Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 9 / 22 марта, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Бутовских новомучеников
В миру Самойлова Александра Никитична, родилась 23 апреля / 6 мая 1882 года в селе Гриднево Гжатского уезда Смоленской губернии в семье благочестивых крестьян Никиты и Евдокии Самойловых. Брат и сестра Никиты Самойлова приняли монашество. Окончила сельскую школу и, когда ей исполнилось пятнадцать лет, ушла подвизаться в Спасо-Бородинский женский монастырь Московской губернии. В 1919 году монастырь был преобразован в коммуну, и в этом качестве просуществовал до 1931 года, когда безбожные власти уничтожили и те монастыри, которые существовали под видом трудовых артелей и коммун. Инокиня Александра вернулась на родину в село Гриднево. Отца уже не было в живых, и она жила вместе с матерью Евдокией Ивановной. Жили они скромно, занимались крестьянским хозяйством, Александра исполняла монашеское правило и пела на клиросе в Рождественской церкви. В 1937 году началась новая волна беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь. Для ареста и расправы над духовенством, монашествующими и мирянами безбожники использовали любой повод. 27 января 1938 года инокиня Александра была арестована и заключена в можайскую тюрьму. В качестве лжесвидетеля был допрошен помощник секретаря местной партийной ячейки, который представил поступки и слова инокини во вздорном и преувеличенном виде, заявив, что та будто бы говорила женщинам-односельчанкам: " В декабре 1937 года будут проходить выборы в Верховный Совет, и будут раздавать листовки, и будете голосовать за антихристов. Вы не отошли еще совершенно от Господа Бога, опомнитесь и воздержитесь от антихристова соблазна, удерживайте и других, за это вас и Бог не оставит и воздаст вам Царствие Божие. Ваше Царство не на земле, где антихристово царство, ваше Царство на небесах" . Далее секретарь показал, что в день выборов в Верховный Совет, 12 декабря, Александра на выборы не явилась, и к ней домой пришли члены комиссии по выборам и спросили, почему она не идет голосовать. Та ответила: " Я больная и идти на выборы не могу". Ей предложили довезти ее на лошади, а затем привезти обратно, но она на это ответила: " Все равно я голосовать за антихристов не пойду, я лучше живая в могилу лягу и умру". И она будто бы надела белое платье, легла в постель, скрестила на груди руки и на голосование не пошла. 11 марта состоялся допрос: - В ноябре 1937 года вы занимались чтением религиозной литературы среди женщин? - Религиозную литературу я читаю только сама, приходящим я никогда не читала религиозной литературы. - 12 декабря 1937 года, в день выборов в Верховный Совет, по какой причине вы не явились на голосование? - В день выборов в Верховный Совет я не пришла на голосование по своим религиозным убеждениям. - Следствием установлено, что вы высказывали контрреволюционные убеждения, направленные на срыв выборов в Верховный Совет. - Никаких контрреволюционных убеждений я не высказывала. - Следствие располагает данными, что вы заявили членам комиссии по выборам в Верховный Совет, что за антихристов голосовать не будете. - Я никому не говорила, что за антихристов голосовать не буду; участия в голосовании я не принимала, но по какой причине, я сказать не могу. Виновной себя в распространении контрреволюционных убеждений я не признаю. 15 марта 1938 года тройка при УНКВД по Московской области приговорила её к расстрелу за " контрреволюционную агитацию". Расстреляна 22 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле. Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания. Документы, литература
Использованные материалы
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА НАТАЛИЯ УЛЬЯНОВА Память 9 / 22 марта, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников, новомучеников Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря (мест., в обители), Воронежских, Липецких и Московских святых Родилась в 1889 году в городе Ельце Орловской губернии в семье столяра Николая Николаевича Ульянова, получила начальное образование. В 1910 году приехала в Москву, поступила в Новодевичий монастырь и подвизалась в нем на различных послушаниях. После закрытия обители в 1922 году она, как и многие насельницы, осталась жить в одной из монастырских келий, которые были превращены властями в коммунальные квартиры, и к монахиням были подселены люди, настроенные к вере враждебно. Послушница Наталия подвизалась в качестве певчей и псаломщицы в московских храмах; ей в то время пришлось нести тяготы, которые выпали на долю народа, и нести все трудовые повинности: её мобилизовывали на общественные работы — то на очистку снега на железной дороге, то на торфоразработки. В 1930 году она поступила на государственную службу - курьером и уборщицей в Московский городской банк, находившийся на улице Ильинке. 9 марта 1938 года лжесвидетели подписали против неё написанные следователем показания, и в частности, что Наталья враждебно настроена к существующему строю, говорит, что в колхозах плохо живётся и пользы в дальнейшем от колхозов не будет, что крестьяне голодают, раздеты и разуты. На полянке во дворе Новодевичьего монастыря против окон бывших келий она будто бы вела разговоры против колхозного строя, говоря о том, что крестьяне работают день и ночь, а сами холодные и голодные. 11 марта, послушница Наталия была арестована и заключена под стражу в 7 отделение милиции Фрунзенского района города Москвы. - Вы арестованы за клеветнические провокационные измышления о жизни колхозного крестьянства в СССР, которые распространяли среди населения вашего дома. Признаете ли в этом себя виновной? - спросил следователь. - Не признаю, так как я среди населения Новодевичьего монастыря агитации, касающейся жизни колхозного крестьянства, не вела, — ответила она. - Вы уличены в контрреволюционной деятельности, которую проводили среди жителей вашего дома. Летом 1936 года вы во дворе бывшего Новодевичьего монастыря говорили, что «при советской власти крестьян загнали в колхозы и тем самым разорили, крестьяне ходят голодные, разутые, раздетые, работают день и ночь, а получать в колхозах ничего не получают». Признаете ли себя в этом виновной? - Не признаю, так как среди населения своего дома я никакой агитации не вела и о том, что крестьяне живут плохо, никому не говорила. 13 марта следователи провели очную ставку послушницы Наталии со лжесвидетелями, которые показали всё, что требовали от них следователи. Выслушав их, послушница отказалась подтвердить лжесвидетельства. 15 марта Тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу за " контрреволюционную агитацию, клеветнические провокационные измышления о жизни колхозного крестьянства, к/р деятельность среди жителей своего дома". 22 марта 1938 года была расстреляна и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 22 февраля 2001 года для общецерковного почитания. В соответствии с ходатайством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от 24 марта 2006 года, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в Московском Новодевичьем монастыре было установлено ежегодное празднование Соборной памяти святых новомучеников Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря в субботу перед Неделей святых жен-мироносиц. В их число вошли священномученик Сергий Лебедев и преподобномученицы Наталия (Ульянова), Ирина (Хвостова), Матрона (Алексеева) и Мария (Цейтлин). 6 мая 2006 года в этой обители был впервые отмечен праздник. К этой дате была написана икона святых мучеников и издана брошюра, с описанием житий святых[194]. Архивные материалы, литература
Использованные материалы
О дне сем. Служба этого дня – обычная великопостная. На утрене читается канон Кресту Господню. Паремия на 6 часе. Кнга пророка Исаии (Главы 26 и 27): 1В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. 2Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. 3Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. 4Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная: 5Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. 6Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих. 7Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника. 8И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. 9Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. 10Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа. 11Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее; увидят и устыдятся ненавидящие народ Твой; огонь пожрет врагов Твоих. 12Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас. 13Господи Боже наш! другие владыки кроме Тебя господствовали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое. 14Мертвые не оживут; рефаимы[195] не встанут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них. 15Ты умножил народ, Господи, умножил народ, - прославил Себя, распространил все пределы земли. 16Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его. 17Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. 18Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали. 19Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряни́ те и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов. 20Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; 21ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих. Глава 27. 1В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. 2В тот день воспойте о нем - о возлюбленном винограднике: 3Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него. 4Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. 5Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною. 6В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная. 7Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его? 8Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра. 9И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца. 10Ибо укрепленный город опустеет, жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня. Там будет пастись теленок, и там он будет покоиться и объедать ветви его. Тексты глав в целом изобилуют указаниями на события, ближайшие ко времени, как избавление евреев из ассирийского или иного плена. Однако же слова о наказании не одних ассирийцев и вавилонян, а «обитателей земли» за грехи их, противоречат этому. Да и указание на победу над «змеем» и «левиафаном» приямо указывает на последние времена мира, когда сатана будет ввергнут в «озеро огненное». Так что здесь есть и указание на события Нового Завета (слова о том, что плодами расцвета Израиля наполнится вся Вселенная, что может указывать на проповедь Евангелия, продолжающегося и доныне) и будущего века. Паремии на Великой вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Главы 9 и 10): 1И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; 2да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной, ] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней. 8И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. 12И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. 14И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; 15и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. 16И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. 17И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле. 18Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет [196]. Хам же был отец Ханаана. 19Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. 20Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. 22И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. 23Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. 24Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. 26Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; 27да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. 28И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. 29Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер. Глава 10. 1Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. 2Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса, ] Фувал, Мешех и Фирас. 3Сыны Гомера: Аскеназ[197], Рифат и Фогарма. 4Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим. 5От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих. 6Сыны Хама: Хуш[198], Мицраим[199], Фут и Ханаан. 7Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан. 8Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; 9он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]. 10Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. 11Из сей земли вышел Ассур[200] и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах 12и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий. 13От Мицраима произошли Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, 14Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим. 15От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, 16Иевусей, Аморрей, Гергесей, 17Евей, Аркей, Синей, 18Арвадей, Цемарей и Химафей. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись, 19и были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши. 20Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их. 21Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова. 22Сыны Сима: Елам[201], Ассур, Арфаксад, Луд, Арам [и Каинан]. 23Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш. 24Арфаксад родил [Каинана, Каинан родил] Салу, Сала родил Евера. 25У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брату его: Иоктан. 26Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавефа, Иераха, 27Гадорама, Узала, Диклу, 28Овала, Авимаила, Шеву, 29Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. 30Поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной. 31Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их. 32Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа. Семья Ноя начинает осваиваться на земле, освобожденного от закоснелых грешников и…. один из сыновей Ноя согрешает, посмеявшись над отцом, опьянвшим от вина. Вероятнее всего, опьянение получилось случайно (квчег остановился в горах, где атмосферное давление ниже, чем в низине и часто человек с низин, попав в высокогорье, пьянеет намного быстрее, чем это могло произойти в месте его проживания). Так или иначе, один из его сыновей, человек уже взрослый и имеющий своих детей, видя пьяного отца, начинает смеяться над ним, во всяком случае, рассказывает об увиденном братьям. Те накрыли отца, уснувшего нагим. Ной, проснувшись, проклинает сына и его потомства. Увы, осуждать мы с вами тоже любим и разглашать грехи ближних, смеясь над ними. Так, «не судите, и не будете судимы» говорится нам этим примером из Ветхого Завета. Далее приводится родословная потомков Ноя – то, как от его детей пошло все человечество. Сегодня генетики торжественно вещают, что нашли «первобытного Адама», но слова о том, что современное этому «Адаму» человечество оказалось на грани гибели, но благодаря ему, его племя выжило и дало жизнь новому человечеству – это напоминает, скорей, о Ное. чем об Адаме. Да и число генетических ветвей «Адама» тоже напоминает именно о Ное. В читаемой на богослужении паремии перечисление имен потомков Ноя, по понятным причинам, опущено, но читать их чрезвычайно интересно, что имена конкретных потомков совпадают с названиями стран и именами мифологических основателей городов или даже божеств (возможно, обожествленных предков), что делает несерьезными слова мирских ученых о том, что «легенда о потопе явилась фольклорным переложением сведений о реально произошедшем потопе, поразившем Ближний Восток». Впрочем, эти рассуждения наши о потопе – мелочь в сравнении с назиданием, которому может послужить текст Писания, так что ими можно пренебречь. Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Главы 12 и 13): 23Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость. 24Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью. 25Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его. 26Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение. 27Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно. 28На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти. Глава 13. 1Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения. 2От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников - зло. 3Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. 4Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. 5Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя. 6Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. 7Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. 8Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. 9Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.] 10От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость. Начиная с этой службы, на литургиях Преждеосвященных Даров начинает возглашаться, помимо ектении об оглашенных (проходящих процедуру оглашения, то есть, обучения и подготовки перед крещением, которая в древности была обязательной и подчас длительной, длящейся по нескольку лет), ектения о готовящихся к крещению… Четверг 23 марта. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы