Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель-ачарья ИСККОН



Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада хотел поначалу, чтобы его ученики воспевали 64 круга Хари-намы и держали нирджал в Экадаши. Однако этот стандарт оказался непосильно высоким для западных людей, поэтому он снизил количество обязательных кругов до 16-ти и заменил экадашный нирджал на экадашный пир, оставив запрещёнными только зернобобовые. Его решение противоречит и шастрам, и духовным авторитетам нашей линии, мнение которых он, несомненно, знал (о чём свидетельствует первоначальная попытка ввести соответствующий этому мнению стандарт), но перед ним стояла задача международной проповеди «Сознания Кришны» среди людей с прямо противоположным сознанием и в мире, где наслаждение чувств является путеводной звездой каждого.

В «Шри Харинама-чинтамани» Шрила Бхактивинода Тхакур говорит о предписанном количестве кругов при повторении Святого Имени на чётках как о нирбандхе, установленной Шри Чайтаньей Махапрабху, и поясняет: «Четыре круга на мале из 108 бусин составляют грантхи. Постепенно наращивая своё воспевание, садхака должен стремиться к повторению шестнадцати грантхи, т. е. одного лакха Святых Имён (64 круга). Именно это число и является нирбандхой».

То, как следует повторять эту нирбандху, Махапрабху объясняет в «Према-виварте»: Он использует слово учхарана – отчётливо и громко.

Преданные Шри Чайтаньи Махапрабху, приходя в Джаганнатха Пури из Бенгалии на Ратха-ятру, оставались в Пури на всю Чатурмасью и в течение всего этого времени по очереди стремились приглашать Махапрабху к себе на обед. И тогда Он сказал им: «Я приму приглашения лишь тех, кто имеет лакх! » То есть сто тысяч. Все растерялись, думая, что речь идёт о деньгах, так как такого богатства ни у кого из них не было, но Шри Гаурахари пояснил им: «Лакх Харинамы! »

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада в Упадешавали (22) пишет: «Бхагаван ничего не примет от того, кто не повторяет Хари-наму сто тысяч раз (64 круга) ежедневно».

Итак, Шри Шачинандана Гаурахари установил стандарт соблюдения Экадаши (не есть, не пить, не спать, воспевать «Харе Кришна» маха-мантру) и стандарт повторения Хари-намы (64 круга громко и отчётливо). Делая это, Он, видимо, знал результат, к которому приводит этот стандарт. Поскольку сам Махапрабху заявил, что принимает или не принимает от Своего преданного то, что тот Ему предлагает, в зависимости от того соблюдает преданный этот стандарт или нет, можно догадаться, что результатом является развитие взаимоотношений лично с Ним, с Чайтаньей Махапрабху (а значит, и с Его окружением, и со всем Враджем, потому что всё Его окружение – оттуда). Знал всё это Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада? Несомненно, поэтому он начинает с этого стандарта, но в силу неспособности учеников следовать ему, вводит другой. Он не изменяет предыдущий, ибо тот стандарт установлен Самим Господом; он вводит новый, который, естественно, не может привести к тому же результату, но позволяет 1) сохранить ученикам вкус к осуществлению духовной практики, развивающей преданность Кришне, и 2) максимально распространить «Сознание Кришны» по всему миру. Для достижения этих двух целей стандарта, введённого основателем-ачарьей ИСККОН, вполне достаточно! Но Шри Чайтанья Махапрабху установил стандарт, позволяющий обрести Кришна-прему. И мы стоим перед выбором: какого стандарта придерживаться?

Забота о расширении внешней проповеди, открывающей двери проповеднических центров всем желающим, а не о продвижении по ступеням развития бхакти от шраддхи до премы, переводит экадашный нирджал в категорию «факультативных дисциплин», заменяя его экадашным пиром без зернобобовых. С точки зрения соблюдения Экадаши-враты, это неправильно (точнее, не является соблюдением Экадаши-враты), но оправдано с точки зрения привлечения джив к движению «Сознания Кришны», международной проповеди воспевания Святого Имени и распространения учения Шри Чайтаньи Махапрабху по всему миру.

Чтобы обрести главное, можно принести в жертву детали, но когда главное уже есть, детали становятся существенными, например:

1) Если у женщины нет мужа, бессмысленно обсуждать блюда, которые он любит, но придёт время и это станет актуальным.

2) Чтобы выжить в экстремальной ситуации, кто-то может согласиться ради спасения жизни использовать в пищу не то, что определено человеку свыше: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу! » («Бытие», 1.29). Употребление рыбы или мяса в экстремальном положении может найти оправдание, как временная мера, и не повлечь кармической ответственности. (Хотя кто-то может не согласиться на это даже как на временную меру, сохраняя верность своим жизненным принципам.) Но употребление мяса в нормальной ситуации, при наличии лактовегетарианских продуктов, неизбежно привлекает энергию страданий убитых животных, птиц или рыбы к тем, кто имеет к этому даже малейшую причастность.

3) Пока ребёнок не начал ходить, обувь для него не является актуальной.

4) Тому, кто не имеет ни малейшего представления о Кришне, детали служения, доставляющие наивысшее удовольствие возлюбленному гопи, не покажутся настолько важными, чтобы уделять им внимание. Но если ему посчастливится встретить расика-вайшнава и стать преданным Кришны, он будет стремиться постичь все тонкости этих деталей, чтобы доставить Кришне максимальное наслаждение, стараясь удовлетворить не свои и не чьи-то запросы и желания, а запросы и желания самого Кришны!

А Кришна хочет, чтобы Его преданные постились в Экадаши! Это однозначно! Иначе бы шастры не говорили об этом, и сам Он об этом не свидетельствовал бы. Но ещё больше Он хочет, чтобы Его Святое Имя звучало в каждом городе и деревне! Расширению проповеди и приносится в жертву Экадаши-врата. Для неискушённых в преданности людей и неофитов Экадаши-врата – это непривлекательная аскеза, а не анга бхакти; но для спутников Шри Чайтаньи Махапрабху, вечно освобождённых душ, – это вечный процесс, неразрывно связанный с воспеванием Святого Имени и Кришна-премой. Дети не любят принимать горькие лекарства, и ачарьи устраняют «помехи» горечи с пути новобранцев. Воспевание Хари-намы не должно останавливаться ни при каких обстоятельствах и попадать в зависимость от чего-то. Его стремительный мощный поток, разливающийся повсюду, не могут сдерживать отдельные островки, остающиеся до времени. Но и они вскоре становятся затопленными. Вот тогда кто-то из обитателей этих островков, потерпевший неудачу в воспевании из-за отсутствия живой преданности Наме, начнёт искать её в живой преданности обладателю Намы, Кришне, припадая к лотосным стопам матери преданности, Шри Экадаши-дэви, и моля её о милости. Процесс «затопления» островков носит не общий, а индивидуальный характер в зависимости от «ландшафта и рельефа местности», поэтому «много званных, да мало избранных»...

Наряду с участниками экадашных пиров, в ИСККОН всегда были и отдельные энтузиасты соблюдать нирджал в Экадаши. Эта практика считалась благоприятной, и духовные авторитеты, хотя и не следовали ей сами, относились к ней одобрительно. Некоторые из тех энтузиастов, практиковавших прежде нирджал в Экадаши, оказавшись в условиях Гаудийа-матха, утратили эту способность. Восстанавливать её, даже если у кого-то возникнет такое желание, будет сложнее, чем было обретать, потому что вторично обуздать вырвавшиеся на свободу чувства значительно труднее. Да и место утраченной способности может оказаться «занятым». Призванный в помощь этому эссе Иисус Христос сформулировал это так: «Когда нечистый дух выйдет из человека [вследствие совершаемого когда-то и оставленного затем процесса], то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого».

Кроме того, во всём, что связано с соблюдением Экадаши, нужна поддержка Шри Экадаши-дэви, которую она охотно даёт. Но у нас должна быть репутация “надёжного партнёра”.

«Возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадёжен для Царства Небесного» (Иисус Христос).

Если мы хотим обрести высочайшую преданность Кришне, то должны вначале сами её продемонстрировать – хотя бы в форме постоянства выполнения приводящих к этой преданности действий. Бхакти – это особый вид бизнеса, и, как в любом бизнесе, чтобы иметь дивиденды, здесь также нужно делать вложения. Какие? Кришна навечно отдал своё сердце пастухам Враджа, вайшьям, поэтому являет качества торговца: «Как человек идёт ко Мне, так Я его и принимаю! Насколько он предаётся Мне, настолько Я и вознаграждаю его! » («Бхагавад-гита», 4.11). Кришна готов отдать всё и даже Самого Себя! Но Он торговец: Он и получить хочет всё – всего преданного! И Он говорит: «Бхакти-марг создан Мной! Этот путь любовного преданного служения Мне свободен от любых корыстных мотивов! » Это значит, что, не отдав Им, этому пути и Кришне, всё, начиная с сердца, мы не можем оказаться даже на обочине! (Разве что в кювете, провожая взглядом проходящих мимо преданных).

Всё! – такими должно быть вложение для успешного восхождения к преме.

Претендуя на обретение преданности Кришне, нельзя не проявлять её в отношении матери преданности, Шри Экадаши-дэви, в отношении Шрилы Гурудэва и вайшнавов.

«Кто имеет, тому и дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что было...» (Иисус Христос).

Бхима-экадаши

Бытует мнение, что строгое соблюдение Пандава-нирджала-экадаши (Бхима-экадаши) возмещает все пропущенные Экадаши года и что соблюдение нирджала в этот Экадаши признаётся категорически обязательным именно потому, что аннулирует все экадашные долги. Это ошибка, на которую указал Шрила Гурудэв: «Всё это справедливо только в отношении Бхимасены! Только ему Кришна дал такое благословение! Все остальные должны соблюдать нирджал во все Экадаши года! ». Вот диалог, состоявшийся 24 июня 2007 года в Баджере, Калифорния (Шрила Гурудэв объяснил, что в Экадаши, совершая ачаман, нельзя допускать, чтобы вода попадала в рот – нужно поднести ладонь ко рту, коснуться водой нижней губы и сбросить...):

Преданный: Но я читал, что ачаман должен пройти внутрь и войти в сердце?

Шрила Гурудэв: Совершайте ачаман так, как Вам нравится, но только не в Экадаши.

Преданный: И всё же, если в течение года мы случайно нарушили Экадаши, можно ли компенсировать эту оплошность, соблюдая сухой пост в Пандава-нирджала-экадаши?

Шрила Гурудэв: Компенсировать это можно только повторяя Хари-наму, а не воздерживаясь от воды и пищи. Вам всё равно придётся соблюдать все Экадаши! Эта поблажка была только для Бхимы.

Преданный: Но мы думали, что если строго поститься в Пандава-экадаши, можно избежать последствий за нарушение других Экадаши года...

Шрила Гурудэв: Это абсолютная ложь!

Преданный: Эти преданные думают, что получили поблажку, как Бхима.

Шрила Гурудэв: Они не Бхима. Испокон веков и вплоть до времён Шести Госвами преданные соблюдали сухой пост в каждый Экадаши. Амбариша Махарадж постился в Экадаши в течении 3-х дней: в 1-й день [в дашами] воздерживался от еды [т.е. пил только воду]; во 2-й день [в Экадаши] держал нирджал; и в 3-й день [в двадаши] – принимал пищу один раз...

 

Я считал себя обладателем редкой удачи: мне трижды посчастливилось услышать собственными ушами наставления Шрилы Гурудэва, которые он давал лично мне, о соблюдении Экадаши-враты, поэтому у меня не было сомнений относительно того, какова позиция самого Шрилы Гурудэва в этом вопросе. Но другие преданные не имели таких бесед со Шрилой Гурудэвом и принимали Экадаши-таттву в том виде, в каком её представляли их духовные авторитеты, не следующие наставлениям шастр и примеру предыдущих ачарьев в этой практике. Этот нарыв, похоже, достаточно созрел, коли в Баджере Шрила Гурудэв провёл «операцию»: он расставил все точки над “ i ”! Кажется, не имело никакого смысла писать такое эссе – достаточно было привести этот диалог со Шрилой Гурудэвом, и воссиявшая истина рассеяла бы мрак неведения, озарив светом знания все стороны света и расставив всё по своим местам! Да! Если бы мы были подлинными учениками, которые ловят каждое слово своего Гуру, чтобы тотчас исполнить, этого диалога, действительно, было бы достаточно. Однако он состоялся в 2007 году, был на сайтах и в рассылках, но истина не воссияла! А если и воссияла, то мало кого озарила светом знания. И уж точно не расставила всё по своим местам: мне рта не дали открыть, чтобы напомнить преданным слова и волю Шрилы Гурудэва об Уттхана-экадаши. Складывается впечатление, что бессилие старших преданных перед Экадаши-вратой делает эту тему нежелательной, «персоной non grata».

«Сегодня Уттхана-экадаши. Вы все должны держать нирджал и обрести милость Шрилы Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа! » – сказал Шрила Гурудэв, и это мало кому понравилось, как мы помним.

Если наследие Шрилы Гурудэва мы будем отбирать с точки зрения способности или неспособности ему следовать, то на всё, что Шрила Гурудэв говорил и чему учил, должно быть наложено вето! На всю сладость рагануга-бхакти!

Кто способен реализовать это, если в запале проповеди даже у знаменитых пандитов и проповедников манджари испытывают более сильные переживания, чем Шримати Радхика, а Вринда-дэви вбегает в кунджу Чандравали на Гаури-кунде и под предлогом ворвавшегося в деревню страшного демона в облике быка уводит Кришну к Шримати Радхике? Что-то, из того, что мы слышим, несомненно, нуждается в цензуре, но не слова Шрилы Гурудэва, каждое из которых – «на вес золота! » – сказал бы я, если бы к ним можно было применить шкалу материальных ценностей. Разве Шрила Гурудэв уполномочивал кого-нибудь сортировать свои высказывания на категории 1-ой свежести или уже утративших её, представляющих ценность или уже неактуальных? А если кто-то это делает, считая, что из наследия Шрилы Гурудэва далеко не всем содержимым имеет смысл обременять память и, тем более, напоминать об этом другим, надо ли это воспринимать как полученное им откровение, что Шрила Гурудэв недостаточно хорошо понимал, что следует ему говорить для нашей пользы, а что не следует?

Сердце подсказывает мне, что я должен продолжить это эссе во славу Шрилы Гурудэва и служения истине, принимая Баджерский диалог как её высшее свидетельство и своевременную, как всегда, милость Шрилы Гурудэва, поддерживающего стремление каждого оправдать труд наших божественных ачарьев, составивших бхакти-шастры, исполнением заключённых в них божественных наставлений. Харе Кришна!

 

Ошибка в оценке Пандава-экадаши возникла по двум причинам: из-за неправильного понимания славы этого Экадаши и из-за желания распространить на себя и других людей славу Бхимасены. На вторую причину указал Шрила Гурудэв, а первая заключается в следующем. Каждый Экадаши имеет свою историю и свою славу, и Бхима-экадаши не исключение. Шастры сравнивают могущество Бхима-экадаши с могуществом всех других Экадаши года вместе взятых! Это сравнение приводится, чтобы подчеркнуть величие самого этого Экадаши, а не подменить им остальные. Это форма прославления, а не высвечивание приоритета. Читая о других Экадаши года, не один раз можно встретить «Этому Экадаши нет равных! » или «Этот Экадаши – самый лучший! ». С одной стороны, это традиция прославления, а с другой – это истина, ибо самый лучший Экадаши – наступивший! Утрата его благословений – невозмещаема! «В один поток нельзя войти дважды, ибо и мы, и поток становимся другими». Мы никогда уже не окажемся на том месте самих себя, которого бы достигли, воспользовавшись милостью какого-то из пропущенных Экадаши, даже если будем соблюдать его все последующие годы. И всё же у Пандава-нирджала-экадаши есть-таки одна особенность, которая выделяет его из общего списка: соблюдающие его по всем правилам обретают способность соблюдать и все остальные Экадаши года! Вот в чём секрет обязательного для всех нирджала в этот Экадаши и почему Шрила Вамана Махарадж и другие ачарьи предписывали это.

 

В связи с Бхима-экадаши хочу обратить внимание на следующее:

1) Бхима приходит к Шри Вьясадэве и говорит: «О великомудрый дед! Мой брат Юдхиштхира, мать Кунти, жена Драупади, а также Арджуна, Накула и Сахадэва очень тщательно соблюдают все Экадаши года, строго исполняя все правила и предписания шастр».

Пандавы – вечные спутники Сваям Бхагавана Шри Кришны! Их опекает чит-шакти, и они, сопровождая Кришну, являются только там и тогда, где и когда Он проводит Свои игры. Их сокровищем является Кришна, а всё остальное представляет для них ценность лишь в той степени, в какой это связано с Кришной и их любовным служением Ему. И они строго следуют всем правилам и предписаниям соблюдения Экадаши-враты, считая это настолько важным для себя, что не позволяют себе пропустить не то что один Экадаши в году, а один Экадаши в жизни!...

Заканчивалась экадашная ночь, когда Акрура въехал во Врадж и увидел следы лотосных стоп Кришны; слёзы полились из его глаз, тело покрылось мурашками, волосы встали дыбом, и он стал кататься по земле, купаясь в пыли Вриндавана... Как и Пандавы, Акрура, испытавший духовный экстаз при одном только виде следов Кришны, всегда постился в Экадаши, считая это для себя делом обязательным...

Нанда Баба соблюдал Экадаши-врату и был захвачен слугами Варуны в экадашную ночь, потому что, совершая ночное бдение, поторопился принять омовение. А кто такой Нанда Баба? Он перый авторитет Враджа! Если он постится в Экадаши, можно ли сомневаться, что его примеру следует весь Врадж? Все пастухи и пастушки? Разумеется, следуют! Сомневаться в этом не приходится...

Можно не продолжать этот перечень – Шрила Гурудэв подвёл уже итог: «Испокон веков и вплоть до времени Шести Госвами преданные соблюдали сухой пост в каждый Экадаши! ». То же самое говорит Кришна в «Бхавишья-уттара-пуране»: «Мои преданные будут известны тем, что постятся в Экадаши! ». Вывод: преданные Кришны, по свидетельству Шрилы Гурудэва и самого Кришны, всегда держат сухой пост в Экадаши!

Кто же тогда мы и на что мы рассчитываем, надеясь достичь лотосных стоп Шри Кришны без помощи Шри Экадаши-дэви, матери преданности, если нитья-сиддха-парикары со всем тщанием и любовью служат ей, соблюдая установленный ей стандарт?

2) Бхимасэна продолжает: «Но я не могу в течение полных суток, да ещё два раза в месяц, совсем ничего не есть! Скажи, как ценой меньшей аскезы – например, щедрой раздачей пожертвований или каким-то другим способом – можно достичь того же результата, что и мои братья, постящиеся в Экадаши? ».

Бхима хочет обрести результат правильного соблюдения Экадаши-враты! Как вечный спутник Кришны, он уже имеет всё, о чём только можно мечтать! Не может его коснуться и скверна, активизирующаяся в эти дни в телах пренебрегающих постом баддха-джив – ведь он према-пара-бхакта! Его преданность Кришне – феноменальна! Она значительно превосходит преданность Прахлады Махараджа (гьяни-бхакты), Амбариши Махараджа (шуддха-бхакты), даже Хануманаджи (преми-бхакты)! Чего же ему не хватает, если он имеет такое положение и такие возможности? Он не может поститься каждый Экадаши, но не хочет потерять то, что обретается этим постом! Что же им обретается?

Бали Махарадж не мог понять просьбу очень красивого карлика-брахмана, Шри Вамана-дэва: «Я могу дать тебе процветающее царство! Даже положение Брахмы! А ты просишь кусочек земли в три шага... Похоже, у тебя не только рост, но и ум короткий»... Бали Махарадж не знал, какая великая тайна была заключена в трёх шагах Шри Вамана-дэва!

Но этого нельзя сказать о Бхимасэне: имея всё, что только можно пожелать (куда больше, чем имел Бали Махарадж! ), он ищет возможность не потерять какие-то сверхособые благословения Шри Экадаши-дэви и Кришны, именно потому, что знает тайну, заключённую в Шри Мадхава-титхах, трёх днях Экадаши-враты, подобных трём шагам Шри Вамана-дэва. Что же это за тайна?

Пандавы явились во сне к Шриле Рагхунатхе Дасу Госвами с просьбой: «Ты хочешь придать Шьяма-кунде форму правильного прямоугольника, как Радха-кунде, и для этого срубить пять деревьев, растущих на её берегу. Не делай этого, о Дас Госвами! Пять этих деревьев – это мы, пять братьев Пандавов! Здесь, на берегу Шьяма-кунды, в форме этих деревьев мы совершаем аскезу, чтобы удовлетворить Враджендра-нандану Шри Кришну. Не руби нас, не прерывай нашу тапасью! »...

Тапасья братьев Пандавов на берегу Шьяма-кунды обнаруживает их цель: они хотят обрести Враджа-прему и войти в сокровенные игры Кришны во Врадже!

Перечисляя в «Бхагавад-гите» свои божественные проявления, Кришна в стихе 10.30 говорит: «Из повелителей Я – время! ». Осознать верховное положение Кришны – это задача наивысшей сложности для обусловленных душ, но верховное положение Времени ни у кого сомнений не вызывает:

 

Живёт без пищи и без крова,

одежд не носит и не спит...

Какие сети время ловят?

Какой клинок его сразит?

Непостижимо, вездесуще,

всепроникающе... Для всех

безостановочно бегуще,

неуловимо для помех...

Царит безмолвно... Беспристрастно

висит его «дамоклов меч»,

неотвратимый, как брахмастра,

над всем творением... Сиречь

оно Владыка полновластный,

Хозяин мира, а не гость...

Невидим шаг его и плоть...

Начала нет, конца... Искусно

во всём... Течёт без дна и русла...

Не подгоняет и не ждёт,

но правит всем, ведя свой счёт…

 

«Да», – говорит Кришна, – «это Моя айшварья: из повелителей Я – время! ». Сердца бхакт эта Его форме радостью не наполнит – ей невозможно служить и в ней нет Его головокружительной сладости, которая проявляется во всей полноте только во Врадже. Экадаши-титхи – тоже время, но их сокровенную суть Кришна раскрывает иначе: «Я Сам становлюсь Экадаши-титхи! » – говорит Он. Это значит, что Экадаши-титхи – это дни максимально полного присутствия Сваям Бхагавана Шри Кришны во времени – настолько полного, настолько насыщенного Кришной, что они становятся Мадхава-титхи! Для кого-то Мадхава – это супруг Лакшми, но для воспитанников нашего Шрилы Гурудэва, Мадхава – это возлюбленный Шримати Радхики, изначальной Лакшми. Значит, Мадхава-титхи – это день, в который Её возлюбленный, Радха-канта, оставаясь самим собой, проводит лилу облачения в одежды времени. В этих Мадхава-титхах уже нет Кришны Дваракадхиша, рассказчика «Бхагавад-гиты», Верховного Повелителя всех повелителей, принимающего облик Вечного Времени – в них Канхай, любимец Враджа, лучший друг Субала, Шридаиа, Мадхумангала; а также Яшода-нандана, сын мамы Яшоды; и, конечно же, Шьямасундар Муралидхар, возлюбленный юных гопи, созывающий их на танец раса звуками своей флейты. Но этот Кришна никогда не покидает Врадж, значит, Врадж также присутствует в Экадаши-титхах: где Кришна Гокула-чандра, там и Врадж! Таким образом, соблюдение Экадаши-враты – это служение Кришне, пребывающему во Врадже! Вот почему соблюдение Экадаши развивает Говинда-смаранам, памятование о Говинде. Помимо того, что Вриндаван-чандра Кришна никогда не покидает Врадж, Он также не бывает и без Своего окружения, поэтому Его вечные спутники тоже присутствуют в Экадаши-титхах вместе с Ним! Не объявляя день открытых дверей, Врадж невидимым образом открывает себя в Экадаши тем, кто, проникшись настроением гаудиев, строго соблюдает Экадаши-врату, приглашая их принять участие в санкиртане – божественной мистерии праздника затребованного служения Кришне во Врадже! Таким образом, Экадаши – это дни открытых дверей Враджа! Эту дверь и не хотел пропустить Бхимасэна.

3) В «Хари-бхакти-виласе» Шрила Санатана Госвами приводит множество стихов, свидетельствующих, что соблюдающие сухой пост в Экадаши и бодрствующие во славу Господа, достигают сияющей обители Вишну. А какова участь несоблюдающих это по мнению Шри Вьясадэва? Отвечая на вопрос Бхимы, он говорит: «Если ты хочешь избежать адских планет и попасть на небесные, то должен соблюдать полный пост во все Экадаши, будь это Экадаши тёмной или светлой половин месяца». Это значит, что, не соблюдая нирджал в Экадаши, не то, что на Голоку, о которой мы мечтаем, или в обитель Нараяны, а даже на райские планеты не попасть! На средних не остаться! Вьясадэва говорит: «Если хочешь избежать адских планет...» То есть перспектива тех, кто пренебрегает благословенным нирджалом в Экадаши – адские миры! И говорит это Вьясадэва не заурядному грешнику, а благочестивому во всех отношениях Бхимасэне, вечному спутнику Бхагавана! Мы уже приводили несколько цитат из «Хари-бхакти-виласы», подтверждающих эту мысль. Люди недооценивают проникающую способность скверны материальной энергии, которая, подобно ржавчине, покрывает тонкое тело и утягивает его на чистку в обитель Ямараджа. Но сам Ямарадж говорит:

«О брахман! Я не смею наказывать и даже страшусь тех, чьи дети и внуки постятся в Экадаши! Эти великие души своей могучей силой спасают сотни своих предков! » (12.148).

Поэтому должна быть полная ясность в том, что такое «соблюдение Экадаши». Это не повод «растекаться мыслью по древу», а священнодействие, данное свыше. Здесь не может быть никакой самодеятельности. Кто установил Экадаши-врату? Кто её Учредитель? Бхагаван Шри Кришна (Вишну) и Шри Экадаши-дэви! Что значит «установить врату»? «Установить врату» означает описать её и утвердить действия, совершение которых признаётся Учредителями выполнением враты. Где Учредители поместили описание этой враты и перечень утверждённых Ими действий? В шастрах, в частности, в «Хари-бхакти-виласе». Значит, следование «Хари-бхакти-виласе» является единственной возможностью выполнить Экадаши-врату, то есть совершить действия, затребованные и ожидаемые от нас в этот день Учредителями. Итак, всё встало на свои места: любая деятельность, не утверждённая Учредителями Экадаши-враты, не может рассматриваться как её соблюдение, в то время как следование правилам и предписаниям шастр, описывающих Экадаши-врату, обеспечивает её выполнение.

20-ое из 64-х качеств Шри Кришны – это «Он всё воспринимает через призму “Вед” и говорит на основе их авторитета». Поэтому тот, кто имеет веру в прямую связь шастр и Кришны, никогда не посмеет искажать таттва-сиддханту. Собственная способность или неспособность такого преданного исполнять правила и предписания не отразятся на представлении сиддханты – он изложит её так, как она описана в шастрах.

Чем же объяснить тотальное искажение Экадаши-таттвы? Мы искажаем её повсеместно и при этом поём «экадашный» бхаджан Шрилы Бхактивиноды Тхакура: шуддха-бхаката чарана рену... Почему он «экадашный»? Потому что в нём есть такие слова: мадхава-титхи бхакти-джанани джатане палана кори кришна-васати… И мы, не следуя никаким правилам Экадаши-враты, а лишь воздерживаясь от зеробобовых, вдохновенно поём: «Я по всем правилам соблюдаю такие святые дни, как Экадаши и Джанмаштами, ибо они – мать преданности! Эти дни – сам Кришна! Поэтому, искренне служа им, можно легко достичь Его! »...

Вам не кажется, что у нас гостья?

– Харе Кришна, дорогая Кутинати! Как поживаешь?

– Спасибо! Вашими стараниями, у меня всё хорошо!...

Шрила Рагхунатха Дас Госвами сравнивает в «Шри Манах-шикше» лицемерие (кутинати) со струёй ослиной мочи, и мы даже не замечаем, рассказывая во время катхи об этой струе другим, как попадаем в число принимающих в ней омовение...

4) В Баджере Шрила Гурудэв сказал: «Компенсировать пропущенные Экадаши можно только повторяя Харинаму, а не воздерживаясь от воды и пищи. Вам всё равно придётся соблюдать все Экадаши. Поблажка была только для Бхимы...»

«Вам всё равно придётся соблюдать все Экадаши...»

Что означают эти слова? Что имеет в виду Шрила Гурудэв, говоря это? Каждое его слово – бхаджан-пранали! В одну фразу он вмещает стратегию целой жизни! Что же он подразумевает в данном случае? Несомненно, нечто очень важное для нас, но что?

Шрила Гурудэв всегда имел в виду только одно: Враджа-прему и манджари-бхаву! Это единственная цель, к которой он горячо призывал нас устремиться всем сердцем! «Всё равно придётся! » Он знает! Он уверен! Он сделал всё для того, чтобы однажды нас охватила эта, постоянно разжигаемая им в нас жажда обрести Кришна-прему! Охватила с такой силой, что мы нигде уже не сможем найти и не будем искать успокоение и удовлетворение своим чувствам, кроме непрерывного воспевания «Харе Кришна» маха-мантры! И тогда мы научимся ценить особо благоприятные для этого дни Шри Экадаши-дэви, матери преданности, матери Шри Бхакти-дэви...

«Вам всё равно придётся соблюдать все Экадаши...»

Это может иметь ещё два значения. Первое заключается в том, что рано или поздно, в этой жизни или в следующей, но отношение к Экадаши-врате всем, кто стремится обрести бхакти, изменить придётся! Бхакти будет ускользать от нас, как бы мы ни старались, и тогда по милости Шрилы Гурудэва мы вспомним эти его слова и со всей серьёзностью обратимся к милость Шри Экадаши-дэви! А второе значение в следующем: всем, кто достигает Враджа Голоки, «приходится» соблюдать все Экадаши, потому что весь Врадж их соблюдает, охваченный праздником затребованного служения Шри Кришне! Шрила Гурудэв говорит этими словами: «Тем, кто принял меня в своё сердце и следует моим наставлениям, не избежать соблюдения всех Экадаши: сначала здесь, на этой планете, а затем во Врадже Голоки! Это ваша вечная деятельность, я уже позаботился обо всём! » Шрила Гурудэв произносит эти слова без малейшего сомнения! Поэтому я не вижу смысла никому из нас откладывать неизбежное для всех соблюдение Экадаши-враты на следующие жизни. Эта милость идёт к нам через Шрилу Гурудэва от Шри Чайтаньи Махапрабху: «Нама-бхаджан и Экадаши-врата – это вечная единая таттва! Прими её, не разделяя, и сделай своей жизнью! ».

Прахлада Махарадж

Несколько лет назад во время утренней прогулки на Говардхане я предложил Шриле Гурудэву идею международного клуба «Шри Экадаши», который бы:

- объединял преданных-энтузиастов, соблюдающих Экадаши-враты;

- накапливал, сохранял и предоставлял к пользованию информацию об Экадаши и правилах принятия и соблюдения этого обета;

- проповедовал по всему миру славу Шри Экадаши-дэви и культуру установленного ей священнодействия, в том числе, проводя в Экадаши специально посвящённые этому экадашные программы с Хари-катхой, киртанами, пуджами Божествам, ночным бдением, нирджалом, джапой, дандаватами и т.д.;

- привлекал людей, имеющих склонность поститься ради здоровья, предоставляя им общение с преданными и возможность познакомиться с бхакти-йогой.

Шрила Гурудэв сказал: «Это хорошо. Но целью должна быть према! »

«Према» в устах Шрилы Гурудэва – это Враджа-према. Другой премы в нашей линии ученической преемственности не бывает. Живущая атмосферой Враджа и дающая этой атмосфере жизнь, Враджа-према, украшающая собой весь Врадж, перестаёт быть премой, покидая его пределы, как уезжающий в Матхуру Кришна перестаёт быть Враджендра-нанданой. Шрила Гурудэв посвятил нас в эту мистерию. Завораживающие черты премы, как и прекрасный образ Шри Кришны, могут мелькнуть где-то ещё, подобно зеркальному отражению, – в Матхуре или Двараке, – но сама она, как и Он, никогда не покидает Врадж.

Для тех возвышенных душ, кто принял Враджа-прему целью своей жизни и возвысился до рагануга-садханы, желанное всем сердцем настроение одного из жителей Враджа, свабхишта-бхава-майи, становится путеводной звездой духовной практики. Составляющим бхакти, которые развивают это настроение – свабхишта-бхава-самбандхи – автоматически отдаётся приоритет, а это шраванам-киртанам-смаранам... Соблюдение Экадаши – это свабхишта-бхава-анукула, практика, способствующая развитию желанного для садхаки настроения, а также, отчасти, свабхишта-бхава-самбандхи, практика, развивающая его. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, как мы помним, дал это важное уточнение: «В смрити-шастрах говорится, что пост на Экадаши считается Говинда-смараной, памятованием Говинды. На основе этих доказательств можно заключить, что соблюдение Экадаши, Джанмаштами и других обетов, приводящих к смаране, является отчасти бхава-самбандхи» – то есть практикой не только поддерживающей, но и развивающей свабхишта-бхаву, желанное для садхаки настроение.

Желанным настроением для того, кто возвысился до рагануга-садханы, будет настроение, соответствующее его сварупе. А возвыситься до рагануга-садханы означает реализовать, по крайней мере, ручи, вкус к бхаджану:

«Когда преданный, идущий путём вайдхи-бхакти, отбрасывает все свои многочисленные материальные желания и совершает бхаджан, следуя наставлениям шастр, сад-гуру и вайшнавов-ачарьев, он начинает чувствовать вкус к бхаджану, ручи. С появлением ручи, преданный переходит с пути вайдхи-бхакти на путь рагануга-бхакти» («Шри Упадешамрита», 8, Анувритти).

Это слова Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады.

Итак, нужно отбросить все многочисленные материальные желания; совершать бхаджан, следуя наставлениям шастр, сад-гуру и вайшнавов-ачарьев; обрести ручи и начать практику рагануга-бхакти, в результате которой в сердце садхаки должны проявиться эманации настроения, соответствующего его сварупе; с этого момента какой-то из жителей Враджа начнёт привлекать садхаку больше других в силу совпадения их настроений, разница между которыми будет в степени развития и интенсивности: у садхаки это настроение только-только проклюнулось, а у жителя Враджа – в полном расцвете. Гуру, видя, что самбандха-гьяна проявилась в сердце ученика, подтвердит садхаке его ощущения и даст практику (бхаджан-пранале) для дальнейшего развития желанного настроения.

Соблюдение Экадаши и дней явления Шри Вишну-таттвы по всем правилам – это лучший катализатор, способствующий (как бхава-анукула) этому процессу и отчасти развивающий его (как бхава-самбандхи). Идеальным подтверждением этих слов Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура является пример Прахлады Махараджа, обретшего свою сварупу, не только не отбрасывая многочисленные материальные желания, не совершая никакого бхаджана и не прилагая даже малейших усилий к этому в своей предыдущей жизни, а делая всё, чтобы отправиться в ад! Он сам поражён появлению столь удивительной преданности Бхагавану в себе:

«Поклоны Тебе, о Верховный Господь Вишну в облике Человека-льва! Я, Твой бхакта, хочу спросить Тебя, единственного Владыку всех богов, каким образом во мне возникла эта удивительная всепоглощающая преданность Тебе? Какова причина моей столь безграничной привязанности к Тебе? » («Хари-бхакти-виласа», 14.418-419).

Господь Шри Нрисимха-дэв ответил:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь