Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Искусство Древней Руси (худ центры, представители) ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Русь – это Древнее общее название всех восточнославянских племен (украинцы, белорусы, русские), которые населяли большие территории. Они не принадлежали никакой державе, существовали сами по себе, при этом находились во взаимодействии. Древне-русское гос-во сложилось на территории вост. Европы во 2ой половине 9 в (Поднепровье и северное побережье Черного моря). В его состав вошли славянские и неславянские земли. Причины возникновения: - разложение первобытно-общинного строя -появление классового общества. Основные периоды развития искусства Древней Русси · 9 – нач 12 вв – эпоха Киевской Руси · 12 – 13 вв – эпоха феодальной раздробленности · 14 – нач 15 вв – период борьбы с монголо-татарами и период объединения русских княжеств · 15 – 16 вв – время возникновения и укрепления Российского централизованного гос-ва · 16 – 18 вв –кризис средневекового (религиозного) иск-ва и зарождение нового иск-ва. (Петр 1, светское иск-во) Славянское искусство эпохи средневековья связано с церковью и христианской верой. Киев – первый город, который принял крещение 988г. С этого момента развивается каменное зодчество. Десятинная церковь в Киева (25 куполов). «золотые врата». С начала 11 в. складывается определенный тип храмового зодчества: крестово-купольная форма храма. (барабан – цилиндрическая/многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол. Купол оканчивается крестом. Яблоко – часть, на которой закреплен крест. Закамары ( в русской архитектуре) – полукруглое завершение стены здания как правило повторяет черты размещения за ней свода. Куб – основной объем храма. Пилястры – конструктивные/декоративные вертикальные выступы на поверхности стены. Имеют базу и капитель. Купола (формы) – форма купола имела символическое значение: -шлемоподобная форма; -форма луковицы (как пламя свечи); -мудрогелистая. Количество тоже символично: 1-символ Бога; 2-существо Бога (Божье и человеческое существо – Христос и Божья Матерь); 3-Святая Троица; 4-Евангелисты (Матвей, Лука, Марк, Иоанн); 5-Евангелисты и Христос; 7- 7 добродетелей; 9- 3х-разовая Троица; 10, 11, 12 – не было; 13-Христос и его 12 учеников (Апостолов); 33-годы жизни Христа. Цвета купола: золото-знак небесной Славы; синий со звездами-посвящен Богородице; зеленый-цвет Святого духа; черный-монастыри, символ монашества. Шатер – это высокое 4х или 8-гранная пирамидальное покрытие башни храма или звонницы. Собор святой Софии в Киеве – 1036г. Ярослав Мудрый. 13 куполов. Первая на руси библиотека, школа. «Христос-Пантократор»-фреска, «Богоматерь Оранта». 3 вида Богоматери: 1-Богоматерь Оранта (возведенные руки к небу); 2-Богоматерь Одигитрия (лица на людей); 3-Богоматерь Умиление (соприкосновение щекой). Новгородский кремль. Княжество 11-15вв. Собор св. Софии в Новгороде. Особенности новгородского зодчества: с 13в. строят храмы для самих себя. 1)4х-столбный; 2)однокупольный с кубическими пропорциями. Появление новых декоративный элементов: 1) бровки (декоративные украшения стены над окном в форме валика); 2)бегунцы (глиняный выступ в виде пояса, имел форму волны). Церковь Спаса на Нередице. Один купол. Кубические пропорции. Особенности новгородской иконописной школы: монументальность; былинно-сказочный характер изобрадения (Илья Пророк); многофигурность, многоярусность; общий тон иконы – красный. Древнерусское искусство развивалось по-своему динамично. Древняя Русь имела способность тонко чувствовать и ценить прекрасное. После принятия христианства, Русь становится сильным государством с развитой культурой. В исторически короткий срок на Руси создается множество выдающихся произведений искусства. Живопись домонгольского периода теснейшим образом связана с творческой переработкой византийской художественной традиции. Рано обнаружилось своеобразие и самобытность русского творчества. Этому служит ансамбль фресок Собора в Киеве, включающие уникальные композиции. Это разнообразные сцены фигурок акробатов, борцов, различные сюжеты охоты, всадников и музыкантов. Монументальная живопись Новгорода домонгольского периода свидетельствует об упорных творческих исканиях и о широких культурных связях. Обращение к романскому искусству сообщило ей большую экспрессию, повышенную эмоциональную выразительность. Характерными особенностями новгородской живописи выступали сложные по составу нередицкие росписи. Это конкретность трактовки событий священной истории и предельная выразительность образов. Особый раздел искусства домонгольской эпохи – иконопись. Памятников до нас дошло очень мало, но все они высочайшего художественного качества. Икона Спаса Нерукотворного подтверждает особую природу, поверхность произведения, сияющая и непроницаемая, написана теплыми тонами, мазками – «плавями». В основе «Устюжского благовещения» лежит образец, восходящий к раннехристианскому искусству. Здесь художник уделяет внимание силуэтам, это свидетельствует о господстве принципа плоскостности, свойственного древнерусской живописи. В своих работах русский мастер использовал высокие традиции византийского искусства. Наряду с влиянием Византии в древнерусском искусстве домонгольской поры можно наблюдать и иные устремления, связанные с народным искусством, выработкой собственных художественных идеалов, национальным и культурным самоопределением. До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутреннее пространство здания делилось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест. На этих столбах, соединенных попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сводами, а угловые части – купольными сводами. Восточная часть здания имела выступы для алтаря – апсиды. Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы (межрядные пространства). Столбов в храме могло быть и больше. В западной части располагался балкон – хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближение. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в специально для этого предназначенной башне. Иногда хоры соединялись переходом с княжеским дворцом. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная к Киеве в конце Х века греческими мастерами. Она была разрушена монголо-татарами в 1240 году. В 1031-36 годах в Чернигове греческими зодчими был воздвигнут Спасо-Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси. Вершиной южнорусского зодчества XI века является Софийский собор в Киеве – огромный пятинефный храм, построенный в 1037-1054 годах греческими и русскими мастерами. В древности он был окружен двумя открытыми галереями. Стены сложены из рядов тесанного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича. Киевская София уже значительно отличалась от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчавших его куполов, в чем сказались, вероятно, традиции деревянного строительства. В XI веке в Киеве было возведено еще несколько каменных построек, в том числе и светских. Вслед за киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София (1045-1060) существенно отличается от киевского собора. Она проще, лаконичнее, строже своего оригинала. Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнороссийскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане и т.п. Частично это объясняется связями Новгорода с Западной Европой и влиянием романской архитектуры. С XII века начинается новый этап в развитии русского зодчества, которое отличается от архитектуры предшествующих времен меньшей масштабностью зданий, поисками простых, но в том же время выразительных форм. Наиболее типичным стал кубический храм с позакомарным покрытием и массивной главой. Заметнее становится влияние романского стиля. Оно не затрагивало основ древнерусской архитектуры – крестово-купольной конструкции храма с позакомарным покрытием, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, подобия контрфорсов на внешних стенах, группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен. Использование элементов романского стиля распространилось в XII веке в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси. Мозаики Златоверхого собора Михайловского монастыря отличаются довольно свободной композицией, живостью движений и индивидуальными характеристиками отдельных персонажей. Хорошо известно мозаичное изображение Дмитрия Солунского – воина в золоченом панцире и синем плаще. К началу XII века дорогая и трудоемкая мозаика полностью вытесняется фреской. В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров все заметнее проявляются местные особенности. Во второй половине XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает наиболее полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов, что диктовалось желанием создать искусство, доступное для восприятия неискушенного в теологических тонкостях человека, способное воздействовать на его чувства. В меньшей степени демократизм новгородского искусства проявился в станковой живописи, где местные черты выражен слабее. К новгородской школе относится икона «Ангел Златые власы», привлекающая внимание лиризмом образа и светлым колоритом. От живописи Владимиро-Суздальской Руси домонгольского времени до нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. Основываясь на этом материале, исследователи считают возможным говорить о постепенном становлении владимиро-суздальской школы живописи. Наилучшей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. Она создана двумя мастерами – греком и русским. Лики апостолов и ангелов, принадлежащие кисти русского мастера, проще и задушевнее, они наделены добротой и мягкостью в них нет напряженного психологизма, свойственного манере греческого мастера. К владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII – начала XIII веков. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь» (середина XII века), стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери» — иконе византийского происхождения. Большой интерес представляет икона «Дмитрий Солунский». Дмитрий изображен сидящим на троне в дорогих одеждах, в венце, с полуобнаженным мечом в руках. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1207; Нарушение авторского права страницы