Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура – это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только



Основы культурологии

Основы теории культуры

Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующихся на стыке многих наук: философии, социологии, психологии и др. Она синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством, в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике развития культуры как таковой. Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем американского социолога и антрополога Лесли А. Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом В. Оствальдом в 1909 г., который под культурологией понимал науку, изучающую феномен, явление культуры, общие закономерности культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Предметом культурологии является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие компонентов культуры: традиций, норм, обычаев, социально-культурных институтов (установлений), идей и идеологий, искусства. Можно сказать проще: предметом этой молодой науки выступают закономерности общечеловеческого и национального культурных процессов, памятники и явления материального и духовного производства, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей.

Культурологи ставят перед собой следующие задачи:

– анализ культуры как системы культурных феноменов;

– выделение типов связей между элементами культуры;

– типологизация культур и изучение культурных единиц;

– исследование культурных кодов и коммуникаций;

– разрешение проблем социокультурной динамики.

К собственно культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как целостный объект познания. Культурология со структурной точки зрения двухуровневая сфера знания: теоретическая культурология типологизирует, систематизирует и объясняет культурные явления и процессы, а прикладная культурология разрабатывает технологии и методы трансляции

культурных норм и ценностей. Культурология до начала XX столетия была частью философии как особого способа познания мира. Ею использовались и поныне используются поэтому как философские методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, диалектический и др.), так и общенаучные (структурно-функциональный, сравнительный и др.). Кроме того, культурология, конечно, создает свои, пригодные для описания ее объектов методы познания.

Понятие культуры

Культура представляет собой всю совокупность небиологических, то есть приобретенных, а не врожденных аспектов жизни человека. Она является той составляющей, которая отличает человека от животных. Слово «культура» восходит к латинскому слову «colere», что значит возделывать (землю).

Существует несколько подходов к определению культуры. Американские культурологи А. Кребер и К. Клакхон в совместном исследовании отметили огромный и все возрастающий интерес к этому понятию. Так, по их подсчетам, с 1871 по 1919 г. было дано всего 7 определений культуры (первое, по их мнению, принадлежит выдающемуся английскому этнографу Эдуарду Тайлору), а с 1920 по 1950 г. они насчитали у различных авторов более 150 определений данного понятия. В настоящее время имеется, по разным оценкам, от 300 до 400 определений культуры. Чем можно объяснить такое многообразие трактовок? Обоб-

щив около 150 наиболее употребимых определений, американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон выделили три основные характеристики культуры, которые большинство исследователей считали существенными:

Культура – это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только

человеческому обществу;

Культура – это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посред-

ством обучения. Культура не детерминирована особенностями человеческого существа как

представителя вида Homo sapiens, а создана им. Культура противоположна природе;

3) культура передается при помощи символических форм (языка, произведений искус-

ства, изделий и инструментов и т. д.) и связана с идеями.

«Культура» – это философская категория, то есть самое общее понятие, употребляемое

для характеристики этого феномена как такового. Однако не менее часто это слово исполь-

зуется для обозначения конкретного культурного организма, который обладает своей спе-

цификой, своей индивидуальной структурой (в этом случае говорят о русской, английской,

японской и пр. культурах).

Одним из самым принятых и распространенных в обществоведческой литературе

определений культуры является такое: «Культура – это способ деятельности человека и все

атрибуты, то есть неотъемлемые части этой деятельности». Американский культуролог М.

Херсковиц несколько уточнил его: «Культура – это часть человеческого окружения, создан-

ная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей,

социального взаимодействия, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы

быта, язык, традиции и обычаи и многое другое)».

Подходы к изучению культуры

Существует несколько подходов к рассмотрению культуры:

1) с семиотической точки зрения (семиотика – наука о знаках) культура может

Быть определена как небиологическая знаковая система, при помощи которой передается

социальный опыт. Указание на небиологический характер в данном случае необходимо,

поскольку семиотика изучает и биологические знаковые системы (например, симптомы в

медицине);

2) с социологической точки зрения культура является социальным институтом, обес-

печивающим системность и устойчивость общества. Культура рассматривается как фактор

организации общественной жизни. Культурные ценности создаются самим обществом, но

они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше

зависеть от произведенных им же ценностей;

3) с аксиологической точки зрения (аксиология – наука о ценностях) культура – это

Мир ценностей, представляющий собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми

членами некоторого сообщества;

4) с точки зрения философов и культурологов, склоняющихся к деятельностному

подходу к феномену культуры, она представляет собой совокупность технологий, вырабо-

танных и используемых человеком для достижения определенных целей. Такие техноло-

гии придают деятельности человека особую направленность. Этот подход называют также

философско-историческим. Согласно ему культура – это интеллектуальное, нравственное,

Культурная картина мира

Культура, будучи системой понятий, ценностей, оценок, в значительной степени определяет то, как видит мир ее носитель. Для представления этой идеи было введено понятие

культурной картины мира, которая отличается от научной картины мира. Культурная картина

Мира включает в себя всю совокупность опыта, полученного данным народом на протяже-

нии всей истории своего существования.

Культурная картина мира может по праву считаться понятием, которое обобщает все

подходы, которые применяются при изучении культуры.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности культурологии как науки?

2. Какие методы исследования используют культурологи?

3. В силу каких причин определений понятия культуры известно много?

4. Какое определение культуры используется в разделах школьных учебников истории,

посвященных культуре разных периодов?

5. Какие подходы к рассмотрению культуры приняты в современном обществознании?

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

6. Охарактеризуйте подходы в изучении феномена культуры ученых А. Кребера, К.

Клакхона, У. Гуденау.

7. Могут ли понятием «артефакт» обозначаться живые существа?

8. Связано ли понятие культурных универсалий с понятием субкультуры?

9. Чем отличается этноцентризм от социоцентризма?

10. Почему деление культурных явлений на явления, относящиеся к сфере материаль-

ной и духовной культуры, сегодня признается недостаточным?

Компоненты культуры

Компоненты культуры – понятие, которым культурологи пользуются уже несколько

десятилетий, но которое не приобрело еще сколько-нибудь устойчивого содержания. Одни

авторы считают ее структурными компонентами средства и орудия труда, язык, религию,

этику, социальное устройство, нормы и законы, искусство, науку, философию, технику и

предметы быта. Другие – ценности, обычаи, этикет, традиции, язык, обряды, ментальность.

Третьи – экономическую культуру, образование, право, политику и т. д. Четвертые – формы

культуры, субъекты культуры, разновидности культуры, элементы культуры, культурные

универсалии, функции культуры. Однако большинство культурологов основными компо-

нентами духовной сферы жизни общества называют науку, религию, мораль, искусство.

Все общественные идеалы, из которых непосредственно исходит духовность, группируются

вокруг понятий: истина, добро, красота. Попробуем создать представление о некоторых ком-

понентах культуры.

Элементы культуры

Культурологи, ставя перед собой задачу описания любой локальной культуры, как пра-

вило, характеризуют ее основные элементы.

1. Знаки, символы, понятия, воплощающиеся в языке. Язык – совокупность знаков,

используемая членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных модели-

рующих систем (художественной литературе, поэзии, ритуальных текстах и т. д.). Язык

представляет собой систему, отражающую и поддерживающую картину мира, характерную

для данной культуры, а также обеспечивающую социальный контроль. Никакая культурная

норма не может существовать, не будучи выраженной языком.

2. Отношения. В каждой локальной культуре обнаруживается свое специфическое

отношение к культурным реалиям. Скажем, существуют сообщества, где отношение к стари-

кам, умудренным опытом членам семьи исключительно почтительное. Или, напротив, сооб-

щества, где отношение к детям исполнено заботой и вниманием, которой не встречают стар-

шие их члены.

3. Ценности – признанные всем обществом или большей его частью представления о

том, к каким целям должен или может стремиться человек, а к чему он стремиться не может.

4. Нормы и правила. Для культуролога это стандарты поведения, которым должен сле-

довать человек, если он разделяет систему ценностей культуры, к которой принадлежит.

Нормы поддерживаются санкциями, то есть наказаниями и наградами за их нарушение или

соблюдение. Соответственно, санкции могут быть негативными и позитивными. Правила

опираются на сложившиеся в сообществах обычаи. Под обычаями принято понимать уста-

новившиеся схемы (паттерны) поведения, обязательные на уровне культуры в целом; их

можно охарактеризовать как культурные привычки. Для описания отдельных групп правил

используют также понятие этикет. Этикет – это совокупность правил поведения по отноше-

нию к другим людям, включающая особые традиции, ритуалы и нормы, которые были выра-

ботаны обществом или его частью и имеют религиозное, философское или какое-то другое

обоснование; как правило, этикет характерен для высших слоев общества.

Американский социолог У. Гуденау писал: «Культура содержит образцы, помогающие

решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), как связаны суще-

ствующие объекты (отношения), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценно-

сти) и что с этим делать и как делать (нормы, правила)». По формуле Гуденау может быть

описана любая локальная культура.

Функции культуры

1) Главной функцией культуры является гуманистическая. Все остальные функции так

или иначе связаны с ней и вытекают из нее.

2) Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного

обществом в результате взаимодействия индивидов внутри своего культурного простран-

ства и взаимодействия с другими культурами. Существование этой функции позволяет опре-

делить культуру как особое средство передачи социальной информации.

3 ) Коммуникативная функция связана с передачей сообщений в ходе совместной дея-

тельности людей, а также предполагает трансляцию социального опыта (в том числе между

поколениями). Эту важнейшую функцию еще называют поэтому трансляционной, а также

функцией исторической преемственности, или информационной. Культура является един-

ственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи

к эпохе, от одной страны к другой. Не случайно выдающийся культуролог Ю.М. Лотман

охарактеризовал культуру как социальную память человечества. Разрыв культурной преем-

ственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекаю-

щими отсюда последствиями.

4. Еще одной ведущей функцией культуры является познавательная (гносеологиче-

ская). Она тесно связана с гуманистической и в известном смысле вытекает из нее. Культура,

концентрирующая в себе социальный опыт множества поколений, накапливает богатейшие

знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познания и осво-

ения. Можно утверждать, что зрелость культуры общества во многом определяется мерой

освоения культурных ценностей прошлого. Существуют типы обществ, которые демон-

стрируют удивительную способность: посредством культуры взять лучшее, что накоплено

людьми, и поставить себе на службу, демонстрируя динамизм во многих сферах науки, тех-

ники, производства.

5. Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с упорядочи-

ванием (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности

людей. В рамках культурного пространства создаются и действуют ориентиры для челове-

ческих действий и система контроля за этими действиями. Регулятивная функция культуры

опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

6. Интегрирующая функция обеспечивает целостность культуры и осознание этой

целостности индивидами, принадлежащими к ней. Интеграция осуществляется за счет

создания системы значений, ценностей и норм, которые выступают гарантом стабильности

социальных систем.

7. Семиотическая, или знаковая, функция – тоже одна из важнейших в системе куль-

туры. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры

невозможно. Так, язык (устный или письменный) – средство общения людей, литератур-

ный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки

нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика,

математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

8. Ценностная функция культуры обеспечивает ее носителям наличие системы норм

и ценностей. Культурологи считают, что именно ею определяется качественное состояние

культуры. Именно как система ценностей культура формирует у человека вполне опреде-

ленные ценностные потребности и ориентации.

Наличие у культуры таких функций дает возможность определить ее как механизм цен-

ностно-нормативной интеграции социальных систем.

 

Формы культуры

Обычно в учебной литературе по культурологии называют три формы культуры: куль-

туру народную, корни которой уходят в глубину тысячелетий, когда человек современного

вида еще только овладевал навыками членораздельной речи, родового быта и пробовал

создавать первые произведения искусства; культуру элитарную, основы которой были зало-

жены в эпоху становления ранней государственности, и культуру массовую, современную.

1. Народная культура – это все богатство результатов производственной и творческой

деятельности народов за очень долгое порой время их существования. Это и произведения

искусства, в том числе прикладного, которые создаются непрофессиональными авторами:

сказки, былины, песни, мифы, предания. Характерной чертой народной культуры является

анонимность ее произведений. Мы не знаем, кто предложил и воплотил в жизнь сказочный

сюжет, форму одежды и кухонной утвари, вышивку на рубахе и украшение на коньке крыши.

Народная культура всегда подпитывала и подпитывает иные формы культуры, вдохновляя

мастеров: художников, писателей, скульпторов, музыкантов.

2. Элитарная (или высокая) культура – это результаты производства и произведе-

ния искусства, выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти

веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образова-

ния. В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и

изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший,

привилегированный слой общества – элита (от франц. elitе – лучшее, отборное, избранное).

Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой

наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нрав-

ственными и эстетическими задатками. Именно элита, как считают многие культурологи,

способствует осознанию обществом самого себя.

Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочи-

нениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В своем основополагающем труде «Мир как воля

и представление», завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр разделяет человечество на

две части: «людей гения» (то есть способных к эстетическому созерцанию и художе-

ственно-творческой деятельности) и «людей пользы» (то есть ориентированных только на

чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологической концепции Ф. Ницше, сформулированной им в известных

трудах: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человече-

ское» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884), элитарная концеп-

ция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегиро-

ванное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной эстетической

восприимчивостью.

В XX в. идеи А. Шопегауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культуро-

логической концепции X. Ортеги-и-Гассета. В 1925 г. вышло в свет самое известное сочи-

нение испанского философа, получившее название «Дегуманизация искусства», посвящен-

ное проблемам различия старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от

старого заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к массе. Новое искус-

ство разделяет публику на тех, кто понимает его, и на тех, кто к нему равнодушен. Элита,

согласно воззрениям Ортеги-и– Гассета, – это не родовая аристократия и не привилегиро-

ванные слои общества, а та его часть, которая обладает особым «органом восприятия». И

именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. К ней должен обра-

щаться со своими произведениями художник. Типичным проявлением элитарной культуры

является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая

нашла свое воплощение в некоторых течениях отечественной и западноевропейской куль-

туры. Так, например, в России на рубеже XIX–XX вв. идеи элитарной культуры активно раз-

вивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства».

3. Массовая культура – явление, возникшее в XX в. вследствие развития средств мас-

совой информации, которые обладают огромной аудиторией. В результате культурные тек-

сты (в широком смысле этого слова, то есть не обязательно языковые) стали доступными

одновременно очень большому числу людей из разных общественных слоев и социальных

групп. Массовая культура может быть как национальной, так и всеобщей. В наиболее кон-

центрированном виде она представляет собой совокупность явлений культуры XX в., харак-

терных для экономики, управления, досуга, общения и, особенно, для сферы художествен-

ной культуры и рассчитанных на массовое потребление. Потребителей продуктов массовой

культуры сами ее создатели нередко воспринимают как людей очень «средних», чтобы не

сказать неразвитых.

Термин «массовая культура» был впервые предложен американским ученым Д. Мак-

дональдом в 1944 г. В содержательном плане он достаточно противоречив, ибо предполагает

не только культуру «для всех», но может обозначать и «не вполне культуру». Им подчер-

кивается распространенность и общедоступность духовных ценностей, легкость их усвое-

ния, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и восприятия. В основе современной

трактовки «массовой культуры», как правило, лежит положение о влиянии на нее средств

массовой информации и новых, так называемых «технических видов искусства», в первую

очередь экранных (кино, телевидения, видео).

Как социальный феномен массовая культура является продуктом и достоянием бур-

жуазно-демократической общественной системы с ее ориентацией на рыночную экономику

и культурный плюрализм. Существующие социальные нормы делают граждан равноправ-

ными. Поэтому равны и права в области культуры, что проявляется, например, в возможно-

сти каждого купить (или не купить) билет, диск, книгу, включить (или не включить) радио

или телевизионный приемник. В результате этого люди могут систематически «заказывать»

такую «культуру», которую хотят потреблять. При господстве тоталитарной общественной

системы, имеющей тенденцию к уравниванию «всех и вся», массовая культура также нахо-

дит свое проявление. Но формы его иные. В обоих случаях «продукты» такой культуры

должны быть доступны и понятны всем возрастам, слоям населения, независимо от их соци-

ального положения, вероисповедания, уровня образования и национальной принадлежно-

сти.

Вместе с тем неверно считать массовую культуру «антикультурой», несущей и распро-

страняющей псевдоценности. Социологами и культурологами установлено, что от интен-

сивности распространения массовой культуры в обществе во многом зависит способность

людей адаптироваться к условиям рыночной экономики, адекватно реагировать на резкие

ситуативные общественные изменения.

Массовая культура содержит компенсаторный механизм, способствует поддержанию

психологической устойчивости населения в непростой социальной ситуации, увеличивает

его причастность к событиям политическим, делает доступными для многих достижения

науки и техники. Произведения массовой художественной культуры призывают индивида

интегрироваться в общественную систему, добиваясь своего места в ней, а не бунтовать про-

тив нее. Массовая художественная культура успешно воплощает в себе самый желанный

человеческий миф – миф о счастливом мире. При этом она не зовет своего зрителя, слуша-

теля, читателя строить такой мир, ее задача в другом – предложить реципиенту (зрителю,

слушателю, читателю) убежище от реальности. Чем откровеннее большие художники гово-

рят правду о мире, оставляя простого человека один на один с судьбой, с тяжелым бреме-

нем свободы, тем более востребованной для потребителя становится увлекательная сказка

об этом самом мире.

По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует несколько мнений.

1. Предпосылки массовой культуры формируются если не с момента зарождения чело-

вечества, то уж во всяком случае с первых веков христианской цивилизации. Примером пер-

вых «массовых публикаций» обычно считают упрощенные варианты священных книг.

2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII–

XVIII вв. приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширив-

шего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в каче-

стве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660–1731) – автора

широко известного романа «Робинзон Крузо» – и нашего соотечественника Матвея Кома-

рова (1730–1812) – создателя нашумевшего бестселлера XVIII–XIX вв. «Повесть о приклю-

чениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг.

3. Массовая культура и СМИ развивались параллельно с XVIII века. Большое влияние

на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 г. в Великобритании, а затем и

поддержанный в ряде ведущих европейских стран закон об обязательной всеобщей грамот-

ности.

Но до середины XX в. можно говорить только о предыстории массовой культуры.

Формируемое массовой культурой сознание отличается консервативностью, инертно-

стью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы во всей сложности их вза-

имодействия и развития. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специ-

фические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на

реалистические образы, а на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы.

Создатели художественных произведений массовой культуры часто обращаются к

таким жанрам, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих

жанров создаются упрощенные «версии жизни», сводящие социальное зло к психологиче-

ским и моральным факторам.

Без сомнения, массовая культура за последние десятилетия наложила серьезный отпе-

чаток на сознание и бытие миллионов людей, формируя их потребности, идеалы, стандарты

поведения и деятельности.

Разновидности культуры

Разновидностей культуры, по мнению большинства исследователей, три: доминиру-

ющая культура, контркультура и субкультура.

Доминирующая культура – культура, которую разделяют большинство членов того

или иного сообщества, антоним контркультуры и обязательный базовый субстрат, основа

субкультуры. Субкультура возникает внутри нее и во многом является, несмотря на неко-

торую специфику, ее составной частью. Доминирующая культура обязательно имеет значи-

тельный ареал (территорию распространения) и большой ореол (время распространения и

влияния). Иначе говоря, она охватывает значительное число людей на больших простран-

ствах и сохраняется долгие десятилетия, если не более продолжительное время.

Субкультура (от лат. sub – под) – это часть локальной культуры, ограниченная форма

бытия культуры отдельной социальной группы. Употребление этого термина предполагает

наличие культуры, которая охватывает более широкий круг людей. Например, субкультурой

можно считать культуру представителей любой национальности по отношению к общечело-

веческой культуре, культуру молодежных группировок по отношению к национальной куль-

туре и т. д.

В содержательном плане субкультура («подкультура», культура части сообщества)

представляет собой систему ценностей, значений и средств выражения, с помощью которой

специфическое человеческое сообщество пытается переосмыслить доминирующую в обще-

стве систему ценностей, а в ряде случаев и противостоять ей. Можно выделить националь-

ные, конфессиональные, профессиональные, возрастные субкультуры, а также субкультуры

отдельных организаций и социальных групп. Любая субкультура вырабатывает только ей

свойственные ценности, идеи, убеждения, символы, нормы, образцы поведения. Они ока-

зываются присущи только определенной локальной социальной группе, и с их помощью

можно отделить данную субкультуру от других субкультур и доминирующей культуры.

Контркультура – совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуника-

ции и т. д., выработанная членами какого-то сообщества в противовес общепринятым нор-

мам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность

доминирующей культуре. Некоторые культурологи считают контркультуру своеобразной

разновидностью субкультуры. Контркультура (от лат. contra – против) – понятие, имеющее в

современной культурологии два значения. Во-первых, им определяются социально-культур-

ные установки, противостоящие фундаментальным ценностям господствующей культуры и

даже противостоящие этой культуре. Во-вторых, понятие «контркультура» отождествляется

с молодежным культурным движением 60-х гг. XX в. Молодые люди протестовали против

стержневых принципов западной культуры, «отторгая культуру отцов». Сам термин «контр-

культура» был введен в научный оборот американским социологом Т. Розаком. Носителем

контркультуры, таким образом, считалась часть молодежи индустриально развитых стран

Запада – «хиппи», «рокеры», «тинэйджеры» и др. Лидеры и идеологи различных направле-

ний контркультуры склонны возводить в культ созерцательность и бесцельное времяпрепро-

вождение, снимать запреты с эротической сферы, игнорировать индивидуально-личностный

принцип жизни как высшую ценность западной цивилизации.

Субъекты культуры

При анализе особенностей духовной сферы жизни общества культурологи используют

понятие «субъекты культуры». Кто является творцом культуры?

Общепризнанно, что культура – это результат деятельности: а) общества в целом; б)

групп (социумов); в) отдельных личностей (индивидов).

При этом важно помнить, что индивид становится личностью, активно действующим

субъектом только под воздействием живого социума. Общение людей осуществляется в

определенных группах: в семье, в кругу друзей, в производственных, научных, творческих,

учебных коллективах, союзах, объединениях по интересам. Такие устойчивые объединения

со своим духовным миром, специфическими формами общения и деятельности становятся

носителями определенных культурных традиций. Довольно часто такие объединения имеют

замкнутую, строго охраняемую культуру (субкультуру). Под субкультурой, если мы посмо-

трим на нее и с этой стороны, можно понимать автономное целостное образование внутри

общества, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей.

Отличительными чертами субкультур являются «стили». Можно выделить три основ-

ных элемента стиля: 1) образ – элементы костюма, прическа, косметика; 2) манера поведения

– особенности мимики, походки; 3) сленг – специфический словарь и его использование.

Одна из основных функций стиля – установление границ группы, отделение от других

групп. Нередко существует группа – оппозиция, по отношению к которой происходит раз-

витие или, наоборот, консервация тех или иных элементов стиля.

К чертам отдельных групп молодежной субкультуры можно отнести следующие: пас-

сивное сопротивление (аполитичность, игнорирование власти); диссоциация – отход от фор-

мальных социальных институтов, неудовлетворенность ими, поиск глубокого духовного

удовлетворения (в творческой работе), сознательный переход от обеспеченности к нищен-

ству, стремление к самовыражению, протест против стандартизации жизни, индивидуализм

как реакция на обезличенность массового общества.

В истории общества молодежные субкультуры существуют столько же, сколько соци-

альная дифференциация в обществе. Вновь возникающие субкультурные образования обя-

зательно повторяют ряд характерных черт субкультур, существовавших ранее.

Итак, подобные группы, носители субкультур, являются своеобразными субъектами

культуры, способными в известной мере и при определенных обстоятельствах (как, напри-

мер, христиане) повлиять на развитие и обогащение мировой культуры.

Культура и цивилизация

Одной из теоретических проблем обществознания является проблема соотношения

понятий «культура» и «цивилизация».

В 1918 г. немецкий философ и историк Освальд Шпенглер опубликовал книгу «Закат

Европы». После выхода в свет этого труда разграничение понятий «культура» и «цивили-

зация» стало традиционным. Однако если раньше многие последователи определяли циви-

лизацию как особую стадию развития культуры, то О. Шпенглер считал цивилизацию кон-

цом развития любой культуры. В этот период, считал О. Шпенглер, народ теряет «душу

культуры», происходит омертвение всех сфер жизнедеятельности, победа искусственного,

механического над естественным. Кроме того, цивилизация формирует стремление к завое-

ваниям, агрессии по отношению к другим народам, даже к мировому господству, а это – вну-

тренний источник гибели культуры. Запад, с точки зрения О. Шпенглера, совершил переход

от культуры к цивилизации в конце XIX в. и близится к гибели. Известный английский исто-

рик Арнольд Тойнби не считал, подобно Шпенглеру, что цивилизация – всегда эпоха дегра-

дации и упадка. Для А. Тойнби цивилизация – особый социокультурный феномен, ограни-

ченный определенными пространственными рамками, а также технико-технологическими,

религиозными, эстетическими характеристиками.

Российский художник и мыслитель Н.К. Рерих, много лет проживший в Индии, сводил

различие культуры и цивилизации к противопоставлению: сердце – разум. Культуру он свя-

зывал с самоорганизацией духа, миром духовности, а цивилизацию – с гражданским, обще-

ственным устройством жизни.

В современных культурологических сочинениях цивилизацию сравнивают с телом

современного общества, а культуру – с его душой. То есть цивилизация рассматривается

исследователями как внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и

противостоящий человеку. Культура всегда является внутренним достоянием человека, рас-

крывает меру его развития, определяет меру его духовного богатства.

Итак, культура – это исторически определенный уровень развития общества, творче-

ских сил и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности

людей. Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функ-

ций в жизни общества и человека. Культура – многофункциональная система.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем причина различных трактовок вопроса о компонентах культуры?

2. Перечислите известные вам элементы культуры.

3. Что относится к функциям культуры?

4. Есть ли что-нибудь общее между массовой и народной формами культуры?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 2811; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.185 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь