Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формирование антропософии как научной парадигмы



Феноменологическая парадигма была сформирована впервые в работе И. В. Гете «Созерцательная способность суждения».

Ссылаясь на канта, который выделял аналитический и дискурсивный тип мышления Гете говорил, что человек должен развивать интиутивную способность в мышлении. В 1896 по 1910 г. Штейнер сформулировал основные положения новой философии – как науке о формах познания человека. На основе работ А. Белого, можно сделать следующие выводы о формах познания человека, опубликованных в 1994 году в сборнике «Символизм как миропонимание», так описывает следующие ступени, которые должен осознавать учитель, если он хочет переживать уровень кванта. В своей работе учитель младших классов должен уметь осознать те процессы, которые лежат в основе психики ребенка. На основе работ А. Белого мы составляем следующие уровни сознания ребенка.

Уровень кванта – дофеноменологический уровень - 1 семилетие с 2 до 7 лет.

Википедия определяет квант как «Квант (от лат. quantum — «сколько») — неделимая порция какой-либо величины в физике; общее название определенных порций энергии (квант энергии), момента количества движения (углового момента), его проекции и других величин, которыми характеризуют физические свойства микро- (квантовых) систем». В 1894 году в своей диссертации «Истина и наука» Штейнер сумел сформировать обосновать объективность получаемого при восприятии образа – с которого началось феноменологическое изучение мира. На основе «Истины и науки» антропософский врач вальтер хольцапфель (1912 – 1994) составил руководство по лечению психических болезней.

Уровень материальной данности.

Данный уровень невозможно понять, если не прибегнуть к психологии возраста. На уровень материальной данности поднимались люди, которые проходили стадию половой зрелости. В начале 20 году Штейнер предложил считать половую любовь частью любви к миру и ввел термин земная зрелость. Основанием для такого перехода служит воспитание самостоятельности.

В 2015 году В. А. Пегов сформулировал следующие критерии самостоятельного человека:

В. А. Пегов так сформулировал качества самостоятельного человека:

" 1. Ловкое, подвижное, отзывчивое, пластичное, координированное тело, богатый жизненный опыт.

2. Развитие сознательной воли.

3. Безоценочное восприятие, опыт чистых восприятий и переживаний.

4. Богатое и живое воображение, способность формировать собственные переживания и образы.

5. Умение описывать и характеризовать явления неживой, живой и одушевленной природы.

6. Культура и разнообразие чувств, опыт " послевкусия", пробуждение и оформление, душевная середина,

7. Навыки доведения мыслей до четкого и ясного оформления; кристальная ясность мыслеформ" (В. А. Пегов)

Для этого учителю надо развивать в подростке с 14 лет возможность воспринимать свои интеллектуальные способности как товар

3. Уровень

Уровень взрослого человека. В своих первых лекциях по психологии, прочитанных в 1909 – 1911 годах Штейнер выдвинул следующие идеи о том, как преодолеть субъективность души и ее переходе в мистику – необходимость освобождаться от абстрактного мышления, когда ты думаешь о всем, что есть живое, и в первую очередь о других людях.

Штейнер выделял следующие категории психической жизни, связывающие его с телом – внимание, память, страсти, аффекты.

Внимание – это то, что связывает человека с настоящим.

Память – связывает человека с прошлым, с тем, что он пережил.

Страсти - это элемент внутренней жизни человека. Е. Шварц описывает человека, лишенного страстей используя образ Кая, с ледяным сердцем.

Аффекты – это то, что дает возможность человеку быть самим собой, не задумываться как Толстовская гусеница которая задумалась о том, как она ходит и перестала ходить.

Но, что же связывает человека с истинным, добрым и прекрасным.

Есть две вещи, которые связывают человека с прекрасным и добрым и истинным.

Наш современник ученый Асмолов сказал, что индивидом человек рождается, индивидуальностью, то есть нечто значимым для других человек становится благодаря труду.

Чтобы развить себя индивидуальностью человек должен развить к своим индивидуальным возможностям отношение как к товару, то есть с 12 лет у человека должно быть хобби, с 14 лет он должен уметь превращать это хобби в проект, а с 16 лет уметь с помощью этого проекта достигать чего-то в жизни.

Антропософ Б. Ливехуд (1905 – 1992) сформулировал следующие критерии взрослости человека.

1. Общая эмоциональная зрелость

2. Пробуждение гетеросексуального интереса.

3. Эмансипация от родительского дома.

4. Интеллектуальная зрелость.

6. Выбор профессии.

7. Научиться общаться со свободным временем.

8. Построить психологию, основанную на совести и поведении, базирующимся на поведении и на совести и осознании чувства долга.

9. Идентификация Я, осознание того, что человек является частью сообщества.

Но чтобы человек стал сознательным он должен акцентировать на том, чтобы соблюдать заповедь.

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Р. Штейнер довел эту заповедь до логических духовное, сделав так, чтобы никто не мог из недостойных людей начать переживать духовное, основанное на качествах собственной души.

Но есть еще 11 заповедь, заповедь любви. И я уверен, что Алиса и Михей правильно сказали, что любовь создается. Но создается не половая любовь, а всякая любовь, если человек честно работает и не делает из этого кумира.

Я скажу даже больше. Три года назад я прочитал книгу современного экономиста Б. Штейнера о том, что финансовая сфера связана с критерием кармы. Я уверен, что взрослый человек – это человек имеющий деньги, но единственный капитал, это любовь других людей завоеванная посредством волевых усилий.

Поэтому я был бы счастлив, если бы учитель кто-нибудь из учителей литературы провел со старшеклассниками классные часы, посвященные работой с книгой для 7 – 8 класса «Кот Ланселот и золотой город», в рамках идеи взросления и развивала идеи Парсифаля Вольфрама фон Эшенбаха. И мне кажется стоит в 11 классе у тех, кто будет заниматься наукой в сфере духовной деятельности, насколько образ об их самих соответствует тому, какими они видят других.

Материал для размышления:

Для учителей школы

1. Подумайте, хотели бы Вы работать вместе с человеком, который следует всем условиям ученичества, и тем самым выполнять 10-ую заповедь Моисеева закона, и действительно не желать использовать ни физическую, ни психическую энергию

2. Выразите мнение о следующих заповедях Моисея

Условия ученичества

 

 

Условия для вступления в духовное ученичество не таковы, чтобы человек мог их устанавливать по собственному произволу. Они вытекают из сущности тайноведения. Как человек, не хотящий взять в руки кисти, не может быть художником, так не может пройти духовного ученичества тот, кто не пожелает исполнять необходимых требований оккультных учителей. В сущности, оккультный учитель ничего не может дать кроме советов. В этом смысле и надо принимать все, что он говорит. Он прошел подготовительные пути к познанию высших миров. Он знает из опыта, что необходимо. От свободной воли каждого вполне зависит хочет ли он идти тем же путем или нет. Если бы кто-нибудь вздумал потребовать, чтобы учитель сообщил ему духовное обучение и не захотел бы исполнять условий, то это требование было бы похоже на просьбу: научи меня рисовать, но избавь от необходимости притрагиваться к кисти. - И оккультный учитель никогда ничего не может предложить, если он не встречает свободной воли воспринимающего. Но надо подчеркнуть, что недостаточно одного только общего желания высших познаний. Такое желание будет, конечно у многих. Кто имеет только это желание и не хочет вникнуть в особенные условия оккультного ученичества, тот ничего не сможет достигнуть. Об этом должны подумать те, которые жалуются на трудности оккультного ученичества. Кто не желает или не может исполнять строгих условий, тот должен на время отказаться от оккультного ученичества. Условия строги, но не жестоки, ибо их исполнение, конечно, не только может, но даже и должно быть свободным поступком.

Кто не примет этого во внимание, тому требования оккультного ученичества легко могут показаться насилием над душой или совестью. Ибо все обучение основано на работе над внутренней жизнью; поэтому оккультному учителю приходится давать советы, касающиеся внутренней жизни. Но когда что-нибудь требуется, как результат свободного решения, то это не может быть понято, как насилие. - Если бы кто-нибудь потребовал от учителя: сообщи мне свои тайны, но оставь меня с моими привычными ощущениями, чувствами и представлениями, то он требовал бы совсем невозможного. Он хотел бы только удовлетворить свое любопытство или любознательность. Но при таком настроении никогда не может быть достигнуто сокровенное знание.

Теперь разъясним по порядку условия, которые ставятся духовному ученику. Необходимо подчеркнуть, что ни при одном из этих условий не требуется совершенного выполнения, но исключительно лишь стремление к такому выполнению. Вполне выполнить условий не может никто; но вступить на путь их выполнения может всякий. Дело идет лишь о воле, о готовности вступить на этот путь.

Первое условие таково: ученик должен обратить внимание на то, чтобы способствовать своему телесному и душевному здоровью. Степень здоровья человека зависит, конечно, первоначально не от него. Но стремиться помочь себе в этом отношении может каждый. Только от здорового человека может исходить здоровое познание. Нездоровому человеку не бывает отказа в духовном обучении; но от ученика требуется, чтобы у него была воля к здоровой жизни. - В этой области человек должен достигнуть возможной самостоятельности. Добрые советы других, большей частью непрошеные, которыми наделяют каждого, бывают обычно совершенно излишними. Каждый должен стремиться следить за собой сам. - В физическом отношении дело будет идти скорее об устранении вредных влияний, чем в чем-нибудь другом. При исполнении наших обязанностей нам, конечно, часто приходится брать на себя вещи, неблагоприятные для нашего здоровья. Человек должен уметь в случае необходимости ставить долг выше заботы о собственном здоровье. Но как много вещей, от которых можно отказаться при доброй воле. Во многих случаях долг должен стоять выше здоровья, нередко даже выше жизни, но наслаждениеу духовного ученика - никогда. Для него наслаждение может быть только средством для здоровой жизни. И в этом отношении необходимо быть вполне честным и правдивым перед самим собой. Бесполезно вести аскетическую жизнь, если это вытекает из подобных же побуждений, как и другие наслаждения. Человек может находить в аскетизме такое же удовольствие, какое другой находит в вине. Но пусть он не надеется, что этот аскетизм будет ему как-нибудь полезен для достижения высшего познания. - Многие видят в своем жизненном положении причину, мешающую им продвигаться вперед в этом направлении. Они говорят: " В моих жизненных условиях я не могу развиваться". В другом отношении для многих может оказаться заманчивым изменить условия своей жизни, но в целях оккультного обучения этого никому не нужно. Для этой цели нужно, чтобы человек именно в том положении, в котором он находится, делал все, что только возможно для своего телесного и душевного здоровья. Всякий труд может быть полезным для целого человечества; и гораздо больше величия для человеческой души уяснить себе степень необходимости незначительной и, может быть, даже неприглядной работы для этого целого, нежели думать: " Эта работа для меня слишком ничтожна, я призван к другому". - Особенно важно для оккультного ученика стремление к совершенному духовному здоровью. Нездоровая душевная и умственная жизнь во всяком случае удаляет его от путей к высшим познаниям. Ясное, спокойное мышление, верное ощущение и чувствование являются здесь главной основой. Больше всего должен духовный ученик удаляться от склонности к фантазерству, к возбужденности, нервности, экзальтации, фанатизму. Он должен усвоить себе здоровый взгляд не все обстоятельства жизни; должен уметь уверенно разбираться в жизни; должен спокойно давать самим вещам говорить к себе и воздействовать на себя. Он должен стараться везде, где нужно, отдавать должное жизни. Все чрезмерное, одностороннее должно быть устранено из его суждений и ощущений. Если бы это условие не было выполнено, духовный ученик вместо высших миров вступил бы в мир собственной фантазии, вместо истины для него получили бы значение его излюбленные мнения. Для духовного ученика лучше быть " трезвым", нежели экзальтированным и фантазером.

Второе условие - чувствовать членом всеобщей жизни. В исполнении этого условия заключено многое. Но каждый может исполнять его только по-своему. Если я - воспитатель и мой ученик не отвечает моим желаниям, то я должен направить мое чувство прежде всего не против него, а против самого себя. Я должен почувствовать себя настолько единым с моим учеником, чтобы спросить себя: " Не является ли недостаток в моем ученике последствием моего собственного поступка". Чем направлять свое чувство против него, я лучше подумаю, как мне поставить себя так, чтобы в будущем ученик мог лучше отвечать моим требованиям. Благодаря такому настроению постепенно изменяется весь склад мышления человека. Это одинаково относится как к самому малому, так и к самому великому. Исходя из этого настроения я иначе смотрю, например, на преступника, чем прежде. Я удерживаюсь от осуждения и говорю себе: " Я такой же человек, как и он. Может быть, только воспитание, полученное мною в силу внешних обстоятельств, предохранило меня от его участи". Тогда я прийду, пожалуй, к мысли, что этот брат мой был бы другим, если бы учителя отдали ему свой труд, потраченный ими на меня. Я подумаю, что мне досталось нечто, чего он был лишен. И тогда я буду уже не так далек и от представления, что я только член всего человечества и вместе с ним ответственен за все происходящее. Этим вовсе не сказано, что подобная мысль должна немедленно перейти во внешние агитационные поступки. Они должны тихо воспитываться в душе. Тогда она совсем постепенно отразиться и во внешнем поведении человека. Но в этих вещах каждый может начать преобразование, конечно, с самого себя. Совершенно бесплодно предъявлять в духе этих мыслей общие требования ко всему человечеству. Легко составить себе суждение о том, какими люди должны быть; но духовный ученик работает в глубине, а не на поверхности. Поэтому было бы совсем неправильным приводить указанное здесь требование оккультных учителей в связи с каким-либо внешним, хотя бы, например, политическим требованием, с которым духовное обучение не может иметь ничего общего. Политические агитаторы обыкновенно " знают", чего нужно требовать от других людей, но о требованиях к самим себе у них реже бывает речь.

С этим непосредственно связано третье условие, необходимое для духовного ученичества. Ученик должен суметь пробиться к убеждению, что его мысли и чувства имеют для мира такое же значение, как и его действия. Нужно признать, что одинаково губительно если я ненавижу моего ближнего или если я ударю его. Тогда я прийду также к сознанию, что совершенствуя себя, я совершаю нечто не только для себя, но и для мира. Из моих чистых чувств и мыслей мир извлечет совершенно такую же пользу, как и из моего доброго поведения. Пока я не могу поверить в это мировое значение моей внутренней жизни, до тех пор я не гожусь в духовные ученики. Я только тогда исполняюсь правильной веры в значение моего внутреннего мира, моей души, когда работаю над этим душевным совершенно так же, как если бы оно было по крайней мере столь же действительным, как и все внешнее. Я должен признать, что мое чувство имеет такое же действие, как и дело моих рук.

Тем самым высказано уже собственно и четвертое условие; условие того взгляда, что собственное существо человека заключается не во внешнем, а во внутреннем. Кто смотрит на себя только как на продукт внешнего мира, как на результат физического мира, тот ничего не может достигнуть в деле духовного обучения. Чувство, что ты - душевно-духовное существо, составляет основу этого обучения. Кто достигнет этого чувства, тот способен тогда различать между внутренними обстоятельством и внешним успехом. Он узнает, что одно не может измеряться другим. Духовный ученик должен найти истинную середину между тем, что предписывают внешние условия и тем, что он сам признает правильным для своего поведения. Он не должен насильно навязывать своим окружающим ничего такого, для чего они еще не могут иметь настоящего разумения; но он должен быть совершенно свободным также и от наклонности делать только то, что может встретить признание среди окружающих. Он должен искать признания для своих истин единственно только в голосе своей честно стремящейся к познанию души. Но у своего окружающего он должен как можно больше учиться, чтобы разобрать, что именно полезно и пригодно для этого окружающего. Таким образом он разовьет в себе то, что в тайноведении называют " духовными весами". На одной чашке весов лежит " открытое" для нужд внешнего мира " сердце", а на другой - " внутренняя твердость и непоколебимая выдержка".

Это указывает нам на пятое условие: постоянство в преследовании однажды принятого решения. Ничто не может заставить духовного ученика отказаться от принятого решения, кроме разве только прозрения, что он впал в заблуждение. Всякое решение есть сила и даже если эта сила и не приводит к непосредственному результату там, куда она направлена, она все-таки оказывает свое действие. Результат имеет решающее значение там, где побуждающим к действию служит вожделение. Но все действия, совершаемые их вожделения, не имеют никакой цены для высшего мира. Здесь решает только любовь к данному поступку. В этой любви должно изживаться все, что побуждает духовного ученика к поступку. И тогда он не устанет все снова переводить свое решение в действие, сколько бы раз его ни постигала неудача. Так приходит он к тому, чтобы не дожидаться внешнего результата своих действий, но довольствоваться самими действиями. Он научается приносить в жертву миру свои поступки и даже все свое существо, безразлично, как бы мир ни принимал его жертвы. Кто желает стать духовным учеником, должен быть готов к этому жертвенному служению.

Шестое условие - развитие чувства благодарности ко всему, что дается человеку. Он должен знать, что собственное его бытие есть дар всей вселенной. Чего только ни требуется, чтобы каждый из нас мог получить и продлить свое бытие! Как многим мы обязаны природе и другим людям! К таким мыслям должны быть склонны те, кто ищут духовного ученичества. Кто не в состоянии отдаться таким мыслям, тот не может развить в себе всеобъемлющей любви, необходимой для достижения высших познаний. То, чего я не люблю, не может мне открыться. А каждое откровение должно наполнять меня благодарностью, ибо через него я становлюсь богаче.

Все описанные условия должны соединяться в седьмом: неуклонно смотреть на жизнь в том духе, который требуется этими условиями. Благодаря этому ученик получает возможность придать своей жизни целостностный отпечаток. Отдельные проявления его жизни будут находиться в согласии, а не в противоречии друг с другом. Он будет подготовлен к тому покою, к которому он должен прийти при первых же своих шагах в духовном ученичестве.

Я нарцисс Саронский, лилия долин!
2 Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами.
3 Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей.
4 Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною - любовь.
5 Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви.
6 Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня.
7 Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно.
8 Голос возлюбленного моего! вот, он идет, скачет по горам, прыгает по холмам.
9 Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку.
10 Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!
11 Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал;
12 цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей;
13 смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!
14 Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно.
15 Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете.
16 Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между лилиями.
17 Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, возвратись, будь подобен серне или молодому оленю на расселинах гор.

Вопросы для размышления:

1. Насколько выпускник школы должен следовать условиям Ученичества Рудольфа Штейнера, как дополнению к 10 заповеди Моисея о том, что человек «не должен обладать ничем, что есть у ближнего

2. Если бы Ваш близкий друг пришел бы к Вам и спросил о том, стоит ли ему следовать условиям ученичества Р. Штейнера, чтобы полностью следовать заповедям Моисея.

3. Какие у Вас взаимоотношения с директором школы?

4. Какие у Вас взаимоотношения с руководителем 4 Структурного подразделения «Московская вальдорфская школа им. А. А. Пинского».

5. Насколько вы согласны со сводкой мероприятий, которые нужно проводить на классных часах.

Класс Область Соответствующая ей глава Конституции РФ Социальную роль, которую учитель должен развивать у ученика по Штейнеру. Качество которыми учитель должен обладать
8 класс Право Глава 1. Товар Учитель должен обладать способностью наблюдать за органами чувств ребенка в соответствии со статьей М. Глеклер «Воспитание – тихое исцеление»
9 класс Политика Глава 9   Учитель должен научить ученика качествам самостоятельного мышления Пегова через биографию М. П. Чехова.
10 класс Духовная Статус Президента РФ   Как ответственного человека.

 

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь