Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Важнейшие направления неклассической философии XX-XXI вв., их общая характеристика.



Философия XX – начала XXI века начала поиски нового, понимания и аргументации традиционных философских проблем, что проявляется в эволюции стиля мышления, изменении исследовательских программ ведущих философ­ских школ, противоречивости и неоднозначности полученных результа­тов. Отметим характерные черты современной философии.

Во-первых, она представлена сотнями авторских проектов и программ, десятками школ и направле­ний. Непрерывный рост количества параллельно сосуществующих на­правлений и теорий - характерная особенность развития современных философских знаний.

Во-вторых, она не имеет единства в методологии. Основание для современного философского плюрализма подготовлено радикальными изменениями решения «вечных» проблем человека и общества, обусловлено как сдвигами в социальной сфере, так и расширением границ философской рефлексии.

В-третьих, в современной философии можно выделить сциен­тистские и антисциентистские школы в зависимости от отношений тех или других представителей к научным методам (в основном - к методам естествознания).

Философская антропология. Родоначальники философской антропологии - Макс Шелер (1874-1928) и Хельмут Плеснер (1892), обосновавшие концепцию чело­века как «эксцентрического» существа, устремленного к выходу за рамки непосредственного существования, к бесконечному самоизменению. Они считали, что XX в. не снял, а только приумножил неопределенность по вопросу о происхож­дении и сущности человека. «Человек больше не знает, что он собой представляет» — такой вывод заставляет отказаться от традиционных подходов и создавать но­вую методологию. Положительным моментом философской антрополо­гии является ее неудовлетворенность во взглядах на природу и сущность человека, обоснование человеческо­го в человеке, понимание его как самоценности и заос­тренность на поиск.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) — направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире. Экзистенциализм как направление философии начал зарож­даться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приоб­рел актуальность и стал одним из самых популярных философских направлений.

Центральное понятие рассматриваемой философской традиции «экзистенция» характе­ризует собственный опыт человека, оно акцентирует внимание на возможно­сти быть самим собой. Основные темы экзистенциализма - человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни. Различают экзистенциализм религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар). Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

• уникальность человеческой личности, глубина ее чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая пол­ностью пренебрегает человеком, подавляет его);

• проблема одиночества, заброшенности человека (человек оди­нок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);

• проблема бессмысленности жизни;

• проблема внутреннего выбора;

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора. Важнейшее условие жизни человека — свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные си­туации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав эк­зистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на мно­гие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь — цепочка отрез­ков разного бытия, связанная особыми «узлами» — экзистенцио­нальными решениями. Например: выбор профессии, выбор суп­руга, выбор места работы, решение изменить профессию, реше­ние принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д. По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотноси­тельна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покон­чить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в лю­бых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внеш­ней реальности, но это тоже выбор). Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответст­венности. Человек отвечает за все, что он совершает.

Альбер Камю (1913 — 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни. Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бес­смысленна. Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостя­ми, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понима­ют, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований). В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом сущест­вовании человека.

В целом экзистенциализм представляет собой умонастроение человека XX века, утратившего веру в разум исторический и научный. Освободить человека от всех надежд на то, что он может обрести свободу с помощью чего-то вне себя, и от всех иллюзий, связанных с этими надеждами, заставить заглянуть в себя - вот та задача, которую поставил экзистенциализм.

Философия постмодернизма.

Сциентизм (от лат. scientia - наука) – это мировоззренческая позиция, считающая научное знание высшей культурной ценностью, а способы и нормы математического и естественнонаучного познания эталоном для любого знания; она противостоит негативно оценивающему роль науки антисциентизму; сциентистское направление (другое название - философия науки) выразило себя в пяти исторических формах развития позитивизма.

Идеи начального позитивизма О. Конта нашли свое продолжение в эмпи­риокритицизме. Его основатели Э. Мах (1838-1916), Р. Авенариус (1846-1896) пришли к выводам о невозможности объективной и абсолютной истины; о том, что в науке правит исключительно «реляти­визм» — относительная истина. Пытались подняться над разделением материи и сознания, введя понятие «нейтральных элементов опыта» (одновременно психических и физических) и тем самым слить субъект и объект познания. В отличие от чистого позитивизма представители эмпириокритицизма не отбрасывали философию, а сводили ее только до уровня методологии. А.Эйнштейн отмечал влияние релятивизма Маха на создание своей теории относительности.

Идея превратить философию в методологию на­шла свое развитие в деятельности так называемого «Вен­ского кружка» неопозитивизма (логический позитивизм). В 20-х гг. XX в. М. Шлик и Р. Карнап, О. Нейрат и В. Крафт организовали семинар позитивис­тской направленности. Игнорируя традиционную «метафизику» и класси­ческую философскую проблематику, участники семина­ра свели философию до уровня логического ана­лиза языка науки. Речь шла о вскрытии эвристических возможностей математической логики при исследовании объектов, лишенных нагляд­ности; о логической сводимости теоретического знания к эмпирическому и его верификации (проверке). В основе неопозитивистской доктрины лежали принципы верификации, физикализма и конвенционализма. Согласно принципу конвен­ционализма, в основе научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции), выбор которых регу­лируется соображениями удобства, простоты, полезности, т. е. крите­риями, не связанными с понятиями самой теории. Принцип физи­кализма утверждал, что теоретические предложения в эмпирических науках в конечном счете должны допускать сведение к формулам физики.

В 70-х гг. XX в. складывается постпозитивизм, который уделяет основное внимание рациональным методам познания, но основной своей за­дачей считает анализ процессов развития научного знания. Рассмот­рение динамики науки в постпозитивизме осуществляется в широ­ком социокультурном контексте, включающем и философию. Ими были предложены различные модели структуры и динамики на­уки («критический рационализм» К. Поппера, концепция научных ре­волюций Т. Куна, концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса, «эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда).

. Важнейшим понятием концепции Куна является понятие парадигмы (по-гречески paradeigma - образец, пример для подражания). Это совокупность научных положений, которые в определенный период времени признаются всем научным сообществом, образцы того, как следует решать проблемы (ньютоновская, эйнштейновская). Модель развития науки у Куна выглядит следующим образом: нормальная наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы; рост числа аномалий, приводящий в конечном итоге к кризису; научная революция, означающая смену парадигмы.

Еще одна школа позитивизма — аналитическая философия рассматривает философию как средство анализа языка. Ее отли­чительной особенностью стал отказ от субстанциализма классической философии. Философия бы­ла заявлена как аналитическая деятельность, способствующая прояс­нению языка, а следовательно, и мира. Центральной темой исследования была избрана проблема языкового значения, к концу XX в. дополнен­ная проблемами понимания, смысла, межличностной коммуникации, анализируемыми в разных аспектах.

Несмотря на дискриминацию философии, позитивизм внес определенный вклад в разработку методоло­гических проблем. Были разработаны аппарат математи­ческой логики для анализа выражаемых средствами языка ненаблюдаемых объектов и семиотика как теория знако­вых систем. Логический позитивизм в определенной мере обеспечил также развитие кибернетики и информатики.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 2035; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь