Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Практика и ее роль в познании.



Практика может быть определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек создает новую реальность – мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер.

К основным видам практической деятельности человека можно отнести:

Материальное производство,

Социально-политическую деятельность,

Научный эксперимент.

Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов:

Практика является источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания,

Опосредованно практика является целью познания, т.к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по преобразованию окружающего мира,

Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Противоречивость практики как критерия истины заключается в том, что она относительна, т.к. всегда исторически конкретна. В структуре науки не было бы гипотез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Практическая деятельность относительна и по той причине, что ограничена объективными возможностями практической деятельности (наличным уровнем развития материального производства, возможностями самого человека и т.д.), преодоление этой ограниченности связано с выходом за пределы объективного опыта в сферу субъективного – например, фантазию.Практика и познание тесно связаны друг с другом. Термин «практика» имеет большой спектр значений. Нередко он используется как синоним слова «опыт». В гносеологии термин «практика» имеет свое специфическое значение, на которое было указано выше в определении практики. Это значение позволяет соотносить практику как предметно-чувственную деятельность по преобразованию материального мира с познанием как теоретической деятельностью.

Остановимся на основных гносеологических функциях практики, через которые раскрывается роль практики в познании.

1. Практика – основа познания. Первоначально производство знаний было вплетено в ткань практической деятельности, в материальное производство, и лишь на определенной ступени развития общества производство идей было отделено от производства вещей. Познавательная (теоретическая) деятельность получила относительную самостоятельность, независимость от деятельности практической, но связи с ней не разорвала. Посредством практического взаимодействия с объектом (а не в простом созерцании) субъект получает знания о существенных связях, законах действительности.

Практика является основой познания не только в генетическом аспекте, но и в структурном: основные элементы познания детерминированы практикой определенного исторического периода. И объект, и субъект познания не изначально данные, а социально заданные, т.е. обусловленные уровнем развития общественной практики. Человек познает то в объективной реальности и настолько, что и насколько позволяет ему практика данного исторического периода. Кроме того, внутренняя связь практики и познания проявляется и в том, что практика является основой формирования тех интеллектуальных приемов, логических операций, с помощью которых осуществляется теоретическое освоение объекта. Такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция свой объективный аналог имеют в виде предметно-практических действий. Логические аксиомы и законы логики корнями своими уходят в практику. Выражая эту идею, В.И.Ленин подчеркивал, что практика, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики.

 

2. Практика – движущая сила познания. В развитии знания, науки большую роль играет любознательность, среди познавательных мотивов присутствует жажда славы, известности. Но наиболее глубоким и ведущим стимулом развития науки являются потребности практики. От практики исходят импульсы, обусловливающие возникновение нового знания и его преобразование. Звездное небо стало объектом познания людей лишь тогда, когда оно превратилось в орудие жизнедеятельности «пастушеских и земледельческих» народов. Потребности мореплавания, земледелия, строительства способствовали возникновению астрономии, геометрии, других отраслей знания в древнюю эпоху. В наши дни потребность в новых источниках энергии детерминировала развитие атомной физики, потребность в новых, более эффективных способах управления – кибернетику и т.д. Но не всегда открытия в современной науке делаются непосредственно в зависимости от потребностей практики. Наука в своем развитии обретает относительную самостоятельность, способна развиваться, в известной степени, независимо от запросов практики и даже опережать ее. Внешние факторы (социальный заказ, социально-экономические условия) определяют развитие науки наряду с ее внутренними причинами, внутренней логикой развития.

3. Практика – цель познания. Знания, которые являются результатом познавательного процесса, ценны не сами по себе, а в их практическом воплощении (хотя исключать ценность знаний для других целей, например, для ориентировки человека в мире, для удовлетворения любознательности тоже не следует). В практике возникает потребность в знаниях, здесь же они находят свое воплощение, подтверждение. Теория так или иначе связана или должна быть связана с практикой. Но прагматическую функцию науки нельзя понимать узкопотребительски, утилитарно: если теория не дает сиюминутный экономический эффект, то это плохая теория. С другой стороны, альтернативная позиция «науки ради науки», «чистой науки» также не выдерживает критики. Для науки губителен как узкий практицизм, так и пустое теоретизирование. В науке должны быть исследования, работающие на практику текущего момента, так и исследования, рассчитанные на более или менее отдаленную перспективу.

4. Практика – критерий истины. Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием (критерием) для отличения истины от заблуждений и ошибок? В истории были разные ответы на этот вопрос.

Одни философы видели такой критерий в данных ощущений и восприятии человека, указывая на такое их достоинство как непосредственную действительность, очевидность. Истинность утверждения «На улице идет снег» подтверждается (или опровергается) простым наблюдением падающего снега за окном. Однако данными чувств нельзя доказать ни одно общее суждение, не говоря уже о сложной, развивающейся научно-теоретической системе. Для доказательства суждения «Все люди смертны» надо подождать, пока умрут все ныне живущие люди, а также те, которые народятся в будущем.

Другие философы полагали, что всеобщность может быть доказана только всеобщностью и поэтому достоверность знания можно обосновать путем выведения его из небольшого числа всеобщих положений, истинность которых самоочевидна в силу их ясности и отчетливости для ума. Но наличие самоочевидных, не требующих доказательства своей истинности, положений проблематично. Кроме того, здесь усматривается логический круг в доказательстве – истинность одного знания доказывается выведением его из другого знания, чья истинность, в свою очередь, также требует выведения и т.д. Да и ясность, отчетливость мышления – зыбкий критерий для доказательства истинности знания.

Таким образом, ни чувственное наблюдение, ни самоочевидность, ясность и отчетливость всеобщих положений не могут служить критериями истинности знания. Главным недостатком этих концепций является стремление найти критерий истинности знания в самом знании, в каких-либо его особых свойствах. Вот если бы найти такой критерий, который, во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, и в то же время сам бы им не являлся (разорвать логический круг), и, во-вторых, этот критерий соединял бы в себе достоинства всеобщности и непосредственной действительности. И таким критерием оказалась практика.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь