Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пермский край в древние векаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Листая страницы истории
Пермский край в древние века (информация для учителя) Почти 300 тыс. лет тому назад впервые нога человека ступила на берега Чусовой и древней Камы. Х век. В пермских землях торгуют булгарские купцы. А в XII в. булгары селятся вместе с пермяками, в современных коми-пермяках течет определенная толика и булгарской крови. Через тюркские степи приходят сюда караваны, везущие серебряные сосуды, бусы, прекрасные мечи и другие вещи. Обратно купцы везут меха соболя, бобра, белки, соль и даже зерно. Впервые слово " пермь" встречается в выдающемся памятнике Древней Руси начала XII в. " Повесть временных лет". Среди народов, которые " иже дань дают Руси", названа и пермь. По мере знакомства русских с коренным населением Камского бассейна название " пермь" закрепляется и за этими землями.
Пермский край в XIV-XVI вв.
В XIV - первой половине XV в. на земли по Верхней Каме все настойчивее посягало Московское княжество. Продвижение московских князей на северо-восток являлось частью борьбы за создание единого Русского государства. При их участии в Перми Великой в начале XV в. стали возникать первые русские поселения. Возникает древнейший русский город Прикамья – Чердынь - Пермь Великая. В ходе собирания русских земель Москвой, повышается значимость уральских земель. Пушнина, которая поступала отсюда – золотая жила для государства, которое стремилось к независимости. Сравнить её сегодня можно лишь с каким-нибудь стратегическим нефтепроводом…. Именно в XIV веке появляются первые карты об уральских горах, а сам Урал называют не «горами», а «камнем». На древней пермской земле начинают строить первые храмы. В самой же Чердыни появляется первый на Урале Иоанно-Богословский монастырь. До середины XVI века Пермские земли находились в обстановке военной опасности: немного западнее – Казанское ханство, чуть восточнее – Сибирское, плюс племенные розни. Территория Перми Великой в административном отношении делилась на две части: Верхнюю и Нижнюю земли. Чердынь и Соликамск – стали первыми уездными центрами. В религиозном плане местное население продолжало верить в своих языческих богов и даже приносить в жертву крещенных по христианскому обряду детей. Даже имя легендарного героя Перы-богатыря – лишь воплощение славянского бога Перуна – бога грома и молнии.
В XVI столетии пермские земли служат источником средств для освоения Сибири. Здесь расцветает солеварение - крупная отрасль мануфактурной промышленности России, ставшая источником богатства не только именитых людей Строгановых, но и многих других уральцев. Территория Перми Великой одной из первых на Урале окончательно вошла в состав Русского государства, что стало важным историческим событием. Появились возможности расширения государственных границ на востоке и освоения новых природных богатств. В Соликамском уезде возникло много русских поселений, потому что здесь развивалось солеварение, требовавшее рабочих рук. В 1558 г. обширные земли на Верхней Каме до устья р. Чусовой царь Иван IV отдал богатым солепромышленникам Строгановым.
Пермский край в XVII-XVIII вв.
Ближе к концу XVI в. и в XVII в. к основным переселенческим потокам с севера прибавились русские переселенцы, добиравшиеся к будущей Перми по Волге и Каме из центральных и южных регионов России. Строгановы начали вытеснять татаро - башкир с их земель. Однако постепенно татарское население было вытеснено на Верхнюю Мулянку, где основало деревни Кояново и Тасимки (Касимово). Татаро-башкирские поселения оказались в окружении русских. Часть татар и башкир переселилась в русские деревни, которые получили свои названия по речкам (Верхние Муллы и Нижние Муллы). В XVII в. важным опорным пунктом в военном, хозяйственном и культурном освоении Среднего Урала на севере становится г. Соль Камская (Соликамск), а на юго-востоке - вновь построенный г. Кунгур. К концу XVII в. в пермских землях, как и в целом на Урале, складываются условия для возникновения и быстрого развития тяжелой промышленности, без которой невозможно было представить себе новую Россию. Во многих местах Прикамья в XVI—XVII вв. существовали крестьянские железоделательные промыслы. Из крестьян формировалась основная часть работных и мастеровых людей. В числе первых крупных металлургических предприятий Среднего Урала возник Егошихинский медеплавильный завод. Развитие в крае горнозаводского дела привело к основанию города Пермь и образованию Пермской губернии по указу императрицы Екатерины II в восемнадцатом веке. Ответ на 7 вопрос Памятник человеческому сердцу. Огромное сердце из красного гранита весом 4 тонны - символ жизни - украшает двор «Института сердца» в Перми Открытие первого в России памятника человеческому сердцу состоялось по инициативе коллектива института 12 июня 2001 года. Автором скульптуры стал известный художник Н.Хромов. Гранитное изваяние представляет собой анатомически точную копию главного человеческого органа. Открытие такого необычного монумента в Перми неслучайно Областной центр стал единственным на Урале и одним из немногих городов страны, где кардиохирургия получила столь интенсивное развитие, и где был создан «Институт сердца». Сегодня «Институт сердца»- широко известное не только в Перми, но и в Прикамье учреждение здравоохранения. 250 сотрудников во главе с профессором Сергеем Сухановым, доктором медицинских наук, делают очень важное благородное дело- оперируют кардиобольных. Ответ на 8 вопрос 8 декабря в Лысьве открылся первый в России Музей каски. Это – одно из главных событий программы «Лысьва – месторождение культуры». Солдатская каска – один из самых известных брэндов не только Лысьвы, но и всего Пермского края. Лысьвенский металлургический завод в годы Великой Отечественной войны был единственным предприятием, на котором выпускали защитные головные уборы для солдат. Каска СШ-40 (солдатский шлем) считалась самой надежной. За годы ВОВ из Лысьвы на фронт было отправлено более 10 млн касок. Музей каски – это единственный в России музей, посвященный истории защитных головных уборов. В экспозиции музея показана история каски, начиная с времен Древней Греции и заканчивая годами Второй мировой войны. Здесь представлены практически все каски стран, воевавших в Первую и Вторую мировые войны, включая легендарные каски М-16 (Германия) и СШ-40 (СССР). Причем, все солдатские шлемы находятся в «открытой экспозиции». Впервые в музее полностью раскрыта технология производства каски СШ-40, которая долгое время оставалась государственной тайной, а в последствии техническая документация была уничтожена. В годы Великой Отечественной войны Лысьвенский металлургический завод был единственным предприятием, выпускавшим солдатские каски. Всего за 1941-1945 годы в Лысьве было сделано более десяти миллионов защитных шлемов, спасших миллионы жизней. Музей каски – музей нового формата, созданный с использованием современных технологий. Это – живой, непрерывно меняющийся музей, коллекция которого постоянно пополняется новыми моделями шлемов. Впрочем, лысьвенские страницы истории стальных шлемов — это только часть экспозиции музея. «Родословная» защитных головных уборов уходит в глубь веков: первые прообразы касок запечатлены еще на шумерских фресках. Греческие воины, римские легионеры, средневековые рыцари, участники колониальных войн — в экипировке всех этих армий шлем занимал важное место. Пиком же развития стальных шлемов стал век XX, когда траншейный характер войны и активное использование артиллерии привели к тому, что солдаты оказались слабо защищены от осколков и шрапнели. Самым уязвимым местом солдата в траншее была голова. Противники несли большие потери, поэтому командование армий озаботилось созданием совершенного вида защиты своих воинов. В одном из залов Музея каски представлена информация об основных видах стальных шлемов, которые использовали в ходе Первой и Второй мировых войн армии Европы, Азии, США. В экспозиции удалось собрать более десятка образцов касок разных времен и стран. Здесь и легендарный немецкий шлем М1916, и советская «халхинголка» — СШ36, английская и американская каски… Специально для тех посетителей музея, кто детально интересуется информацией о конструкции и защитных свойствах стальных шлемов, в залах установлен информационный киоск. История создания лысьвенской каски – не единственная тема в экспозиции нового музея. Посетители Музея каски смогут познакомиться со всемирной историей солдатских касок – от шлемов древних греков до пробковых английских шлемов, использовавшихся в колониальных войнах. А еще – увидеть и даже примерить стальные шлемы, использовавшиеся в двух мировых войнах ХХ века. В Музее каски действует современная медиа-зона, виртуальные экспозиции. Специально для лысьвенского музея известным российским Олегом Никитиным были созданы несколько военных диорам. В другом зале музея — рассказ о самой знаменитой каске Великой Отечественной войны — советском стальном шлеме модели СШ-40. Именно она спасла сотни тысяч солдатских жизней. Всего за годы войны в Лысьве было отштамповано больше 10 миллионов касок. Посетители музея смогут увидеть и понять, в каких условиях в годы войны делались солдатские каски, а также узнать технологию производства защитного шлема, которая до недавнего времени находилась под грифом «Совершенно секретно». Концепция Музея каски была разработана лысьвенцами в содружестве со специалистами Пермского краевого музея. Одна из главных задач, которую ставили перед собой разработчики, — сделать новый музей интересным и понятным для всех посетителей. И для тех, кто сам был участником сражений, и для тех, кто представляет себе войну только по компьютерным играм.
С начала 2007 года в Пермском крае началась реализация масштабной Программы «Пермский край – территория культуры». Среди приоритетных задач Программы: реализация в Перми и территориях Пермского края инновационных социально-культурных проектов, развитие современного менеджмента в сфере культуры, поддержка инициатив на конкурсной основе, развитие эффективного взаимодействия в треугольнике «власть, бизнес, общество». Для координации программы «Пермский край – территория культуры» администрацией края созданы экспертный совет (для оценки конкурсных программ и проектов), краевой совет и дирекция Программы. Одно из основных направлений деятельности этих структур - организация конкурса «Центр культуры Пермского края» с последующей реализацией подпрограммы в трех территориях – победителях (3 группы по количеству жителей). Конкурс проводиться по трем группам.
В рамках реализации проекта «Кудымкар – центр культуры Пермского края» проведены следубющие мероприятия: т ворческий вечер к 80-летию В.В.Климова, Создание и установка памятника основателбю Кудымкара «Кудым-Ошу», восстановление парка культуры и отдыха им. И.Я. Кривощекова с конкурсом скамеек, акция «Чистый город», конкурс проектов «Пять молодежных инициатив», издание сборника коми-пермяцкой мифологии «Заветный клад», выставка кукол «Акань», международный этнофутуристический фестиваль «КАМВА», конкурс национальной кухни «Чоскыт нянь» (вкусный хлеб), создание сборника «Антология коми-пермяцкой песни». Цикл мероприятий и акций прошел в рамках реализации проекта «Ильинский – Строгановская столица»: районный фестиваль детской эстрады «Звездный дождь», праздник «Здравствуй, культурная столица края! », Краевой молодежный слет-фестиваль «Солнце, воздух и вода – молодежная пора! », Тур творческой молодежи, аудиовизуальная инсталляция «Тайны Обвы», восстановление «Сада - сказки» при доме знаменитых русских ученых-лесоводов Теплоуховых, межрайонный фестиваль «Обва - душа Поречья», презентация слайд – фильма «Строгановские столицы», размышление у картины-подлинника «У дверей школы» (выставка одного экспоната), симпозиум по скульптуре «Легенды Ильинского» и создание памятника роду Строгановых, международная конференция «Ильинский – Таранд (Германия) – Ильинский», конкурс «Лучший читатель Строгановской столицы». Ответ на 1 вопрос Чтобы определить будущий город для размещения наместника с его аппаратом, на берега Камы отправились последовательно две комиссии. Одну возглавлял казанский генерал-губернатор князь Платон Степанович Мещерский, другую - губернатор выборгский генерал-поручик Евгений Петрович Кашкин. Обе комиссии согласились в том, что для учреждения нового губернского города наиболее подходят окрестности Егошихи. В своем рапорте Кашкин писал, что эти места отличает выгодность положения для развития торговли и транспорта, в результате чего создаются благоприятные условия «купечеству, мещанству и крестьянству». Соображения двух комиссий посчитали основательными, и последовал указ за подписью Екатерины II от 16 (29) ноября 1780 года, где прямо говорилось: «Предписываем город губернский назначить в сем месте, наименовав оный Пермь». на имя Е. П. Кашкина, в котором императрица назначала его наместником Пермским и Тобольским и распоряжалась об учреждении города Перми и наместничества в составе двух губерний: Пермской и Тобольской. В помощь наместнику в новую губернию были назначены губернатор генерал-майор Иван Варфоломеевич Ламб и вице-губернатор Александр Васильевич Алябьев (отец композитора А. А. Алябьева, автора популярного романса «Соловей»). Ответ на 2 вопрос Численность и расселение Коми-язьвинцы относятся к коренному финно-угорскому населению Урала. Язык, культура, самосознание представителей этого малочисленного народа давно попали под разрушительное воздействие государственной дискриминации: ведь они исповедовали не официально признанное православие, а его старообрядческую форму. И грамоте, музыкальной культуре, традициям дети учились в старообрядческих скитах и молитвенных домах. Эти культурные центры подвергались разгрому, начиная с тридцатых годов 19-го века и до недавнего времени. А после 1926 года коми-язьвинское население в паспортах и других документах обозначалось как русское. Так на десятилетия был забыт целый народ. Предки коми-язьвинцев занимали значительную территорию междуречья Камы, Вишеры, Колвы. В настоящее время язьвинцы в основном проживают в ряде населённых пунктов Красновишерского района Пермского края: деревни Верхняя Бычина и Нижняя Бычина (род Быч), село Верхняя Язьва (род Кичиг), деревни Паршакова, Арефина, Антипина, Ванькова (Антипинская, Паршаковская, Бычинская и Верх-Язьвинская сельские администрации). Общая численность по некоторым оценкам составляет от 2 — 3 тысяч до 5 тысяч человек, в том числе до 2-х тысяч компактно проживают на территории Красновишерского района Пермского края. По переписи населения 2002 года коми-язьвинцы отдельно не выделялись и включались в состав коми (коми-зырян), коми-пермяков и русских. В перечне вариантов самоопределения своей национальности при переписи 2002 в России только 146 человек самоопределились как коми йоз (учтены среди коми-зырян) и 878 человек как пермяки (учтены среди коми-пермяков). Язык Коми-язьвинский язык относится к пермской ветви финно-угорской группы языков уральской семьи. Является промежуточным между коми-зырянским и коми-пермяцким языками. Некоторые исследователи считают его диалектом коми языка (обобщенно общего для коми-зырян и коми-пермяков). В 2003 году при поддержке администрации Пермской области был издан первый коми-язьвинский букварь. Автор букваря — учительница Паршаковской средней школы А. Л. Паршакова. Этот букварь стал первой книгой, изданной на коми-язьвинском языке. История Скорее всего, население, давшее основу коми-язьвинцам, представляло собой особую этно-лингвистическую группу. Оно имело общие хозяйственные навыки, языковые и культурные признаки. В низовьях Вишеры, Колвы и на примыкавших к ним побережьях Камы выявлено много археологических памятников IX—XV вв., относящихся к родановской культуре коми-пермяков. Но механизм консолидации населения, создавшего эти памятники, в этническую группу ещё не достаточно прослежен исследователями. Коми аборигенное население междуречья Камы, Вишеры, Колвы с принятием православия в 1462 и вхождения Перми Великой в Московское государство в 1472 подверглось сильной ассимиляции русскими и данная этно-лингвистическая группа очень быстро прекратила свое существование. Но часть аборигенов, спасаясь от русских, отошла в бассейн Язьвы, где в низовьях реки, судя по археологическим и топонимическим данным, небольшое по численности население этой же группы уже сложилось в XIV—XV вв. Проживание коми-язьвинцев длительное время в природной изоляции, до конца XVIII в. вне активных контактов с русскими, сделали свое дело — всё население в бассейне Язьвы консолидировалось в самостоятельное этническое образование. Коми-язьвинцы говорят на родном языке, осознают себя как особый народ с отличительными культурными и бытовыми чертами. В XIX веке они подвергались преследованиям, так как исповедовали старообрядчество. Позднее, в 1930—1950 гг. священнослужители подверглись репрессиям. Коми-язьвинцы были учтены как самостоятельный народ при переписи 1926 года — их насчитывалось 3163 человека. Позднее существование народа официально не признавалось, а местное население считалось русскими. Несмотря на это, коми-язьвинцы сохранили родной язык.В конце XX века началось движение за возрождение коми-язьвинской культуры. Проблемы сохранения и развития культуры и языка обсуждались на международных научно-практических конференциях «Коми-язьвинцы и историко-культурное наследие Прикамья» в 1995 и 2002 годах при участии финских учёных. Одежда коми-язьвинцев Как и жилище, одежда коми-язьвинцев имела много общего с костюмом русского населения Северного Прикамья и с северными (косинско-камскими) коми-пермяками. Но в отличие от русских коми-язьвинцы носили ее долго, вплоть до начала 1940-х гг. Молодые женщины носили кокошники с налобной принизкой - полоской холста, украшенной бисером. Девушки до замужества повязывали голову лентой. Ответ на 3 вопрос Свиязев Иван Иванович (1797, с. Верхние Муллы Пермской губернии - 1875, Санкт – Петербург), архитектор, строитель, теоретик архитектуры. Из крепостных графини В.А. Шаховской (Ур. Строгановой). Учился в Академии художеств в 1815-1818, 1820-1821 гг. В 1820г. Академия художеств выкупила Свиязева из крепостной зависимости. В 1822-1832 гг. – главный архитектор Уральского горного правления в Перми. Преподавал в Горном институте (Петербург, 1832-1838), в Академии художеств, в Строгановской школе сельскохозяйственных и горнозаводских наук. Написал несколько трудов по истории архитектуры. В Перми построил более 30 зданий (некоторые из них не сохранились): ротонду в городском саду (1824, ул. Сибирская, 41; Сад имени Горького), училище для детей канцелярских служащих (1825-1829, корпус педагогического университета), комплекс зданий духовной семинарии (1826-1841, угол ул. Орджоникидзе, 12 и Комсомольский пр., 1), обелиски Сибирской и Казанской застав (1824, не сохранились), дом гражданского губернатора (1826, угол ул. Большевистская, 57 и ул. Сибирская, 27), особняк Н.К. Крылова (1827, ул. Куйбышева, 46), дом Благородного собрания (1830, ул. Сибирская, 20), намогильный памятник майору Н.А. Теплову – герою Бородинского сражения (1829, Егошихинское кладбище) и др. В Пермской губернии он проектировал и строил гл. медеплавильную фабрику Мотовилихинского завода (1825), Юговской (1822-1832), Дедюхинский солеваренный (1830) заводы (не сохранились), церковь в Юго-Камске (1825).
Р ечь идет о городе - Губаха (Gubaha) – город на востоке Пермского края. 12 июня 2011 года жители и гости Губахи праздновали день рождения города, 70 летний юбилей. Ответ на 5 вопрос Многие места нашего края овеяны легендами – сама природа этому способствует: густые непроходимые леса, полноводные реки, горные кручи оставляют сильные впечатления, будят воображение. Среди этих сказочных красот родились многие герои эпоса: силач Пера – богатырь, Ермак – казацкий атаман, покоритель Сибирских земель, братья – богатыри, защищавшие земли края Ветлан и Полюд, основатель города Кудымкара – Кудым-Ош, знаменитый мастеровой из сказа Павла Бажова «Каменный цветок» Данила-мастер, пророк Заратустра, по преданию родившийся в месте, где встречаются две великие реки Кама и Чусовая. Согласно легенде, именно на территории Пермского края родился и вырос пророк, основатель зороастризма - Заратустра. В этом могильники были найдены необычные воинские захоронения, в которых отсутствуют кости людей и керамика, но в значительных количествах имеются бронзовые предметы быта и вооружения. Ветлан представляет собой почти отвесную систему утесов, начинающуюся на высоте 50-70 метров над урезом воды, с наивысшей точкой 263 метра над уровнем моря, и простирается на 1750 метров. Крутой склон ниже скальных обнажений покрыт смешанным лесом. К вершине камня ведут деревянные ступени, оборудованные смотровыми площадками, с которых открывается панорамный вид. Впереди вздымается волна Полюдова камня, внизу плавно несет воды Вишера. Название «Ветлан» имеют три скалы-камня на берегах рек Вишеры, Колвы и Язьвы. На языке коми «ветланин» — «место, где можно пройти, проехать». Этим словом также называют труднопроходимую дорогу, тропу. По другой версии, слово «ветлан» в коми-пермяцком языке означает «гульбище». На Северном Урале среди множества исторических событий, перемешанных с мифами и сказками, особо выделяется сказание о Полюде, Ветлане и Вишере. Оно посвящено двум братьям-богатырям. Одного звали Полюд, другого Ветлан. Полюд обладал великой силой. Он мог с корнем вырвать любое дерево, бросал камни пудовые на сотни шагов. Ветлан был меньше ростом, зато широк в плечах. Походил он на могучий кедр. А вот силы и ловкости у них было поровну. Встретили богатыри стройную красавицу, имя которой Вишера. Она была дочерью лесов и гор. Подружилась она с братьями. Полюбилась она обоим богатырям. Полюд и Ветлан сделали девушке предложение. Растерялась красавица: оба любы ей, оба по сердцу. Тогда схватились братья в рукопашном бою. Бросилась к ним Вишера, молила слезно, пламенно прекратить бой. Но не слушали ее богатыри. 6 дней и ночей они метали пудовые камни друг в друга. Гром и стон стоял по горам и лесам. На седьмой день они выбились из сил. Поникли их головы, перестали биться сердца горячие. Превратились богатыри Полюд и Ветлан в камни. Вишера упала между них рекою чистой. С тех пор она, красавица, так и течет меж двух каменных богатырей. Братья охраняют покой ее и всего края.
Камень Ермак (Ermak) – скальный массив (гора), находится в Кунгурском районе, Пермского края. Камень Ермак является частью заказника “Предуралье”. Напротив камня Ермак находится станция Чикали. У подножья протекает река Сылва. Скала сложена в основном известняками. У Ермака три вершины, Ермак, Ермачиха, Ермаченок, все они имеют различную высоту. В горе есть пещера. Придание гласит, что в древние времена Ермак Тимофеевич зимовал в этой пещере и якобы спрятал там клад. Камень Ермак является очень популярным местом для туристов. Люди приезжают сюда в любое время года. Гора является традиционным местом проведения р азличный соревнований по технике альпинизма и скалолазанию.
В одной из легенд говорится о том, что в детстве, Ермак спас яйца погибшего лебедя, подложив их в гнездо гусыни. И всю жизнь лебеди дарили ему удачу: и на россыпи драгоценных самоцветов наводили, и путь в Сибирь указали. Эта легенда стала основой сказа Павла Бажова «Ермаковы лебеди». С ейчас каждый год в конце лета в Верхнечусовских городках (место откуда Ермак отправился на покорение Сибири) проходит историко-краеведческий фестиваль «Ермаковы лебеди». Другой сказание об атамане повествует о том, что Ермак спрятал клад – драгоценные камни и золото, где то в пещерах на реке Чусовой. Другие считают также, что это могла быть Кунгурская ледяная пещера. Многое в Пермском крае связано с именем знаменитого атамана. Множество речек, скал, населённых пунктов носит его имя. Ралли «Ермак» проводится каждый год под Чусовым. Сейчас в Пермском крае работает музей Ермака, находящийся в Чусовских городках. Во многих легендах Ермак Тимофеевич не умер, а до сих пор живет и защищает земли пермские от бед и страданий. Легенда о Кудым-Оше С огласно легенде, Кудым-Ош - это сын могучей колдуньи и медведя. Он был сыном вождя рода иньвенских коми-пермяков, который одновременно был жрецом-памом (паном). После того, как отец Кудым-Оша погиб в одном из военных походов, он был избран новым главой рода и получил соответствующие знаки отличия: жезл и четырёхугольное изображение медведя, которое он постоянно носил на груди. Кудым-Ош обладал магической силой: был неуязвим для топора, смертельно раненный стрелой, до трёх раз мог оживать, прижимаясь полученной раной к земле, был способен вызвать на реке бурю, чтобы отогнать нападавших врагов. Среди родов древних коми-пермяков он был сильнейшим. В отличие от своего отца, Кудым-Ош больше прославился не военными походами, а дальними торговыми поездками, из которых он привозил товары, меняя их на пушнину. Кроме того, он распространял культурные достижения соседних народов, до этого неизвестные древним коми-пермякам, не только среди сородичей, но и по всему краю. Так, из одной из своих поездок он привёз семена различных злаков и научил земляков выращивать хлеб. Им были изготовлены первые железные орудия и придуманы лодки взамен устаревшим плотам. В легендах о Кудым-Оше много посвящено сюжету о его сватовстве и женитьбе на мансийской княжне Костэ. Он отправился сватать княжну по совету колдуньи. Она имела тайную цель погубить его, поскольку знала, что никто из отправившихся сватать Костэ не вернулся назад. Все они были казнены по приказу мансийского князя, потому что, увидев невесту, отказались от своих намерений. Их отпугивало ее безобразное мохнатое лицо. На самом деле она была красавицей, но её мать, чтобы дать дочери возможность самой выбрать жениха, обклеила лицо Костэ кусочками телячьей шкуры. Когда Кудым-Ош вошёл в шатёр, в котором находилась княжна, пред ним предстала девушка с прекрасными глазами, но безобразным лицом. Костэ поняла, что это её суженый, она оторвала кусочек шкуры и показала, что под ней нежная белая девичья кожа.
В стародавнее время жил на речке Лупье, что впадает в Каму, невиданный силач по имени Пера. Жил он охотой. Люди уважали Перу-богатыря, любили его. В то время много леших жило в лесах. Возле одной деревни очень лютый леший завёлся, всем в деревне досаждал, охотиться не давал, скотину воровал. Что делать? Решили позвать на помощь Перу-богатыря. Рассказали о проделках лешего. Пера рассердился, взял своё оружие, встал на лыжи и пошёл в тот лес, где леший хозяйничал. Начал искать его тропу. К вечеру нашёл, развёл костерок, сел. К ночи пришёл леший огромный, голова выше леса.- Ты что это на мою тропу пришёл, жалкий человек? Может, силой хочешь помериться? Встал Пера во весь свой огромный рост. - Да, хочу помериться. Увидел леший, какой перед ним богатырь, и решил хитростью Перу одолеть. - Давай, - говорит, - сейчас спать ляжем, а утром будем силами мериться. - Что ж, давай, - соглашается Пера. Пера затих. Вскоре леший захрапел так, что посыпалась хвоя. Пера положил на своё место толстое бревно и прикрыл своей одеждой, а сам спрятался за могучей сосной. В полночь леший проснулся, встал, взял своё копьё и положил остриё в огонь, а когда оно раскалилось докрасна, схватил копьё, прыгнул через костёр и вонзил копьё в бревно, укрытое одеждой. Тут вышел Пера из-за сосны, натянул свой тугой лук и пустил стрелу в грудь лешего. Убил злодея. А в другой раз пришли к Пере гонцы от самого князя. Напала на княжеский город степная орда, бьёт княжеское войско, нет сил устоять. Вражий богатырь ездит в огромном железном колесе, давит княжеских воинов, и некому с тем богатырём сразиться. Приди, мол, Пера-богатырь, встань на защиту нашей земли. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 2386; Нарушение авторского права страницы