Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отечественная (русская) философия
Общая характеристика русской философии Общее понятие и характерные черты русской философии. Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философии являются: · сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; · специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой); · целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; · большая роль проблем морали и нравственности; · конкретность; · широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основы предмета русской философии составляли: · проблема человека; · космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); · проблемы морали и нравственности; · проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); · проблема власти; · проблема государства; · проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии); · проблема будущего. Можно выделить следующие основные этапы русской философии: · период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси; · философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России); · философия XVIII в.; · философия XIX в.; · русская и советская философия XХ в. 2. Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства). Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Основными темами ранней русской философии были: · моральные и нравственные ценности; · объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; · государство; · право; · природа. Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются: · Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси); · Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы); · Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания); · Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального). Русская философия XII – XVII вв. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и философии приходится на XIII – XVII вв. Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись: · сохранение русской духовности; · христианство; · борьба за освобождение; · устройство государства; · познание. Среди видных философов данного периода: · Сергий Радонежский (XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига; · Философий (XVI в.) – также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва; · Максимилиана Грек (1475 – 1556) – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость; · Андрей Курбский (1528 – 1583) – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным; · Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев); · Аввакум и Никон – также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Авакум – за сохранение старых обрядов; · Юрий Крижанич (XVII в.) – выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога. Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия). Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии: философию эпохи петровских реформ; материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью их философии была социально-политическая: · вопросы устройства монархии; · императорской власти, ее божественности и нерушимости; · прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); · войны и мира. Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и др. Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («копрускул», то есть атомов) – материальных монад. Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности. На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749-1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права. Основные направления русской философии XIX в. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений: · декабристское; · монархическое; · западническое и славянофильское; · революционно-демократическое; · атеистическое; · теологическое; · философию космизма. Более подробно данные направления рассматриваются в вопросе 29. Основные направления русской философии ХХ в. Русская (и советская) философия ХХ в. представлена, главным образом: · философией марксизма-ленинизма; · философией космизма; · естественно-научной философией; · философией «русского зарубежья». Более подробно русская философия ХХ в. рассматривается в вопросе 30 Основные направления современной философии: позитивизм, психоанализ, экзистенциализм, иррационализм, феноменология, герменевтика Экзистенциализм Экзистенциализм (философия существования) также формируется как реакция на рационализм и гносеологизм философской традиции. Усилия философов-экзистенциалистов были направлены на сознание концепции «единичного» человека. В центре философии экзистенциализма стоит конкретное осуществление жизни. Предшественником экзистенциализма называют Къеркегора. Расцвет этого направления приходится на середину XX в. В это время экзистенциализм является одним из наиболее влиятельных и значительных философских течений. Концепции Карла Ясперса (1883-1969), Жана-Поля Сартра (1905-1980) и Альбера Камю во многом различны. Однако их объединяет постановка вопроса о специфике человеческой реальности; идея целостности непосредственного понимания человеком себя и своей ситуации в мире. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы