Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Плоскость в стиле «модерн» - сложная, искривленная, фигурная, эллипсоидная, демонстрирующая рельефность преодолевающей себя поверхности.



Здание модерна, с одной стороны, затягивает человека в свой мир, завлекая своей погружающей атмосферой. С другой стороны, оно демонстрирует свою неупокоенность в собственных границах, какими призрачными они бы ни были. Здание постоянно устремляется вовне. Примером решения данного исходящего движения здания модерна является введение эркеров. Эркеры увеличивают площадь оконного остекления, продляют время освещения комнаты солнечными лучами. Также увлечение эркерами свидетельствовало о стремлении расширить с их помощью внутреннее пространство, раздвинуть границы открывающегося из окон эркера вида. Возникновение эркеров показательно общей тенденцией здания архитектуры модерна к развеществлению, к преодолению своих границ, выходу за пределы - и эти выступающие окна - если соотнести это с концепцией окна как пространства устремления взора - взгляды, направленные во вне.

Архитектура модерна возрождает введение в архитектурную систему категории времени, практиковавшуюся в эпоху барокко. Отсутствует единая точка зрения на здание; каждый фасад устремлен к другому. Временность архитектурной формы разрушает законы правильности и упокоенности, превращает бытие в становление.

 

7. Линия не формирует границы частей, но нарушает их, устанавливает отношения. Кривизна доминирующей линии выводит ее за пределы одномерности, плоскость - за пределы двухмерности, объем - трехмерности. В результате связываются наличное и идеальное пространства и линия становится не знаком воплощения, но вектором к развеществлению.

8. Материалы: Живописность текучего облика зданий модерна складывают особые строительные материалы, вызванные к жизни и востребованные именно модерном в данный период времени. Это - железобетон, актуальный своими свойствами гибкости, эластичности, податливости; чугун, волнистое железо; стекло. Стекло само было веществом, обладающим уникальными качествами - прозрачностью, зеркальностью, тонкостью, плавкостью; качествами, обладающими символическим смыслом - двойственностью, зыбкостью, бесплотностью.

Особенно модерн активно востребовал многоцветные живописные витражи. Витражи, проходящие вертикалью по всей высоте многоэтажной лестницы, преображали помещения, придавая сакральный характер профанной обстановке. Данные строительные материалы меняют представление о материи, которая приобретает качества зыбкости, мерцания, подвижности, пронизанности духом.

Возрождается готическая концепция о материи как покрове духовного, идеального, разрывающегося в преображающем порыве. Живописность также проявляется в привнесении в архитектурную композицию стихийности нерегулярной ритмики, асимметрии, свободного построения формы.

 

Стилевое пространство модерна в архитектуре конца XIX - начала XX вв.: архитектура Франции, Бельгии, Испании

Бельгийский модерн

Бельгийский модерн представлен произведениями таких архитекторов, как Виктор Орта и Анри Ван де Велде. Особняк Тасселя в Брюсселе, построенный В.Орта в 1892-1893 гг. является ярким репрезентантом стиля. Здание предстает как единый организм, созданный в соответствии с органическими законами роста, восхождения. Извилистые, волнообразные линии кованых лестничных перил и колонн повторяются в каждой детали интерьера: линейный мозаичный узор на полу, стеклянные плафоны крыши, изогнутые формы замочных скважин и пр. Каждый элемент интерьера определяется понятием интенциальности, внутренней потребности к переходу в иное. Для визуализации данных понятий берутся такие природные формы, как бутон и стебель, подчеркивающие не венчающую стадию расцвета и роста, но саму потенциальность возрастания, устремления, тяги к самораскрытию, предел которому не положен. Узловой точкой особняка, начинающей процесс самораскрытия, выступает вестибюль, от которого расходятся реальные (лестничные) и ирреальные (арабески) поднимающиеся волны. Извилистый рисунок стен демонстрирует подвижность плоскостей потолка и пола, их взаимное сообщение, не параллельность, но тягу к взаимопересечению. Лестничная площадка оформлена копией античного рельефа трона Лудовизи «Рождение Афродиты». Поднятие Афродиты из волн морских, восхождение рождающейся богини любви выступает иконическим знаком, настраивающим все символическое архитектурное пространство на соответствие вектору божественного движения. В результате все сооружение строится как визуальная модель морских волн, порождающих в своем поднятии божество.

Вестибюль особняка Ван Эйтвелъд, выполненного В.Орта в 1895 г. в Брюсселе демонстрирует эффекты взаимодействия стекла и металла, создающие атмосферу прозрачности, просвечиваемости, хрупкости этого мира, его готовности к растворению. Спиралевидные лестницы вестибюля образуют линии, каждая из которых выводит и зрительский взгляд и самого зрителя-обитателя к светящимся оконным проемам. Стекла соединяют несколько этажей здания и решены не как проемы в стене, но как сама стена, что раскрывает здание вовне, а также вверх, поскольку высшей точкой устремления лестничных и опорных линий является плафон вестибюля.

А.Ван де Велде в здании особняка Отле в Брюсселе также при помощи оконной системы, соединяющей этажи, и активном использовании лестничных изгибающихся сложных конструкций демонстрирует перетекание одного уровня в другой, а, следовательно, подвижность здания как единого организма, существующего единым порывом, а не раздельными этажами. В здании Высшей школы изящных искусств великого герцога Саксонского Ван де Велде использовал принцип динамического сжатия лестницы для организации ощущения стремительности взлета. Вытянутые окна, прорезанные в стене по стороне лестницы, поставлены под углом друг к другу и на разной высоте, что делает их также идеальными ступенями лестничного пространства.

Отличием субъект-языка произведений А.Ван де Велде от стиля В.Орта является применение принципа абстрактной линии, не стилизующейся под формы растений. Художественная форма активно включает не только изогнутые линии, но и объемные элементы. В его произведениях декор является не столько графичным, сколько скульптурным, сохраняя при этом преимущественно орнаментальный характер.

 

Французский модерн

Французский модерн представлен произведениями Гектора Гимара. В 1900 г. данным архитектором были созданы павильоны парижского Метрополитена (станция «Порт Дофин», станция «Пале-Рояль», станция «Отель де Билль»). Данным произведением была выполнена одна из основных художественных программ модерна - программа идеального преображения земного мира средствами произведений искусства.

Входы в Метрополитен - подземную систему Парижа, по определению подчиненные движению сверху вниз, в произведениях Г.Гимара преобразили свою утилитарную функцию. Основной строительный материал - железо, которое благодаря своим качествам пластичности и гибкости, позволяет создавать сложные формы, подобные формам деревьев, трав, цветов. Уличные фонари, обрамляющие входы, напоминают экзотические растения или цветы, тянущиеся вверх. Кроме того, чугунные решетки, которыми оформлены спуски в метро, окрашены в зеленый цвет. Тем самым движение в метро моделировалось как движение к корням растений, а выход - к расцвету цветов под лучами света. Расходящаяся вверх лучевая структура воспроизведена в оформлении станции Порт Дофин. В результате движение пользующегося метрополитеном приобретало характер эталонного соучастия с природой.

Немаловажным, в решениях архитектора было то, что при абсолютной новизне форм они обладали высоким уровнем технологичности и, как следствие, доступности изготовления. К примеру, глядя на уникальные органичные чугунные формы ограждений, использованные Гимаром для входного вестибюля метро, мало кто догадывался о том, что они собирались из ограниченного набора готовых элементов, позволяющих использовать их для серийного производства, при сохранении различных вариантов сборки. Еще одним преимуществом было то, что монтаж подобных конструкций происходил быстро, не требуя использования специалистов высокой квалификации.

В отеле Поля Меззара, выполненном Г.Гимаром в 1911 г., нервюры единым стеблем пронизывают собой интерьер здания (внутренний дворик). Кроме того, вводится окно в потолке, что соответствует принципу готических соборов. Единство стекла, железа и воздуха обеспечивает прозрачный характер интерьера, его готовность к растворению с природным пространством. Стеклянные окна находятся в свободном парении, обеспечивает почти полную прозрачность. Отсутствие определенности, предельности форм обеспечивают общий эффект зрительного взлета, поддерживаемого возможностью физического подъема по витой лестнице.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь