Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ранние формы религиозных верований



В традиционном обществе люди, объединенные в родовые общины, не выделяли себя

из окружающей среды. Все, что их окружало, мыслилось как единое одушевленное целое.

Люди переносили свои свойства и свойства рода на природу. Так возникли представления,

названные культурологами тотемизмом, анимизмом и магией.

Тотемизм (от понятия «ототем», в языке некоторых групп североамериканских индей-

цев означающее буквально «его род») – вера в то, что существует связь между человеческим

родом и определенным видом животных или растений. Тотем считался «отцом» рода, стар-

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

шим братом, который во всем помогает его членам. Каждый род имел священный центр,

посвященный определенному тотему. Члены рода верили в то, что тотем может воплощаться

в новорожденных и что, воздействуя на него, можно добиться изобилия растений и живот-

ных на территории проживания людей, к этому роду принадлежащих.

По мнению известного английского этнографа Э. Тайлора, первоначальной формой

религиозных верований был анимизм (от греч. anima – душа). Одушевление природы, мате-

риальных объектов, вещей, животных, вера в духов, культ предков – характерные черты пер-

вобытного восприятия мира.

Магия (от греч. magia – колдовство) – вера в способность человека особым образом

воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы. Человек полагал,

что с помощью магических приемов (действий, слов) можно вызвать дождь, обеспечить

успех на охоте, помочь больным людям. Со временем исполнителями магических прие-

мов стали колдуны, знахари, шаманы. Шаман стал играть роль хранителя народной памяти,

творца мифологии, наблюдателя-астронома, следящего за календарем. Существует мнение

о том, что магия развивалась по двум направлениям: одна ветвь вела к религии как к сверхъ-

естественному взгляду на мир, а вторая – к науке.

Первобытному мышлению был свойственен и фетишизм (от португальск. fetis – зача-

рованная вещь), стремившийся придать сверхъестественное значение природным вещам.

Фетишами становились орудия труда, деревья, плоды, камни и т. д. Э. Тайлор считал фети-

шизм учением о духах, воплощенных в каких-либо предметах, в отличие от анимизма как

учения о духах вообще. Фетишам поклонялись, приносили жертвы, требовали от них выпол-

нения тех или иных желаний в зависимости от того «типа» духов, который «вселился» в

данный момент. Этот предмет (природный или изготовленный человеком) как бы противо-

поставлялся сознанию и наделялся особыми, т. е. сверхъестественными свойствами.

Политеизм и монотеизм

По мере развития религиозных представлений людей вера в духов стала дополняться

представлениями о божествах – сверхъестественных объектах, способных преобразовывать

свой облик, существующих очень долгое время, оказывающих влияние на мир людей, тво-

рящих земную реальность. У многих народов, стоящих на пороге государственности, куль-

турологи отмечают многобожие. Эти народы поклонялись нескольким, иногда очень мно-

гим божествам, каждый из которых мог оказать людям помощь в сфере своей компетенции.

Были божества плодородия, домашнего очага, молнии и грома… Представления о наличии

многочисленных божеств получили название политеизма (от греч. poli – много и teos – бог).

В Древней Руси такие верования назывались язычеством.

Народы Европы, создающие свое государство или уже имеющие его, как правило,

особенно в последние два тысячелетия, придерживаются единобожия (монотеизма). Моно-

теистические религии пришли в Европу с Востока и, конечно, там тоже имеют немалое

число сторонников. Развитые религии, а все монотеистические относятся к их числу, имеют

свою организацию в виде церкви. Церковь упорядочивает внутренние и внешние связи

религиозной общины. Она является своеобразной формой взаимосвязи сверхъестественного

и обыденного, повседневного, по-человечески земного. Церковь делит, как правило, всех

верующих на духовенство и мирян. Через церковь религия входит в систему социальных

институтов общества. В узком смысле церковь – это специальные здания культового назна-

чения, молельни, храмы.

Функции религии

Каковы основные функции религии? З. Фрейд писал: «Боги сохраняют свою троякую

задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим

прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на

человека жизнью в культурном сообществе».

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Религия помогала и помогает справиться с неопределенностью мира, с непониманием

закономерностей его развития и проявлений. Люди многого не могут объяснить, и это порой

вызывает у них глубокое внутреннее беспокойство.

Религия помогает осознать временность тяжелых, порой, кажется, совершенно безна-

дежных жизненных ситуаций, пережить их, перетерпеть. У религии мощный компенсатор-

ный потенциал, призванный восполнить (неважно, что иллюзорно) действительность, во

многом очень и очень несовершенную, порой просто ужасную. «Царство Божье» уравно-

вешивает и тем компенсирует земное зло, человеческую несправедливость. Религиозные

переживания играют роль психологического амортизатора. Они смягчают удары судьбы,

помогают переносить беды и страдания. Они утешают, дают духовное успокоение. Подобно

громоотводу, направляющему молнию в землю, религия сдерживает и отводит все зло

нашего бытия в глубины смирения и покорности (такова уж земная участь человека).

«Сердце бессердечного мира, душа бездушного мира», – так характеризовал религию

К. Маркс. Он, правда, был согласен и с тем, что «религия – опиум народа». Почему люди

обращаются к опиуму? Чтобы забыться, уйти от обыденности, получить то, чего нет в реаль-

ной жизни. Задолго до Маркса, еще в античные времена, религию сравнивали с «пьяня-

щим дурманом». В Новое время в Германии такое суждение распространилось широко: Гете

видел в религии наркотик, Гейне и Фейербах – духовный опиум. Кант назвал идею отпуще-

ния грехов «опиумом для совести».

Религия – источник очень глубоких общественных ценностей, перспектив и ориента-

ций. Она дает человеку целостное мировоззрение, вносит смысл и единство в его много-

образную, часто разорванную на отдельные роли и функции жизнь. Мировоззрение – это,

конечно, не философское и не научное, но оно доступно большинству населения.

Религия освящает, т. е. по-своему обосновывает мораль, нравственные ценности и иде-

алы общества. Она способствует пробуждению совести, милосердия, любви к ближнему.

Все эти и подобные им нормы и добродетели получают от религии определенную обяза-

тельность, убедительность и привлекательность. Люди испытывают желание, внутреннюю

готовность им следовать и им подчиняться. Бог все видит, от него ничего не утаишь –

это многих останавливает. А некоторым помогает не уклоняться от избранного пути – пря-

мого, честного, трудового. В этом плане религия выступает в качестве важнейшего элемента

народного или общественного сознания.

Религия имеет также интегративную (организационную, регулирующую, коммуника-

тивную) функцию. Само слово «религия» происходит от латинского слова, означающего

«связь». Религия содействует развитию и укреплению солидарности между людьми. Осо-

бенно в рамках той или иной религиозной традиции, через объединение людей в религиоз-

ные общины. В этих общинах люди общаются с Богом и между собой по поводу Бога.

Религиозное общение – одно из самых прочных и устойчивых в человеческой исто-

рии. Оно содействует консолидации всех духовных сил народа, а через это – укреплению

гражданских и государственных устоев жизни. На Руси, например, церковь помогала соби-

рать русские земли, укреплять молодую государственность, поощряла освоение новых тер-

риторий путем монастырской колонизации. А в период монголо-татарского ига она внесла

огромный вклад в выживание русского народа, сохранение его национальной идентичности.

К сожалению, религия может не только объединять, но и разъединять людей, поощрять

конфликты, вызывать войны. Достаточно вспомнить Крестовые походы, которые католи-

ческое воинство вело не только против мусульман, но и против православных христиан.

Богат на религиозную рознь и ХХ век: противостояние католиков и протестантов в Север-

ной Ирландии, конфликт между мусульманами и евреями на Ближнем Востоке, югославский

православно-мусульмано-католический узел противоречий.

Атеизм

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Атеизм (от греч. a – означающее отрицание и teos – бог) – отрицание бытия Божия. Ате-

изм нередко отождествляют с безбожием, что неверно. Безбожие – и определение и состоя-

ние отрицательное. Бога нет. А что есть? Пустота? Чем заполнить пустоту, образующуюся в

результате отрицания Бога? Чем только люди эту пустоту ни пытались заполнить: и идеоло-

гией, и политикой, и борьбой с религией, и преданностью партии, и самой передовой наукой

и т. д. Но пустота, как Молох, ненасытна, требует все новых и новых жертв. Безбожие к тому

же непоследовательно: у последней черты многие ему изменяют, вспоминая о религии.

К атеизму же склоняются отдельные философы, мыслители-материалисты. Атеизм

есть культура бытия без Бога. На место Бога сознательно ставят Историю, Необходимость,

Закон. Но поскольку делается это человеком, для человека и во имя человека, то можно ска-

зать, что в атеизме Бог заменяется Человеком. Человеком с большой буквы – идеалом чело-

вечности, гуманизма, реального, земного счастья людей. Все проступки, слабости остаются

с человеком. Ничего подобного в атеизме нет. Все грехи остаются с человеком, никто и ничто

его от них не освободит. Тяжело, несомненно, но такова уж эта культура. Приходится рас-

считывать только на самого себя. И не позволять себе «грешить». Ибо некому облегчить

ношу ваших грехов, снять с плеч груз ответственности за задуманное и содеянное, нельзя

ловчить с собственным разумом.

Мировые религии

Сверхъестественное, составляющее предмет религиозной веры, в сущности своей

одно, едино. Однако понимают и воспринимают его, относятся к нему по-разному. Отсюда

и многообразие религиозных представлений и верований.

Среди многочисленных религиозных течений, а их тысячи, особое место последние

несколько столетий занимают религии мировые. У них миллионы приверженцев по всему

свету. Они не знают политических, социально-классовых и национально-этнических гра-

ниц. Они, наконец, активно занимаются обращением в свою веру лиц других вероисповеда-

ний.

Буддизм

Буддизм возник в VI–V вв. до н. э. в Древней Индии. Основателем буддизма был

Сиддхартха Гаутама, сын правителя небольшого государства на севере Индии. Он вырос,

женился, у него родился сын, но царевич не успел узнать тяжелых сторон жизни почти до

тридцати лет. Жизнь его протекала во дворце и окружавших дворец садах. Но наступил день,

когда Гаутама покинул дворец и в поселении увидел дряхлого старика. Мысль о неизбежно-

сти старости пришла к нему. Встреча с больным повергла его в смятение: значит, не вечно и

ему быть здоровым. Встреченная похоронная процессия натолкнула на мысль о неизбежном

печальном конце всего живущего. Так гласит предание. Оно сообщает также, что в 29 лет

Гаутама неожиданно для всех оставил семью, дом, богатство и, став отшельником, начал

поиск Истины. Шесть лет странствий, наполненных лишениями, искушениями, сомнени-

ями, но главное – глубокими размышлениями, не пропали даром и завершились успехом.

Однажды, сидя под огромной смоковницей (деревом Бодхи), в глубокой задумчивости, Гау-

тама исполнился вдруг светом Истины, обрел Мудрость, ему открылся путь спасения чело-

вечества.

Так он стал Буддой, т. е. просветленным или пробужденным, постигшим высшую

истину. Ему открылись все законы мироздания. Эту истину потом Будда проповедовал по

всей Индии. У него появились ученики и многочисленные последователи.

В III в. до н. э. в правление царя Ашоки буддизм получил государственную поддержку.

Была создана единая буддийская организация и догматика, началось активное распростра-

нение буддизма по всей Азии. В течение многих веков учение Будды передавалось изустно.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

В I в. до н. э. оно наконец получило письменное закрепление в виде «Трипитаки» («трех

корзин закона», «трех корзин» пальмовых листьев, на которых записаны откровения Будды).

Ядро буддийского учения составляют «четыре благородные истины»: 1) всякая жизнь

несет с собой страдания; 2) страдания имеют своей причиной эгоистические желания чело-

века; 3) только освободившись от этих желаний можно прекратить страдания; 4) к прекра-

щению страданий ведет «благородный срединный восьмеричный путь» (восемь ступеней,

или шагов).

Согласно буддизму корень всех страданий – в нашей чувственной привязанности к

миру, в желании, жажде наслаждений и удовольствий, в стремлении к власти, богатству, дру-

гим жизненным благам, вообще к обладанию. Человек, следовательно, страдает не потому,

что не удовлетворяется какая-то его жизненная потребность, а потому, что возникает, появля-

ется сама эта потребность. Не будь потребности, жажды, не было бы и связанных с ее удо-

влетворением страданий. «Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти, если корень его

не поврежден и крепок, так и страдание рождается снова и снова, если не искоренена склон-

ность к желанию».

Сторонники буддизма верят, что душа со смертью тела не исчезает, а воплощается,

обретает новое тело. Ненасытность человеческих потребностей толкает душу ко все новым

и новым перерождениям, к перевоплощению души из одного тела в другое (человека, живот-

ное, растение или даже предмет неживой природы). Добрыми мыслями и делами можно

облегчить свою участь – добиться лучшего перерождения. Но нельзя, оставаясь в рамках

бесконечного круговорота рождений и смертей, избавиться от страданий. Новые рождения –

новые старость и смерть – новые страдания. Нужно вообще покончить с перевоплощением,

перестать вновь и вновь рождаться на этой земле. Освобождение от перерождений, согласно

буддистскому вероучению, – основная цель человеческой жизни.

Вырваться из заколдованного круга рождений и смертей позволяет «восьмеричный

путь», путь Будды, состоящий из следующих звеньев, или ступеней: 1) праведное воззре-

ние (признавать «четыре благородные истины»); 2) праведное намерение (ориентироваться

на истинные ценности, исключающие насилие, ненависть и т. п.); 3) праведная речь (воз-

держиваться от лжи, грубости и сквернословия); 4) праведное действие (не причинять зла

живому); 5) праведный образ жизни (держаться твердых моральных принципов, жить чест-

ным трудом); 6) праведное усилие (бороться с соблазнами и дурными мыслями, умножать

добро и пресекать зло); 7) праведное самообладание (усмирять свои страсти, в особенности

стремление к удовольствию); 8) праведная концентрация, или медитация (прозревать суть

вещей, быть способным сосредоточиться на главном в жизни).

Пройдя восьмеричный путь, человек достигает святости. У него уже не остается ни

желаний, ни страстей, все земные привязанности преодолены, впереди – нирвана. Под нир-

ваной буддисты понимают высшее просветление духа, внутреннее проникновение в истин-

ное бытие мира, абсолютный, ненарушимый покой. Нирвана освобождает человека от стра-

стей, а одновременно и от своего «Я». Без этого не было бы окончательного освобождения

от перерождений.

Восьмеричный путь открыт всем верующим, но одолеть его в действительности могут

лишь монахи-отшельники. Для мирян достаточно быть щедрыми на подаяние монахам и

соблюдать пять моральных правил, или заповедей: 1) не убивать живых существ; 2) не брать

чужого; 3) не прелюбодействовать; 4) не лгать; 5) не употреблять наркотических веществ и

спиртных напитков.

Большое место в буддизме отводится практической морали, соблюдение моральных

норм приобретает для буддиста особую значимость. Вся мораль пронизана духом ненасилия.

Ненасилие – это закон сострадания или сочувствия, одинаково распространяющийся на тело

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

и душу человека. Негативно оно определяется как воздержание от причинения вреда или

боли, а позитивно – как любовь ко всему живому, благоговение перед жизнью вообще.

Молитву в буддизме заменяет медитация – углубленная умственная сосредоточен-

ность, удаляющая человека от внешних объектов, эмпирического мира и приобщающая его к

миру духовному. Она обуздывает страсти, останавливает мысль, обеспечивает внутреннюю

уравновешенность человека. Непременные атрибуты медитации – благовония и четки.

Сегодня в мире насчитывается около 500 миллионов буддистов. Они живут в основном

в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Китае,

Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Бирме, Таиланде, Лаосе, Монголии. Современный буд-

дизм имеет довольно много течений и школ. В Монголии, как и в Тибете, буддизм распро-

странен в своей ламаистской разновидности.

На территории Российской Федерации районами, населенными буддистами, являются

Тува, Бурятия и Калмыкия. Буддийские общины есть и в странах Европы и США.

Христианство

Христианство – наиболее распространенная из мировых религий. Оно широко пред-

ставлено на всех населенных континентах земного шара. Полное число его приверженцев

превышает 1, 7 миллиарда. Возникнув в еврейской среде в Палестине в I в. н. э., христиан-

ство быстро распространилось на другие земли и с IV столетия стало одной из официальных

религий Римской империи.

В процессе эволюции христианство образовало три конфессии (направления): право-

славие, католицизм и протестантизм. Схизма (раскол) на западное (католицизм) и восточ-

ное (православие) христианство объясняется многими причинами, в том числе и политиче-

ского порядка. Раскол, к которому христианская церковь пришла постепенно, произошел в

середине XI в.

Христианская церковь до этого времени формально сохраняла единство. Однако раз-

ные исторические судьбы западной и восточной частей некогда (до 395 г.) единой Римской

империи не могли не сказаться на развитии христианства. У него тоже появились ярко выра-

женные «западные» и «восточные» черты. Скажем, на Востоке христианская церковь чем

дальше, тем больше попадала в зависимость от императорской власти. На Западе, наобо-

рот, христианская церковь во главе с Папой Римским, не довольствуясь духовным верховен-

ством, активно и долго претендовала на светскую власть.

В 1054 г. Восточная и Западная церкви, отделившись друг от друга, образовали греко-

католическую (православную) и римско-католическую (католическую) конфессии. Второй

«великий раскол» в христианстве произошел в XVI в., когда широкое религиозное и соци-

ально-политическое движение за обновление римско-католической церкви завершилось

образованием протестантизма. В XVI в. в Западной Европе обозначилась тенденция к фор-

мированию национальных государств с сильной королевской властью, что явно ограничи-

вало политическую роль папства. Под напором поднявшейся «исторической волны» Воз-

рождения, гуманизма, науки и светской культуры резко начало падать и традиционное

духовное влияние церкви на общество.

В такой атмосфере и возник протест Реформации. Начался он со знаменитых 95 тези-

сов Мартина Лютера (1483–1546). В них немецкий профессор-монах обрушился с резкой

критикой на церковную торговлю индульгенциями, т. е. отпущение грехов, на догматиче-

ские основы официальной римской церкви в целом. Главный принцип христианского веро-

учения, выдвинутого Лютером, – «спасение верой». Тот, кто обрел веру, избран Богом к спа-

сению. Вера индивидуальна, у каждого свой личный путь к Богу. Верующий свободен в

своих убеждениях. Посредничество церкви и духовенства здесь излишне. Единственным

и высшим авторитетом в делах веры, по Лютеру, является Священное Писание (Библия).

Толковать его может каждый по своему разумению, опираясь лишь на «молитвенную богов-

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

дохновенность». Из семи таинств – крещения, миропомазания (у католиков – конфирма-

ции), причащения (евхаристии), покаяния (исповеди), священства (рукоположения в диа-

кона, священника или епископа), брака, елеосвящения (соборования) – Лютер, а позже и

протестанты, признавал только крещение и причащение, поскольку только их якобы уста-

новил Иисус Христос.

Лютер – сторонник максимального опрощения церкви: никаких икон, скульптурных

изображений Христа и Богоматери, святых мощей, пышных священнических одеяний и т. д.

Отрицал он и монашество. Все законные и полезные занятия людей, по его мнению, одина-

ково благословенны.

У истоков протестантизма стоял также женевский церковный реформатор Жан Каль-

вин (1509–1564). Главная идея кальвинистского вероучения – идея о двойном предопреде-

лении: еще до сотворения мира Бог предопределил одних к спасению (вечному блаженству),

а других к гибели (вечному проклятию). Изменить это «вечное решение Божие» никто не

в силах. Однако Кальвин не был склонен к фатализму. Никто не может повлиять на свою

предначертанную Богом участь? Да, но ведь никто и не знает ее. Каждый вправе верить, что

именно он избранник. И искать подтверждения этому в реализации всех заложенных в него

Богом талантов и способностей.

Кальвин жестко настаивал на мирском и религиозном аскетизме: умеренность в потре-

блении, в трате денег на еду, одежду, убранство домов; расчетливость и экономность в про-

изводственных делах. Он предлагал также отказаться от церковной обрядности и уменьшить

количество праздничных дней в году. Ведь не развлекаться, а трудиться должен человек,

заботящийся о спасении своей души. Кальвин исходил из необходимости упразднить като-

лическую иерархию, церковную лестницу чинов и должностей. Введенное им церковное

устройство отличалось большим демократизмом. Каждая кальвинистская община решала

свои дела самостоятельно. Пресвитеров (руководителей общин) и проповедников выбирали

сами верующие.

Протестантизм не имел в Раннее Новое время и не приобрел впоследствии внутрен-

него единства. Он и сегодня включает в себя немалое число церквей, организаций и сект:

лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.

Реформация внесла много нового в жизнь европейских народов. Но, главное, она

идейно подготовила рождение капитализма – общественного строя, основанного на пред-

принимательской активности и трудолюбии.

Христианская доктрина сложилась в общих чертах к V–VI вв. На ранних этапах суще-

ствования христианства отцы церкви и первые четыре Вселенских собора отобрали и сфор-

мулировали некоторые основные положения христианского вероучения, содержащиеся в

Священном Писании (особенно в четырех канонических Евангелиях и в посланиях св.

Павла). Они приняты всеми христианскими конфессиями.

Согласно этим основам учения христианство – монотеистическая религия. Но при этом

ранняя церковь разработала и утвердила христианскую доктрину Троицы: Бог мыслится как

единство трех лиц – Создателя (Отца), Спасителя (Сына) и Святого Духа. Эти три ипостаси

являются в своей сущности единым Богом. Христианский троичный, но и единосущный Бог

кардинально отличается от всех языческих божеств: он пребывает вне мира и в то же время

вездесущ, он абсолютно свободен в своих действиях и потому всемогущ, он всеведущ. Он –

Дух, сотворивший этот мир. Христиане учат, что Бог всемогущ по отношению ко всему, что

находится в небесах и на земле, справедлив в суждении о добре и зле, пребывает вне времени

и места и не подвержен каким-либо изменениям. Христианское вероучение содержит также

важнейшее положение о том, что «Бог есть любовь». Сотворение мира из ничего, создание

рода человеческого, искупление грехов людских Иисусом Христом и было выражением этой

любви.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Мир будет преобразован с наступлением Царства Божьего. Первые люди ослушались

Бога, и их потомки тоже несут на себе первородный грех и грешат сами. Господь послал

людям Спасителя. Спаситель пострадал за грехи людей, принял мученическую смерть и,

воскреснув, вознесся на Небеса к Отцу небесному. Когда наступит второе пришествие Хри-

ста, придет и конец этому миру. Христиане верят, что умершие будут возвращены к жизни

и что праведные восторжествуют в Царстве Божьем, а злые будут наказаны.

Христианская Библия, или Священное Писание, включает Ветхий и Новый Заветы,

собрание ранних христианских сочинений, объявляющих Иисуса Господом и Спасителем

– именно он дает людям Новый Завет, восстанавливает утраченную в результате грехопа-

дения первых людей (первородного греха) связь с Богом. Центральное положение лично-

сти Иисуса Христа является особенностью всех исторических разновидностей христиан-

ства. Сведения об Иисусе содержатся в Библии – в Евангелиях Нового Завета. Другие части

Нового Завета суммируют учения раннего христианства.

Христианство, став ядром религиозной культуры, кардинально изменило менталитет

общества и вошло в основы культуры вообще. Так, христианство окончательно утвердило

понимание времени как непрерывного потока, движущегося в одну сторону (от сотворения

мира к Страшному суду) и необратимого. Оно уподобило человека Богу (душа бессмертна,

потому что имеет божественную природу), так что каждый верующий смог воспринимать

себя как личность (и в других людях видеть ближних своих). Все без исключения люди, неза-

висимо от их социального положения, христианством объявлены абсолютно равными перед

Богом. Более того, христианство предложило единение и равенство всех людей вне зави-

симости от любых иных внешних различий. Духовные ценности, согласно христианскому

вероучению, выше и значимее для человека, чем все материальные блага, земные богатства.

Христианская религия отличается эмоциональной теплотой, обращается непосредственно

к внутреннему миру личности, что определяет особую интимность отношений в христиан-

стве. Все это создало условия для возникновения на исходе Средневековья гуманизма, фор-

мирования западной культуры Нового времени.

Образы и сюжеты христианских легенд уже две тысячи лет вдохновляют художников,

драматургов, священнослужителей. Они соединяют разнообразные культурные горизонты,

образуя неповторимые черты европейской, а теперь и мировой культуры.

Ислам

«Ислам» в буквальном переводе с арабского означает «покорность» и «покой». Вверив-

ший себя Аллаху (от араб. илах – божество) человек получает внутренний покой, душевное

успокоение. Слово же «мусульманин» означает «отдавший или предавший себя Аллаху».

В основу ислама положено учение пророка Мухаммеда (в старой русской транскрип-

ции – Магомета). Мухаммед родился около 570 г. в Мекке, на западе Саудовской Аравии.

В то время в Аравии господствовали три религии: традиционное язычество (Мекка была

как раз его центром), иудаизм (его исповедовали некоторые племена, жившие неподалеку от

Мекки) и христианство (религия выходцев из Византии).

Мухаммед считал себя наследником и продолжателем иудео-христианской традиции.

Мусульманами почитаются патриархи и пророки этой традиции: Ной (Нух), Авраам (Ибра-

хим), Исаак (Исхак), Соломон (Сулейман), Моисей (Муса), Иисус Христос (Иса). Мусуль-

манин верит, что Бог, или Аллах, неоднократно посылал своих пророков к людям. Но те или

не поняли, или извратили услышанное от них Слово Божье. И тогда Аллах решил в послед-

ний раз вразумить заблудшие чада свои через пророка Мухаммеда.

Однажды, когда Мухаммед находился в пещере, где он обычно уединялся для глубо-

ких размышлений, ему вдруг явился архангел Гавриил (по-арабски – Джабраил) и, передав

истинное Слово Аллаха, приказал нести его людям. Это Слово стало Кораном – главной свя-

щенной книгой мусульман. Собственно книгой Коран (араб. ал-куран – чтение вслух, декла-

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

мация, назидание) стал лишь при третьем халифе (преемнике пророка Мухаммеда). До этого

он существовал в устной форме. Коран – «писания прямые», «вера прямоты».

Ислам – монотеистическая религия. Мусульмане придерживаются строгого единобо-

жия: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Его». Как недопустимую уступку мно-

гобожию воспринимал Мухаммед христианскую идею троичности Бога – Отца и Сына, и

Святого Духа. Для него Иисус Христос – только пророк, но не Сын Божий.

Только Бог может вызвать вещи к бытию и сделать их в собственном смысле суще-

ствующими. Коран поэтому запрещает изображение живых существ в виде скульптур или

рисунков. В Коране сказано, что вырезать идолов и ваять образы – дело дьявола. Кстати,

нет никаких изображений Аллаха, пророков, святых и в мусульманских храмах – мечетях.

Мусульмане убеждены, что Аллах как высшее существо никак не укладывается в ограни-

ченные человеческие образы и представления – он неизмеримо больше, выше и полнее их.

Сильнее, чем в иудаизме и христианстве, в исламе выражена идея предопределенно-

сти. Человек не способен влиять на ход событий, поскольку все в мире происходит по воле

всемогущего Аллаха.

Каждый мусульманин знает и должен соблюдать пять главных обязанностей верую-

щего. По-другому их называют «пятью столпами» ислама.

Первая обязанность истинного мусульманина – верить в то, что «нет Бога, кроме

Аллаха, и Мухаммед его посланник». Эту формулу, называемую шахадой, мусульманин

повторяет много раз на дню, прежде всего в молитвах. Троекратное произнесение этой фор-

мулы является главной частью ритуала принятия ислама.

Вторая обязанность – молитва. Она является главным средством общения верующего

с Аллахом. Перед молитвой следует совершить ритуальное омовение и обратиться лицом в

сторону главного храма или «заповедной мечети» всех мусульман – Каабы в г. Мекке.

Мусульманину положено молиться (совершать намаз) пять раз в день: утром (на рас-

свете), около полудня, во второй половине дня до заката, при заходе солнца и ночью (перед

сном). Молиться можно везде – в мечети, дома, в поле. Как воскресенье у христиан, а суб-

бота у евреев, так пятница у мусульман считается днем всеобщей молитвы. Верующие в этот

день должны приходить в мечеть на коллективную молитву.

Третья обязанность мусульманина – пост. Он приходится на рамадан, девятый месяц

мусульманского лунного календаря. Кстати, точкой отсчета времени в этом календаре

считается 16 июля 622 г. – день переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину

(Йасриб). Считается, что в месяц рамадан Мухаммеду был ниспослан Аллахом Коран. Во

время рамадана необходимо предаваться благочестивым размышлениям, читать Коран, тво-

рить молитвы, раздавать милостыню, улаживать ссоры, заниматься другими богоугодными

делами. В течение дня мусульманам нельзя есть, пить и развлекаться. После захода солнца

и до его восхода можно есть и пить. От поста в рамадан освобождаются больные, беремен-

ные и кормящие женщины, путешественники, воины во время боев и походов и др. Рамадан

завершается праздником разговения.

Четвертая обязанность мусульманина – совершать хадж – паломничество в Мекку.

Хотя бы раз в жизни хадж должен совершить каждый мусульманин. Хадж включает в себя

ряд церемоний. Паломники надевают специальные белые одежды и совершают обряд очи-

щения. Одна из основных церемоний – семикратный обход вокруг Каабы с целованием

каждый раз Черного камня, вмурованного в ее восточный угол. По легенде, Черный камень

– это окаменевший ангел, посланный Аллахом на землю. Он стал черным от поцелуев греш-

ников, но в день Страшного суда он вновь станет белым.

Совершившие хадж пользуются особым уважением в мусульманском обществе, им

позволено добавлять к своему имени приставку «хаджи».

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

Пятая обязанность мусульманина – платить налог (закят). Закят – это не просто налог

на имущество и доходы, распределяемый среди бедных. Закят – особая «очистительная

милостыня» («закят» по-арабски и значит «очищение»), специальный религиозный сбор-

пожертвование, общественное выражение исламского символа веры. Цель его – напомнить

имущим мусульманам об их долге (сострадании, заботе, поддержке) перед братьями по вере.

Закят является моральным оправданием права пользоваться богатством. Размер закята не

фиксируется, но в целом он колеблется вокруг одной сороковой части совокупного годового

дохода состоятельного мусульманина. Собирают его в последний день поста.

К пяти «столпам веры» в исламе обычно добавляется еще один обет, шестой столп

– джихад (газават). Среди немусульман джихад ассоциируется, как правило, со священной

войной, имеющей целью распространение силой оружия религии ислама. И действительно,

долгое время джихад был накрепко привязан к военным действиям мусульманского госу-

дарства.

Отличительной особенностью ислама является шариат. Буквальное значение араб-

ского слова «шариа» – «путь». Подлинный, праведный путь, путь, угодный Аллаху. Шариат –

священное, или каноническое, право. Ислам претендует на установление не только мораль-

ных, но и правовых норм. В шариате тесно переплетены собственно юридические нормы,

мораль, религиозные предписания и ритуалы. Шариат устанавливает правила отношения

людей к Аллаху и друг к другу, а также определяет наказание за их искажения и нарушения.

Им регулируется вся жизнь мусульманина от колыбели до могилы. Шариат основывается на

Коране и Сунне, священном предании ислама, состоящем из рассказов о поступках и изре-

чениях пророка Мухаммеда.

Религию ислама исповедуют сегодня около 1, 5 млрд человек. Ислам является домини-

рующей религией на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Большинство арабов – мусуль-

мане. Но ислам широко распространен и за пределами арабского мира. Традиционными

исламскими регионами на территории Российской Федерации являются Татарстан, Башкор-

тостан, кавказские республики.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.193 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь