Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОАНН (ПАШИН) ЕПИСКОП РЫЛЬСКИЙ
Память 26 февраля / 11 (10 – в високосный год) марта в день кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Белорусских и Курских святых В миру Иван Дмитриевич Пашин, родился 8 / 21 мая 1881 года в семье священника в городе Петриков Гомельской области. О детстве и юности его известно мало. Как и большинство его сверстников, происходивших из духовного сословия, он часто посещал храм Божий, обучался церковному пению, затем поступил в Минскую духовную семинарию, где учился очень хорошо. В 1901 году он окончил семинарию и был рукоположен во иерея, направлен в церковь села Князь-Озеро Мозырского уезда (ныне деревня Красное Озеро Солигорского района). В феврале 1903 года перемещен к церкви Скрыгалово того же уезда. Летом 1909 года назначен настоятелем церкви великомученика Георгия Победоносца села Прилепы Минского уезда. Местные прихожане долго помнили его как пастыря доброго, рачительного, строго относившегося к своим обязанностям[60]. Организовал при церкви продажу молитвословов и книг духовного содержания. На территории прихода действовало пять церковноприходских школ при его попечительстве. 21 ноября 1910 года при Прилепской церкви во имя иконы Божией Матери Иверской отец Иоанн положил начало образованию приходского общества трезвости, которое каждый год увеличивалось и переросло в Братство Трезвости со своим уставом, гимном, знаменем-хоругвью. Сразу же, как только о. Иоанн приступил к служению в Прилепы, он намеревался сделать ремонт церкви, и в 1912 году был составлен план и смета на постройку новой каменной церкви, так как старая уже не вмещала молящихся. В феврале 1913 года Священный Синод отпустил деньги, и сразу начались строительные работы. Несмотря на трудности, постройка новой церкви в основном была закончена в 1914 году. В это время началась Первая мировая война. От тяжёлой болезни умерла в 1915 году матушка Антонина Васильевна, и овдовевший отец Иоанн остался с двумя несовершеннолетними детьми - сыном Василием и дочерью Надеждой. В 1915 году возле церкви был устроен цементный водоём для освящения воды и возле него установлен крест с иконой святого Иоанна Крестителя, в том же году на новую церковь были подняты золочёные кресты. Новоустроенная церковь была освящена 21 августа 1916 года епископом Слуцким Феофилактом. В этом же году в приходе открываются ещё две церковно-приходские школы в деревнях Богуте и Усяже. При содействии отца Иоанна в 1921 году новую церковь украсил иконостас, ранее принадлежавший Свято-Духову храму Минского монастыря, закрытого большевиками. 13 марта 1923 года хиротонисан во епископа Мозырско-Туровского, викария Минской епархии. Хиротонию в Минском Петропавловском соборе совершили епископы Минский Мелхиседек (Паевский), Вяземский Венедикт (Алентов) и Гжатский Феофан (Березкин). Через несколько дней после хиротонии епископ Иоанн выехал в Петриков, откуда был родом. Часто выезжал на приходы вверенного ему викариатства, указывая при встречах с православными верующими на то, что во взаимоотношениях с властями " нужен мир, спокойствие и послушание". Делал все возможное на поприще духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В Петрикове, по воспоминаниям Андрюк А. М., владыку Иоанна люди запомнили высоким русоволосым человеком с голубыми глазами. Он любил Бога и людей, был добрым, заботливым, когда появлялось время, любил петь на клиросе. Однажды, когда владыка стоял на клиросе, местный житель Лапето выстрелил в епископа, но певчая Антонина закрыла пастыря собой и была ранена. Весной 1925 года у владыки возникают недоразумения с властями из-за того, что он часто и много служил в приходских храмах своего викариатства, а у себя дома в Петрикове устроил нечто вроде церковно-приходской школы. В определённые дни к нему приходили дети из соседних деревень, и он разучивал с ними церковные песнопения. В постановлении о привлечении владыки к следствию читаем: " Пашин устроил у себя на квартире преподавание Закона Божия малолетним детям... подрывал авторитет советской школы". Епископа Иоанна допрашивали дважды. Во время допросов он держался мужественно, сохраняя должное спокойствие духа. О себе он свидетельствовал в таких словах: "... Я, как человек сильных и твёрдых убеждений религиозных, и как епископ, веду работу в пределах, установленных советской властью законов..." Прокурор дал следующее заключение по делу епископа Иоанна Пашина: " Принимая во внимание, что, несмотря на отсутствие в деле достаточных улик для предания обвиняемого суду, пребывание Пашина Ивана Дмитриевича в пределах БССР, как погранполосе, является в настоящее время социально опасным. А потому полагал бы, что гражданин И. Д. Пашин, епископ Мозырско-Туровского викариатства, должен быть подвергнут выселению через Особое Совещание при ОГПУ из пределов Западного Края..." Резолюцию прокурора не замедлили привести в действие. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ от 26 марта 1926 года владыка Иоанн был лишён права проживания в крупных городах страны и выслан из Петрикова. Из воспоминаний жителей Петрикова известно, что в Великий Четверг 1926 года епископ Иоанн отслужил последнюю перед арестом Божественную литургию в родном городе. Закончив службу, испросив прощения у прихожан, он сошёл с амвона и, повинуясь представителям властей, вышел из собора. Люди шли вслед за епископом до пристани, а затем долго шли в холодной воде за баржей, на которой увозили владыку Иоанна из Петрикова навсегда. Не желая терять связи со своей епархией, он остановился на жительство в городе Лоеве Гомельской области и тут, как говорится в документах следственного дела, " вновь развернул антисоветскую работу, выразившуюся в нелегальном управлении епархией и распространении контрреволюционных слухов". После этого Особым Совещанием ОГПУ от 18 сентября 1926 года его приговорили к ссылке в Зырянский край (нынешняя Республика Коми). Он пробыл на Севере три года и в августе 1929 года был переведён на так называемое " вольное поселение" в город Рыльск Курской области. Был назначен Рыльским викарием Курского архиепископа Дамиана (Воскресенского). 28 сентября 1932 года снова был арестован, по обвинению в принадлежности к вымышленной организации под названием " Ревнители Церкви", являвшейся плодом измышлений агентов НКВД. По разработанному ими сценарию владыка Иоанн будто бы возглавлял " рыльское объединение" этой организации. В общей сложности по делу о " Ревнителях Церкви" арестовали 413 человек, в число которых вошли: три епископа (кроме владыки Иоанна также были арестованы Курский архиепископ Дамиан (Воскресенский) и Орловский епископ Николай (Могилевский)), 127 священников и диаконов, 106 монахов и монахинь, 70 крестьян, 11 бывших дворян и другие лица. Следственное дело, заведенное на арестованных, включило одиннадцать томов из 400-500 страниц каждый. В своих показаниях владыка Иоанн (Пашин) никого не оговорил и виновным себя ни в чем не признал. Во время допроса он свидетельствовал о себе: " В 1929 году, как административно высланный, я, по указанию митрополита Сергия, избрал местом жительства г. Рыльск, проездом туда заезжал к архиепископу Курскому Дамиану, у которого пробыл одни сутки. Дамиан разрешил мне совершать в ссылке богослужения. В бытность мою в Рыльске я с архиепископом Дамианом поддерживал письменные связи официального и частного характера... По поручению Дамиана я рукополагал некоторых лиц во священники". Постановлением Особого Совещения ОГПУ от 7 декабря 1932 года был приговорен к заключению в концлагерь сроком на десять лет. 5 января 1938 года по распоряжению НКВД Архангельской области был приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 11 марта 1938 года. В 1994 году был реабилитирован, а в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников. Тропарь, глас 4 Добродетелию жизнь свою украси, / апостольскаго преемства удостоивыйся, / слово Божие проповедуя, / мученическим венцем венчался еси, / святый священномучениче Иоанне. / Земное Отечество твое память твою празднует / и град Петриков радуется. / Земля Полесская хвалу тебе приносит / и со умилением восклицает: / радуйся, новомучениче, // похвало Православия. Кондак, глас 2 Явися еси победитель козней лукаваго, / святый священномучениче Иоанне, / претерпев за веру Христову гонения и поругание. / И Христос тя венцем мученичества венча. / Святительство твое прославляется во градех Мозыре и Рыльске. / Ты бо возглавляеши полк новомучеников земли Полесския. / Тем же и мы, взирающе на подвиг твой, с верою тебе взываем: // молися о нас ко Господу и утверди нас в Православии Награды
Документы, литература
Использованные материалы |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы