Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Литературное произведение как феномен



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Литературное произведение как феномен.. 5

1.1. Понятие о литературном произведении в науке ХХ в. 5

1.2. Структура и целостность литературного произведения. 8

1.3. Содержание произведения как литературоведческая проблема. 15

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ В НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ХХ ВЕКА 19

2.1. Понятие текста в научных концепций литературоведения. 19

2.2. Учение о произведении как единстве текста и контекста. 23

2.3. Текст и произведение. 26

2.4. Категория автора в структуре художественной коммуникации и системного понимания литературного произведения. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 39

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Художественная литература - это совокупность отдельных произведений, которые отражают эстетическую действительность, названную художественным миром. Разные по темам, содержанию, текстовым объемам, композиции, жанру, стилю литературные произведения, один раз появившись из-под пера писателя, начинают самостоятельно жить в пространстве литературы. Их функциональная способность зависит уже от читателя, который в своем воображении репродуцирует художественный мир, чтобы почерпнуть из него новые мысли и насладиться художественной формой. Литературное произведение как феномен, имея словесное выражение, относится к универсальным способам осмысливать мир, влиять на чувства и разум читателя. В определенном смысле его можно отнести к своеобразным провокациям, способных вызвать в сознании и чувственных рефлексиях читателя мысль, эмоцию, эстетический отклик. В этом и заключается художественная роль литературного произведения.

Материальным, формальным и визуальным выражением художественного мира в литературном произведении является текст. Он состоит из букв и знаков препинания, которые компонуются в слова, предложения, абзацы, главы и книги. Каждая буква, как и слово, предложение, словесный период и книга, ‑ знак, предоставляемый для восприятия и воспроизведения в воображении и сознании реципиента.

Проблема структуры и строения литературного произведения, вычленения и соотнесения его основных аспектов является краеугольной, базовой для теоретической (общей) поэтики. Вместе с тем, это одна из самых дискуссионных сфер теоретического литературоведения. Отправной точкой, задающей координаты и общий контекст научной полемики, может рассматриваться раздел из книги В. Е. Хализева, где излагаются и анализируются различные подходы к трактовке структуры литературного произведения в их взаимоосвещении, представлен " плюралистичный" взгляд на данную научную проблему с позиций литературоведения рубежа ХХ-ХХI вв.

В нашем литературоведении все чаще раздаются призывы к созданию принципов целостного и системного анализа художественных произведений. В правильности таких призывов не может быть никаких сомнений.

Произведения, обладающие высоким уровнем творческого совершенства, конечно, всегда являются художественными системами. При их научном изучении, конечно, надо приходить к пониманию всей целостности таких систем.

Произведение, рассматриваемое не целостно, а односторонне, частично, не обнаружит тем самым своей системности — закономерного единства всех своих сторон, частей, элементов. При бессистемном рассмотрении произведения его целостность всегда окажется только внешней и мнимой.

Цель работы – анализ литературного произведения и текста с точки зрения научных традиций и путей осмысления категорий в ХХ в.

Задачи работы:

1. Рассмотреть литературное произведение как художественное целое и пути его изучения.

2. Проанализировать категории содержания и формы литературного произведения. Содержательная и конструктивная функция литературно-художественной фирмы.

3. Рассмотреть категории система и структура и их роль в понимании литературного произведения в ХХ в.

4. Проанализировать учение М.М.Бахтина о произведении как единства текста и контекста.

5. Проанализировать концепцию автора в литературоведении ХХ в.


Глава 1. Литературное произведение как феномен

Концептуальный уровень

Тематика

Проблематика

Идея

Модус художественности

Уровень организации произведения как художественного целого

Сюжет

Конфликт (коллизия)

Композиция

Уровень " внутренней формы"

Художественное время

Художественное пространство

Детали

Портрет

Пейзаж

Мир вещей

Интерьер

Психологизм

Фантастическое

Уровень внешней формы

Художественная речь (лексика, тропы, синтаксис, темпоритм) [15, c.42].

Теория литературы знает не одну попытку выстроить логическую схему литературного произведения. Например, А. Потебня считал, что слово и художественное произведение, структурно родственные потому, что имеют смысл, внутреннюю и внешнюю форму. Р. Ингарден выделял в литературном произведении четыре пласта (Schicht): звучание языка; значения слов; изображаемые предметы; виды предметов (Ansicht), их образ. Немецкий философ Н. Гартман утверждал, что буквально произведение имеет много пластов, среди которых по способу бытия основные: передний план, представленный материально-чувственной предметностью (образностью) задний план - " духовное содержание" [15, с.43].

Многие теоретики литературы еще со времен Аристотеля пытались понять структуру литературного произведения через осмысление взаимосвязей содержания и формы. Они направляли внимание на содержательные и формосоздательные элементы, источники единства содержания и формы, которая обеспечивает произведению эстетическую ценность. Обзор этих соображений подтверждают, что основными структурными характеристиками литературного произведения являются: предметно-изобразительная наполненность; художественное вещание (тропика, лексика, стилистика, фоника)? композиция (от компоновки предложений, абзацев к построению всего произведения).

Согласно проявляют себя и факторы структурирования литературного произведения:

· inventio - изобретения предметов (материал произведения, в древних поэтике - " материя" произведения);

· dispositio - расположение, компоновка, моделирование, построение материала (предметов)

· elocutio - украшения (яркое, соответствующее содержанию словесное выражение).

Появление произведения обусловлена замыслом, авторской идеей, которая становится его концепцией. Как выразился Ю. Лотман, " идея не заключена и" какие-нибудь, даже очень удачно подобраны цитаты, а выражается во всей художественной структуре (...) План - идея архитектора структура сооружения ее реализация " [13, c.32].

Таким образом, структура литературного произведения обычно отражает формальные и содержательные особенности художественного сознания автора. Для того чтобы рассмотреть и осмыслить структуру литературного произведения необходимо в ней выделить значимые элементы.


Содержание произведения как литературоведческая проблема

Наблюдение и мысли писателя, которые он включает в содержание произведения – это словесно-повествовательные образования, которые могут иметь как самостоятельное, так и содержательное значение. Такие импульсы художественного сознания (интенции) обусловлены стремлением охватить широкий круг воспринятой информации о реальном мире, упорядочить ее и предоставить определенной значимости в произведении. В этом процессе автор созданные образы или повествовательные элементы не являются случайными, а всегда продиктованы определенной мотивацией, творческим замыслом, поэтому их принято называть мотивами.

Мотив (франц. Motif, вол лат. Motus - движение) – простейшая повествовательная единица, содержательное составляющее литературного произведения, характеризующееся определенной самостоятельностью и может касаться изображенной ситуации, действия или художественного образа.

Мотивы литературных произведений так же разнообразны, как многогранна жизнь человека и общества. Они выражают особенности человеческого бытия, мысли и стремления отдельных лиц и целых народов, наполняясь в каждой исторической эпохе новой художественной информации.

Основой любого литературного произведения является тема. Творческий источник тем – бытие в его материальных и духовных измерениях. Тематическими поводами для написания произведения могут стать фольклорные или книжные источники - вербальный материал, который издавна фиксировал разнообразные темы [13, с.34].

Тема (греч. Thema - то, что в основе) – круг жизненных явлений или какая-то сторона жизни, выбранная писателем для изображения с целью обобщений, раскрытия закономерностей действительности.

Созвучность темы времени (даже исторической тематики), позитивное восприятие произведения читателем и общественный резонанс свидетельствуют о ее актуальности, способность нарушать важные проблемы современности и влиять на людей [13, с.36].

Писатель в художественной форме излагает свой взгляд на проблему, конкретную ситуацию в обществе, актуальные вопросы человеческого бытия, то есть предлагает концептуальное видение от изображенного в произведении.

Художественная концепция - определяющий замысел, основная мысль, " артистическая" идея произведения, которая наполняет содержание определенным направлением, пафосом [13, с.37].

Концентрация содержания в художественном произведении обычно сосредотачивается вокруг конфликтной ситуации, которая служит своеобразным энергетическим источником для развития событий или настроений.

Содержание художественного произведения выражает, прежде всего, его предметно изобразительную наполненность, которая является для читателя основным ориентиром в восприятии литературы. " Материю" произведения составляют, выбраны для изображения, описания, анализа и интерпретации лица, их действия и поступки, отдельные события, конфликты, жизненные ситуации, представленные писателем под определенным углом зрения – концептуально.

Произведение имеет компоненты, которые в равной степени относятся его содержания и формы, поэтому их принято называть содержательно-формальными. К ним относятся сюжет и фабула.

Сюжет (франц. Sujet, от лат. Subjectum - подложка, предмет) изображение событий в литературном произведении в интерпретации автора.

Изображенные в литературном произведении события формируются в основном из поступков персонажей. Сюжет не идентичен содержанию произведения, поскольку содержание охватывает всю сущность изображенного, а сюжет - лишь один из факторов формирования содержания [15, с.48].

Действия персонажей - это не только поступки, но и проявление эмоций, мыслей, намерений человека, выраженных в его языке, жестах, мимике. В сюжете есть два основных типа действий: внешние (события, поступки, перипетии - неожиданные, резкие повороты в судьбе персонажей) и внутренние (подъем и спад эмоций персонажей, осмысления фактов, интеллектуальные прозрения, лишение иллюзий и др.).

Основу сюжета, как правило, формируют жизненные ситуации, события, факты. Сюжет может быть полностью вымышленным, но правдоподобная рассказ (такое могло произойти) убедительно иллюстрирует человеческую жизнь. Даже в основе сюжетов фантастических произведений есть определенные жизненные факты и события, но смонтированы в необычную, невероятную комбинацию. Для любого сюжета характерный художественный домысел – рожденная творческим воображением писателя, художественно трансформированная действительность. Иногда писателя интересует не то, как произошло событие, а как она могла произойти. Для выражения авторских замыслов могут служить и " бродячие" (заимствованные) сюжеты.

Сюжет художественного произведения генерируют такие его элементы:

а) экспозиция – части сюжета, в которой раскрывается место, время, обстоятельства и среды действия, а также называются персонажи последующих событий.

б) завязка – возникновение конфликта, непосредственное соприкосновение антагонистических сил, которое обусловливает развитие последующих событий в произведении.

в) развитие действия – отношения персонажей, их поступки, столкновения, симпатии и антипатии, перипетии, выявления жизненных противоречий.

г) кульминация - решающее, наиболее острое столкновения сил, которые ведут борьбу; момент наибольшего напряжения в развитии событий.

г) развязка - изображение последствий, к которым привело решение положенных в основу произведения конфликтов [15, с.48].

В зависимости от творческого замысла писатель выстраивает сюжет. Еще Аристотель выделял два типа сюжетов: " эпизодические фабулы", которые состоят из разрозненных событий, находящихся во временных связях; фабулы, основанные на целостной действия, изложение событий происходит в причинно-следственной связи.

Сюжет размещает в литературном произведении события так, как того хочет, в соответствии с творческим замыслом, автор. Те же события можно репродуцировать и по хронологическому принципу, учитывая причинно-следственные их изменения. Для обозначения этого в литературоведении еще с античных времен употребляли термин " фабула".

Фабула – ядро, схема сюжета, определяет композиционную последовательность событий произведения во времени и пространстве.

Любое художественное произведение предназначено для рецепции (диалога с читателем), поэтому в процессе его восприятия и осмысления происходит воспроизведение того мира. Художественный мир в воображении читателя – это своеобразная конкретизация произведения, никогда не бывает идентичной, тождественной художественном миру, задуманном автором.

Процесс этой конкретизации (прочтение) – сотворчество, благодаря которой создается впечатление, спровоцированное художественным миром произведения. Читатель по-своему восстанавливает, создает тот мир и начинает жить в нем чувствами и мыслями. Так происходит повторное создание художественного мира. Как считал Р.Ингарден, в своих действиях читатель не вполне свободен. Читатель должен остаться в согласии с интенциями текста и заботиться о соответствии их, которые он осуществляет. Он должен не только считаться с информацией произведения и заботиться о ее непротиворечивом дополнении, но и заботиться о соответствии ее конкретизации атмосфере эпохи, которая представлена в произведении.


Текст и произведение

Литературный текст – структура, состоящая из элементарных знаков, которые составляют определенное единство. Литературное произведение – художественный мир, созданный автором и воспроизведен реципиентом, в терминологии Ф. де Соссюра, текст – обозначения, а произведение - обозначенное. Текст с материальным (вербальным) субстратом произведения, поскольку понятие " литературное произведение" шире понятия " текст".

К литературному произведению, кроме текста, входят образ (персонаж), мотив, тема, идея, пафос, описание (пейзаж, портрет, интерьер), хронотип и др. Текст пригоден для анализа (с точки зрения словесной структуры и семиотики элементов), а литературное произведение можно упрятывает интерпретировать, поскольку произведение не является законченной структурой: его толкования зависит от интерпретатора, который масс основание и право на субъективность. Поэтому литературное произведение имеет текстовый инвариант, который в процессе интерпретации умножается на множество вариантов.

Текст, сплетенный из " источников", " излияний", " реминисценций", " заимствований" (потому что речь существует в текст) - " культурных кодов", как считал Г. Варт: " Это перспектива большого количества цитации, мираж, сотканный из многих структур; единицы, образованные этим кодом, является не что иное, как отголоски чего, которое уже было читаемое, виденное, сделанное, пережитое код является следом этого " уже" ". Переплетение " кодов" в тексте Р. Варт обозначил термином " письмо", а акт углубления в него - " чтением". Для него процедура " чтения", которой требует " текст", должна существенно отличаться от критической " интерпретации", которая предусматривает " произведение" [13].

По мнению Ю. Лотмана, " текст мыслится, как отграничено, замкнутый в себе завершено образования. Одной из основных его признаков является специфическая имманентная структура, влечет за собой высокую значимость категории " предел" (" начало", " конец" и т.п.). Произведение с открытой эстетической системой, которая допускает значительное количество интерпретаций. Если текст связан с понятием " язык" (знаки, имеющие свое семантическое поле), то произведение предстает как речи, в процессе которого формируются образы, шире – художественный мир, познается благодаря декодированию смыслов.

Текст является прагматичным в своем стремлении оформить произведение; произведение направлен к прочтению – познание содержания через восприятие, познания текста и произведения различаются: при сырой манные текста воспроизводится семантическое пространство, произведения – художественный мир.

Литературный текст появляется с языка. Каждый национальный язык создает собственные текстовые структуры, с помощью которых письменность устанавливает связи со своей действительностью. Несмотря на различное научное толкование сущности, и функций текста, он материале, ной основой, знаковой матрицей литературного произведения. В тексте фиксирует и сохраняет вещание в явленном виде, пользуясь логикой и грамматикой. В то же время текст несет в себе образные структур, которые требуют декодирования, благодаря чему текстовый вариант может заново создаваться, переформатироваться, переписываться, но это будет уже другой текст, который будет означать прочтения закодированного в нем. Вбирая вербальный опыт человечества, текст сплетается из многих привнесенных элементов; сам составляет оригинальный поток организованного и органического речи, с помощью которого выстраивается неповторимый художественный мир литературного произведения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ произведения в литературоведении – исследовательское прочтение художественного текста, который предполагает изучение не только структуры произведения, но и выход на концептуальный уровень его осмысления.

Сегодня остается дискуссионной проблемой соотношение между анализом как специфическим звеном литературоведческого исследования и интерпретацией.

Одни исследователи считают, что интерпретация предполагает моменты избирательности, самовыражения и оценки, противопоставляя, таким образом, интерпретацию и анализ.

Другие рассматривают следующие этапы смыслодеятельности читателя: восприятие (первоначальное впечатление), анализ (проверка объективными методами субъективного впечатления), интерпретация (оценка, истолкование).

Третьи исследователи выделяют научную интерпретацию (наряду с литературной критикой, читательской и художественной интерпретациями). Научная интерпретация (литературоведческая) призвана объективно, целостно истолковать смысл произведения и мотивировать его историческими обстоятельствами, национальным менталитетом, художественным окружением и индивидуальностью писателя. Литературная критика, истолковывая художественное произведение, выражает позиции и вкусы поколения и определенной социальной группы. Читательская интерпретация, стремясь к постижению авторского смысла, остается в рамках личностного взгляда на текст (если не корректировать учебным процессом). Художественная интерпретация, так же, как и читательская, носит личностный, индивидуальный характер, но стремится заразить чувствами собеседников.

В.Е. Хализев также рассматривает интерпретацию как переоформление художественного содержания на языки:

а) понятийно-логический (литературоведение и литературная критика);

б) лирико-публицистический (эссе);

в) художественный (графика, театр, кино и др. искусства). То есть анализ и интерпретация – это синонимичные понятия в литературоведении.

Необходимо сказать о специфике литературоведческого анализа художественного произведения. Анализ – это универсальный метод научного познания, используемый и в естественных, и в гуманитарных науках. Современные ученые тяготеют к мысли (последовательно развернутой М. Бахтиным), что освоение литературы как вида искусства не может не быть диалогически-личностным, то есть признают неизбежное присутствие в анализе, интерпретации наряду с понятийно-логическими операциями " инонаучного" начала (С. Аверинцев об освоении символа), которое несовместимо с формализацией, а она свойственна точным наукам. В этом своеобразие гуманитарного типа познания: толкование художественного произведения неминуемо зависит от идейно-эстетической позиции его субъекта, постижению художественного содержания сопутствует " духовное общение" литературоведа (тоже читателя) с автором. Анализ, интерпретация всегда осуществляется при активном участии интуиции, основывается на оценочном отношении к искусству, и поэтому является избирательной и творческой. При этом гипотеза ученого относительно художественного смысла, которая возникла из опыта читательского восприятия, корректируется и достраивается в процессе и итоге анализа произведения. Подлинно научная интерпретация произведения – это духовная встреча писателя и ученого во времени, их " взаимопонимание". В идеале интерпретатор как бы переселяется душою вовнутрь произведения и отдает себя в его власть, отказавшись от эффектов самодемонстрирования.

Целостный анализ " предполагает, что каждый выделяемый в процессе изучения значимый элемент литературного произведения должен рассматриваться как определенный момент становления и развертывания художественного целого…". Любое произведение художественной литературы он рассматривает как становление его художественной целостности. Его этапы – возникновение, развертывание, завершение целостности. Гиршман считает, что эта трехступенчатая система отношений (возникновение целостности–развертывание–завершение) должна отразиться в аналитическом изучении произведения. Он определяет этапы такого изучения.

1. Необходимо " войти" в художественную целостность и, рассматривая отдельные ее элементы или стороны, уловить " в снятом виде" их внутренние взаимосвязи с другими элементами и тем самым сформировать начальное представление об общей идее и организующих принципах построения целого.

2. На следующем этапе рассматривается богатство проявлений этой общей идеи в различных элементах развертывания целого.

3. На третьем этапе открывается возможность рассмотреть художественное целое как единый, динамически развивающийся и вместе с тем внутренне завершенный мир.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автор и текст. Петербургский сборник / Под ред. В. М. Марковича и Вольфа Шмида. - СПб.: Изд-во С. -Петербургского Ун-та, 1996. - Вып. 2. - 470 с.

2. Андреев А. Н. Целостный анализ литературного произведения: учебное пособие для студентов вузов. Мн.: НМЦентр, 1995. 144 с.

3. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 384-391.

4. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - Москва: Худож. лит., 1975. - 504 с.

5. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - Москва: Искусство, 1986. - 445 с.

6. Большакова А. Теории автора в современном литературоведении // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 1998. - № 5. - Т. 54. - С. 15-24.

7. Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н. Поспелова. - М., 1988.

8. Виноградов В. О теории художественной речи. - Москва: Высш. шк., 1971. - 240 с.

9. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа: учеб. пособие / М.М. Гиршман. – М., 1991.

10. Корман Б. Проблема автора в художественном творчестве Ф. М. Достоевского и типология русского реалистического романа // типологических анализ литературного произведения / Под ред. Н. Д. Тамарченко. - Кемерово: Изд-во КГУ, 1982. - С.19-30.

11. Корман Б. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведчески терминов // Проблемы истории критики и поэтики реализма. - Куйбышев: Изд-во КГУ, 1981. - С. 41-53.

12. Литературно-теоретические исследования. - Москва, 1975. - С. 203-212.

13. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. – Л., 1972.

14. Слово. Знак. Дискурс. Антология мировой литературно-критической мысли ХХ в. / Под ред. М. Зубрицкой. - Львов: Летопись, 2001. - 832 с.

15. Шевцова, Л. И. Теория литературы: учебно-метод. комплекс для студ. филол. фак. дневной и заочной форм обучения / Л. И. Шевцова; М-во образования РБ, УО " ВГУ им. П. М. Машерова", Каф. литературы. — Витебск: УО " ВГУ им. П. М. Машерова", 2011. — 133 с.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Литературное произведение как феномен.. 5

1.1. Понятие о литературном произведении в науке ХХ в. 5

1.2. Структура и целостность литературного произведения. 8

1.3. Содержание произведения как литературоведческая проблема. 15

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ В НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ХХ ВЕКА 19

2.1. Понятие текста в научных концепций литературоведения. 19

2.2. Учение о произведении как единстве текста и контекста. 23

2.3. Текст и произведение. 26

2.4. Категория автора в структуре художественной коммуникации и системного понимания литературного произведения. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 39

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Художественная литература - это совокупность отдельных произведений, которые отражают эстетическую действительность, названную художественным миром. Разные по темам, содержанию, текстовым объемам, композиции, жанру, стилю литературные произведения, один раз появившись из-под пера писателя, начинают самостоятельно жить в пространстве литературы. Их функциональная способность зависит уже от читателя, который в своем воображении репродуцирует художественный мир, чтобы почерпнуть из него новые мысли и насладиться художественной формой. Литературное произведение как феномен, имея словесное выражение, относится к универсальным способам осмысливать мир, влиять на чувства и разум читателя. В определенном смысле его можно отнести к своеобразным провокациям, способных вызвать в сознании и чувственных рефлексиях читателя мысль, эмоцию, эстетический отклик. В этом и заключается художественная роль литературного произведения.

Материальным, формальным и визуальным выражением художественного мира в литературном произведении является текст. Он состоит из букв и знаков препинания, которые компонуются в слова, предложения, абзацы, главы и книги. Каждая буква, как и слово, предложение, словесный период и книга, ‑ знак, предоставляемый для восприятия и воспроизведения в воображении и сознании реципиента.

Проблема структуры и строения литературного произведения, вычленения и соотнесения его основных аспектов является краеугольной, базовой для теоретической (общей) поэтики. Вместе с тем, это одна из самых дискуссионных сфер теоретического литературоведения. Отправной точкой, задающей координаты и общий контекст научной полемики, может рассматриваться раздел из книги В. Е. Хализева, где излагаются и анализируются различные подходы к трактовке структуры литературного произведения в их взаимоосвещении, представлен " плюралистичный" взгляд на данную научную проблему с позиций литературоведения рубежа ХХ-ХХI вв.

В нашем литературоведении все чаще раздаются призывы к созданию принципов целостного и системного анализа художественных произведений. В правильности таких призывов не может быть никаких сомнений.

Произведения, обладающие высоким уровнем творческого совершенства, конечно, всегда являются художественными системами. При их научном изучении, конечно, надо приходить к пониманию всей целостности таких систем.

Произведение, рассматриваемое не целостно, а односторонне, частично, не обнаружит тем самым своей системности — закономерного единства всех своих сторон, частей, элементов. При бессистемном рассмотрении произведения его целостность всегда окажется только внешней и мнимой.

Цель работы – анализ литературного произведения и текста с точки зрения научных традиций и путей осмысления категорий в ХХ в.

Задачи работы:

1. Рассмотреть литературное произведение как художественное целое и пути его изучения.

2. Проанализировать категории содержания и формы литературного произведения. Содержательная и конструктивная функция литературно-художественной фирмы.

3. Рассмотреть категории система и структура и их роль в понимании литературного произведения в ХХ в.

4. Проанализировать учение М.М.Бахтина о произведении как единства текста и контекста.

5. Проанализировать концепцию автора в литературоведении ХХ в.


Глава 1. Литературное произведение как феномен


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь