Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тонкие тела как карта внутренней территории.



Тонкие тела как карта внутренней территории.

Рис.2. Модель тонких тел, принятая в традиции

В каждый момент времени одновременно функционируют все тонкие тела, причем деятельность каждого из них, благодаря вертикальным потокам, согласована с деятельностью любого другого. Это происходит в отсутствие проблем. При наличии проблемы может блокироваться один из вертикальных потоков – восходящий или нисходящий. Тогда деятельность разных тел может протекать в разном темпе и в разных направлениях. Внутренне это может восприниматься как переживание проблемы. Важно также заметить, что осознание обычно находится в одном или двух тонких телах – во всяком случае, для нетренированного человека требуется особая медитация для того, чтобы осознать деятельность всех тонких тел одновременно. Тем не менее, в процессе мышления необходимо уметь это делать.

Ниже мы будем рассматривать технические приемы, позволяющие перемещать осознание в разные тонкие тела.

Эти приемы требуют навыка произвольно менять масштаб осознаваниявнутренней территории , что субъективно переживается как ощущение изменения ее границ, глубины, количества доступных измерений и других ее качеств. В дальнейшем мы будем использовать термин ощущение границ внутренней территории или осознание границ внутренней территории. Наименьший масштаб осознавания внутренней территории совпадает с границами физического тела; в этом случае увеличение масштаба субъективно может восприниматься как расширение телесных границ.

Поэтому мы будем иногда использовать инструкцию «расширить ощущение границ тела». Такая инструкция наиболее уместна при работе с нижними тонкими телами (от физического до ментального).

Для того чтобы осознавать внутреннюю территорию, необходимо:

· Расслабить физическое тело;

· расфокусировать внимание во всем теле и за его пределами;

· осознать (почувствовать) его границы и раскрыть его;

· расширять ощущение границ физического тела (т.е. постепенно увеличивать масштаб осознавания внутренней территории [3] ).

Внутренняя территория должна осознаваться (ощущаться) настолько далеко, чтобы все предметы, попадающие в поле зрения, оказались внутри этой области. Более того, осознавание внутренней территории может быть настолько масштабным (объемным), чтобы внутри этой зоны оказались внешние объекты, не попадающие в поле зрения – строения, части города или какие-то области другой местности – города, страны, континента. При этом внутренняя территория воспринимается как бесконечное пространство, в которое могут быть вложены все объекты нашего мышления.

После того как внимание расфокусировано, вся доступная осознанию внутренняя территория субъективно воспринимается как продолжение физического тела; она являет собой неоднородное пространство, как бы заполненное некоторой субстанцией.

Приведенная выше схема тонких тел представляет собой карту внутренней территории. Физическое, эфирное и астральное тела представляют собой периферийные зоны внутренней территории. Несколько глубже находится область ментального тела, еще глубже – каузального, буддхиального и атманического тел. Вся внутренняя территория принципиально доступна для восприятия каждого человека (обыденное «сонное бодрствование», знакомое каждому с рождения и в любом возрасте).

Нас, однако, будет интересовать осознанное проникновение на разные уровни ее глубины. Такое осознанное проникновение (проникновение осознания) во внутреннюю территорию зависит от уровня развития концентрации. Люди с сильной концентрацией могут осознавать ценностные импульсы, проникая в буддхиальный слой. Слабая концентрация ограничивает осознание человека ментальным, а иногда и астральным слоем. Во всяком случае, в ситуации стресса большинство людей не выходят за пределы астрального слоя. Именно поэтому многие конфликты принимают эмоциональные формы.

Техника движения по слоям внутренней территории.

1. Осознавание эфирного тела.

a. Расслабить физическое тело и расфокусировать внимание в нем.

b. Осознать его границы.

c. Расширить ощущение границ примерно на 10 см. (к этому можно добавить состояние «внешнего» восприятия см. ниже).

Комментарий. Вспоминая ощущения жары, холода, прикосновения острых предметов и т.д., можно убедиться, что эти воспоминания достаточно сильно ощущаются. Чтобы лучше осознавать специфику эфирного тела, можно сравнить остроту эфирных ощущений в эфирном и астральном телах. Для этого необходимо расширить ощущение границ внутренней территории до размеров комнаты (10-15 метров) и убедиться, что острота эфирных ощущений резко снижается, т.к. осознание при этом переходит в астральное тело. Возвращаясь к прежним границам (физическое тело + 10-15 см), мы вновь получим сильное переживание эфирных ощущений.

Внутренняя активность.

Состояние внутренней активности может быть определено как результат внесения активной концентрации в спонтанный луч внимания, соединяющий внутреннего наблюдателя с ощущением «Я».

Под этим понимается следующее. Спонтанный луч внимания начинает осознаваться после расфокусировки внимания в некоторой области. Он непредсказуемо движется от одной зоны к другой; там, где он задерживается, возникает зона повышенной осознанности. В этой точке в данный момент находится спонтанное ощущение «Я».

Состояние внутренней активности может быть определено как результат выполнения следующих шагов:

1. Расширить осознание границ внутренней территории до некоторой области и расфокусировать внимание в ней. Заметить движение спонтанного луча внимания. Субъективно внутренняя территория осознается как присутствие некой субстанции определенной плотности, меняющейся от точки к точке.

2. Внести концентрацию в зону, выделенную спонтанным лучом внимания, и расслабить ее. Концентрация остается здесь до тех пор, пока спонтанный луч внимания не уходит из этой зоны. Можно сказать, что концентрация следует за спонтанным лучом внимания (или за скачками спонтанного ощущения «Я»), создавая локальное расслабление в каждой точке, куда он попадает.

3. Перенести акцент внимания на осознание неоднородности пространства внутренней территории. Следуя за спонтанным лучом внимания, можно обнаружить, что ощущения разных точек внутренней территории различны (напомним, см. шаг 1, что внутренняя территория воспринимается как распределение плотности ощущений). Спонтанный луч внимания легко привлекается к местам повышенной плотности.

4. Каждый раз, когда в поле внимания попадает фрагмент повышенной плотности, необходимо направить концентрацию на этот фрагмент, расслабить и раскрыть эту зону, как на шагах 3-4 техники 7.

5. После этого спонтанный луч внимания переходит в следующую зону, концентрация следует за ним, и все перечисленные шаги повторяются снова.

Таким образом, состояние внутренней активности обеспечивает непрерывную трансформацию всех напряжений, спонтанно возникающих во внутренней территории. Источником этих напряжений могут быть обрывки эмоций, мыслей, внешних впечатлений или другие внутренние источники (усталость, симптомы болезни и т.д.). Подчеркнем, что состояние внутренней активности должно поддерживаться периферийным вниманием. Это достигается в процессе тренировок.

 


Практика выслеживания себя.

Аксиоматика:

· Каждое неадекватное эмоциональное переживание или негативная мысль сопровождаются ощущением дискомфорта или болезненным ощущением в теле.

· Каждое болевое ощущение или ощущение дискомфорта в теле, или даже ощущение усталости сопровождается легким эмоциональным переживанием. [5]

Проверка.

Когда дискомфортное ощущение ушло, сделайте проверку: какое ощущение возникло на его месте? Если новое ощущение хоть немного неприятно, повторите весь цикл работы уже с новым ощущением. Работа завершена, когда во всем теле остаются только комфортные ощущения: легкость, тепло, прохлада, приятная наполненность и т.п.

 

До конца в этой работе идти сложно в двух случаях: если не хватает концентрации или если мешают сильные мышечные блоки; в первом случае необходимо тренировать навык концентрации, во втором нужна помощь специально обученного массажиста или, в крайнем случае, оператора (также специально обученного), который будет следить за правильным выполнением шагов и вовремя давать инструкции, помогая направить внимание.

3.3. Трансформация негативного события через эфирную медитацию.

 

1. Вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию (например, фрагмент конфликта).

2. Определить свою эмоцию в данном фрагменте (например, раздражение).

3. Расслабив тело и расфокусировав внимание во всем теле (т.е. чувствуя все тело), отследить телесный (эфирный) дискомфорт, вызванный этой эмоцией и захватить его в фокус центрального внимания.

4. Усиливать ощущение дискомфорта, одновременно расслабляя тело.

5. Когда эти шаги выполнены, происходит быстрая эволюция ощущений: дискомфорт как бы меняет свои очертания в теле, он может подниматься, опускаться, перемещаться по телу в разных направлениях – и в конце концов либо растворяется во всем теле, превратившись в приятное тепло или жар, либо как бы выходит за пределы тела, оставив после себя чувство легкости или, наоборот, приятной наполненности, т.е. негативная эфирная энергия трансформируется в позитивную.

6. Если после этого снова ассоциированно войти в данный фрагмент конфликта, то эмоции раздражения там уже не будет, т.к. трансформированная эфирная энергия поднялась на астральный уровень по восходящему потоку.

 

Подобная медитация – один из способов работы с памятью. Например, если таким образом работать с эфирной проекцией обиды, то результатом будет искреннее, а не ментальное прощение обидчика, т.к. память об обиде стирается на уровне эфирного и физического тел.

3.4. Трансформация астрального раскола через усиление и перевороты астральных энергий инь и ян.

 

· Вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию, определить эмоцию, расфокусировать первое внимание по всему телу, расслабиться и углублять расслабление в течение всей медитации.

Дальнейшие шаги:

  • Продолжая расслаблять тело, усиливать негативную эмоцию до возможных пределов (при этом возникает впечатление, что она выходит из тела и заполняет весь мир) и продолжать это усиление еще и еще, за пределы возможных границ. При этом могут, например, течь слезы, но тело должно оставаться расслабленным – это возможно при осознанном и бесстрашном страдании. Запредельная ярость без сжатых кулаков и стиснутых зубов переживается как мощная энергетическая волна, освобождающая тело. Однако начинать медитацию следует с иньской эмоции (страх, обида, уныние и т.д.).
  • Обратить внимание на момент, когда негативная эмоция внезапно исчезнет или перейдет в свою противоположность (например, страх – в агрессию, или наоборот) и точно так же усиливать противоположную эмоцию.
  • Повторять эти перевороты (т.е. циклические переходы иньской и янской энергии) до тех пор, пока не возникнет нейтральное эмоциональное состояние (т.е. иньская и янская энергии интегрируются в целостную энергию ци). Обычно достаточно одного полного (инь-ян) цикла.
  • Сделать проверку: снова ассоциированно войти в проблемный эпизод. Эмоциональному покою, созданному успешно выполненной медитацией, сопутствуют новые, конструктивные мысли о данной ситуации (изменения на ментальном плане) и комфортные ощущения в теле (изменения на эфирном плане).

 

Знаки внешнего мира.

 

Аксиомы работы со знаком.

· Знаком является любой внешний эпизод, который откликнулся во внутренней территории.

· Знак всегда указывает на глубинный стереотип, который был когда-то уместен, но теперь стал тормозом и должен быть трансформирован.

· Знаки повторяются, переходя от тонких планов к более плотным (см. классификацию знаков). Иногда можно заметить много знаков на каждом из тонких планов.

· Знаки могут прекратиться, только если упомянутый стереотип потеряет активность. Это происходит в двух случаях:

А. поведение пересмотрено и стереотип трансформирован;

Классификация знаков.

1. Физические и эфирные знаки: болезни.

2. Астральные знаки: эмоциональные конфликты, переживания внешних событий.

3. Ментальные знаки: сомнения, обдумывания, внутренние диалоги. Могут звучать формулы, подобные следующим: «это противоречит моим принципам», «не могу это переварить», «ума не приложу» и т.д.

4. Событийные знаки: тупики, катастрофы.

5. Знаки буддхиального (ценностного) плана: безнадежность, уныние, одиночество, невостребованность и т.п.

Технология работы со знаком .

(Для тех, кто не участвовал в третьем модуле нашей программы, исключить пункты 5, 6, 7, 8б, 8в).

 

1. Идентифицировать знак.

2. Осознать ощущение и эмоцию.

3. Найти повторение знака в других контекстах (по ощущению и эмоции).

4. Выделить самый значимый контекст, где проявился знак. Тогда все остальные знаки указывают на актуальную проблему, назревающую или реализовавшуюся в значимом контексте.

*В этом смысл знака: он указывает

А. на грозящую опасность или стрессовую ситуацию;

Б. на способы ее преодоления.

5. Выследить истоки знака в буддхиальном плане («темный» мотив, стоящий за знаком).

6. Выследить убеждения о себе, о людях или о мире, стоящие за знаком.

7. Выследить соответствующий «темный» мотив в личной истории.

8. Трансформировать (через перепросмотр) знак:

а. трансформация (стирание) эмоций;

б. трансформация убеждений;

в. трансформация мотивов.

Перепросмотр знака желательно выполнить для всех контекстов, кроме наиболее значимого.

9. Проверка: перепросмотр завершен только тогда, когда

а. выслеженная проблема (на которую указывает знак) стала неактуальной;

б. появилась идея о ее преодолении.

10. Практика неделания.

а. Найти безопасный контекст или способ прикоснуться к проблеме и убедиться, что внутренние реакции изменились, т.е. началась трансформация глубинного стереотипа.

б. Предварительные ходы или переговоры.

в. Запланировать новое поведение и осуществить его.

г. Спонтанное включение нового стереотипа.

 


Приложение.

В книге «Даосская алхимия бессмертия» (составление и перевод В.Виногродского, CОФИЯ ИД «Гелиос» 2003) приводятся классические Рассуждение о ста заболеваниях и Восхваление ста лекарств. Цитируем здесь описания тех заболеваний и лекарств, которые остаются актуальными и для нашего времени…

 

 

Восхваление ста лекарств

( отрывки )

  1. Использовать силу, чтобы помогать людям – это лекарство.
  2. Не требовать возвращения старых долгов – это лекарство.
  3. Претерпев позор, не хранить обиды – это лекарство.
  4. Не спорить об истинном и ложном – это лекарство.
  5. Сталкиваясь с агрессией, не реагировать грубо – это лекарство.
  6. При встрече с мудрецом, обращать критический взгляд на себя – это лекарство.
  7. Не досадовать при тяжелой работе – это лекарство.
  8. Выполняя трудную задачу, не томиться этим – это лекарство.
  9. Сталкиваясь с трудностями, не уклоняться и не отказываться – это лекарство.
  10. Чтить Небо и уважать Землю – это лекарство.
  11. Воспринимая реальность, хранить прочность веры – это лекарство.
  12. За беды и болезни возлагать вину на самого себя – это лекарство.
  13. Исправляя заблуждения, избавляться от зла – это лекарство.
  14. Услышав порицание, принять его как стимул к изменению – это лекарство.
  15. Податливость тела и мягкость характера – это лекарство.
  16. Хранить безмятежность покоя в отсутствии стремлений – это лекарство.
  17. Избавление от желаний в сердце – это лекарство.
  18. Искоренять эмоции, избавляться от любви – это лекарство.
  19. Стремиться к свободному и непринужденному взаимодействию – это лекарство.
  20. Быть контактным, покладистым, скромным и уступчивым – это лекарство.
  21. Если пуста колесница, помочь подвезти чужой груз – это лекарство.
  22. Желать людям счастья – это лекарство.
  23. Помогать старым и слабым – это лекарство.
  24. Соблюдение ритма в движениях и паузах – это лекарство.

 


[1] Для целей этой статьи традиционная схема тонких тел приводится в варианте, предложенном А.Подводным.

[2] Использованная здесь последовательность практик («круг практик») отражает собой глубинную архетипическую структуру, которая присутствует в различных духовных традициях. В данном подходе выбрано описание этой структуры, связанное с троичным архетипом (рождение – зрелость – завершение, или творение – осуществление - растворение). Практика неделания соответствует архетипу творения, а практики выслеживания и перепросмотра – архетипам осуществления и растворения.

 

[4] Следуя Р.Бэндлеру, мы называем образ диссоциированным, если человек наблюдает самого себя со стороны, и ассоциированным, если он смотрит «из своих глаз», т.е. себя не видит.

[5] Оно сопровождается либо легким переживанием уныния или беспокойства, страха, депрессии, переживанием тупика, иногда присутствует оттенок обиды, или бессилия, подавленности, либо это чувство легкого раздражения, агрессии, протеста, возмущения, чувство несправедливости и т.д.

[6] Обычно эмоция сопровождается ощущением дискомфорта в нескольких местах, но наиболее сильно в одном – в груди, в солнечном сплетении или где-либо еще. В наиболее сильных случаях эмоция переживается как болевое ощущение: человек может почувствовать боль в сердце, или стесненность дыхания, или болезненный спазм в желудке, или боль в спине - и т.д. Эмоциональные люди хорошо знакомы с этим явлением. В большинстве ситуаций эмоция не слишком сильная, и дело ограничивается ощущением легкого дискомфорта.

[7] На этом этапе недопустим интеллектуальный подход. Знание эмоциональной окраски возникает как догадка, озарение. Для успеха в этом необходимо расфокусировать внимание и концентрироваться на процессе расфокусировки, воспринимая дискомфортное ощущение как некое целостное объемное образование.

Тонкие тела как карта внутренней территории.

Рис.2. Модель тонких тел, принятая в традиции

В каждый момент времени одновременно функционируют все тонкие тела, причем деятельность каждого из них, благодаря вертикальным потокам, согласована с деятельностью любого другого. Это происходит в отсутствие проблем. При наличии проблемы может блокироваться один из вертикальных потоков – восходящий или нисходящий. Тогда деятельность разных тел может протекать в разном темпе и в разных направлениях. Внутренне это может восприниматься как переживание проблемы. Важно также заметить, что осознание обычно находится в одном или двух тонких телах – во всяком случае, для нетренированного человека требуется особая медитация для того, чтобы осознать деятельность всех тонких тел одновременно. Тем не менее, в процессе мышления необходимо уметь это делать.

Ниже мы будем рассматривать технические приемы, позволяющие перемещать осознание в разные тонкие тела.

Эти приемы требуют навыка произвольно менять масштаб осознаваниявнутренней территории , что субъективно переживается как ощущение изменения ее границ, глубины, количества доступных измерений и других ее качеств. В дальнейшем мы будем использовать термин ощущение границ внутренней территории или осознание границ внутренней территории. Наименьший масштаб осознавания внутренней территории совпадает с границами физического тела; в этом случае увеличение масштаба субъективно может восприниматься как расширение телесных границ.

Поэтому мы будем иногда использовать инструкцию «расширить ощущение границ тела». Такая инструкция наиболее уместна при работе с нижними тонкими телами (от физического до ментального).

Для того чтобы осознавать внутреннюю территорию, необходимо:

· Расслабить физическое тело;

· расфокусировать внимание во всем теле и за его пределами;

· осознать (почувствовать) его границы и раскрыть его;

· расширять ощущение границ физического тела (т.е. постепенно увеличивать масштаб осознавания внутренней территории [3] ).

Внутренняя территория должна осознаваться (ощущаться) настолько далеко, чтобы все предметы, попадающие в поле зрения, оказались внутри этой области. Более того, осознавание внутренней территории может быть настолько масштабным (объемным), чтобы внутри этой зоны оказались внешние объекты, не попадающие в поле зрения – строения, части города или какие-то области другой местности – города, страны, континента. При этом внутренняя территория воспринимается как бесконечное пространство, в которое могут быть вложены все объекты нашего мышления.

После того как внимание расфокусировано, вся доступная осознанию внутренняя территория субъективно воспринимается как продолжение физического тела; она являет собой неоднородное пространство, как бы заполненное некоторой субстанцией.

Приведенная выше схема тонких тел представляет собой карту внутренней территории. Физическое, эфирное и астральное тела представляют собой периферийные зоны внутренней территории. Несколько глубже находится область ментального тела, еще глубже – каузального, буддхиального и атманического тел. Вся внутренняя территория принципиально доступна для восприятия каждого человека (обыденное «сонное бодрствование», знакомое каждому с рождения и в любом возрасте).

Нас, однако, будет интересовать осознанное проникновение на разные уровни ее глубины. Такое осознанное проникновение (проникновение осознания) во внутреннюю территорию зависит от уровня развития концентрации. Люди с сильной концентрацией могут осознавать ценностные импульсы, проникая в буддхиальный слой. Слабая концентрация ограничивает осознание человека ментальным, а иногда и астральным слоем. Во всяком случае, в ситуации стресса большинство людей не выходят за пределы астрального слоя. Именно поэтому многие конфликты принимают эмоциональные формы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь