Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общество, государство, нация.



Лекция 7. Белорусская общность, национальная идея и государственность

Вопросы:

1. Общество, государство, нация.

2. Становление белорусской государственности и формирование белорусской нации.

3. Национальная идея и государственная идеология.

4. Формирование белорусской национальной идеи и белорусская идентичность.

Общество, государство, нация.

В государстве представлены и теснейшим образом сплетены этно-национальные, социокультурные и гражданские интересы людей и их общие цели. В этой связи необходимо указать на различия между понятиями «государство», «общество» и «нация» и на неразрывную связь и взаимодействие этих феноменов. Общество в широком смысле – это исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, их свободная ассоциация в составе семей, социальных и культурных групп и т. д.

Общество представляет собой родовое понятие, в то время как государство – один из возможных видов общественной самоорганизации людей. Другой формой организации людей может служить этническая общность, то есть исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью или нацией. В отличие от организаций и институтов, этнические общности возникают независимо от воли и сознания людей под влиянием объективных причин. Высшей формой этнической общности и одновременно социальной структуры тесно связанной с государством является нация (от лат. natio — ‘племя, народ) – этносоциальная, культурно-историческая и духовная общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей, культуры и характера. Современные ученые связывают нацию с определенным народом, и включают в число ее сущностных признаков общность самосознания и социальной структуры, а также принадлежность к определенному государству. В отличие от «нации», «этносы» не имеют политической окраски, то есть не ставят перед собой политических задач и не стремятся к созданию своих собственных этнических государств. В связи с этим фактически до XVIII в. мир не знал национальных государств и наций. Формирование нации предполагает подчинение родовых, племенных, архаических, патриархальных начал универсальным принципам и интересам в пределах определенной территории (страны, государства).

Это происходит на основе общности культуры, истории и близости языка при наличии политической воли к единству, без которой нация может и не состояться. Носителем этой воли является национальная интеллигенция, элита общества, разрабатывающая концепцию национального объединения и обосновывающая необходимость этого объединения. Постепенно у людей вырабатывается чувство патриотизма и осознание своей национальной принадлежности, стираются культурные и языковые различия между родственными этническими группами, возникает литературный язык и единая система национального образования. И наконец, у формирующейся нации возникает необходимость в политическом самоопределении, наиболее приемлемой формой которого является национальное государство во главе с представителями своей собственной нации. В большинстве случаев это длительный исторический процесс, на различных этапах которого в орбиту нации попадает все более широкий круг этносов и народов. Однако нация, как общность людей с общим языком, традициями и культурой, не всегда совпадает с государственными или политическими узами. С одной стороны, государство стремится объединить гетерогенные этнические образования в единую нацию, с другой – эти образования проявляют склонность к тому, чтобы самим объединиться в единое политико-юридическое сообщество и образовать независимые государства.

Таким образом, в отличие от всех предшествующих форм самоорганизации человеческого общества нация представляет собой не только естественноисторическую, но в первую очередь политическую форму, внешними признаками которой является государство.

 

 

Становление белорусской государственности и формирование белорусской нации.

Поскольку формирование современной идеологии белорусского государства требует творческого осмысления исторического опыта народа в различных областях социальной жизни и государственного строительства, а также его интеллектуальных и культурных достижений, необходимо указать основные этапы истории становления белорусской государственности, формирования белорусской нации и культуры.

Исторически различают четыре этнические эпохи на Беларуси:

1) время заселения ее территории индоевропейскими племенами;

2) балтская эпоха (начинается примерно на рубеже III–II тыс. до н.э.);

3) эпоха славянского заселения Беларуси (VI–XIV вв. н.э.);

Становление и развитие белорусской народности, а затем белорусской нации (начинается с XIV в.).

На последние две эпохи этнической истории Беларуси, связанные со славянским заселением ее территории и формированием белорусской народности и нации приходится становление белорусской государственности, в истории которой в соответствии с особенностями социально-политической и культурной жизни можно выделить шесть периодов.

VI. Постсоветский период (с 1991 г.).

В 1991 г. Беларусь получила реальный социально-политической суверенитет и стала независимым национальным государством. В истории его формирования и развития можно выделить три этапа.

Усиление президентской власти и создание устойчивой вертикали государственной власти началось в 1996 г.

2 марта 1997 г. был заключен Договор о Союзе Беларуси и России.

9 сентября 2001 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко был переизбран на второй срок

17 октября 2004 г. одновременно с выборами в Национальное собрание Республики Беларусь состоялся референдум по изменению ст. 81 Конституции, новая редакция которой исключила положение о том, что «одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков».

19 марта 2006 г. А. Г. Лукашенко был вновь избран на пост Президента.

Таким образом, главным результатом постсоветской истории Беларуси является создание независимого белорусского государства, унитарного по национально-территориальному признаку и являющегося президентской республикой по форме правления.

Лекция 7. Белорусская общность, национальная идея и государственность

Вопросы:

1. Общество, государство, нация.

2. Становление белорусской государственности и формирование белорусской нации.

3. Национальная идея и государственная идеология.

4. Формирование белорусской национальной идеи и белорусская идентичность.

Общество, государство, нация.

В государстве представлены и теснейшим образом сплетены этно-национальные, социокультурные и гражданские интересы людей и их общие цели. В этой связи необходимо указать на различия между понятиями «государство», «общество» и «нация» и на неразрывную связь и взаимодействие этих феноменов. Общество в широком смысле – это исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, их свободная ассоциация в составе семей, социальных и культурных групп и т. д.

Общество представляет собой родовое понятие, в то время как государство – один из возможных видов общественной самоорганизации людей. Другой формой организации людей может служить этническая общность, то есть исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью или нацией. В отличие от организаций и институтов, этнические общности возникают независимо от воли и сознания людей под влиянием объективных причин. Высшей формой этнической общности и одновременно социальной структуры тесно связанной с государством является нация (от лат. natio — ‘племя, народ) – этносоциальная, культурно-историческая и духовная общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей, культуры и характера. Современные ученые связывают нацию с определенным народом, и включают в число ее сущностных признаков общность самосознания и социальной структуры, а также принадлежность к определенному государству. В отличие от «нации», «этносы» не имеют политической окраски, то есть не ставят перед собой политических задач и не стремятся к созданию своих собственных этнических государств. В связи с этим фактически до XVIII в. мир не знал национальных государств и наций. Формирование нации предполагает подчинение родовых, племенных, архаических, патриархальных начал универсальным принципам и интересам в пределах определенной территории (страны, государства).

Это происходит на основе общности культуры, истории и близости языка при наличии политической воли к единству, без которой нация может и не состояться. Носителем этой воли является национальная интеллигенция, элита общества, разрабатывающая концепцию национального объединения и обосновывающая необходимость этого объединения. Постепенно у людей вырабатывается чувство патриотизма и осознание своей национальной принадлежности, стираются культурные и языковые различия между родственными этническими группами, возникает литературный язык и единая система национального образования. И наконец, у формирующейся нации возникает необходимость в политическом самоопределении, наиболее приемлемой формой которого является национальное государство во главе с представителями своей собственной нации. В большинстве случаев это длительный исторический процесс, на различных этапах которого в орбиту нации попадает все более широкий круг этносов и народов. Однако нация, как общность людей с общим языком, традициями и культурой, не всегда совпадает с государственными или политическими узами. С одной стороны, государство стремится объединить гетерогенные этнические образования в единую нацию, с другой – эти образования проявляют склонность к тому, чтобы самим объединиться в единое политико-юридическое сообщество и образовать независимые государства.

Таким образом, в отличие от всех предшествующих форм самоорганизации человеческого общества нация представляет собой не только естественноисторическую, но в первую очередь политическую форму, внешними признаками которой является государство.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь