Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Победители конкурса, «центры культуры» 2011 года: I группа – г.Кудымкар; II группа – с.Култаево (Пермский район); III группа – п.Всеволодо-Вильва (Александровский район).




Ответ на 10 вопрос

На высоком берегу Камы стоит старинный особняк. За свою почти 130-летнюю историю дом не раз менял хозяев, но в памяти горожан он сохранил имя своего первого владельца - Николая Васильевича Мешкова. Николай Васильевич родился 30 мая 1851 г. в небольшом уездном городе Тверской губернии - Весьегонске. После учебы в уездном училище Николай с 15 лет начал помогать отцу (см. фото 22, 2 ) в его службе торговым представителем в экспортной компании.С 1874 г. Мешкову поручают заниматься водными перевозками грузов.
С этого времени начинается становление Мешкова как одного из крупнейших российских специалистов водного транспорта. Основным делом его жизни становится развитие путей сообщения России. Честность, обязательность и добросовестность создали ему авторитет в деловых кругах и среди общественности. В 1885 г. Николай Васильевич приобрёл у города земельный участок со сгоревшим в 1842 г. особняком, построенным наследниками уральского заводовладельца П.С. Яковлева в 1820 г. предположительно по проекту архитектора И.И. Свиязева. Дом был восстановлен в 1887-88 гг. начинающим архитектором А.Б. Турчевичем в стиле позднего русского классицизма с характерным мансардным этажом и портиком с фронтоном.

Трехэтажный Дом Мешкова на набережной Камы стал, по словам современника, " самым замечательным в архитектурном отношении зданием во всей Перми" В особняке располагались не только жилые помещения, но и Пермская контора фирмы Мешкова (занимала верхний этаж дома), а также ряд различных организаций, в том числе Контроль Уральской железной дороги (с 1889 г.), поземельно-устроительный отряд горных заводов на Урале и другие.В 1901 г. в помещении дома Мешкова открылась первая в городе художественная выставка А.К. Денисова-Уральского. В советское время в здании размещались штаб 3-й армии Восточного фронта (1918 г.), медицинский факультет университета, ресторан и гостиница " Урал". Последним хозяином долгие годы являлось управление Камского речного пароходства. С конца 2007 года этот дом на набережной является основным зданием Пермского областного краеведческого музея.

Мешков был известен не только как хозяин самого красивого особняка и один из самых богатых горожан, но прежде всего своей благотворительной и общественной деятельностью. Он жертвовал деньги на народное образование и библиотеки, помогал неимущей молодежи получить образование (у него было более 200 стипендиантов). Современники вспоминали, что, когда требовалась помощь, Николай Васильевич, давая нужную сум В 1918 г. пароходство Мешкова было национализировано. Незадолго до этого Николай Васильевич получил несколько предложений от иностранных компаний продать им его дело. Но он не мог допустить, чтобы внутренние пути сообщения перешли в руки иностранцев и отклонил все предложения. Не собирался он и покидать страну, говоря: " Что Родине, то и мне". С осени 1917 г. Мешков жил в Москве. С 1920 г. он начал работать консультатнтом в комиссариате путей сообщенияму, говорил: " Спасибо, что доверились". Умер Н.В. Мешков в Москве 19 июля 1933 г. прожив яркую и полезную людям жизнь.

(сайт Пермского областного краеведческого музея –проект «Новая жизнь музея.Дом Мешкова и его владелец.Экскурсия») www.museum.perm.ru/scientific/7

«Знаем все о малой родине»

Ответ на 1 вопрос

Чтобы определить будущий город для размещения наместника с его аппаратом, на берега Камы отправились последовательно две комиссии. Одну возглавлял казанский генерал-губернатор князь Платон Степанович Мещерский, другую - губернатор выборгский генерал-поручик Евгений Петрович Кашкин. Обе комиссии согласились в том, что для учреждения нового губернского города наиболее подходят окрестности Егошихи. В своем рапорте Кашкин писал, что эти места отличает выгодность положения для развития торговли и транспорта, в результате чего создаются благоприятные условия «купечеству, мещанству и крестьянству».

Соображения двух комиссий посчитали основательными, и последовал указ за подписью Екатерины II от 16 (29) ноября 1780 года, где прямо говорилось: «Предписываем город губернский назначить в сем месте, наименовав оный Пермь». на имя Е. П. Кашкина, в котором императрица назначала его наместником Пермским и Тобольским и распоряжалась об учреждении города Перми и наместничества в составе двух губерний: Пермской и Тобольской. В помощь наместнику в новую губернию были назначены губернатор генерал-майор Иван Варфоломеевич Ламб и вице-губернатор Александр Васильевич Алябьев (отец композитора А. А. Алябьева, автора популярного романса «Соловей»).

Ответ на 2 вопрос

Численность и расселение

Коми-язьвинцы относятся к коренному финно-угорскому населению Урала. Язык, культура, самосознание представителей этого малочисленного народа давно попали под разрушительное воздействие государственной дискриминации: ведь они исповедовали не официально признанное православие, а его старообрядческую форму. И грамоте, музыкальной культуре, традициям дети учились в старообрядческих скитах и молитвенных домах. Эти культурные центры подвергались разгрому, начиная с тридцатых годов 19-го века и до недавнего времени. А после 1926 года коми-язьвинское население в паспортах и других документах обозначалось как русское. Так на десятилетия был забыт целый народ.

Предки коми-язьвинцев занимали значительную территорию междуречья Камы, Вишеры, Колвы. В настоящее время язьвинцы в основном проживают в ряде населённых пунктов Красновишерского района Пермского края: деревни Верхняя Бычина и Нижняя Бычина (род Быч), село Верхняя Язьва (род Кичиг), деревни Паршакова, Арефина, Антипина, Ванькова (Антипинская, Паршаковская, Бычинская и Верх-Язьвинская сельские администрации). Общая численность по некоторым оценкам составляет от 2 — 3 тысяч до 5 тысяч человек, в том числе до 2-х тысяч компактно проживают на территории Красновишерского района Пермского края. По переписи населения 2002 года коми-язьвинцы отдельно не выделялись и включались в состав коми (коми-зырян), коми-пермяков и русских. В перечне вариантов самоопределения своей национальности при переписи 2002 в России только 146 человек самоопределились как коми йоз (учтены среди коми-зырян) и 878 человек как пермяки (учтены среди коми-пермяков).

Язык

Коми-язьвинский язык относится к пермской ветви финно-угорской группы языков уральской семьи. Является промежуточным между коми-зырянским и коми-пермяцким языками. Некоторые исследователи считают его диалектом коми языка (обобщенно общего для коми-зырян и коми-пермяков). В 2003 году при поддержке администрации Пермской области был издан первый коми-язьвинский букварь. Автор букваря — учительница Паршаковской средней школы А. Л. Паршакова. Этот букварь стал первой книгой, изданной на коми-язьвинском языке.

История

Скорее всего, население, давшее основу коми-язьвинцам, представляло собой особую этно-лингвистическую группу. Оно имело общие хозяйственные навыки, языковые и культурные признаки. В низовьях Вишеры, Колвы и на примыкавших к ним побережьях Камы выявлено много археологических памятников IX—XV вв., относящихся к родановской культуре коми-пермяков. Но механизм консолидации населения, создавшего эти памятники, в этническую группу ещё не достаточно прослежен исследователями. Коми аборигенное население междуречья Камы, Вишеры, Колвы с принятием православия в 1462 и вхождения Перми Великой в Московское государство в 1472 подверглось сильной ассимиляции русскими и данная этно-лингвистическая группа очень быстро прекратила свое существование. Но часть аборигенов, спасаясь от русских, отошла в бассейн Язьвы, где в низовьях реки, судя по археологическим и топонимическим данным, небольшое по численности население этой же группы уже сложилось в XIV—XV вв. Проживание коми-язьвинцев длительное время в природной изоляции, до конца XVIII в. вне активных контактов с русскими, сделали свое дело — всё население в бассейне Язьвы консолидировалось в самостоятельное этническое образование. Коми-язьвинцы говорят на родном языке, осознают себя как особый народ с отличительными культурными и бытовыми чертами. В XIX веке они подвергались преследованиям, так как исповедовали старообрядчество. Позднее, в 1930—1950 гг. священнослужители подверглись репрессиям. Коми-язьвинцы были учтены как самостоятельный народ при переписи 1926 года — их насчитывалось 3163 человека. Позднее существование народа официально не признавалось, а местное население считалось русскими. Несмотря на это, коми-язьвинцы сохранили родной язык.В конце XX века началось движение за возрождение коми-язьвинской культуры. Проблемы сохранения и развития культуры и языка обсуждались на международных научно-практических конференциях «Коми-язьвинцы и историко-культурное наследие Прикамья» в 1995 и 2002 годах при участии финских учёных.

Одежда коми-язьвинцев

Как и жилище, одежда коми-язьвинцев имела много общего с костюмом русского населения Северного Прикамья и с северными (косинско-камскими) коми-пермяками. Но в отличие от русских коми-язьвинцы носили ее долго, вплоть до начала 1940-х гг.
Наибольшую специфичность имел женский костюм. Женщины носили рубахи, сарафаны, пояса, фартуки, на голове - кокошники, покрытые платком. Сарафаны шили косоклинными и прямыми из холста с набойкой, позднее из покупного материала. В собрании Чердынского и Красновишерского музеев сохранилось около 30 кокошников. Для них характерно полукруглое очелье с острыми концами, украшенное жемчугом, перламутром, бисером, позднее стеклянными пуговицами, мишурой, фольгой.

Молодые женщины носили кокошники с налобной принизкой - полоской холста, украшенной бисером. Девушки до замужества повязывали голову лентой.
Пожилые женщины еще в 1940-е гг. изготовляли узорные пояса. Некоторые из них продолжают использоваться в моленном костюме. Для женских поясов-покромок характерен геометрический орнамент. Этот же орнамент создавался на широких кушаках - поясах, предназначенных для подвязывания верхней одежды. Но бытовали и полосатые кушаки, вытканные на обычных станках.
В наше время старообрядцы приходят в храм только в старинной одежде, женщины в сарафанах, платках, а мужчины в рубахах-косоворотках. Такую одежду надевают и дети.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь