Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия бытия, формы бытия.



Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия.

Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия - онтология (от греч. ontos - сущее, logos - слово, учение, т.е. учение о сущем). Онтология - учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

Становление философии начиналось именно с изучения проблем бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь разрабатывала проблемы онтологии, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологическую, логическую, аксиологическую, этическую, эстетическую проблематику. Однако, все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию.

Парменид (представитель элейской школы древнегреческой философии, существовавшей в VI-V вв. до н.э.) был первым из философов, кто выделил категорию бытия и сделал ее предметом специального философского анализа. Парменид первым попытался понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение).

Категория бытия является отглагольным понятием, т.е. образовано от глагола «быть». Что значит быть? Быть - значит существовать. Синонимами понятия бытия могут выступать такие понятия как реальность, мир, действительность.

Бытие охватывает все реально существующее в природа обществе, мышлении. Таким образом, категория бытия - есть самое общее понятие, предельно общая абстракция, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы по общему признаку существования. В бытии выделяют две разновидности реальностей: объективную и субъективную.

Объективная реальность — все то, что существует вне и независимо от сознания человека.

Субъективная реальность - это все то, что принадлежит человеку и вне его существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека).

Таким образом, бытие - это объективная и субъективная реальности в своей совокупности.

· Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах:
1. Бытие природы. При этом различают:
- Первую природу. Это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др.
- Вторую природу. Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.

· 2. Бытие человека. В этой форме выделяется:
- Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.).
- Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.

· 3. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить:
- Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека.
- Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная памятькультуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).

· 4. Бытие социального, которое подразделяется на:
- Бытие отдельного человека в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств.
- Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов.

 

Основные онтологические понятия: субстанция, материя, дух.

 

Субстанция.

Разделив бытие на два его рода – материальное и духовное, осознав различие и многообразие его форм, человек ставит вопрос об единстве мира. Стремление теоретической философии к целостному познанию мира, в котором все формы бытия взаимосвязаны и представляют собой единую предельную по общности структуру, составляет, как уже отмечалось, специфику философского мышления. Идея единства мира приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения этой основы в философии была выработана категория «субстанции» конкретизирующая понятие бытия.

Субстанция (лат. – то, что лежит в основе, сущность) представляет собой основу, предельное основание мироздания, к которому сводятся все конечные формы его проявления. В этом смысле для субстанции нет ничего внешнего, ничего вне ее, что могло бы быть причиной, основанием ее существования. Она существует, безусловно, благодаря самой себе. В понятии субстанции, таким образом, выражается осознание бытия как единства сущности и существования.

Понимание единства и структуры мира обусловливается тем, какой способ существования постулируется для этого в качестве исходного принципа. Если в качестве исходного принципа постулируется материальное бытие, тогда единство мира полагается в его материальности, если же – идеальное, то единство мира усматривается в его идеальности.

Таким образом, то или иное понимание субстанции в философских концепциях мира вводится как исходный постулат: либо материя, либо сознание, поскольку внешний опыт человека способен зафиксировать только эти две реальности. Философские учения, исходящие из признания одной и единственной субстанции, называютсямонистическими (лат. «моно» — один, единственный). Так, философия Гегеля представляет собой идеалистический, а марксистская философия – материалистический монизм. Дуалистические концепции мира признают существование двух начал мира как равноправных: материального и духовного (пример – учение Р. Декарта). К плюралистическим относят учения, признающие множества начал в основании мира (атомы Демокрита, монады Г.Лейбница и др.).

материя - фил. категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них. субстанция (акт. начало) субстрат(пассивное).

 

Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксвмен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анакснмандр, который первоосновой всего существующего считал «алейрон» — бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию.

Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизи­ческих материалистов, которые, как и древ­ние материалисты, не могли в доста­точной мере сосредото­чить внимание на философском аспекте проблемы мате­рии и направляли внимание, главным образом, на выявление ее фи­зических свойств. Они понимали, что материю нельзя отож­дествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами ве­щества. Однако, как и древним материалистам, материя пред­ставлялась им первоосно­вой всех объектов природы. Под ма­те­рией понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая меха­ника определила ряд физических свойств вещества. Это побу­дило метафизических материалистов к отождествле­нию понятия материи с представлениями о веществе и его механи­ческими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали отно­сить тя­жесть, инер­цию, не­делимость, непроницаемость, массу и др.

В философии Нового времени (XVII—XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя — совокупность частиц, а природа — совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя — это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.

По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне, и независимо от сознания и отражаемая им.

В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи.

Дух - совокупность и средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействия на нее и в конце концов для ее переделывания. С точки зрения материализма, натурализма - дух возникает только как явление вторичное в сравнении с действительностью, воздействуя на нее и через общественную практику переделывая ее, без чего невозможна и ее история, либо с точки зрения идеализма, спиритуализма - предшествует действительности, порождая ее различными образами.

Первые представления о духе появились в первобытном обществе. Предметы и явления природы воспринимались человеком как живые и одушевленные силы - духи (или души), которые то ли прямо тождественны с вещами (фетишизм, от франц. fetiche - идол, талисман), то ли отделяются от них в той или иной мере (анимизм, от лат. animus - дух, душа; вера в духов, отдельных от вещей, населяющих мир). На этой стадии нет еще расчленения представлений о духе (душе) и теле.

С зарождением рабовладельческой формации погибает универсальное могущество мифологического мышления, поскольку человек, освободившийся теперь от родовых авторитетов, пытается действовать на собственный страх и риск и начинает отказываться от столь наивного переноса общественных отношений на весь мир. Для обозначения понятия духа греки пользовались терминами, выражающими постепенный отход от ранних представлений о всеобщей одухотворённости окружающих вещей и мира. Главным из этих терминов является нус, который буквально значит " ум" (у Платона и Аристотеля). Здесь сказалась характерная особенность греческой науки и философии: главным предметом для греческих мыслителей всегда оставался материальный, объективно существующий космос и присущие ему всегда наглядно данные закономерности. Нус (ум) тоже является перводвигателем космоса, адекватно мыслит сам себя, изливаясь своими энергиями в темную и бесформенную материю, сам будучи " формой форм" и " мышлением мышления" (т.е. самосознающим мышлением). Другим термином для выражения понятий дух был у греков логос, т.е. слово-смысл и слово-разум (слово и мысль одновременно). Стоики (Хрисипп) отождествляли логос (как и Гераклит) с огнем, трактовали его (как и Аристотель) энергийно, истекающим из космического нуса. Наконец, может быть наименее интеллектуалистическим термином для обозначения понятия духа был у греков термин " пневма" (у римлян spiritus), который, как и в русском языке, связан с функциями дыхания живого существа (дух - дыхание - воз-дух). В ранних натурфилософских школах эта пневма пока еще обозначает либо " воздух" (Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит), либо " ветер" (Фалес, Эмпедокл), либо " дуновение" (Демокрит), или " дыхание" (Эмпедокл). Окончательную систематическую обработку это античное понятие духа получило у неоплатоников (Плотин), которые соединили вышеперечисленные понятия: нус, логос и пневму. Чем является нус - логос - пневма для всего космоса, стало свойственно также и каждой отдельной душе, т.е. дух везде является здесь тоже умом, активно созерцающим самого себя, но в то же время и активно действующим во вне, " чистым" и " беспримесным" мышлением, " самодовлеющим" и " божественным".

Полной противоположностью этой античной концепции духа является средневековое христианское учение о духе, который у средневековых философов так же объективен, чист от всего материального, полон творческих энергий и божествен, но который, кроме того, и в этом его специфика, является и личностью, личным абсолютом со своим определенным именем и со своей определенной, неповторимой судьбой в космосе, со своей т. н. священной историей. Теперь абсолютный личностный дух творит мир (из ничего) только однажды в вечности, и судьба этого мира неповторима. Дух (" Дух святой" ) является животворящей функцией самого абсолюта, в отличие от его многих других таких же личностных функций. Средневековая христианская концепция духа есть монотеизм (единоначалие, единобожие, единодушие).

Новое время, начиная с эпохи Возрождения (с 14 века), богато разнообразными теориями духа. На первый план выходят здесь не античный космический дух, но и не средневековая надмировая личность (бог), а углубление в человеческое " Я", когда либо сам человеческий субъект, либо та или другая его способность начинала мыслиться как подлинно духовное начало. Индивидуализм, субъективизм и психологизм пускаются теперь в ход для конструкции самого понятия духа. Декартовское " мыслю - следовательно, существую" ярко свидетельствует о том, что человеческое мышление стало теперь рассматриваться как факт более достоверный и убедительный, чем объективное бытие.

У материалистов Нового времени трактовка духа - интеллектуалистическая. Так, Спиноза пользовался для понятия духа латинским термином mens (ум), что означает и дух, и душу, и ум. Для Спинозы дух равнозначен мышлению, дух есть качество, присущее человеку от природы (единое с материей). Возможности всякой вещи проявляются как природная " сила (мощь) " этой вещи и дух проявляет себя в познании ее (истины).

Кант уже открыто говорит, что дух есть только наша субъективная идея, могущая быть предметом веры, но никак не научной философии. Он везде есть для Канта только непознаваемая вещь в себе, действующая в человеке только в виде априорного (доопытного) принципа.

Философия духа у Гегеля наполняет дух идеей саморазвития, эволюции (дух - абсолютная идея, воплощающаяся в природе и истории). Дух у Гегеля диалектически (противоречиво) проходит стадии субъективного, индивидуального человеческого духа (антропология, феноменология и психология духа), объективного духа - духа народного, общественного (право, моральность, нравственность) и завершается абсолютным духом с его тремя воплощениями в искусстве, религии и философии.

В целом в истории развития понятия " духа" в философии нового времени и в современной философии можно выделить такие крайние точки зрения (исходящие из того, что первично в развитии природы и общества):

Ø материализм (вульгарный) (Фохт, Молешотт, Бюхнер), преувеличивавший чувственные ощущения, так что ничего не оставалось, кроме физической материи, из которой дух появлялся на манер какого-то физического же истечения или испарения;

Ø спиритуализм (от лат. spiritus - дух), преувеличивавший либо человеческие представления (Гербарт), либо волю или аффекты (Шопенгауэр, Вундт), либо инстинкты (Фрейд), область человеческой психики (Бергсон), либо бессознательное (Э. Гартман) или подсознательное, либо личность как некую субстанцию (Лотце, Л. Лопатин) - все это было аналогами понятию " дух", первичному, стоявшему в начале всего.

В современной западной философии еще до сих пор не умирают ни материальные духи древности (теософия и спиритизм), ни личностный абсолют средневековья (у богословов христианской и др. религий, в неотомизме), ни кантовский субъективизм (в неокантианстве Г. Когена, Кассирера). С другой стороны, Гуссерль (феноменология) и неопозитивизм (Карнап, Рассел) вообще аннулировали проблему духа как философскую проблему и заменили ее той или иной совокупностью условных категорий (" чувственных данных", сознанием), лишенных единой субстанции и реального существования, что явилось уже отрицанием вообще всего европейского философского учения о духе.

Марксистско-ленинская концепция духа, общественного сознания базируется на иных, диалектико-материалистических основах: материя первична, а дух, сознание, вторично. Дух есть свойственная человеку функция отражения материальной действительности, т.е. характерная особенность той ступени развития последней, на которой она приходит к самосознанию.

Понятие " духа" в философии иногда сближалось с понятием " души", но их разделение происходило чаще всего на том основании, что дух - это интеллектуальное, разумное начало (ум, сознание), а душа - психологическое, чувственное, эмоциональное начало. " Дух" также рассматривался как высшая часть " души" (у Аристотеля наряду с " рациональной, умной душой", есть и такие ее части, как " животная душа" - чувственная, эмоциональная и " растительная душа" - природные инстинкты, потребности - голод, половой инстинкт). В христианской философии выделяли дух (ум), душу (чувства, психика) и тело (материя) - универсальные части как человека, так и природы (мира).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь