Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кастель Беранже – замок нового времени



Квинтэссенцией раннего стиля Эктора Гимара стал памятник, спроектированный им по возвращении из путешествия по Бельгии.

Замок Кастель Беранже современники также называли Кастель Derange (фр. – беспорядочный). В замке долгое время сдавалось жилье, и архитектор сам проживал здесь на первом этаже с 1897 года, также здесь снимал квартиру живописец Поль Синьяк.

Один из самых стильных памятников Гимара невозможно увидеть целиком – главным фасадом он выходит на узкую улочку, с которой разглядывать его можно только по частям, что, вероятно, входило в замысел архитектора. Пилоны ворот замка по своим очертаниям напоминают таинственных сфинксов Одилона Редона.

Можно сказать, что Кастель построен по классической усадебной схеме – центральный объем с двумя примыкающими к нему флигелями, соединенными с ним галереями. Главная особенность замка – его асимметричность: расстановка окон (лесенкой, такой прием часто использовался архитектором), расположение порталов, балконов и перегородок.

Разнообразная, неровная фактура камня с проглядывающими разноцветными жилками в сочетании с красным кирпичом создает сказочную полихромию. Окна украшают витражи красно-синего стекла.

После того как фасад замка был признан лучшим фасадом Парижа, к Гимару пришел настоящий успех, а в галерее Фигаро была организована выставка, посвященная Кастель Беранже, на которой были представлены элементы декора, эскизы, авторская мебель.

Модерн Испании

Пластицизм в архитектуре модерна наиболее полно представлен произведениями испанского модерна. В 1890-е гг. в Барселоне возникло направление «Каталонский модерн», к которому принадлежали: Антонио Гауди-и-Корнет, Луис Доменеч-и-Монатанар, Х.Пуиг-и-Кадафальк.

Художественные традиции каталонского «модернизмо»:

· народное искусство Каталонии,

· готика,

· арабское зодчество мавританского стиля «мудехар»,

· испанское барокко «чурригуэра».

Архитектура каталонского модерна биоморфна и «органична»; характеризуется повышенной экспрессивностью, активным применением цвета.

Наиболее яркими представителями модерна в творчестве А.Гауди являются: Дом Бальо, Дом Мила, парк Гуэлъ, а также собор Святого Семейства (Саграда Фамилья) в Барселоне.

Возрождая идейную программу готического зодчества конца XIX - начале XX вв., А.Гауди также ввел некоторые новые элементы:

· двойную кривую

· разветвленную древовидную опору.

В канон формы сооружения входят параболы и гиперболы, дуги и спирали. Архитектурная форма подчиняется органическим принципам, строится в единстве принципов геометрии, анатомии, ботаники, зоологии.

Основной строительный материал, как и в готике, - камень, который терял свойства своей определенности и материальности и становился живым и пластичным материалом, приходил в движение.

Строительный процесс велся без точных чертежей, что свидетельствует о пластической и органической концепции естественно создающегося организма. Природа - импульс к пониманию более сложной геометрии, которая закладывается в основу строительства здания, поскольку присутствует в уже построенном и каждый день строящемся на наших глазах мироздании.

Если здание мыслится как живой организм, то оно, во-первых, воссоздает средневековый архитектурный принцип уподобления тела здания телу эталонного человека.

Во-вторых, подвижность структуры, материи, кожи, мускулов, нервов этого тела воплощает эталонную схему поведения этого человека, которого моделирует здание - человека, ни на минуту не пребывающего замкнутым в себе, постоянно находящимся в состоянии подвижности, которая не допускает доминирования костной материи. Напротив, все устойчивое в этом эталонном человеке преодолевает себя, постоянно разрушается, переходит в иное, претерпевает метаморфозы, тем самым изобличая приоритет внутренних нефизических движущих сил.

Жилые дома, созданные А.Гауди, реализуют новую концепцию религиозного пространства, актуального для культуры рубежа веков. Это религиозность, непосредственно не связанная с соборным культом. Подобным образом функционально ориентированные здания разрабатывают концепцию преображения чувственного мира, мира кажущейся повседневности, трансформации обыденности в чудесное, метаморфозы окружающей действительности в явление скрытой сущности. Отсюда и возникает новая концепция жилого дома (Дом Бальо«Дом костей», «дракон»), в котором каждая форма подчиняется законам природной организации, и люди уподобляются живущим в этом живом органическом конструкте, уподобляются птицам живущим на ветвях деревьев, в дуплах, в стволах, уподобляются природным организмам, что напоминает им о собственном природном происхождении, о сложной геометрии форм своего тела, ни один элемент которого не строится на прямой линии, и о еще более сложной геометрии душевного мира, все время стремящегося за пределы тела. В этом заключается уникальная концепция жилой архитектуры, созданной модерном, когда каждый элемент здания, созданного, казалось бы, для организации быта, разрушает этот быт, но при этом не разрушает человека, напротив, здание построено по законам самого человеческого тела, и здание настраивает человека на умение преобразовывать мир, видеть его чудесный скрытый облик, видеть материальное явление как символ иного мира.

Собор Саграда Фамилъя (1883 г. - по настоящее время) - здание культовой направленности в ее традиционном представлении. Доминирующей художественной традицией выступает готика. План собора представляет собой латинский крест. Храм пятинефный, трансепт - трехнефный - использована классическая структура готического собора. Согласно проекту, облик здания определяется восемнадцатибашенной конструкцией. Башенная конструкция представляет столпы, на которых держится христианство (башни - символы апостолов, евангелистов, Христа, Девы Марии) - столпы-ориентиры, задающие движение ввысь.

Тот факт, что по своим функциям башни представляют собой колокольни - восходящие конструкции, заполненные музыкой, указывает на преимущественно духовный характер изображенной материи, ее способность к преодолению своей определенности.

Башни наполнены колокольным звоном, который не материален, растворяет камень. На это же работает пористая структура башен. Барселона - город, имеющий выход к морю, и ветра достаточно сильны, пористая структура башен, их расположение были специально спроектированы А.Гауди для создания особой звуковой системы ветров, пение ветра вторгается в собор и архитектурное пространство становится реальным местом встречи пения верующих и пения самой природы.

Башни, а вместе с ними и весь собор начинают действовать как музыкальный инструмент, музыкальный инструмент Вселенной.

Башни своей скалистой, горной зримой конструкцией, своей каменной природой визуализируют горний мир, Небесный Иерусалим на земле. Линии, пересекающие башни, - не горизонтальны, а диагональны - не прерывают единого восходящего движения. Отличие от того горнего мира, который воссоздан в готических храмах, заключается в напряженности, экзальтированности, экспрессивности этого подъема.

Собору присуща нетрадиционная ориентация по сторонам света: к востоку обращен фасад трансепта. Пластическая концепция модерна представляет здание в единстве архитектурных и скульптурных элементов.

Архитектура, решенная как скульптура, демонстрирует анимационный статус мироздания, а скульптура, решенная как архитектура, представляет включенность человеческого начала в качестве строителя в здание вселенной.

Восточный фасад, скульптурно представляющий Рождество Христово, связан с природным явлением встающего, рождающегося солнца - здесь начинается освещение, здесь зарождается христианская жизнь - т.е. зданием оформляется вход солнца, вход света.

Западный фасад, представляющий Страсти Христовы, соответствует закату, заходу солнца; здание церкви моделирует час заката как момент единства человеческого и природного перехода в мир иной. Данными приемами организованного взаимодействия архитектурного памятника и места его расположения подчеркивается целостность модели мироздания, единство законов мира человеческого и мира божественного.

Модерн в Германии

Памятником немецкого модерна является фотоателье «Эльвира», построенное Августом Энделем в Мюнхене в 1897-1898 гг. И на фасаде, и в интерьере представлено намеренное противопоставление декора и конструкции здания: геометрической упрощенности фона противопоставлена сложность лепки декоративных элементов, которые напоминают одновременно и растительные формы, и формы фантастических животных, и морские волны.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь