Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сохраняющий веру обретает способность следовать



Ни один ачарья вайшнавских сампрадай никогда и никому не давал благословений нарушать правила Экадаши-враты, хотя кто-то понял Шрилу Ваману Махараджа именно так. Что же он давал? Проявляя снисходительность к своим ученикам, он давал им шанс и время созреть: заниматься посильным преданным служением, слушать Кришна-катху, воспевать Хари-наму, оставаясь рядом с такими маха-бхагавата-вайшнавами, как Шрила Гурудэв, Шрила Тривикрам Махарадж и он сам.

«Если бы я требовал исполнения всех правил и делал вам замечания, многие из вас покинули бы Матх и потеряли бы всё. Но, оставаясь в Матхе, вы сами со временем поймёте, что следует делать, а что не следует» – говорил Шрила Вамана Махарадж.

– Я не могу поститься!

– Ну хорошо, принимай накту... Держи нирджал хотя бы раз в году, в Бхима-экадаши... Сосредоточься на Хари-наме и служи вайшнавам!...

В своём желании покушать мы напоминаем ребёнка, который, стремясь получить что-то желаемое, бежит с просьбой от отказавшего ему папы к маме, от мамы к бабушке, от бабушки к дедушке, пока не получит то, в чём ему отказал папа... А ещё больше мы напоминаем человека, страдающего серьёзным заболеванием (отождествлением себя с материальным телом), для избавления от которого требуется очень строго соблюдать диету (вайшнавские враты), но он предпочитает «лечиться» у тех врачей, которые не ограничивают его свободу покушать и обещают выздоровление за счёт бесполезных и даже вредных для него лекарств (воздержания от зернобобовых в Экадаши).

Фарисеи приходят к Иисусу Христу и спрашивают: «Почему ты говоришь, что нельзя разводиться с женой? Разве Моисей не разрешил давать разводное письмо? ». Отвечая им, Иисус сказал: «По жестокосердию вашему Моисей позволил вам разводиться с жёнами вашими, а сначала не было так»...

Вот и мы должны стараться – хотя бы стараться! – делать всё так, как оно было «сначала», а не стало теперь в силу прогрессирующей Кали-юги и нашей неспособности следовать шуддха-бхакти.

«Сохраняющий веру в слова гуру, шастр и ачарьев обретёт со временем способность им следовать...» – для кого сказал это Шрила Гауракишора Дас Бабаджи Махарадж, если не для нас?

Мы не способны на многое – это естественно для Кали-юги, но в некоторых стихах «Хари-бхакти-виласы» говорится, что само желание выполнить этот обет, Экадаши-врату, или возможность услышать о нём уже дают огромные преимущества:

«Двадаши [иногда Экадаши выпадает на Двадаши; видимо, поэтому в некоторых стихах его называют Двадаши], ставший известным как древо желаний, способен даровать всё самое желанное сердцу! Он выводит на путь благости тех, кто просто помнит и прославляет его». (12.163)

«Не будет умственных расстройств и приносящих нескончаемые несчастья болезней у человека, декларирующего славу Двадаши в век Кали». (12.170)

«Святым людям, живущим в Кали-югу, не достичь ни на Курукшетре, ни в Прайаге того блага, которое обретается людьми, просто читающими о славе обета, соблюдаемого в Двадаши». (12.171)

Эти три стиха красноречиво свидетельствуют:

1) Кришна ждёт прославления Шри Экадаши!

2) Проповедники, искажающие Экадаши-таттву, лишают тех, кто их слушает, даже таких простых, но важных для устойчивого преданного служения благословений, как быть благочестивым; не иметь умственных расстройств и болезней, приносящих бесконечные несчастья; иметь благо, которого не достичь в Кали-югу ни на Курукшетре, ни в Праяге даже святым людям! И всё это за счёт, всего-навсего, чтения о славе Шри Экадаши, декларирования этой славы и памятования о ней! Не говорит ли одно только это о нематериальной природе Экадаши-враты?

А теперь сравним пункт 1 и пункт 2. Между ними очевидное противоречие, последствия которого я не берусь комментировать.

Мы должны знать истину о славе Шри Экадаши-дэви, о сокровенной природе её нисхождения в материальный мир и правилах соблюдения Экадаши-враты, потому что, не зная это, мы непременно отвергнем мать преданности под предлогом неспособности поститься в Экадаши.

Принц Шобхану

Но какова природа этой неспособности? Где её истоки? Увы, нам, увы! Пять видов невежества, именуемых клешами, питают её корни – авидья, асмита, рага, двеша и абхинивеша! Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет в «Мадхурья-кадамбини»: «Авидья (незнание, невежество) побуждает воспринимать преходящее за вечное, страдания за блаженство, скверну за чистоту, а то, что не является нашей истинной сущностью, за таковую. Асмита (ложное эго) формирует мировоззрение, вызванное отождествлением себя с материальным телом, мышление в рамках «Я! Мне! Моё! », а также восприятие реальности на основе грубых чувств. Рага (привязанность) – это устремление к материальному счастью и средствам его достижения. Двеша – неприятие страданий и всего, что служит их причиной. Абхинивеша – подсознательное тяготение к удовлетворению чувств; врождённые привычки и пристрастия, сформировавшиеся в предыдущих воплощениях, а также глубокая привязанность к материальному телу и страх смерти».

При слабой вере в слова гуру, шастр и великих ачарьев прошлого, подлинных садху, клеши остаются хозяевами положения и полностью доминируют, определяя наш выбор и решимость следовать по пути бхакти. Они вызывают обеспокоенность за жизнь, за своё тело, за привычные удовольствия, и возникает иллюзия неспособности поститься в Экадаши. Ум, стремящийся избежать малейших неудобств, приходит в панику от самой мысли о муках голода, слабости и лишений, грозящих ему, якобы, при совершении нирджала. Почему якобы? Потому что неспособность поститься преодолевается самой практикой и освоением техники голодания. Рекомендации специалистов по многодневному голоданию сведут дискомфорт односуточного поста в Экадаши к минимуму. Лишь бы мы осознали саму важность соблюдения Экадаши и то, что человеческая жизнь дана для развития преданности Шри Кришне, а не пестования и холения тела. Бхакти-марг создан Кришной и адаптирован для людей. Это значит, что составляющие бхакти принципиально соответствуют возможностям человеческого тела. Клеши, разумеется, будут внушать прямо противоположное. Однако стоит какому-нибудь немощному и вконец обессиленному из-за поста в Экадаши преданному услышать, что на крыше храма вот-вот начнётся раздача фруктового салата и картофельных качёри, как он пулей взлетит туда, шагая через ступеньку, а то и через две, хотя ещё не поел и, казалось бы, приливу сил неоткуда было взяться.

За всю историю соблюдения Экадаши был зарегистрирован только один смертельный случай – это смерть принца Шобхану, сына Чандрасэны, который вместе со своей женой Чандрабхагой, дочерью знаменитого царя Мучукунды, навестил накануне Рама-экадаши своего тестя. Царь Мучукунда не только сам строго следовал правилам соблюдения Экадаши, но в его царстве даже животные не ели и не пили в эти дни, не говоря уже о людях. Накануне каждого Экадаши, в дашами, Мучукунда Махарадж бил в большую литавру и провозглашал: «Завтра – Экадаши! Никто не должен ни есть, ни пить в этот святой день Господа Хари! »

Принц Шобхану имел очень слабое здоровье, и когда он услышал звук литавры, то спросил свою жену: «О прекрасная! Как мне сохранить жизнь и выполнить наказ твоего отца? » Чандрабхага ответила: «О возлюбленный! Даже слоны и лошади не едят и не пьют в Экадаши, день Господа Хари! Как же ты избежишь поста? Если ты съешь что-нибудь, тебе придётся уйти отсюда»...

(Все ли слышали слова Чандрабхаги? Славная Чандрабхага только что сказала: «Даже слоны и лошади не едят и не пьют в Экадаши, день Господа Хари! »)

Шобхану решил поститься в священный Экадаши: «Какова бы ни была моя судьба, я приму её» – сказал он.

Эту историю рассказывает Юдхиштхире сам Кришна в «Брахма-вайварата-пуране»: «Шобхану старательно постился в Экадаши, но невыносимо страдал от голода и жажды. Наконец солнце село, и священная ночь осчастливила всех вайшнавов. Все Мои бхакты возрадовались, прославляя Господа Хари, и бодрствовали всю ночь, но для принца Шобхану эта ночь стала невыносимой: когда в двадаши солнце взошло, Шобхану был мёртв»...

Отметим: оставляя тело, непригодное для нирджала, принц Шобхану не молил о спасении жизни глотком воды или плодом манго. Никто из пребывающих рядом с ним тоже не бросился вызывать ему «скорую помощь», как это сделали бы мы, наэлектризованные абхинивешей. Шобхану не имел крепкого здоровья, зато, как кшатрий, имел привитое ему с детства чувство долга в следовании дхарме. Поэтому далее Шри Кришна повествует об удивительном благословении, обретённом Шобхану за единственные в его жизни сутки нирджала, соблюдаемого в Экадаши. Конечно же, материальное процветание, головокружительное для материалистов, абсолютно не интересует преданных, погружённых в воспевание Святого Имени и удовлетворённых тем, что приходит само собой. Но именно так, не прилагая ни малейших усилий, просто следуя дхарме преданного, Шобхану и обрёл это процветание – оно пришло само собой! Шри Кришна продолжал: «Благословение, полученное Шобхану, позволило ему после смерти стать правителем процветающего царства на вершине горы Мандарачала. Это царство, ослепительно сияющее, с бесчисленными драгоценностями, украшающими стены домов, с колоннами из рубинов, со сверкающим повсюду золотом и бриллиантами, было подобно городу полубогов! Царь Шобхану сидел на троне под белым балдахином, слуги обмахивали его чамарами из хвостов яка, великолепная корона покоилась на его голове, прекрасные серьги покачивались в ушах, ожерелье украшало шею, а разукрашенные драгоценными камнями браслеты обвивали его руки. Ему служили гандхарвы и апсары. Воистину, он стал вторым Индрой! »

Будучи юношей и читая в «Библии» описание восседающего на троне Господа в окружении воспевающих ему хвалебные псалмы старцев, трясущих седыми бородами, я думал: «Бедный Господь! За что же Ему такая мука? Проводить время, принимая такого рода поклонение – это же скука смертная! » Я не подозревал тогда, что Тот, кому я сочувствую, слышит меня и, заметив моё сострадание к Себе, пожелает откликнуться и успокоить, приведя со временем к вайшнавам, которые объяснят мне и то как Он на самом деле выглядит, и то как проводит своё время. Для преданных, получивших милость ощутить вкус Его божественных развлечений в Его изначальном образе Сваям Бхагавана Шри Кришны и возгоревшихся желанием стать их участниками, сидеть на золотом троне, усыпанном бриллиантами, как Шобхану, в сказочном дворце процветающего царства на вершине горы Мандарачала, даже если вокруг танцуют и поют гандхарвы и апсары, – это не скука смертная, а пытка! Но Кришна зачем-то рассказывает об этом...

«Это не для преданных! » – пояснит кто-нибудь.

Возможно, и не для преданных, но преданные исполняют указания гуру и постятся в Экадаши, а мы нет; так что не будем торопиться вычёркивать себя из списка тех, кому Кришна адресует эту историю.

Весь мир грезит обретением богатства, власти, силы, красоты, признания, вечной молодости, благоприятного расположения звёзд и крепкого здоровья! И чтобы всё это никогда не кончилось! Они посвящают этому всю свою жизнь, день за днём, из поколения в поколение! Рискуя жизнью и совершая преступления, терпя взлёты и падения, триумфы и разочарования, ценой неимоверных усилий они достигают чего-то, чтобы, пережив счастье и страдания юности и старости, здоровья и болезней, любви и измен, дружбы и предательства, радости встречь и боли разлуки с близкими и возлюбленными, в конечном итоге, расстаться со всем этим и тем, что так тяжело обретали под видом материального благополучия и счастья, оказавшись одной своей частью, на которую они возлагали столько надежд, на кладбище, а другой, о которой даже не подозревали, – в обители Ямараджа. Но Шобхану за одни сутки “сухого поста” обрёл положение куда более выгодное, чем положение Индры! Почему более выгодное? Потому что царствовал без бремени тревог и беспокойств, сопутствующих правлению главы полубогов! Сто грандиозных по своему масштабу ведических жертвоприношений коня, ашвамедха-ягьий, нужно безупречно провести императору мира, чтобы претендовать на положение Индры! А оно не является вечным. Шобхану же силой благословений Шри Экадаши-дэви, которые имела его супруга Чандрабхага, соблюдающая с детства все Экадаши своей жизни, сделал своё царство вечным! Даже со своей возлюбленной женой он обрёл желанное для обоих воссоединение! Но ведь он не знал, что получит это. Почему же он предался Шри Экадаши-дэви? У него были все основания не поститься: его тело на самом деле было не приспособлено к этому, и он знал, что не переживёт нирджал. Положение принца и обворожительная жена, доставлявшая неземное блаженство, также могли внушить желание не приносить себя в жертву. Тем более, что альтернатива «жизнь или смерть? » свалилась на него, как снег на голову! Он ехал навестить своего тестя, а не на поле брани, не умирать, а в гости! А приехал к тризне по самому себе... Жизнь или смерть? Принц Шобхану предпочёл следовать дхарме! Он имел веру в слова шастр! Он знал, что его жизнь не закончится вместе с жизнью тела, а следуя дхарме преданного Бхагавана Шри Вишну нельзя ухудшить своё положение! Тело призвано служить обретению совершенства жизни, а не мы его капризам – вот какой вывод можно сделать из этой истории.

Урок Иисуса

Иисусу Христу пришлось явить миру акт своей публичной смерти и принять муки распятия на кресте, чтобы, представ после этого взорам своих учеников, доказать им, что они вечны, и смерть тела не прерывает их существования. Только после этого они окончательно уверовали в него, избавившись от телесной концепции, омрачающей всё время их общения со своим божественным Учителем:

«Пришла же им [ученикам Иисуса] мысль: кто бы из них был больше? »...

«Подозвав двенадцать [апостолов], Он [Иисус] опять начал говорить им о том, что будет с Ним: “Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет”. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: “Учитель! Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую от Тебя в Царстве Твоём и славе Твоей! ” Но Иисус сказал им: “Не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? ” Они ответили: “Можем! ”»...

«Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему, возлежащему, на голову. Увидевши это, ученики Его вознегодовали и говорили: “К чему такая трата? ” Ибо можно было продать это миро за большую цену и дать нищим. “Что смущаете женщину? ” – сказал им Иисус. – “Она доброе делает Мне. Нищих всегда будете иметь, а Меня не всегда”...».

«И сказал [Иисус] им [Петру, Иакову и Иоанну]: “Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь, и бодрствуйте.” И, отошед немного, пал на землю и молился... Возвращается, и находит их спящими, и говорит Петру: “Симон! Ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна”. И опять, отошед, молился... И возвратившись, опять нашёл их спящими: ибо глаза у них отяжелели; и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: “Вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришёл час; предаётся Сын Человеческий в руки грешников; приблизился предающий Меня”»...

 

Последнее из приведённых выше евангельских цитат было в Гефсиманском саду, в начале ночи, а вечером, чуть раньше, во время «тайной вечери», Он сказал им: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: “поражу пастыря, и рассеются овцы стада”...»; но Пётр возразил ему: «Даже если все соблазняться о Тебе, я никогда не соблазнюсь! », на что Иисус сказал ему: «Истинно говорю тебе: в эту ночь, прежде, чем пропоёт петух, трижды отречёшься, что не знаешь Меня! ». Пётр не поверил: «Даже если мне надлежит умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя! ». И другие ученики Иисуса говорили это. Но двеша и абхинивеша одержали верх: от Гефсиманского сада, где взяли Иисуса стражники первосвященников и старейшин иудейских, до дома Каиафы, где собрался синедрион, сопровождал пленённого Иисуса только Пётр, да и то, оставаясь в отдалении – остальные разбежались. Но во дворе этого дома испарилась и та последняя капля иллюзии преданности своему Учителю, которая была даже у этого, самого стойкого из учеников Иисуса: «Ты тоже был с Иисусом Галилеянином! » – услышал над собой Пётр, присевший внутри двора около костра вместе со служителями Каиафы в ожидании завершения суда над Иисусом. Он вздрогнул и, ощутив нависшую над собой опасность, тут же отрёкся от Иисуса: «Не знаю, что ты говоришь! ». Сказав это, стал поспешно уходить, но перед воротами ему вновь преградили путь: «И этот был с Иисусом Назареем! ». И вновь, спасая свою жизнь, он отрёкся, клянясь: «Я не знаю этого человека! ». Он прибавил шагу и уже выходил на улицу, когда его вновь остановили: «Нет, нет! Ты точно из них! Даже речь твоя обличает тебя! ». И тогда Пётр стал горячо клясться и божиться: «Я не знаю его! Не знаю! Не знаю! », и в этот момент запел петух! «И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: “Прежде, нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня! ”. И вышед вон, горько заплакал»...

Страх смерти, абхинивеша, и другие клеши трепещут перед парамартхика-шраддхой, а от мирской веры не оставляют камня на камне: воскресший Иисус явился Марие Магдалине, та бежит возвестить об этом всем, кто прежде был с ним, плачущим по нему и рыдающим, но они не верят! Он является двум другим ученикам на дороге, и те тоже торопятся оповестить остальных – не верят! Он приходит к самим одиннадцати апостолам, возлежащим на вечере, зайдя в закрытый изнутри дом, и упрекает их за жестокосердие, потому что видевшим его, воскресшего, не поверили. Он стоит перед ними, только что изнывающими по нему, но они смотрят, пребывая в смущении и даже испуге, и он должен протянуть им свои руки, показывая раны, чтобы они перестали сомневаться: не духа ли видят перед собой?

Неоднократно говорил он им до состоявшихся событий о том, что ждёт его и что произойдёт с ним – что будет распят и воскреснет, но они не понимали его. На их глазах воскрешал он многих, являя своё сверхъестественное могущество, чтобы уверовали в него! Особенно Лазаря из Вифании, брата Марии и Марфы: «Господи! Уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе! » – сказала Иисусу Марфа, сестра Лазаря. (Гробами иудеям служили пещеры, естественные или выдалбливаемые в скалах, в которых оставляли завёрнутые в ткань тела усопших, закрывая вход большим камнем.) Марфа сомневалась: как-никак 4 дня уже прошло... Но Иисус ответил ей: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Отнимите камень! » И, возведя очи к небу с молитвой: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня! », воззвал громким голосом: «”Лазарь! Иди вон! ” И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами»... Но сейчас все забыли об этом! Апостолы, видевшие бесчисленные примеры сверхъестественной силы Иисуса Христа, прямо при них черпающего её в молитве, обращённой к Богу Всевышнему, и явленную не один и не два раза, а многократно в отношении других людей, не могли из-за воздействия пяти клеш осознать его способность не в меньшей степени применить эту силу и могущество в отношении самого себя. Четыре дня прошло со смерти Лазаря, и тело его уже начало смердеть, но Иисус сказал, что болезнь Лазаря не к смерти, а к славе Божией и воскресил его. Сам же он был распят в пятницу, накануне пасхи иудейской, и в тот же день положен Иосифом из Аримафеи в высеченный в скале новый гроб; а в воскресенье рано утром уже никто не мог найти его тело...

Теперь же он стоял перед своими учениками: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои! Это – Я Сам! Осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня»... И тогда они перестали сомневаться.

Фомы же не было в тот день и, услышав обо всём этом от других, так же, как и они до того, не поверил Фома: «Покуда не вложу перста моего в раны от гвоздей и руки своей в рёбра его – не поверю! », за что и прослыл Фомой Неверующим. Откуда такое неверие? Это асмита, выработавшая привычку полагаться на зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, как животные, а не на свидетельство Писаний. «Исследуйте Писания, они говорят о Мне! » – говорил Иисус раньше и повторил встреченным на дороге – «“О несмышлёные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? ” И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании». Так он вдохновлял их, и они поверили, наконец! Они поверили, но всё же не Писаниям, а глазам своим: «Фома! » – сказал Иисус, придя к ним во второй раз, – «Подай перст твой сюда и проверь руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои! Не будь неверующим, но стань верующим! » Мог ли Фома не уверовать на этот раз? «Господь мой и Бог мой! » – только и произнёс он в ответ. И тогда Иисус сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие! »

О какой вере говорит Иисус Христос? О той ли, которую мы называем шраддха? И что значит «не видевшие и уверовавшие»?

Когда мы произносим шраддха, то подразумеваем парамартхика-шраддху, трансцендентную веру в утверждения шастр, возникающую спонтанно или под влиянием проповеди вайшнава благодаря накопленной благочестивой деятельности и преданному служению на протяжении многих жизней:

«Шраддха – это особое состояние сердца [читта-вритти], когда человек неизменно стремится к Шри Кришне и остаётся равнодушным ко всем другим видам садханы [гьяне, карме, йоге…]». («Амная-сутра», 57)

«Шрадха – это непоколебимая вера в слова бхакти-шастр и энтузиазм следовать их предписаниям». («Мадхурья-кадамбини», 2)

«Дживы постоянно скитаются по бесчисленным материальным вселенным, но по беспричинной милости Шри Гуру и Шри Кришны наиболее удачливые из них получают бхакти-лата-биджу в форме шраддхи». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 19.151)

«Общение с возвышенными преданными порождает в сердце шраддху, которая является семенем лианы преданности [бхакти-лата-биджей]» – говорит Шрила Гурудэв, комментируя «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

Более трёх лет Иисус Христос даёт своё общение ближайшим ученикам, не разлучаясь с ними и наставляя в свидетельстве «Ветхого завета» о себе и своей миссии, зная, что это лишь первая часть их обращения в веру, чтобы перед второй частью сказать им: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь! ». И они не только «соблазнились», но и разочаровались в нём: «А мы-то надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля! ». Они имели свои ожидания на него, как Мессию, и он не оправдал этих ожиданий, ибо не поставил Израиля над всеми народами, как предрекают их писания, и не избавил от власти Рима, как предвкушал уже это весь Иерусалим, пальмовыми ветвями встречая его, въезжающего по-писаному: «Царь твой грядёт к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле»... Но он, оказалось, даже себя самого не сумел спасти! Это разочарование мешало им поверить в него ещё раз – «обжегшись на молоке, дуют на воду! ». Откуда им было знать, что он-то и поставит Израиля над всеми народами, дав им для поклонения Бога Авраама, Исаака и Иакова, как Бога-отца, и себя самого, как Бога-сына. И сделает это с их помощью! Но это потом, а пока он говорит им, обращаясь к Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня! », то есть поверил не ему, не Писаниям, а глазам своим, подтвердившим чудо воскрешения! Вера, возникающая вследствие чудес и знамений, не является трансцендентной, тем не менее, воскрешение становится краеугольным камнем веры в Иисуса Христа! На нём зиждется феномен христианства, как религии: христианство состоялось только потому, что Иисус Христос нашёл способ разрушить телесное самоосознание своих учеников и вселил в них непоколебимую веру в себя! Он убедил их в реальности вечной жизни, приняв смерть на кресте и явившись к ним после этого, а главное, доказав свою тождественность с распятым! С этого момента полностью уверовавшие в него апостолы начали бесстрашно проповедовать, без колебаний принимая даже мученическую смерть с именем Иисуса на устах. Петр, некогда трижды отрёкшийся от Иисуса из страха за свою жизнь, умолял теперь своих палачей, приговоривших его к распятию на кресте за проповедь христианства, прибить его, по крайней мере, вниз головой, считая себя недостойным даже в казни своей внешне походить на Иисуса Христа – подлинное смирение и благоговейная преданность Иисусу переполняли его сердце. Фантастическое преображение апостолов – результат непоколебимой веры! В чём они утвердились? В вечности своего существования и в божественности Иисуса! Не соверши Иисус Христос подвиг своего «ухода», главной частью которого было доказать ученикам, что воскресший Иисус тождествен распятому, подвиг его феноменальной проповеди очень скоро оказался бы в терниях забвения. Его последователи, какими они были тогда, могли бы, разве что, собираться узким кругом при закрытых дверях из страха перед иудеями и вспоминать, пока живы, своё общение с «великим пророком Иисусом Назарянином... Они понадеялись было, что он есть Тот, Который должен избавить Израиля, но...».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь