческой теорией, но и универсальной, всеобщей методологией познания и социальной деятельности. Социально-критическая функция философии выражается в творчески-придирчивом анализе форм и принципов организации социальной жизни, существующих программ человеческой деятельности. Этим философия занимается всегда. Без её сознательного усвоения невозможно нормальное функционирование и развитие общества. Взаимосвязь аспектов философии. Основные проблемы и структура философии Предметная область философии имеет свои границы, хотя четко очертить их нельзя. Эти границы заданы фундаментальным отношением «человек - мир». В своем идеальном варианте философия призвана выработать целостную систему знаний о мире, человеке и формах взаимодействия между ними, сделать обобщенный структурно-динамический «срез» бытия с «человеческим лицом», проникнуть в предельные основания его организации. 1. Проблема Универсума. В ее рамках создается категориально-понятийная модель мира, осуществляется поиск его онтологического первоначала, предельных «сквозных» основ, которые цементируют всё в единое целое, решаются вопросы о конечности и бесконечности, единстве и множественности, формах и способах бытия. 2. Проблема человека, связанная с осмыслением его аксиологического статуса как особого типа бытия. Как следует жить? Какую жизнь можно назвать правильной? В чем смысл жизни человека? Свободен или не свободен человек в своих действиях и поступках? Каковы принципиальные отличия человеческого существования от функционирования и развития природных и социальных систем? Эти и ряд других мировоззренческих вопросов формируют ценностно-смысловое пространство философской проблематики человека в философии. 3. Проблема отношения человека как субъекта познавательной деятельности и познаваемого им мира. Является ли идеальное, субъективное самостоятельной реальностью или оно зависит от материального, производно от него? Способно ли человеческое сознание дать объективную информацию о познаваемых объектах или оно есть продукт самодеятельности сознания? Можно ли построить гноселогический мост, который соединит субъективное мышление и объективное бытие? «Вещь для нас» и «вещь в себе»? Выстраиванием координационных и субординационных отношений идеального и материального, субъективного и объективного всегда активно занимались и занимаются сегодня материалисты и идеалисты различных оттенков и направлений. Это одна из самых «горячих» тем философских дискуссий. 4. Проблема субъект-субъектных социальных отношений. В первую очередь, она предполагает рассмотрение связки «человек - человек». Предельно широкий контекст «человек – в мире» сужается здесь до «человек в мире людей». Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии: - онтология – философия бытия, учение о наиболее общих основаниях всего сущего и его отдельных целостных фрагментов; - гносеология – философия познания, учение о принципах, закономерностях и механизмах познавательной деятельности; - философская антропология – философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире; - аксиология – философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии; - праксеология – философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру; - социальная философия – философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития. К самостоятельным разделам философского знания относят историю философии, философию природы, философию сознания, философию науки, философию права, политическую философию и философию культуры и др. Все разделы философии при всей их автономности связаны друг с другом.
Философия постмодернизма. Сциентизм (от лат. scientia - наука) – это мировоззренческая позиция, считающая научное знание высшей культурной ценностью, а способы и нормы математического и естественнонаучного познания эталоном для любого знания; она противостоит негативно оценивающему роль науки антисциентизму; сциентистское направление (другое название - философия науки) выразило себя в пяти исторических формах развития позитивизма. Идеи начального позитивизма О. Конта нашли свое продолжение в эмпириокритицизме. Его основатели Э. Мах (1838-1916), Р. Авенариус (1846-1896) пришли к выводам о невозможности объективной и абсолютной истины; о том, что в науке правит исключительно «релятивизм» — относительная истина. Пытались подняться над разделением материи и сознания, введя понятие «нейтральных элементов опыта» (одновременно психических и физических) и тем самым слить субъект и объект познания. В отличие от чистого позитивизма представители эмпириокритицизма не отбрасывали философию, а сводили ее только до уровня методологии. А.Эйнштейн отмечал влияние релятивизма Маха на создание своей теории относительности. Идея превратить философию в методологию нашла свое развитие в деятельности так называемого «Венского кружка» неопозитивизма (логический позитивизм). В 20-х гг. XX в. М. Шлик и Р. Карнап, О. Нейрат и В. Крафт организовали семинар позитивистской направленности. Игнорируя традиционную «метафизику» и классическую философскую проблематику, участники семинара свели философию до уровня логического анализа языка науки. Речь шла о вскрытии эвристических возможностей математической логики при исследовании объектов, лишенных наглядности; о логической сводимости теоретического знания к эмпирическому и его верификации (проверке). В основе неопозитивистской доктрины лежали принципы верификации, физикализма и конвенционализма. Согласно принципу конвенционализма, в основе научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции), выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности, т. е. критериями, не связанными с понятиями самой теории. Принцип физикализма утверждал, что теоретические предложения в эмпирических науках в конечном счете должны допускать сведение к формулам физики. В 70-х гг. XX в. складывается постпозитивизм, который уделяет основное внимание рациональным методам познания, но основной своей задачей считает анализ процессов развития научного знания. Рассмотрение динамики науки в постпозитивизме осуществляется в широком социокультурном контексте, включающем и философию. Ими были предложены различные модели структуры и динамики науки («критический рационализм» К. Поппера, концепция научных революций Т. Куна, концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса, «эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда). . Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы (по-гречески paradeigma - образец, пример для подражания). Это совокупность научных положений, которые в определенный период времени признаются всем научным сообществом, образцы того, как следует решать проблемы (ньютоновская, эйнштейновская). Модель развития науки у Куна выглядит следующим образом: нормальная наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы; рост числа аномалий, приводящий в конечном итоге к кризису; научная революция, означающая смену парадигмы. Еще одна школа позитивизма — аналитическая философия рассматривает философию как средство анализа языка. Ее отличительной особенностью стал отказ от субстанциализма классической философии. Философия была заявлена как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а следовательно, и мира. Центральной темой исследования была избрана проблема языкового значения, к концу XX в. дополненная проблемами понимания, смысла, межличностной коммуникации, анализируемыми в разных аспектах. Несмотря на дискриминацию философии, позитивизм внес определенный вклад в разработку методологических проблем. Были разработаны аппарат математической логики для анализа выражаемых средствами языка ненаблюдаемых объектов и семиотика как теория знаковых систем. Логический позитивизм в определенной мере обеспечил также развитие кибернетики и информатики. 19. Синергетика родилась из работ Ильи Пригожина (Бельгия) по термодинамике газов. Она дала хорошо работающую в естествознании модель описания и объяснения процессов развития. Современная философия активно осваивает синергетику, применяя ее к анализу разных областей, в том числе общества. Основные идеи (принципы) синергетики: - любые природные, а тем более социальные процессы имеют стохастическую (вероятностную) составляющую и протекают в условиях той или иной степени неопределенности; - «носителем» развития являются сложные, открытые, самоорганизующиеся системы; - хаос может выступать в качестве созидающего начала эволюции, а источником порядка является неравновесность, которая и порождает «порядок из хаоса»; - взаимодействие системы с внешним миром, ее погружение в неравновесные условия порождает флуктуации и точки бифуркации, которые могут стать исходным пунктом в формировании новых динамических состояний - диссипативных структур; - для сложноорганизованных систем характерна множественность путей развития, что не исключает возможности выбора наиболее оптимальных из них; - этим системам нельзя навязывать пути развития, а необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, зная эти тенденции, можно миновать многие зигзаги эволюции, ускорять ее; - по мере усложнения организации систем происходит одновременное ускорение процессов развития и понижение уровня их стабильности; - существенной чертой современного мира является эволюционность, необратимый исторический характер процессов развития, а также возможность решающего влияния малых событий и действий на общее течение событий; - в любых состояниях неустойчивой социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы; - будущее состояние системы воздействует на наличное ее состояние. Синергетический подход сегодня становится все более перспективным и распространенным, потому что идея самоорганизации лежит в основе прогрессивной эволюции, которая характеризуется возникновением все более сложных и иерархически организованных систем; кроме того, она позволяет лучше учитывать воздействие социальной среды на развитие научного познания. Общим основанием естественнонаучного изучения природы на современном этапе становится концепция глобального эволюционизма, объединяющая идеи системного и эволюционного подходов. На ее основе создается единая научная картина мира, общая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни. Основной вклад в реализацию этого масштабного проекта вносят физико-космологические, биогеохимические и социально-экологические научные дисциплины. В формировании образа природы как саморазвивающейся системы определяющую роль играют три важнейших направления в современном научном познании: синергетика, теория нестационарной Вселенной, а также теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы. Современной теорией самоорганизации является синергетика. Подходы синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки, сложные многоклеточные организмы, сообщества людей и т. д.) Благодаря синергетике самоорганизация, включающая все процессы саморегуляции, самовоспроизведения порядка из хаоса, рассматривается как одно из основных свойств Вселенной. Теория нестационарной Вселенной возникла в результате революции в астрономии в начале XX в. Первой версией этой теории стала концепция расширения Вселенной в результате «Большого взрыва», происшедшего примерно 13 млрд. лет назад. В середине XX столетия идеям эволюции Вселенной был придан новый импульс. Это было связано с пересмотром взгляда на физический вакуум и возникновением концепции «раздувающейся» Вселенной, в рамках которой было описано «самое начало», охватывающее промежуток времени от нуля - условного момента «Большого взрыва», до крохотных долей секунды. В хаотическом напряженном скалярном поле Большой Вселенной возникают флуктуации напряжения (случайные локальные изменения), порождающие виртуальные частицы – зародыши Малых Вселенных вроде нашей. Часть из них может «выжить», перейти к стабильному состоянию. Так частицы вещества рождаются из энергии поля по модели, сформулированной в синергетике. Ключевым элементом концепции раздувающейся Вселенной было представление о так называемой инфляционной фазе ускоренного расширения. После колоссального расширения окончательно установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Наша Вселенная вначале была горячей и очень плотной, но по мере расширения охлаждалась, а вещество по мере остывания конденсировалось в галактики. Последние, в свою очередь, разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления. В процессе рождения и умирания первых поколений звезд происходил синтез тяжелых элементов. Умирающие звезды выбрасывали вещество, конденсирующееся в пылевых структурах - туманностях. Из газово-пылевых облаков образовывались новые звезды и планеты, в том числе и наша Земля. В результате развития данной концепции возникло представление о Вселенной как состоящей из многих локальных мини-вселенных, в которых и свойства элементарных частиц, и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть различными. Новая теория позволяет рассматривать наблюдаемую Вселенную (Метагалактику) лишь в качестве малой части Универсума как целого, а это значит, что вполне правомерно предположить существование достаточно большого числа эволюционирующих Вселенных. Огромную роль в разработке эволюционных идей традиционно играл концептуальный аппарат биологии. В 20-е гг. XX века в биологии начало формироваться новое направление эволюционного учения — учение об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого-естествоиспытателя, заложившего основы нового научного направления — биогеохимии. Биосфера, по В. И. Вернадскому, представляет собой особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и Космоса. Она — результат длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими условиями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. В результате жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в общую космическую эволюцию. Таким образом, в XX веке благодаря развитию естествознания возникла общенаучная картина природы как саморазвивающейся системы. Она становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе междисциплинарного синтеза знаний.
Философия культуры. Слово культура – одно из широко употребляемых и изучаемых. Культура является объектом изучения не только философии, но и ряда частных социально-гуманитарных дисциплин. Среди них особое значение имеют сегодня культурология, социология, психология, этнология, социальная антропология, история, археология, лингвистика, семиотика, а также такие эмпирические области знания, как этнография, искусствоведение, литературоведение, сравнительное языкознание, религиоведение и др. По данным ЮНЕСКО существует более 600 определений того, что можно назвать культурой. Кроме того, существуют десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций культуры. Раздел философии, в котором объектом исследования является культура, называется философией культуры. Термин «философия культуры» в начале XIX в. ввел немецкий романтик А.Мюллер. Философия культуры – это общая теория культуры, касающаяся ее сущности, генезиса, наиболее общих закономерностей развития, классификации ее видов, форм и направлений, ее взаимоотношения с природой и обществом. Главный вопрос философии культуры – это вопрос о существовании культурных универсалий, которые могут служить для осмысления сущности культуры, ее предназначения, и ее судьбы. К культурным универсалиям относятся все общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд и игра, досуг и общение, образование и воспитание, духовная жизнь (искусство, мораль, правовое сознание и др.). Они изначально складываются как деятельность по преобразованию природной среды, человека и как форма созидания нового. Следует отметить, что в не философии существуют тенденции, связанные с отрицанием существования универсалий культуры. Так, культурология выделяет явления культуры путем простого перечисления ее отдельных элементов (прежде всего – обрядов, традиций, обычаев), не ставя задачи установления, как внутреннего единства этих элементов, так и связи культуры в целом с другими явлениями общественной жизни. Само слово культура появилось в Древнем Риме, где оно означало, прежде всего «агрокультуру», т.е. возделывание, обработку почвы. Этот первоначальный смысл в дальнейшем был трансформирован в другой и стал означать – возделывание, развитие человека. В этом понимании подчеркивалось, что культура – это выход в мир людей, как устройство этого мира по законам гармонии. Закономерно поэтому, что пространство культуры включает: – «возделанную» среду обитания людей, возникающую в процессе человеческой деятельности и насыщенную продуктами этой деятельности; – мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение регулируется социальными нормами и потребностями; – мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенными общими культурными ценностями совместной жизни; – мир языков культуры – динамичных знаковых систем, созданных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации. В современной философии можно выделить несколько основных философско-методологических подходов к исследованию культуры: аксиологический, системно-деятельностный, структурно-семиотический, психоаналитический, экзистенциально-герменевтический, игровой и другие. Аксиологический подход довольно долго считался общепринятым и был особенно популярен в 60-х – 70-х гг. XX века. Этот подход получил обоснование в трудах Г. Г. Карпова, А. А. Зворыкина, Г. П. Францева, Н. С. Злобина, В. М. Межуева и др. В рамках данного подхода культура представляет совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Г. П. Францев). Это позволяет понимать культуру как выражение различных сторон и сфер общественной жизни, каждая из которых в тот или иной момент времени может являться значимой для человека (социальной группы, или общества), рассматриваться и квалифицироваться как ценность. Системно-деятельностный подход формируется в 70-е гг. XX в. в работах М. С. Кагана, Ю. А. Жданова, В. Е. Давидовича, Э. С. Маркаряна и др. В рамках этого подхода культура определяется как специфический способ человеческой деятельности, система особых средств решения встающих перед людьми проблем. Сильной стороной данного подхода является то, что он представляет по существу интегративный анализ культуры и сочетает в себе множество иных подходов, взаимодополняющих друг друга. В этом аспекте культура представляет собой особого рода сложную систему, которая обладает не только достаточно строгой внутренней структурой, но одновременно несет на себе черты индивидуальной целенаправленной творческой деятельности людей. Последнее придает данной системе большую гибкость, требует при ее исследовании выделять не только объективные факторы и элементы, но и субъективно-ценностные компоненты, сопровождающие культурную деятельность. Ключевым понятием системно-деятельностной концепции культуры является понятие «способа деятельности», которое предполагает ответы на вопросы «каким образом» и благодаря «какой системе средств» осуществляется тот или иной процесс человеческой деятельности. Семиотический подход был разработан в трудах Ф. де Соссюра, Р. О. Якобсона, Н. С. Трубецкого, Р. Барта и др. С точки зрения семиотического подхода культура рассматривается как универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. Специфика культуры раскрывается посредством таких понятий, как «информация», «коммуникация», «знание», «смысл», «значение», «текст», «знак», «символ», «структура», «код» и др. В контексте семиотического подхода все феномены культуры рассматриваются как факты коммуникации, а она сама является знаковым универсумом. Содержанием культуры является социально значимая информация, сохранение и передача которой от одного поколения людей к другому возможны только при условии ее закрепления в знаковой форме, средствами различных семиотических систем. Психоаналитический подход в изучении культуры складывается на основе философской интерпретации идей З. Фрейда, который понимал культуру как сферу символизации энергии либидо, механизм социального контроля и сублимации бессознательных психических процессов. Этот подход также разрабатывается в трудах К. Юнга, Э. Фромма, Г. Маркузе, Т. Адорно и др. Так, согласно Э. Фромму, культура предоставляет человеку возможности преодоления изначальной антиномии его духовной свободы и биологической не-свободы на пути творчества и культурной самоидентификации, сдерживая проявления агрессии и разрушительного насилия, которые рассматриваются как регрессия к архаической стадии развития. Игровая концепция культуры складывается в творчестве Й. Хейзинга, Х.-Г. Гадамера, Г. Маркузе, Р. Барта и др. В этой концепции культура выступает как сфера нравственно-эстетических ценностей, способ и результат духовной деятельности и развития человека, а конститутивную роль в ней играет понятие игры. Игра выступает как основание и фактор культуры. Она рассматривается в качестве обязательного компонента любой человеческой деятельности; а также как движущая сила исторического изменения культуры. Игра оказывается наиболее существенным, с точки зрения исследования культуры, феноменом, репрезентирующим сложный и необъективируемый средствами логического мышления переход от природного к культурному измерению человеческого бытия. В итоге, суммируя рассмотренные подходы в понимании культуры, мы можем сделать вывод, что культура – это человеческий опыт, воплощаемый в программах поведения, ценностях и знаниях, а также коды, посредством которых они передаются и воспроизводятся; это особое качественное состояние общества с определенными материальными и духовными показателями цивилизационного развития. В отечественной социальной философии принято выделять две основные сферы существования и развития культуры – материальную и духовную. Согласно такой классификации, материальная культура возникает в процессе практического, материально-чувственного освоения человеком окружающей действительности. Она включает в себя орудия и средства производства, продукты трудовой, предметно-практической деятельности человека, предназначенные для удовлетворения его материальных потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума. Материальная культура включает также преобразованную человеческим трудом природу, антропогенные ландшафты, сельские и городские поселения, дороги и коммуникации, все архитектурные и социотехнические объекты, из которых слагается искусственная среда жизни человечества. Материальная культура представлена совокупностью материальных технологий, способов деятельности и поведения, результатом которых является реальное изменение наличных условий существования, в том числе, изменение и совершенствование биологической природы человека, а также воспроизводство человеческого рода. Духовная культура представляет собой систему духовных ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества. Она трактуется как совокупность знаний, навыков, умений, а также ценностей и норм, регулирующих различные виды человеческих отношений. Если материальная культура возникает и развивается вследствие преобразования человеком своей биофизической среды, как внешней, так и внутренней, то духовная культура сопряжена с развитием человеческого сознания, духовной жизни людей, она направлена на формирование и совершенствование человеческой личности, раскрытие сущностных сил человека, обеспечивая ценностно-нормативную регуляцию его поведения и деятельности. В структуре культуры выделяют такие различные формы, как элитарная, народная, массовая культура, а также две ее разновидности – субкультуру и контркультуру. Элитарная культура формируется благодаря появлению письменности и развитию «книжной» формы передачи культурного наследия. Она предполагает формирование стройной иерархии ценностей и норм, выполняющих селективную функцию по отношению к циркулирующей в обществе информации. Такая культура канонична, для нее характерен особый язык, часто непонятный для «непосвященных», а также набор специфических социокультурных кодов, являющихся атрибутами элитарной социализации индивидов. Народная (или «популярная») культура, напротив, демократична, она вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, народного быта. Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творчества, благодаря непосредственному общению поколений в семье, в контексте повседневной бытовой и трудовой жизни народа. Такая форма культуры чрезвычайно подвижна, изменчива, поскольку не подлежит письменной фиксации и кодификации, но вместе с тем консервативна, так как механизмом ее сохранения является культурная традиция. Взаимодействие и взаимопроникновение элитарной и народной культур рассматривается как непременное условие исторической целостности и продуктивного развития любой национальной культуры. Специфическим феноменом культурной жизни современных обществ является массовая культура. Она представляет собой тиражируемую и распространяемую средствами массовой коммуникации социальную информацию и продукцию культурной индустрии, обращенную к многомиллионным аудиториям радиослушателей, теле- и кинозрителей, читателей, других потребителей усредненной и стандартизированной культурной продукции. Массовая культура – противоречивое явление XX века, порожденное индустриализацией, урбанизацией и быстрым прогрессом информационных технологий, она обладает диффузным характером, быстро распространяется и разрушает локальные общности посредством размывания традиционной системы этнической и культурной идентификации. Массовая культура обладает такими характерными особенностями, как мозаичность, фрагментарность, поверхностность, стереотипность. Под субкультурой понимают культуру специфической социальной группы, система ценностей и образ жизни которой существенно отличается от общепринятых стандартов и норм. Субкультуры, как правило, имеют локальный, замкнутый характер и отличаются специфическим языком, особыми нормами поведения, односторонним развитием тех или иных культурных практик, представлений и ценностей. Они формируются вследствие неполноценного, затрудненного доступа данных социальных субъектов к культурному наследию человечества, а также из-за наличия определенных препятствий для свободного творческого развития и самовыражения личности. Принято выделять криминальную субкультуру (субкультуру преступных и мафиозных групп), субкультуру национальных меньшинств, субкультуру религиозных сект, а также коммун, исповедующих утопические социальные идеалы. Существуют профессиональные и демографические субкультуры (молодежная субкультура, субкультура моряков и т. п.). Субкультуры являются следствием дифференциации культурного пространства, которая обусловлена урбанизацией, профессиональной специализацией различных видов деятельности, усилением социальной мобильности, что приводит к формированию гибридных культурных форм, оторванных от традиций и обладающих рядом особенностей, отделяющих субкультуру как от национальной, так и от общечеловеческой культуры. Контркультура представляет собой такую субкультуру, которая не просто отличается, но противостоит, находится в открытом конфликте с доминирующей культурой, характерной для нее системой ценностей, образом жизни, нормами и правилами поведения и деятельности. Контркультура, как правило, отличается подчеркнутым нон-конформизмом, неприятием и разрушением культурных стереотипов и норм, идеологическим и политическим экстремизмом, раскрепощением чувственности и подчеркнутым либертинизмом. Структурное разнообразие культуры позволяет выделять в ней другие формы и разновидности: мировую и национальные культуры, общечеловеческую и классовую, религиозную и светскую, глобальную и локальную, восточную и западную и т. д. Функции культуры: – социализации или человекотворческая. Социализация обеспечивает «вписывание» человека в конкретные социальные роли, она становится важной формой постоянной регуляции отношений человека с социально значимыми формами «бытия – в культуре». При этом культура выступает в качестве своеобразной социальной наследственности, значение которой не меньше биологической наследственности; – познавательная или информационная. Эта функция основывается на том, что культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности, является носителем определенного объема социально значимой информации. И культура в своей динамике способна накапливать эту информацию о мире, об обществе, о человеке и передавать ее от поколения к поколению. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память для человека и человечества. Так как оформление и трансляция культуры реализуется посредством многообразных языков культуры, то, следовательно, культура принципиально говорит на разных языках «высокой», «массовой», маргинальной, элитарной и прочих культур и субкультур; – коммуникативная. Культурная коммуникация выступает как средство воспроизведения, хранения и созидания различных культурных программ. Под культурной коммуникацией принято понимать процесс взаимодействия между социальными субъектами с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков); – аксиологическая или ценностная. Через эту функцию культура способствует формированию у человека социально значимых ценностей, идеалов и норм, выступающих регуляторами человеческой деятельности во всем ее многообразии; – игровая, развлекательная, компенсаторная. Эта функция культуры связана с восстановлением физических и духовных сил человека. Сделаем промежуточные выводы. Культура, являясь качественной характеристикой бытия каждого человека и общества в целом, многолика и многообразна, она проявляется в разных формах. Эти формы относительно самостоятельны в своем статусе, вместе с тем, они взаимодействуют, функционируя в культурном пространстве общества. Предмет философии, его историческая динамика. Функции философии. Место и роль философии в формировании духовной культуры общества Предметом философии является всеобщее в системе «мир - человек». Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Предмет и структура философии отлична от предмета и структуры частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека. Философии нет там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия. Круг философских проблем изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики. Со времени возникновения философии прошло около трех тысячелетий. Но ее социокультурная значимость от этого не только не уменьшилась, а, напротив, еще более возросла. ХХI век, во-первых, не оттеснил философию на задворки духовной культуры, а еще чётче обозначил, что именно философия в состоянии дать мысленный образ нынешней эпохи, помочь понять ее сущностную специфику. А, во-вторых, стало очевидным, что философия – это не какое-то отвлеченное, абстрактное теоретизированное занятие, весьма далекое от повседневных забот и нужд человека. Сегодня она, как никогда раньше имеет выход на социальную практику, активно включается в осмысление и разрешение животрепещущих проблем, разрабатывает новые мировоззренческие ориентиры социального развития. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы