Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Национальный праздник коми-язьвинцев



В Верх-Язьвинском сельском поселении (Красновишерский район) 22 мая отмечают праздник коми-язьвинцев «Сарчик». Верх-Язьвинское сельское поселение Красновишерского района – это единственное место компактного проживания коми-язьвинского народа на территории Прикамья. Весенний праздник «Сарчик» собирает в д.Антипина жителей всех коми-язьвинских деревень. В народном календаре коми-язьвинцев наступление весны связывается с прилетом птицы трясогузки, которая на коми-язьвинском языке зовется сарчиком. По народной традиции птицу – символ весны и лета необходимо встретить и задобрить, чтобы она помогла вырастить хороший урожай, избавиться от несчастий. В рамках праздничных мероприятий проходит круглый стол «Этносоциальные и этнокультурные процессы современного развития коми-язьвинцев», посвященный актуальным вопросам сохранения и развития национальной с амобытности коми-язьвинского народа.

Смысл праздника Сарчик многозначен. Во-первых, его участники пытаются задобрить природу, чтобы она не была жестока к людям (воплощением природы и выступает здесь трясогузка); во-вторых, стараются выяснить, урожайным ли будет год; и наконец, в третьих - просто веселятся от души перед трудными летними крестьянскими заботами.

Вот и этой весной коми-язьвинцы пришли на берег реки. Костры, хороводы, песни на своем родном языке... Главная часть праздничного ритуала такова: выкапывают в земле ямку и выливают в нее остатки пива. При этом поют: «Напоили допьяна, схоронили сарчика! » Возможно, есть в этом обряде отголоски древних жертвоприношений, которые совершались перед весенними полевыми работами. Сегодня, конечно, никаких жертв не приносят. Птичку даже не ловят - просто, найдя в небе, наблюдают за ее вольным полетом. Следят: если трясогузка летает в этот день высоко, значит, будет хороший урожай. Нынче в Николин день сарчик поднялся чуть ли не к облакам. Совсем скоро, собрав урожай, коми-язьвинцы узнают, сбылась ли старинная примета.

Ответ на 3 вопрос

Свиязев Иван Иванович (1797, с. Верхние Муллы Пермской губернии - 1875, Санкт – Петербург), архитектор, строитель, теоретик архитектуры. Из крепостных графини В.А. Шаховской (Ур. Строгановой). Учился в Академии художеств в 1815-1818, 1820-1821 гг. В 1820г. Академия художеств выкупила Свиязева из крепостной зависимости. В 1822-1832 гг. – главный архитектор Уральского горного правления в Перми. Преподавал в Горном институте (Петербург, 1832-1838), в Академии художеств, в Строгановской школе сельскохозяйственных и горнозаводских наук. Написал несколько трудов по истории архитектуры.

В Перми построил более 30 зданий (некоторые из них не сохранились): ротонду в городском саду (1824, ул. Сибирская, 41; Сад имени Горького), училище для детей канцелярских служащих (1825-1829, корпус педагогического университета), комплекс зданий духовной семинарии (1826-1841, угол ул. Орджоникидзе, 12 и Комсомольский пр., 1), обелиски Сибирской и Казанской застав (1824, не сохранились), дом гражданского губернатора (1826, угол ул. Большевистская, 57 и ул. Сибирская, 27), особняк Н.К. Крылова (1827, ул. Куйбышева, 46), дом Благородного собрания (1830, ул. Сибирская, 20), намогильный памятник майору Н.А. Теплову – герою Бородинского сражения (1829, Егошихинское кладбище) и др. В Пермской губернии он проектировал и строил гл. медеплавильную фабрику Мотовилихинского завода (1825), Юговской (1822-1832), Дедюхинский солеваренный (1830) заводы (не сохранились), церковь в Юго-Камске (1825).


Ответ на 4 вопрос

Р ечь идет о городе - Губаха (Gubaha) – город на востоке Пермского края. 12 июня 2011 года жители и гости Губахи праздновали день рождения города, 70 летний юбилей.
История города начинается с 1755 года, именно тогда на горе Крестовой, впервые были обнаружены залежи железной руды. Деревня Губаха располагалась на месте впадения реки Губашки в реку Косьву. В деревне был причал для барж, которые переправляли добываемую руду по Косьве, до Камы. 1825 год ознаменован тем, что гора Крестовая сделала еще один подарок жителям деревни, в ее недрах был обнаружен первый уголь. Его добыча возросла с постройкой в 1879 году железной дороги. В 1928 году Губахе был присвоен статус поселка городского типа, а в 1941 году, благодаря объединению близ лежащих поселков статус города.
Речь идет о Горе Крестовая. Гора Крестовая (Mount Krestovaya) – находится в городе Губаха, Пермского края. Гора Крестовая является геологическим памятником природы.
Высота горы равняется 471 метр над уровнем моря. Вершина горы украшена причудливыми скальными выходами.
С Крестовой горой связано одно из главнейших событий города, именно благодаря залежам железной руды найденным внутри горы он и был основан.
Сегодня на склонах горы располагается горнолыжный центр Губаха.
С вершины Крестовой горы открывается отличный вид на долину реки Косьва, а в хорошую погоду можно увидеть вершины заповедника Басеги. Гора Крестовая является второй по величине вершиной

Ответ на 5 вопрос

Многие места нашего края овеяны легендами – сама природа этому способствует: густые непроходимые леса, полноводные реки, горные кручи оставляют сильные впечатления, будят воображение. Среди этих сказочных красот родились многие герои эпоса: силач Пера – богатырь, Ермак – казацкий атаман, покоритель Сибирских земель, братья – богатыри, защищавшие земли края Ветлан и Полюд, основатель города Кудымкара – Кудым-Ош, знаменитый мастеровой из сказа Павла Бажова «Каменный цветок» Данила-мастер, пророк Заратустра, по преданию родившийся в месте, где встречаются две великие реки Кама и Чусовая.

Согласно легенде, именно на территории Пермского края родился и вырос пророк, основатель зороастризма - Заратустра.
Зороастризм — одна из самых древних мировых религий, осуждающая несправедливое насилие, восхваляющая мир между людьми, честность и созидательный труд, а также утверждающая веру в Единого Бога. По легенде, рождение Заратустры связывают с местом, где сливаются две великие уральские реки, называемые ныне Камой и Чусовой, что недалеко от места, где сегодня стоит город Пермь. Во-первых, по соседству с предполагаемым местом рождения Заратуштры, на северо-востоке Перми, прямо напротив устья реки Чусовой, находится один из древнейших на территории Евразии кладов сокровищ эпохи бронзы - “Турбинский могильник”, давший название целой археологической культуре - “Турбинской”.

В этом могильники были найдены необычные воинские захоронения, в которых отсутствуют кости людей и керамика, но в значительных количествах имеются бронзовые предметы быта и вооружения.
Камень Ветлан находится на реке Вишере, в 8 км выше по течению от г. Красновишерск.

Ветлан представляет собой почти отвесную систему утесов, начинающуюся на высоте 50-70 метров над урезом воды, с наивысшей точкой 263 метра над уровнем моря, и простирается на 1750 метров. Крутой склон ниже скальных обнажений покрыт смешанным лесом.

К вершине камня ведут деревянные ступени, оборудованные смотровыми площадками, с которых открывается панорамный вид. Впереди вздымается волна Полюдова камня, внизу плавно несет воды Вишера.

Название «Ветлан» имеют три скалы-камня на берегах рек Вишеры, Колвы и Язьвы. На языке коми «ветланин» — «место, где можно пройти, проехать». Этим словом также называют труднопроходимую дорогу, тропу. По другой версии, слово «ветлан» в коми-пермяцком языке означает «гульбище».

На Северном Урале среди множества исторических событий, перемешанных с мифами и сказками, особо выделяется сказание о Полюде, Ветлане и Вишере. Оно посвящено двум братьям-богатырям. Одного звали Полюд, другого Ветлан. Полюд обладал великой силой. Он мог с корнем вырвать любое дерево, бросал камни пудовые на сотни шагов. Ветлан был меньше ростом, зато широк в плечах. Походил он на могучий кедр. А вот силы и ловкости у них было поровну.

Встретили богатыри стройную красавицу, имя которой Вишера. Она была дочерью лесов и гор. Подружилась она с братьями. Полюбилась она обоим богатырям. Полюд и Ветлан сделали девушке предложение. Растерялась красавица: оба любы ей, оба по сердцу. Тогда схватились братья

в рукопашном бою. Бросилась к ним Вишера, молила слезно, пламенно прекратить бой. Но не слушали ее богатыри. 6 дней и ночей они метали пудовые камни друг в друга. Гром и стон стоял по горам и лесам. На седьмой день они выбились из сил. Поникли их головы, перестали биться сердца горячие. Превратились богатыри Полюд и Ветлан в камни. Вишера упала между них рекою чистой. С тех пор она, красавица, так и течет меж двух каменных богатырей. Братья охраняют покой ее и всего края.


Камень Ветлан Скальнный массив Ветлана Крест на Ветлане

Камень Ермак (Ermak) – скальный массив (гора), находится в Кунгурском районе, Пермского края. Камень Ермак является частью заказника “Предуралье”. Напротив камня Ермак находится станция Чикали. У подножья протекает река Сылва. Скала сложена в основном известняками. У Ермака три вершины, Ермак, Ермачиха, Ермаченок, все они имеют различную высоту. В горе есть пещера. Придание гласит, что в древние времена Ермак Тимофеевич зимовал в этой пещере и якобы спрятал там клад. Камень Ермак является очень популярным местом для туристов. Люди приезжают сюда в любое время года. Гора является традиционным местом проведения р азличный соревнований по технике альпинизма и скалолазанию.


Строгановы пригласили Ермака для охраны собственных владений от нападений сибирских татар. Узнав об его успехах, русское правительство направило ему помощь. Однако борьба с Кучумом не была завершена. Он с небольшим отрядом казаков попал в засаду, подстроенную сибирским ханом. Будучи раненым, Ермак попытался переплыть приток Иртыша реку Вагай, но тяжелая кольчуга — дар царя Ивана IV Грозного — потянула его ко дну, и он утонул. После его смерти в народе появилось множество легенд и сказаний. Его воспевали как народного героя. Ему приписывались небывалые способности: орлиный взгляд, быстроту и богатырскую силу. Подтверждением этому становятся рассказы о том, как он в одиночку останавливал суда, натягивая железные цепи с одного берега реки на другой.

В одной из легенд говорится о том, что в детстве, Ермак спас яйца погибшего лебедя, подложив их в гнездо гусыни. И всю жизнь лебеди дарили ему удачу: и на россыпи драгоценных самоцветов наводили, и путь в Сибирь указали. Эта легенда стала основой сказа Павла Бажова «Ермаковы лебеди».

С ейчас каждый год в конце лета в Верхнечусовских городках (место откуда Ермак отправился на покорение Сибири) проходит историко-краеведческий фестиваль «Ермаковы лебеди».

Другой сказание об атамане повествует о том, что Ермак спрятал клад – драгоценные камни и золото, где то в пещерах на реке Чусовой. Другие считают также, что это могла быть Кунгурская ледяная пещера.

Многое в Пермском крае связано с именем знаменитого атамана. Множество речек, скал, населённых пунктов носит его имя. Ралли «Ермак» проводится каждый год под Чусовым. Сейчас в Пермском крае работает музей Ермака, находящийся в Чусовских городках. Во многих легендах Ермак Тимофеевич не умер, а до сих пор живет и защищает земли пермские от бед и страданий.

Легенда о Кудым-Оше

С огласно легенде, Кудым-Ош - это сын могучей колдуньи и медведя. Он был сыном вождя рода иньвенских коми-пермяков, который одновременно был жрецом-памом (паном). После того, как отец Кудым-Оша погиб в одном из военных походов, он был избран новым главой рода и получил соответствующие знаки отличия: жезл и четырёхугольное изображение медведя, которое он постоянно носил на груди. Кудым-Ош обладал магической силой: был неуязвим для топора, смертельно раненный стрелой, до трёх раз мог оживать, прижимаясь полученной раной к земле, был способен вызвать на реке бурю, чтобы отогнать нападавших врагов. Среди родов древних коми-пермяков он был сильнейшим.

В отличие от своего отца, Кудым-Ош больше прославился не военными походами, а дальними торговыми поездками, из которых он привозил товары, меняя их на пушнину. Кроме того, он распространял культурные достижения соседних народов, до этого неизвестные древним коми-пермякам, не только среди сородичей, но и по всему краю. Так, из одной из своих поездок он привёз семена различных злаков и научил земляков выращивать хлеб. Им были изготовлены первые железные орудия и придуманы лодки взамен устаревшим плотам.

В легендах о Кудым-Оше много посвящено сюжету о его сватовстве и женитьбе на мансийской княжне Костэ. Он отправился сватать княжну по совету колдуньи. Она имела тайную цель погубить его, поскольку знала, что никто из отправившихся сватать Костэ не вернулся назад. Все они были казнены по приказу мансийского князя, потому что, увидев невесту, отказались от своих намерений. Их отпугивало ее безобразное мохнатое лицо. На самом деле она была красавицей, но её мать, чтобы дать дочери возможность самой выбрать жениха, обклеила лицо Костэ кусочками телячьей шкуры. Когда Кудым-Ош вошёл в шатёр, в котором находилась княжна, пред ним предстала девушка с прекрасными глазами, но безобразным лицом. Костэ поняла, что это её суженый, она оторвала кусочек шкуры и показала, что под ней нежная белая девичья кожа.

Тогда Кудым-Ош подтвердил князю своё желание жениться на его дочери. Мать очистила лицо Костэ от шкуры. Было сыграно две свадьбы: одна на родине Костэ, а другая – на родине жениха. Кудым-Ош жил очень долго. Однажды к нему приходила смерть, но он прогнал её. Наконец, предчувствуя свою гибель, собрал всех сородичей и сказал, что сразу после его смерти у него изо рта пойдёт пена, ко всем, кто мизинцем соберёт эту пену, перейдёт ч асть его богатырской силы. По другой версии, он прожил 150 лет, а перед смертью велел похоронить себя в долблёном кедровом гробу, опоясанном железными обручами, и сообщил, что когда-нибудь ещё вернётся на эту землю. К удым-Ош считается основателем Кудымкара. В центре города ему установлен памятник.


Пера-богатырь

В стародавнее время жил на речке Лупье, что впадает в Каму, невиданный силач по имени Пера. Жил он охотой. Люди уважали Перу-богатыря, любили его.

В то время много леших жило в лесах. Возле одной деревни очень лютый леший завёлся, всем в деревне досаждал, охотиться не давал, скотину воровал.

Что делать? Решили позвать на помощь Перу-богатыря. Рассказали о проделках лешего. Пера рассердился, взял своё оружие, встал на лыжи и пошёл в тот лес, где леший хозяйничал. Начал искать его тропу. К вечеру нашёл, развёл костерок, сел. К ночи пришёл леший огромный, голова выше леса.- Ты что это на мою тропу пришёл, жалкий человек? Может, силой хочешь помериться? Встал Пера во весь свой огромный рост.

- Да, хочу помериться.

Увидел леший, какой перед ним богатырь, и решил хитростью Перу одолеть.

- Давай, - говорит, - сейчас спать ляжем, а утром будем силами мериться.

- Что ж, давай, - соглашается Пера.

Пера затих. Вскоре леший захрапел так, что посыпалась хвоя. Пера положил на своё место толстое бревно и прикрыл своей одеждой, а сам спрятался за могучей сосной. В полночь леший проснулся, встал, взял своё копьё и положил остриё в огонь, а когда оно раскалилось докрасна, схватил копьё, прыгнул через костёр и вонзил копьё в бревно, укрытое одеждой.

Тут вышел Пера из-за сосны, натянул свой тугой лук и пустил стрелу в грудь лешего. Убил злодея.

А в другой раз пришли к Пере гонцы от самого князя. Напала на княжеский город степная орда, бьёт княжеское войско, нет сил устоять. Вражий богатырь ездит в огромном железном колесе, давит княжеских воинов, и некому с тем богатырём сразиться. Приди, мол, Пера-богатырь, встань на защиту нашей земли.

Пера согласился, встал на лыжи и пришёл к полю боя за два дня, видит: идёт сражение - ездит вражий богатырь в огромном железном колесе и давит им людей. Перя схватил колесо двумя руками, приподнял да шмякнул оземь. Ни богатыря, ни колеса не стало. Вражье войско увидело победу нашего богатыря и побежало назад.

Князь пригласил Перу к себе на великий пир и говорит: - Ты врага разбил - проси за службу что хочешь.- Ничего мне не надо, - отвечает Пера. - Одно лишь надо - свободно жить и лесовать в моих родных местах по речке Лупье.

Князь подарил Пере грамоту на владение теми лесами, а ещё подарил шёлковую сеть - куниц ловить.

Вернулся Пера домой и зажил, как прежде, мирно и спокойно.

Источники информации к 5 вопросу

1.Журнал «Мы земляки» №9 2011 год, стр.80 «Загадочная Чердынь»

2. Журнал «Мы земляки» № 2011 год, стр.82 «Урал с высоты птичьего полета»

3. Интернет – ресурсы: официальный туристический сайт Пермского края, сайт «Туризм и путешествия по Уралу», сайт «Зелёный ветер», сайт «Finugor»


Ответ на 6 вопрос

Уголок живой природы при Пермском краеведческом музее был образован 1922 году в организации которого большую роль сыграли известные в Перми и на Урале ученые-краеведы Ф.Н. Панаев, С.Л. Ушков и А.С. Лебедев. Первыми живыми экспонатами были бурая медведица Машка, пять лисят, два лосенка, две косули, три филина, гнездо мохноногих сычей, подорлик и куропатка. С открытием «Уголка» поступление живых экспонатов в музей резко увеличилось. По инициативе Лебедева А.С. и Ушкова С.Л. «Уголок живой природы» разместился в конюшне на усадьбе музея с тем, чтобы туда можно было водить посетителей за плату. За первые три дня после официального открытия 27 марта 1927 его посетители 727 человек. «Уголок...» быстро разрастался, был переименован в зоосад при музее, и к 1 января 1929 г. его коллекция выросла до 384 голов. Ежемесячно зоосад посещало более шести тысяч человек. Их содержание требовало все больших средств и лучших помещений. Музей был не в состоянии оплачивать расходы. В 1928 г. сменился директор музея. Новое руководство начинает ходатайствовать об отделении зоосада от музея и о выделении ему более просторной территории. В январе 1931 г. рассматривался первый проект перемещения зоосада на другую территорию - на место магометанского и военного кладбища на реке Ягошихе, но в связи с большими затратами на освоение малопригодной территории и на транспортировку животных от этого проекта отказались. А 22 апреля 1931 года на заседании Президиума Пермского Городского Совета РК и КД было принято постановление: «закрепить в постоянное пользование и владение музея усадьбу со зданиями бывшей художественной галереи (Архиерейский дом) и бывшего собора (Спасо-Преображенский кафедральный собор) и со всеми другими находящимися на ней постройками и закрытым бывшим архиерейским кладбищем». Вместе с музеем переехал и зоосад. На существующую территорию («бок о бок» со старой) зоосад был переведен в 1931г., а 1 августа 1933 года зоосад был отделен от музея и стал самостоятельной организацией. Таким образом Пермский зоопарк как самостоятельная организация существует с 1 августа 1933 года. Трудно приходилось зоосаду на первых порах, огромные трудности были с кормами. И все же к тому времени зоосад насчитывал свыше 500 экземпляров животных и пользовался большой популярностью. В Со всех сторон зоосад был окружен жилыми домами, а одно жилое помещение - старые монастырские кельи, где в настоящее время располагается администрация зоопарка - даже находилось на его территории. Единственный павильон, имевшийся в зоосаде в те годы, был построен еще до 1917 года. Сейчас это павильон «Слоновник». В мае 1936 года было организовано хозрасчетное выставочное отделение от зоосада на колхозном базаре, которое работало с 1 июня по 1 октября. А в 1937 году зоосаду была дополнительно передана территория прилежащего к нему сада «Металлист», в результате чего площадь увеличилась до 1, 6 га. в связи с ремонтом зоосада, зоовыставка, забравшая всех животных зоосада, начала свою работу с 18 марта, а с 16 мая переехала в Чусовую, с 16 июня - в Сарапул, а 4 августа вернулась в Пермь. Штат зоовыставки составлял 19 человек. В годы Великой Отечественной войны зоосад работал в основном только в летнем здании зверинца на колхозном рынке. Юннаты были распущены. В мае 1942 года в виду крайне тяжелого положения с продуктами зоосаду выделили 2 га земли у поселка Н.Плоский для организации подсобного хозяйства. Для посадки были закуплены семена овощей, куры, кролики, поросята, бараны, коза и корова. Картофель на посадку отобрали из кормового. В 1961 году в зоосаде был введен в строй медвежатник, а в 1962 году - павильон для птиц. Таким образом, в начале 60х годов Пермский зоосад принял тот облик, который сохранял до середины восьмидесятых годов 20 века. Поголовье зоологического сада с каждым годом увеличивалось: в 1955 г. в коллекции насчитывалось 98 видов (460 экземпляров) животных, а в 1965 г. - 120 видов. Первый слон — трехлетняя азиатская слониха Волна - появилась в 1948 году. Она ездила на зоовыставки, катала на себе людей, ее водили на прогулки по городу. Вторая слониха - Канди - жила в зоосаде в конце 50-х-насале 60-х. Третий слон - самец Джонни, жил с 1966-2011года

Очередной «виток истории» с переносом Пермского зоопарка на новое место начался в 2008 году по инициативе Главы города Перми. Объемный макет нового зоопарка размером 3х3 м и масштабом 1: 300 с мая 2009 г. и весь 2010 г. был выставлен на публичное обозрение в краевом Дворце культуры им. Солдатова. В книге отзывов оставлены многочисленные восторженные записи от горожан, ознакомившихся с макетом нового зоопарка. За новым зоопарком зарезервирован адрес: г. Пермь, ул. Братская, 100. Пермский зоопарк, мечтая о переезде, тем не менее, не «стоит на месте». За последние годы (2008—2010 гг.) были построены и введены в эксплуатацию новый обезьянник, детский контактный зоопарк, детское кафе, летние вольеры белок, зайцев и даманов, проведена реконструкция детской площадки и фонтана, началась реконструкция главного входа.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1047; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь