Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Актуальные проблемы культуры XX века ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В современной цивилизации техногенного типа многие философы наблюдают сим- птомы кризиса культуры, истоки которого находят в особенности общественного сознания. Идея преобразования мира и подчинение человеком природы является доминантой в куль- туре техногенной цивилизации. Наука и техника воспринимаются как необходимые условия процветания и прогресса, а культура все больше превращается в посредника между челове- ком и природой. К решению проблемы соотношения техники и духовной культуры в жизни современного общества имеется два противостоящих друг другу подхода: а) позитивная оценка развития техники; б) негативная оценка развития техники и результатов этого раз- вития. Отношение к культурному наследию прошлого является одним из важнейших вопро- сов в жизни российского общества на современном этапе. Ни одно поколение не начинает свою жизнь и деятельность с нулевой точки отсчета, а опирается на опыт предшествую- щих поколений. Несмотря на декларированные заявления о сохранении преемственности культурного наследия, советская Россия утратила многие традиции и достижения прошлого. В настоящее время мучительно и медленно происходит осознание потерь, возрождение памяти и забытых имен. Для оценки современной социокультурной ситуации в России необходимо принять во внимание три группы факторов: 1) факторы внутреннего развития, такие как экономическая модель развития, соци- альная динамика, изменения, происходящие в государственном устройстве и политическом режиме, и другие; 2) исторические факторы, национальные русские факторы развития культуры и осо- бенности культуры советского периода; 3) влияние на современные культурные российские процессы общемировой, в первую очередь западной социокультурной традиции. Во взаимодействии мировой и национальных культур современного общества иссле- дователи обычно прослеживают две тенденции: с одной стороны, интеграционные про- цессы, создание единой мировой культуры, которую часто называют «западной» или «город- ской», подчеркивая ее однообразие, стандартизацию, массовость. Действительно, на земле осталось немного оазисов, в которых бы совсем не распространялись культурные нормы, распространяющиеся из городов Западной Европы, Северной Америки. Существует законо- мерность, которую сегодня невозможно оспорить: скорость проникновения городской куль- туры во все уголки мира увеличивается, что ведет к нивелировке разных культур. Считается, что счастливым исключением является Япония, которой удалось добиться западных стан- дартов жизненного уровня и сохранить самобытную культуру. С другой стороны, налицо и дезинтеграционные процессы. Многие народы лишь в последние десятилетия получили возможность создать национальную государственность. Они дорожат национальным языком, трепетно относятся к своему национальному культур- И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» ному наследию. Налицо сотворчество народов мира на базе развития национальных куль- тур, сохраняющих свое своеобразие. Вопросы для самоконтроля 1. Какие компоненты духовной жизни современного общества обладают для него исключительной важностью? 2. Что такое наука и к какому историческому времени относится ее становление как особой сферы человеческой деятельности? 3. Какие определения религии наиболее часто используются обществоведами? 4. В чем вы видите особенности ранних форм религии? О каких особенностях, на ваш взгляд, нужно говорить в первую очередь? 5. Каковы функции религии в обществе? 6. Какие политеистические религии сыграли свою немалую роль в развитии европей- ской культуры? 7. Каковы самые существенные и значимые особенности таких великих мировых монотеистических религий, как буддизм, христианство и ислам? 8. Постарайтесь перечислить основные догматические положения каждой из великих мировых религий. 9. В чем специфика морали как особого компонента духовной жизни общества? 10. Что принято понимать под искусством? Какова наиболее распространенная клас- сификация его видов? И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ Часть 1 А1. В понятие «культура» не входит 1) все созданное умом и трудом человека 2) окружающая человека природная среда 3) религия 4) техническая и производственная документация А2. Какой из перечисленных объектов принадлежит к числу артефактов 1) собака-болонка 2) австралийская собака динго 3) баобаб 4) секвойя А3. Наука, имеющая своим объектом прекрасное, а предметом – художественное вос- приятие действительности 1) этика 2) этнография 3) эстетика 4) этнология А4. Усложненность формы и образного строя являются отличительным признаком культуры 1) массовой 2) народной 3) элитарной 4) городской А5. К массовой культуре относится танец 1) лезгинка 2) гопак 3) вальс 4) твист А6. Верны ли следующие суждения о роли современной науки? А. Современная наука в силу порождаемых ею глобальных проблем делается тормозом общественного производства. Б. Современная наука оказывает значительное влияние на жизнь человека и общества. 1) верно только А 3) верны и А, и Б 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А7. Верны ли следующие суждения о современных мировых религиях? А. Между Библией и Кораном нет абсолютно ничего общего. Б. В настоящее время стремительно формируется новая мировая религия – экуменизм. 1) верно только А 3) верны и А, и Б 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А8. Верны ли следующие суждения? А. Субкультура всегда и во всем противостоит господствующей в обществе культуре. Б. Субкультура всегда носит ярко выраженный национальный характер. 1) верно только А 2) верно только Б
3) верны и А, и Б 4) оба суждения неверны А9. Верны ли следующие суждения? А. Главное в религии – это конкретные обряды и культ. Б. Ошибочность религиозных взглядов доказывается естественно-научным путем. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны и А, и Б 4) оба суждения неверны А10. Верны ли следующие суждения? А. Народная культура утрачивает интерес для образованных людей. Б. Произведениях элитарной культуры доступны пониманию только образованных людей. 1) верно только А 3) верны и А, и Б 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Часть 2 В1. Запишите слово, пропущенное в таблице. Ответ: ______________. В2. Запишите слово, пропущенное в таблице. Ответ: ______________. В3. Установите соответствие между явлениями духовной жизни и формами культуры, к которым они относятся. Ответ: В4. Установите соответствие между названиями мировых религий и временем их воз- никновения. Ответ: Часть 3 С1. Способствует ли появление интернета дальнейшему развитию и распространению массовой культуры или он является инструментом формирования какой-то новой формы культуры? С2. Как вы думаете, уместно ли выражение «гибель цивилизации» с учетом того, что ее памятники и культурные ценности остаются доступными представителям следующих циви- лизационных типов? И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ» Рекомендуемая литература 1. Авус С.Н. Шпаргалки по обществознанию. – Ростов-на-Дону, 2004. 2. Ермаков В.М. Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. – М., 1993. 3. Касьянов В.В. Обществознание: Экзаменационные ответы для абитуриентов. – Ростов-на-Дону, 2004. 4. Культурология. Век: Антология. – М., 1995. 5. Романов В.М. Историческое развитие культуры: проблемы типологии. – М., 1991. 6. Силичев Д.А. Культурология: Конспект лекций. – М., 2004. 7. Столяренко Л.Д., Николаева Л.С. и др. Культурология. 100 экзаменационных отве- тов. – Москва; Ростов-на-Дону, 2004. 8. Флиер А.Я. Культурогенез. – М., 1995. 9. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. – М., 1990.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы