Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


На обложке война на Востоке Украины, 2014 – 2016 года.



 

Тема Парсифаля в творчестве А. А. Пинского.

 

Если не я за себя, то кто же?

Если я для себя - то что я?

Если не теперь, то когда же?

Гиллель (1 век нашей эры)

Общины Христиан Э. Бока (1891 – 1959)

«Особенно трудным однако будет в современную мировую культуру действительно внести то, что я бы сказал составляет вершину нашей духовной науки: познание Христа. Познание Христа является тем, что как к чистейшему, святейшему и высочайшему ведет нас то, что мы имеем в духовной науке»

Р. Штейнер (ПСС 161, с. 272)

«О горечь, когда человеческое связано там, где оно должно быть активным»

Р. Штейнер

Как мотив Парсифаля ассоциируется с творчеством А. А. Пинского.

Эссе.

Мое переживание своего собственного состояния молодости мне помогает легенда о пути Парцифаля ко Граалю.

IX век является одним из веков, в котором образовывались новые нации, образования новых наций или говоря с точки зрения науки – периодом этногенеза, начавшийся в V веке, после распада Западной Римской империи и продолжающийся до XI –XIII веков, когда произошло объединение Швеции и Норвегии и возникновения Литвы. В это же время происходит активная христианизация Западной Европы, которая вызывает много вопросов у историков. И если южная Европа, получила христианство в наследство от римской империи, то причина распространения в V веке христианства в Ирландии может вызвать множество вопросов. Ее распространение там приписывают Патрику, однако непонятно как простой проповедник мог христианизировать целую страну и затем его последователи продолжили из Ирландии христианизацию других стран Европы только силой собственного слова, без применения оружия,. Р. Штейнер исходя из собственных исследований в сфере духовной науки говорил, что германские народы в то время ощущали, что во Христе находит воплощение вся та мудрость, которая накапливалась в их древних легендах. Историческим доказательством правоты слов Р. Штейнера служит такое литературное произведение как Песня Олафа Эстесона, написанное в первом тысячелетии нашей эры, где сливается языческое и христианское представление о духовном мире.

Я думаю, что христианство было не только возрождения по-новому древнего знания, это был переход от поклонения силам природы, к поклонению Богочеловеку, ибо человек уже ощущал себя достаточно сильно выделившимся из сил природы, стремившимся вобрать в себя культуры связи Божественного и земного. К этому же времени относится и действие легенды о рыцаре Парцифале, ищущий святой Грааль, хотя сама легенда в виде поэмы была записана в 12 веке сначала французом Кретьеном де Труа, а затем немецким рыцарем Вольфрамом фон Эщенбахом. В 1982 году шведский писатель Марит Лаурин сделала очень талантливый прозаический пересказ поэмы Вольфрама фон Эшенбаха, изданный в 2002 году на русском языке.

Мальчик Парцифаль рождается от брака великого рыцаря Гамурета с Герцелойдой, причем в момент его рождения мать узнает, что Гамурет погибает и она решает воспитать будущего великого рыцаря так, чтобы тот ничего не знал о том, что он воин. Таким образом в Парцифале проявляется один из мотивов современного человека: стремление не наследовать что-либо, а всего добиваться самому. Однако уже став подростком мальчик случайно в лесу встречает рыцарей и узнает от них, кто они такие, и сам решает стать таким. Однако мать Герцелойда далает все возможное, чтобы это было для него невозможно.

«Она велела служанкам сшить дурацкий балахон из грубой мешковины – такой, какой носят только шуты, и никто другой. А слугам – вывести из конюшни самую дряхлую клячу, ни на кого на что уже не годную старую рабочую лошадь. Он проснулся на рассвете, облачился в балахон, пристроил на плечах колчан с дротиками и пошел прощаться с матерью….

[Слова Герцелойды – Гр. Случ]

- Коли встретится тебе добрая красивая девушка, попробуй заслужить ее колечко. А если удастся тебе завоевать ее благорасположение, нежно обними ее и поцелуй».

Да и сам Парцифаль производит впечатление слегка придурковатого юноши.

«На свисающей с ложа руке юноша увидел сверкающее кольцо. Он вспомнил, как матушка, как матушка учила его заслужить колечко доброй и красивой девушки, подошел к спящей и снял у нее с пальца кольцо.

Хозяйка шатра пробудилась и пришла в ужас при виде склонившегося над ней чудного существа в шутовском балахоне. Но как же ей от него защититься? Она пыталась оттолкнуть незнакомца, прогнать, уговорить немедля покинуть ее покои. Однако шут и не думал повиноваться. Внезапно его охватил страшный голод, он опустил руку девушки и воскликнул:

- Я голоден как волк! […]

Она все никак не могла опомниться от ужаса, ибо если ее муж, возвращение которого она ждала с минуты на минуту, застанет ее в шатре вместе с этим незнакомым шутом, ей придется расстаться с жизнью. Девушка и умоляла незваного гостя, и угрожала ему, пугала гневом своего супруга, на что он ответил:

- Вот уж кого я не испугался!

Однако услыхав, какие муки придется претерпеть ей самой, коли муж застанет ее в компании с мужчиной; сын Герцелойды тотчас попрощался с незнакомкой. Он обнял ее, поцеловал, и, увидел на груди девушки сверкающую драгоценную брошь, сорвал украшение, положил в карман и был таков.»

Однако Парцифаль имел такую сильную способность как способность работать над самим собой, потому что от этой придурковатости он смог избавится когда такой умудренный жизнью человек как Гурнеманц показал ему правила поведения в обществе. Духовная наука выделяет три вида человеческой души, которые развивались в три разных исторических периода: душа, переживающая в себе в страстях и религиозных импульсах – душа ощущающая (развивалась у людей в период Древнего Вавилона и Египта), душа, склонная к логическому мышлению - душа рассудочная (развивалась в период античности и Средних Веков) и душа, стремящаяся к осознанию себя с собой и с Богом – душа сознательная (развивается с начала Нового Времени вплоть до наших дней). Именно для души сознательной характерно действие исходя из собственных сил. Сегодня такой тип поведения свойственен большинству людей, для 9 века Парцифаль был, наверное, единственным носителем такого рода свойств.

Я здесь не буду останавливаться на пересказе всей этой легенды, которую каждый может сам прочитать. Мне бы хотелось бы привести следующие слова князя Гурнеманца, когда тот наставлял Парцифаля вежливому тону.

«Не избегайте женской любви: она украшает жизнь молодого человека. Но о женщинах я скажу вам больше. Мужчина и женщина - это единое целое, они неотделимы друг от друга, как день и солнечный свет. Они произрастают из одного зерна, и разъять их невозможно. Это вы должны понять со всей ясности».

И эти слова сказаны несмотря на то, что христианская церковь в лице некоторых (но не всех) Отцов Церкви таких как Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник) относилась скорее негативно к браку. В католической церкви до сих пор присутствует целибат священников. В древние времена для высшего познания человеку требовался уход от мира, пребывание в местах, связанных с духовной жизнью – храмах или мистериальных центрах, и такой порядок постижения истины был присущ христианству и в первом христианском тысячелетии. Однако к концу тысячелетия в некоторых неофициальных христианских братствах раздается призыв, который связан с тем, что человек становится все более автономным от жестких социальных условий. Этот призыв говорил о том, что человек может совмещать мирскую жизнь и духовную работу, превращая ее во внутреннее дело. Половая любовь больше не опровергается людьми, а воспринимается как часть той любви, которая и составляет суть Бога (см. Гл.4 1 Послания Ап. Иоанн Богослова).

Однако, один злой совет Гурнеманц все же дал Парцифалю – совет не задавать лишних вопросов. Именно поэтому он не смог в замке Грааля исцелить своим вопросом короля Грааля Амфортаса. Однако я думаю очень хорошо было бы для Парцифаля, что он не задал вопроса из любопытства, а задал много позже, когда он узнал, что только его вопрос может излечить короля - его родного дядю. Именно сознательное желание, по-моему, является здесь самым важным. Таким образом, поэма о Парцифале и о его пути к Святому Граалю является пророческим видением возникающей в то время культуры - нашей с Вами современной культуры. Нужно особо отметить, что этот путь не оторван от жизни того времени, как путь монаха – это путь через жизнь, я бы сказал через гущу жизни, и в этом Парцифаль также является прообразом современного человека.

Сразу после этого отъезда Парсифаль доказывает, то что он достоин быть активным человеком, когда Парсифаль защищает женщину и создает у нее чувство любви к ней своим благородством.

Затем он покидает ее, чтобы навестить мать и попадает в замок Грааля.

Интересный момент связан с тем, что уже после того как Парцифаль становится рыцарем Круглого Стола, и ему является ужасное духовное существо, некая Кундри, которая напоминает древнегреческую Иринию, и которую на языке разума можно назвать совестью, легенда описывает путь не только Парцифаля, но и одного из рыцарей круглого стола, ближайшего друга Парцифаля – Гавана. Если Парцифаль в конце легенды находит замок Грааля, то Гаван побеждает чудовищ в замке Клингзора – протовоположном царству Грааля царстве, царстве зла. Мне кажется, что и путь Гавана и путь Парцифаля – это путь одного и того же человека, но показанный на примере двух, потому что путь Грааля по мнению В. Э. Штейна – это путь души, а путь Парцифаля – это путь духа.

Я думаю Вольфрам фон Эшенбах прекрасно чувствовал то настроение, которое много веков позже выразил Гете в «Фаусте»:

Ах, две души живут в груди моей,

Друг другу чуждые, и жаждут разделенья.

Из них одной мила земля,

И здесь ей любо, в этом мире,

Другой небесные поля, где духи носятся в эфире.

И наконец последний момент, который следует разобрать: это то, что Парцифаль терпит поражение от своего сводного брата Фейрефица, который по происхождению происходит из одной из арабских стран. Арабы в средние века были носителями научных знаний, в первую в очередь в области естественных наук и математики. И это тоже своеобразный символ, что самопознание должно склонится перед знаниями о внешнем мире, чтобы прийти к духовному знанию.

Любой стремление идти своей судьбой требует от человека огромного внутреннего мужества, потому что наш мир часто влечет нас к групповым нормам поведения. Собственно, различные группы окружают нас повсюду: на работе, во время отдыха, даже церковь требует от нас, во многом следование каким-то внешним предписанием. Умение следовать своему пути означает быть индивидуальным необычным, не поддаваться влиянию других, а для этого нужно обновлять себя, быть молодым. Ведь Парцифаль так и не стареет, так как обретает царство вечной молодости.

Идеи Парсифаля воплощал в жизнь А. А. Пинский и эта история тесно связана с историей школы и с формированием антропософии как научной парадигмы.

Формирование антропософии как научной парадигмы.

1. 1894 год Штейнер пишет книгу «Философия свободы», которая является основной антропософской гносеологии.

2. 1910 год – Штейнер выпускает двухтомный труд по истории философской мысли, начиная где показывает как сознание становилось все более материальным.

3. 1914 год. Окончание работы над книгой «Как достигнуть познания высших миров», где Штейнер указывал, как сохранить бодрственное сознание при переходе к духовному миру и не потерять себя.

4. 1921 год. Врач Ита Вегман (1876 – 1943) основывает первую клинику в Арленсхейме (Швейцария). Штейнер выступает с призывом к широкому кругу понимать, что социальное возрождение Европы возможно, только если люди будут опираться на совесть.

5. 1924 год. Штейнер в Швейццарском Дорнахе Всемирное антропософское общество, к которому присоединяются другие общества в тогдашней Европе. При обществе также Штейнер создает Высшую школу духовной науки целью которой было нести принципы самопознания и медитации в жизнь и обучать людей духовному знанию. Для подготовки научных кадров обучающих духовному знанию, основан Первый класс. Клиника Иты Вегман была включена в состав Антропософского обшества, по мнению историка антропософского движения нашего современника Г. А. Бондарева (1936 г.р.) была назначена ответственным за принятие людей в первый класс духовной науки.

6. Австрийский врач Карл Кениг – ученик Иты Вегман основывает поселение по работе с людьми с особенностями в развитии. От сотрудников этого поселения и сейчас требуется, чтобы они были мудрыми в своих действиях.

7.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь