Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Введение в литературоведениеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Кафедра теории литературы Введение в литературоведение Методическое пособие для студентов 1 курса филологического факультета Тверь 2015 Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для самостоятельной работы с научной литературой и вопросы для самоконтроля.
Составитель доц. С.Ю. Артёмова
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Введение в литературоведение»
Общий объем курса в часах – 136 (1-е полугодие) Из них: лекционных – 34 практических – 34 Самостоятельная работа студентов – 68 Форма отчетности – экзамен
Тема 1. Литературоведение как наука Зачем нужно изучать литературу. Место литературоведения в системе гуманитарного знания. Филология и литературоведение. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины. Теория литературы, история литературы, литературная критика: разграничение полномочий и логика взаимодействий. Поэтика и текстология. Особый статус стиховедения. Смежные гуманитарные науки и их роль в решении литературоведческих задач: семиотика, герменевтика, психология, социология, источниковедение и библиография. Тема 2. Поэтический язык Язык как первоэлемент литературы. Слово и образ. Путь развития слова – от образа к понятию. Учение А. А. Потебни о «внутренней форме слова». Понятие о функциях языка (Р. О. Якобсон). Поэтическая функция языка – «направленность на сообщение как таковое». «Рефлективность» поэтического слова. Поэзия как «речевая деятельность, характеризующаяся максимальной ощутимостью способов выражения». Образность поэтического языка в понимании Г. О. Винокура. Концепция М. И. Шапира как попытка обобщить точки зрения на проблему поэтического языка. Тема 3. Ресурсы поэтического языка Язык художественной литературы и литературный язык: соотношение понятий. Слова различной языковой среды и их функция: варваризмы (макароническая речь), диалектизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы), новые слова (окказионализмы). Роль стилистически маркированных и немаркированных языковых средств в поэтической речи. Подражания и стилизации. Тема 4. Смыслообразующая роль тропов Механизм тропа и его функция. Класс метафор и класс метонимий. Сравнение как основополагающий троп. Метафора и ее отличие от сравнения. Виды метафор (олицетворение, овеществление, «стершаяся», реализованная, развернутая). Эпитет и его отличие от логического определения. Эпитеты постоянные, «украшающие», метафорические, оксюмороны. Отличие метонимии от метафоры. Разновидности метонимических замещений: содержащее / содержимое, материал / изделие, количественные замены (синекдоха), эвфемизмы, перифразы. Аллегория и символ. Тема 5. Смыслообразующая роль фигур Понятие о фигуре. Художественные функции фигур. Изменение узуального значения синтаксической конструкции: риторический вопрос, обращение, восклицание. Фигуры прибавления слов (виды повторов): анафора, эпифора, симплока, анадиплосис (стык). Фигуры убавления слов: эллипсис, зевгма (силлепс), бессоюзие. Фигуры перемещения слов: инверсия, параллелизм, антитеза, хиазм. Соотношение тропов и фигур. Тема 6. Стихотворная речь Стих и проза: критерии разграничения. Стих как речь с двойной сегментацией. Семантические различия стиха и прозы. Слово в стихе и прозе. «Динамизация» стихового слова под влиянием «единства и тесноты стихового ряда» (Ю. Н. Тынянов). Стих и язык. Понятие о системах стихосложения. Родовой принцип русского стихосложения. Метр и размер. Суть стихотворной реформы М. В. Ломоносова–В. К. Тредиаковского. Основные ритмические единицы: стих и стопа. Тема 7. Динамика русского стиха Метр и ритм. Ритмические определители силлабо-тонического стиха: пропуски метрических ударений, сверхсхемные ударения, ритмический зачин (анакруса), цезура, клаузула, рифма. Эволюция русского стиха как последовательное «разрушение» силлабо-тоники: трехсложники с вариациями анакрус, логаэды и дольники, тактовики, акцентный стих Маяковского, верлибры. Понятие о строфе. Основные разновидности строф. Тема 8. Семантика стихотворной формы Стих как смысл. Содержательность стихотворной графики. Фигурные стихи. Метр и смысл. Понятие о «семантическом ореоле». Строфа и проблема влияния. Содержательные ассоциации отдельных строфических моделей. Стихотворный перенос и его смысловые возможности. Основные функции стихового переноса. Тема 9. Смыслообразующая роль сюжета Понятие о сюжете. Определения «сюжета» в русском литературоведении. Соотношение понятий сюжет и фабула. Сюжет – содержание или форма художественного произведения? Сюжет как комбинация мотивов, устойчивость сюжетных схем (А. Н. Веселовский). Сюжет как система: элементы сюжета и их смысловая роль. «Минус-приемы» в сюжетосложении. Особенности сюжета в различных типах литературы. Тема 10. Смыслообразующая роль композиции Понятие о композиции. Композиция как универсальный и одновременно уникальный компонент структуры текста. Внесюжетные элементы композиции и их смысловая роль: расстановка персонажей, авторское описание (отступление), портрет, пейзаж, интерьер. Тема 11. Композиция как система «точек зрения» Композиция – система «точек зрения» (Б. А. Успенский). Смена рассказчиков как один из способов объективного воссоздания характера и действительности («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Выстрел» А. С. Пушкина). Тема 12. Принципы родового деления литературы Литературный род – содержательная категория или пережиток эстетического догматизма? Основания для разграничения литературных родов: (Аристотель, Гегель). Род как характеристика общего, устойчивого, повторяющегося в структуре произведений. Художественно освоенное событие в эпосе, действие – в драме, душевное состояние – в лирике. Тема 13. Принципы жанрово-видового деления литературы Понятие о жанре как способе структурно-содержательной организации произведения, исторически сложившемся, устойчивом типе моделирования «образа мира». Система жанрообразующих факторов. Тема 14. Эпос как литературный род «Родовые» свойства текста эпического произведения: сочетание речи изображающей и изображенной, эпический тип события (встреча персонажей как выявление противоречивого единства мира). Структура эпического сюжета: удвоение центрального события, закон эпической ретардации, равноправие и равноценность случая и необходимости, взаимосвязь циклической и кумулятивной сюжетных схем. Основные эпические жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла. Тема 15. Драма как литературный род Соотношение слова героя (основной текст) и авторской речи (паратекст). Сценическая природа драмы. Сюжет драмы: выбор судьбы. Пространство-время драматического действия и конфликт. Специфика речи в драме. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа. Драматургические жанры: трагедия, комедия, собственно драма, трагикомедия. Тема 16. Лирика как литературный род Предмет лирики: не бытие, но отношение к бытию. «Я» лирическое и «я» биографическое. Индивидуальность чувства и всеобщность слова. Субъектная структура лирики: автор-повествователь, собственно автор, лирический герой, герой ролевой лирики (Б. О. Корман). Условность описания в лирике. Пространство и время в лирическом произведении. Жанры лирики и их судьба в XX веке. Изобразительно-выразительные средства ЯХЛ. Общая характеристика. 5. Тропы и фигуры (общая характеристика). 6. Эпитет и сравнение (эпитет и определение, сравнение как основа образности). 7. Классификация тропов. Метафора: механизм смыслопорождения, функция, «метафорическое мышление». Класс метонимий (метонимия и синекдоха). Метонимия. Синекдоха. Симфора. Гипербола. Литота. Ирония. Аллегория. Перифраз. 8. Фигуры и их функция в художественном тексте. Градация. Параллелизм. Эллипсис. 9. Разновидности фигур (риторические фигуры, фигуры прибавления слов, фигуры убавления слов, фигуры перемещения слов). Прозаическая и стихотворная речь: проблема разграничения. Национальный язык и система стихосложения. Содержание понятий «текст», «произведение», «авторское высказывание». Содержание понятий «система» и «структура». 20. Сюжет и фабула. Структурообразующая роль сюжета. 21. Роль сюжета в смыслообразовании: нарушение фабульной последовательности, «минус-приемы» в сюжетосложении. 22. Сюжет и его элементы. Особенности сюжета в эпосе, лирике и драме. 23. Содержание понятия «композиция». Две точки зрения на композицию. 24. Композиция. Внесюжетные элементы композиции и их функция (отступления, портрет, пейзаж, обрамление, расстановка персонажей). 25. Композиция: событийные связи, монтаж деталей, смена субъектов речи, вставные элементы, «сильные позиции», членение). 26. Композиция как система точек зрения. 27. Принципы родового и жанрово-видового деления литературы. 28. Эпос как литературный род. Повествование о событии как доминантная черта эпоса. Событие «рассказа» и событие «рассказывания». Художественное время в эпосе. 29. Эпос как литературный род. Автор в эпосе. Система дискурсов и дискурс повествователя. Речь изображающая и речь изображенная. 30. Эпос как литературный род. Характерные черты эпоса: особенности изображаемого события (дистанцированность, объект изображения). 31. Эпос как литературный род: художественное время и пространство, хронотоп; структура эпического сюжета. 32. Эпос как литературный род. Основные способы характеристики персонажей. Законченность и завершенность эпического произведения. 33. Драма как литературный род: диалог и монолог. 34. Драма как литературный род: событие в драме, принципы создания персонажей, авторское слово / паратекст, время-пространство. 35. Драма как литературный род: условность в драме, литературный текст и его сценическое воплощение. 36. Лирика как литературный род. Две точки зрения на предмет лирики. Лирическое стихотворение как образ авторского чувства. «Я» биографическое и «Я» лирическое. 37. Лирика как литературный род. Две точки зрения на функцию описания, события и предметной детали в лирике. Проблема лирического хронотопа. 38. Лирика как литературный род. Две точки зрения на способы выражения лирического Я. Субъектно-объектные отношения в лирике: автор-повествователь – собственно автор – лирическое «я» – лирический герой – герой ролевой лирики. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Занятие 1-2 Н. В. Гоголь «Мертвые души» Том первый Глава первая
В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, – словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным: только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты, – сказал один другому, – вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет? » – «Доедет», – отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет? » – «В Казань не доедет», – отвечал другой. Этим разговор и кончился. Да еще, когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого видна была манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом. Молодой человек оборотился назад, посмотрел экипаж, придержал рукою картуз, чуть не слетевший от ветра, и пошел своей дорогой.
Часть первая Глава 1 Занятие 3 Ресурсы поэтического языка
Определите состав поэтической речи следующего фрагмента (Саша Соколов «Между собакой и волком»):
Жить; знать цену глубоким галошам в пору разлива глубоких и мелких рек. Быть; мусолить жирно-зеленый лист. Жить, быть и видеть, как по канавам жухнет лопух. Жить-быть; по мере змеенья зимы меняться оттенками ее слюдяных чешуйчатых крыльев. Жить-быть – пускай переливаются перламутрово: любая сосулька, любое перепелó. Марии – трубить в пастуший рожок на железной дороге, а той – торопиться на север в пятнадцати минутах спокойной ходьбы на закат. Ходьбы по аллее, восставленной перпендикуляром к насыпи – на восход. На югосклоне ж, над городом, вследствие значительных дымочадных, коверкающих горизонт, работ всегда иметься в наличии выбору вяленых и копченых туч. Рисовать отдаленные силуэты сотрудников почт – почтальонов, охваченные отчаянием и листопадом. Людям твоим – блуждать в парке твоем, а ненастьям твоим наступать, леденя их и раздувая полы их комиссионных крылаток. Марии – служить в высокой кирпичной башне, у самой границы станции. Служить, и голосу рожка ее, смазанному акварельным ветром, смазанному, словно звезда близорукого без очков, словно близорукая, без очков, звезда, – заведовать суетливой юркостью сцепщиков, тревогами стрелочниц, равнодушием машинистов. То были сначала фиксатые сцепщики, но позже, когда ее назначили главной в башне, их постепенно вытеснили степенные машинисты. Приходить ветерану дальнего следования, полушепотом, шепеляво жалующемуся на прохудившийся тендер, на расшатанные шатуны, на дальность маршрутов следования. Деревьям, напялившим драные фраки сумерек, – качаться, махать руками в подражание дирижерам, пугалам и людям от ветряков – мукомолам.
Занятие 4 Занятие 5 Стихотворная речь
1. Каковы критерии разграничения стиха и прозы? 2. Почему стихотворная речь есть речь с двойной сегментацией? 3. В чем состоят семантические различия стиха и прозы? 4. Как Вы понимаете сформулированный Ю. Н. Тыняновым закон «единства и тесноты стихового ряда»? 5. Почему не существует универсальной системы стихосложения? 6. В чем заключается родовой принцип русского стихосложения? Какова его наиболее строгая форма? 7. Что такое метр? 8. В чем состояла суть стихотворной реформы М. В. Ломоносова–В. К. Тредиаковского? 9. Что такое «стих», «метр», «стопа», «анакруса», «цезура», «клаузула», «рифма», «строфа».
Литература: 1. Ю.Н. Тынянов. Проблема стихотворного языка. – М.: КомКнига, 2010. – 178 с. Или в электронном виде. (о «тесноте стихового ряда») 2. О.Б.Лебедева. История русской литературы XVIII века. Эл.ресурс: http: //www.infoliolib.info/philol/lebedeva/class.html (о реформе Тредиаковского)
Занятие 6 Стихотворная речь (определение стихотворных размеров)
Занятие 7 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10 Занятие 11 Эпос как литературный род
1. В чем заключаются «родовые» свойства текста эпического произведения? 2. Какова структура эпического сюжета? 3. На примере произведения А. П. Чехова «Студент» определите его жанр (рассказ или новелла) и аргументируйте свой выбор. 4. Чем мотивировано изменение пейзажа в сильных позициях текста? 5. Раскройте композиционную роль вставной истории.
Занятие 12 Драма как литературный род
1. В чем специфика речевой организации драматического произведения? 2. Особенности пространственно-временной организации в драме. 3. В чем проявляется сценическая природа драмы? 4. Каким предстает герой в драме? 5. Охарактеризуйте основные драматургические жанры. 6. Какие грани авторской позиции, с Вашей точки зрения, раскрывает заглавие драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и ее афиша? Действующие лица: Арбенин, Евгений Александрович. Нина, жена его. Князь Звездич. Баронесса Штраль. Казарин, Афанасий Павлович. Шприх, Адам Петрович. Маска. Чиновник. Игроки. Гости. Слуги и служанки
Занятие 13 Лирика как литературный род
1. В чем заключается предмет лирики? 2. Почему «я» лирическое не равно «я» биографическому? 3. Охарактеризуйте субъектную структуру лирики. 4. В чем состоит условность описания в лирике? 5. Определите форму лирического «я» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Завещание». Аргументируйте свой ответ. 6. Композиция стихотворения А. С. Пушкина «Телега жизни» подчинена логике раскрытия художественного образа, в основе которого лежит известный троп (какой? ). Восстановите эту логику, помня о том, что развитие темы в лирическом стихотворении идет за счет мотивов, которые вводятся в текст по ассоциации. 7. Описание Ф. И. Тютчевым грозы в стихотворении «Весенняя гроза» не соответствует природному явлению, что ставит под сомнение достоверность авторского описания. В чем же тогда состоит его художественная функция?
Занятие 14 Литература Основная: 1. Балашова Е.А., Каргашин И.А. Анализ лирического стихотворения: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. 192 с. 2. Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения: монография. М.: Флинта: Наука, 2010. 256 с. 3. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика, Театр. М.: Флинта: Наука, 2008. 288 с. 4. Есин А.Б. Название: Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 248 с. 5. Иванюк Б.П. Поэтическая речь: словарь терминов. М.: Флинта: Наука, 2008. 312 с. 6. Прозоров В.В., Елина Е.Г. Введение в литературоведение: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2012. 224 с. 7. Введение в литературоведение: учеб. пособие; под ред. Л. В. Чернец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2004. 8. Введение в литературоведение: учеб. материалы; сост. И. В. Фоменко. – Тверь, 2002.
Дополнительная: 1. Богомолов Н. А. Стихотворная речь: пособие для учащ. старших классов. – М., 1995. 2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины; под ред. Л. В. Чернец. – М., 2000. 3. Введение в литературоведение. Хрестоматия: учеб. пособие; под ред. П. А. Николаева. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1997. 4. Выготский Л. С. «Легкое дыхание» И. А. Бунина // Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1987. – С. 140–156. 5. Гаспаров М. Л. Русский стих начала XX века в комментариях. – 2-е изд., доп. – М., 2001. 6. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: курс лекций; под ред. З. И. Плавскина, В. В. Жирмунской. – СПб., 1996. 7. Ищук-Фадеева Н. И. Типология драмы в историческом развитии: учеб. пособие. – Тверь, 1993. 8. Квятковский А. П. Поэтический словарь. – М., 1966. 9. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1999. – С. 18–252. 10. Магомедова Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – М., 2004. 11. Мысль, вооруженная рифмами: поэтическая антология по истории русского стиха; сост. авт. ст. и примеч. В. Е. Холшевников. – Л., 1983. 12. Образцы изучения лирики: учеб. пособие: в 2 ч.; сост. Т. Л. Власенко, Д. И. Черашняя, В. И. Чулков. – Ижевск, 1997. 13. Тамарченко Н. Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. – Тверь, 2001. 14. Томашевский Б. В. Поэтика (краткий курс). – М., 1996. 15. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие; вступ. ст. Н. Д. Тамарченко; коммент. С. Н. Бройтмана, Н. Д. Тамарченко. – М., 1996. 16. Федотов О. И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. – М., 2003. – Ч. 1: Литературное творчество и литературное произведение. 17. Федотов О. И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студен. высш. учеб. заведений: в 2 ч. – М., 2003. – Ч. 2: Стихосложение и литературный процесс. 18. Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 1999. 19. Энциклопедический словарь юного литературоведа; сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 1998.
Для любопытных: 1. Гаспаров М. Л. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. – М., 1999. 2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студ. и препод. филол. фак., учителей-словесников. – 2-е изд., испр. – М., 1999. 3. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл: пер. с фр. С. Зенкина. – М., 2001. 4. Литературная энциклопедия терминов и понятий; гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. – М., 2001. 5. Минералов Ю. И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность): учеб. для студ. филол фак. высш. учеб. заведений. – М., 1999. 6. Основы литературоведения: учеб. пособие для филол. фак. пед. ун-тов; под ред. В. П. Мещерякова. – М., 2000. 7. Пави П. Словарь театра; пер. с фр.; под ред. К. Разлогова. – М., 1991. 8. Теоретическая поэтика: понятия и определения: хрестоматия для студентов; авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. – М., 2002. 9. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – 4-е изд., испр. – М., 1971. 10. Успенский Б. А. Поэтика композиции (структура художественного текста и типология композиционной формы). – М., 1970. 11. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. – М., 1978. 12. Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: учеб. пособие для студ. филол. фак. – 3-е изд., перераб. – СПб., 1996. 13. Фарино Е. Введение в литературоведение: учеб. пособие. – СПб., 2004. 20. Фадеева Н. И. Драматический герой и его модификация // Филол. науки. – 1984. – № 4. 14. Фоменко И. В. Введение в практическую поэтику: учеб. пособие. – Тверь, 2003. 15. Эткинд Е. Проза о стихах. – СПб., 2001.
Кафедра теории литературы Введение в литературоведение Методическое пособие для студентов 1 курса филологического факультета Тверь 2015 Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для самостоятельной работы с научной литературой и вопросы для самоконтроля.
Составитель доц. С.Ю. Артёмова
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы