Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Смыслообразующая роль тропов



 

Какой троп составляет основу смыслообразования в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утёс» и «На севере диком стоит одиноко…»? Какое начало, на Ваш взгляд, преобладает в этих произведениях (социальное, любовное, философское) и почему?

 

Установите происхождение и определите основу для переносного значения слов в следующих метафорах:

 

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинк,

Покрытый ржавчиной презренья?..

М. Лермонтов

Пластинкой тоненькой «жилета»

Легко щетину спячки снять.

О. Мандельштам

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

Б. Пастернак

 

Попытайтесь раскрыть смысл правки А. С. Пушкиным своих рукописей («Евгений Онегин»):

 

…И, устремив на чуждый свет

Разочарованный (позолоченный) лорнет…

(I, XIX)

Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят,

Еще усталые (ленивые, проворные) лакеи

На шубах у подъезда спят…

(I, XXII)

 

Занятие 5

Стихотворная речь

 

1. Каковы критерии разграничения стиха и прозы?

2. Почему стихотворная речь есть речь с двойной сегментацией?

3. В чем состоят семантические различия стиха и прозы?

4. Как Вы понимаете сформулированный Ю. Н. Тыняновым закон «единства и тесноты стихового ряда»?

5. Почему не существует универсальной системы стихосложения?

6. В чем заключается родовой принцип русского стихосложения? Какова его наиболее строгая форма?

7. Что такое метр?

8. В чем состояла суть стихотворной реформы М. В. Ломоносова–В. К. Тредиаковского?

9. Что такое «стих», «метр», «стопа», «анакруса», «цезура», «клаузула», «рифма», «строфа».

 

Литература:

1. Ю.Н. Тынянов. Проблема стихотворного языка. – М.: КомКнига, 2010. – 178 с. Или в электронном виде. (о «тесноте стихового ряда»)

2. О.Б.Лебедева. История русской литературы XVIII века. Эл.ресурс: http: //www.infoliolib.info/philol/lebedeva/class.html (о реформе Тредиаковского)

 

Занятие 6

Стихотворная речь (определение стихотворных размеров)

 

 

Занятие 7

Типы сюжетов в русской классике

1. Как различаются циклический и кумулятивный сюжет? Какие у них признаки?

2. В литературе XIX века найдите по 5 примеров циклического и кумулятивного сюжета. Определите их функции.

3. Расскажите одну и ту же историю, используя циклическую и кумулятивную модели сюжета (основой сюжета могут стать Колобок, Репка, Курочка-Ряба и др.)

 

Занятие 8

Смыслообразующая роль сюжета

 

1. Как несовпадение сюжета и фабулы (статья Л. С. Выготского «Легкое дыхание») определяет смысл бунинского рассказа, превращая историю «путанной жизни» провинциальной гимназистки в рассказ о «легком дыхании»?

2. В новелле Ги де Мопассана «Возвращение» найдите эпизоды, нарушающие фабульную последовательность событий. Что изменится, если сюжет выстроить в хронологической последовательности? Можно ли считать произведение законченным, несмотря на то, что сюжет незавершен?

3. Сравните две редакции рассказа А. П. Чехова «Шуточка». Что в нем подверглось переработке? Попробуйте определить суть внесенных Чеховым исправлений (см.: Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М., Т. 5. С. 21–24; 489–492).

 

Занятие 9

Смыслообразующая роль композиции

 

1. Как композиционная рамка в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» позволяет «расширить» сюжет, выводя повествование за рамки конкретных событий?

2. Как внесюжетные элементы композиции (авторское описание, портрет, пейзаж, интерьер) участвуют в раскрытии смысла заглавия рассказа А. П. Чехова «Враги»?

3. Как система рассказчиков и нарушение фабульной последовательности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» способствуют раскрытию характера главного героя?

4. Что, с точки зрения Б. Э. Эйхенбаума (статья «Как сделана “Шинель” Гоголя»), составляет основу композиции в повести Н. В. Гоголя «Шинель»?

 

Занятие 10

Смыслообразующая роль композиции

 

Какова, с Вашей точки зрения, роль «вставной истории» (сказки, рассказанной Гриневу «крестьянским царем» Пугачевым) в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

 

Слушай, – сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! – Затейлива калмыцкая сказка?

 

Охарактеризуйте роль художественной детали в описании интерьера дома Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»:

 

На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину… На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало много всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.

 

Описывая с точки зрения Павла Петровича интерьер комнаты Фенечки («Отцы и дети»), И. С. Тургенев подчеркивает такую деталь: на стене генерал Ермолов «в бурке, грозно хмурился на отдаленные Кавказские горы из-под шелкового башмачка для булавок, падавшего ему на самый лоб» (гл. XIII). Объясните смысловую роль этой детали.

Занятие 11

Эпос как литературный род

 

1. В чем заключаются «родовые» свойства текста эпического произведения?

2. Какова структура эпического сюжета?

3. На примере произведения А. П. Чехова «Студент» определите его жанр (рассказ или новелла) и аргументируйте свой выбор.

4. Чем мотивировано изменение пейзажа в сильных позициях текста?

5. Раскройте композиционную роль вставной истории.

 

Занятие 12

Драма как литературный род

 

1. В чем специфика речевой организации драматического произведения?

2. Особенности пространственно-временной организации в драме.

3. В чем проявляется сценическая природа драмы?

4. Каким предстает герой в драме?

5. Охарактеризуйте основные драматургические жанры.

6. Какие грани авторской позиции, с Вашей точки зрения, раскрывает заглавие драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и ее афиша?

Действующие лица:

Арбенин, Евгений Александрович.

Нина, жена его.

Князь Звездич.

Баронесса Штраль.

Казарин, Афанасий Павлович.

Шприх, Адам Петрович.

Маска.

Чиновник.

Игроки.

Гости.

Слуги и служанки

 

Занятие 13

Лирика как литературный род

 

1. В чем заключается предмет лирики?

2. Почему «я» лирическое не равно «я» биографическому?

3. Охарактеризуйте субъектную структуру лирики.

4. В чем состоит условность описания в лирике?

5. Определите форму лирического «я» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Завещание». Аргументируйте свой ответ.

6. Композиция стихотворения А. С. Пушкина «Телега жизни» подчинена логике раскрытия художественного образа, в основе которого лежит известный троп (какой? ). Восстановите эту логику, помня о том, что развитие темы в лирическом стихотворении идет за счет мотивов, которые вводятся в текст по ассоциации.

7. Описание Ф. И. Тютчевым грозы в стихотворении «Весенняя гроза» не соответствует природному явлению, что ставит под сомнение достоверность авторского описания. В чем же тогда состоит его художественная функция?

 

Занятие 14


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь