Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Повесть временных лет (началоXII в.)



В лето 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян и с северян, и с вяти­чей по горностаю и белке от дыма.

В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И по­шли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги - русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи, весь: «Земля наша велика и обильна, а наря­да в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались три брата со своими родами, взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белом озере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же, люди новгородские – от ва­ряжского рода, прежде же были словене. Два года спустя умер Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и пришел к Ильменю, и сру­бил городок над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раз­давая волости и города рубить – тому Полоцк, другому Ростов, этому Белоозеро. И по тем городам варяги пришельцы, а первоначальное население в Новгороде - словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и всеми ими обладал Рюрик.

И было у него два мужа, не племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали вокруг себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде...

В лето 6387 (879). Умер Рюрик, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.

В лето 6390 (882). Выступил в поход Олег, набрав с собой много вои­нов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. Оттуда отпра­вился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Ки­евским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир… И убили Аскольда и Дира… И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать го­родам русским». И были у него варяги и словене, и прочие - прозван­ные Русью. Это Олег начал ставить города и установил дани словенам и кривичам, и мери, и уставил давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен на лето ради сохранения мира, которая и давалась варягам до смерти Ярослава.

В лето 6391 (882). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В лето 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, и не позволил им платить дань хазарам, сказав: «Я и противник, а вам – незачем».

В лето 6393 (885). Послал к радимичам, спрашивая: «Кому дань даете? ». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но дайте мне». И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали. И владел Олег полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами а с уличами и тиверцами воевал...

Откуда есть пошла русская земля. Века VI-X. - М., 1986.

- Кн. 2. - С. 479-484.

Вопросы и задания к документу:

  1. Как летописец объясняет возникновение Древнерусского государства?
  2. Какие точки зрения на возникновение Древнерусского государства существуют?
  3. Что, по Вашему мнению, явилось подлинной исторической основой для появления теории о создании Древнерусского государства варягами?

 

Отечественные историки об опричнине Ивана Грозного.

Зимин А.А. об опричнине Ивана Грозного.

Основной смысл опричных преобразований сводился к завершающему удару, который был нанесен последним оплотам удельной раздробленности. Ликвидация удела Владимира Старицкого и разгром Новгорода подвели финальную черту под длительной борьбой за объединение русских земель под эгидой московского правительства в годы оприч­нины. Сильный удар нанесен был и по феодальной обособленности русской церкви, окончательное включение которой в централизованный аппа­рат власти после столкновения Ивана Грозного с митрополитом Филиппом было делом времени. Вызванная коренными интересами широких кру­гов господствующего класса феодалов, эта борьба в какой-то мере от­вечала потребностям горожан и крестьянства, страдавших от бесконеч­ных междоусобных распрей феодальной аристократии. Вместе с тем опричнина была очень сложным явлением. Новое и старое переплета­лось в ней с удивительной причудливостью мозаичных узоров. Ее особенностью было то, что централизаторская политика проводилась в крайне архаичных формах, подчас под лозунгом возврата к старине. Так, лик­видации последних уделов правительство стремилось добиться путем создания нового государева удела — опричнины. Утверждая самодер­жавную власть монарха, как непреложный закон государственной жиз­ни, Иван Грозный в то же время передавал всю полноту исполнительной власти в земщине, т. е. основных территориях России, в руки Боярской думы и приказов, фактически усиливая удельный вес феодальной арис­тократии в политическом строе Русского государства.

Варварские средневековые методы борьбы царя Ивана со своими по­литическими противниками, его безудержно жестокий характер накла­дывали на все мероприятия опричных лет зловещий отпечаток деспотиз­ма и насилия.

Здание централизованного государства строилось на костях многих тысяч тружеников, плативших дорогой ценой за торжество самодержавия.

Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного.

- М., 1964. - С. 477-479.

Скрынников Р.Г. об опричнине Ивана Грозного.

При своем учреждении опричнина имела резко выраженную антикня­жескую направленность. Опалы, казни и конфискации, обрушившиеся на суздальскую знать в первые месяцы опричнины, ослабили политическое влияние аристократии и способствовали укреплению самодержавной монархии. Объективно подобные меры способствовали преодолению остатков Феодальной раздробленности, глубочайшей основой которых было круп­нейшее княжеско-боярское землевладение.

...В обстановке массового террора, всеобщего страха и доносов аппа­рат насилия, созданный в опричнине, приобрел совершенно непомерное влияние на политическую структуру руководства. В конце концов адская машина террора ускользнула из-под контроля ее творцов. Последними жертвами опричнины оказались они сами.

...Опричный террор ослабил влияние боярской аристократии, но нес также большой ущерб дворянству, церкви, высшей приказной бюрократии, т.е. тем социальным силам, которые служили наиболее прочной опорой монархии. С политической точки зрения террор против этих слоев и груп­пировок был полной бессмыслицей.

Скрынников Р.Г. Царство террора.

- Спб., 1992. - С. 191.

Вопросы и задания к документам:

1. Чем характеризовалась опричная политика Ивана Грозного, какие цели преследовала и против кого была направлена?

2. Чья из представленных точек зрения представляется Вам наиболее аргументированной и почему?

 

Соборное уложение 1649 г.

< …> Глава П. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать < …>

1. Будет кто каким у мышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смерти.

2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злого у мышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружища, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем госу­даревым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова лать хотел, и такова по сыску казнить смертию.

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на государя. <...> 13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким изветчиком не верить. <...>

18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или ус­лышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой злой умысл, и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичи) всея Русии, или его государевым боя ром и ближним людем, или в городех воеводам и приказным людем. <...>

21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его государевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию безо всякия пощады. <...>

Глава Ш. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было

1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе и в его госу-дарьских полатах, не опасаючи чести царского величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю бита челом о управе, и сыщется про то допряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестил, и по сыску за честь государева двора того, кто на государеве дворе кого обесчестит, посад ига в тюрму на две недели, чтоб на то смотря иным неповадно было впе­редь так делати. <...>

3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное ка­кое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот, кого он ранит, ум­рет, или в те же поры он кого досмерти убьет, и того убойца самого казнити смертию же. <...>

4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ра­нит и не убьет, и того казнити, отсечь рука. <...>

6. Такоже царьского величества во дворе на Москве, или где изволит царь­ское величество во объезде быти, и ис пищалей и из луков и из ыного ни ис какова оружья никому без государева указу не стреляти, а с таким оружьем в государеве дворе не ходити. А будет кто в государеве дворе на Москве, или в объезде кого ранит, или кого убиет досмерти, и того казнити смертию же.

7. А будет кто на государеве дворе, на Москве, и в объезде, учнет ходити с пищальми и с луками, хотя и не для стрельбы, и ис того оружья никого не ра­нит и не убиет, и тем за ту вину учинити наказание, бита батоги и вкинута на неделю в тюрму. <...>

Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 г.

- М., 1961. - Гл II-III.

Вопросы и задания к документу:

  1. О какой тенденции в изменении характера монархической власти в России в середине XVII в. идет речь?
  2. Каким представляется Вам Алексей Михайлович как правитель?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь