Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Перевод и обработка Елены Макаровой
Чего следует ожидать от творческого рисования? Прежде всего, выражения всемогущей свободы… Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача ¾ освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности… Скудность материалов и технических средств здесь компенсируется талантом педагога… Бедность ребенка в средствах самовыражения ¾ более существенная проблема. Уже красота материала для рисования, красота чистого листа вызывает жажду творчества. А клякса или запачканное место еще усиливает ее. При самостоятельном выборе, поиске и обработке формы ребенок развивает волю, искренность, фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намного позднее, вкус. Так прокладывается путь к красоте даже в том случае, когда сиюминутный результат выглядит неудовлетворительным. Учитель, воспитатель должен быть предельно сдержан в оказании влияния на ученика Ребенку можно многократно показывать произведения как старого, так и современного искусства всевозможных видов, любые изображения с натуры. Это его только обогатит. Он сам выберет, что ему нужно. Только не навязывать ему своего мнения! Он податлив и доверчив, он реагирует на любое указание, ведь так ему проще достичь результата. Он верит, что «взрослыми средствами» он выиграет соревнование, которое ему навязано. Но тогда он отойдет от себя, от своих потребностей, и больше не сможет непосредственно выражать то, что переживает, а в конечном итоге забудет и само это переживание… Я верю, что руководить можно лишь процессом, и правильный, свободный процесс приведет к верному результату… Почти все мы знаем по школьному опыту ¾ то, что было закрыто на засов на уроках рисования, не отомкнуть, с огромным трудом, и значительно позже. Учитель, воспитатель должен придерживаться самой большой сдержанности в оказании влияния на ученика. Возможно, именно тот, кто обладает вкусом и художественными задатками, испытывая радость от силы и наивности работ ребенка, постарается закрепить его на определенной примитивности, или настаивать на определенном виде выражения, идет ли речь о каком-либо из «измов» или о серьезном академическом рисунке. А этого делать не нужно.
Ребенок свободен в выражении того, что он хочет сказать Во-первых, ребенок свободен в выражении того, что он хочет сказать сам о себе; всплески, внезапные выплески любимых фантазий, богатство и бедность их, вплоть до всякой чепухи, не имеющие формы или на том языке формы, которым он владеет. Наш выигрыш заключается в бесценной возможности видеть, в какой-то мере, как он проживает свой опыт (здесь желательна помощь психолога), а затем ¾ состояние его интересов, его предпочтения и знания.
Вспышками детского вдохновения, внезапными озарениями не нужно дирижировать. Этим можно не только потерять возможность войти в мир идей ребенка, но и лишиться взгляда, оценивающего степень его готовности к восприятию, его способности и психическое состояние, расположение духа. Если педагог обладает достаточным опытом в деле перевода из мира материальных следствий обратно в мир идеальных причин (из объектности ¾ обратно в причинность), то детские рисунки предоставляют в его распоряжение важный взгляд и нити для руководства в духовной жизни ребенка. В противном случае педагогу лучше положиться на повседневные наблюдения. Если ребенок не воспринимает жадно и с радостью всякое расширение его мира идей, не следует ему этого навязывать. Знания, навязанные ребенку, которые превышают его способности восприятия или даются в момент, когда он поглощен другими интересами, ребенок воспринимает как посягательство на его внутренний мир и отвечает на это скукой и неадекватным поведением. Итак, следует все доверить самому ребенку, самое большое, что мы можем, ¾ предложить ему материал и побудить его работать. Всякие наши «художественные» оценки не имеют на этой стадии никакого смысла. Воспитание вкуса Сколько трудностей может возникнуть при столкновении с обыденным, привычным, я узнала и пережила весьма интенсивно в работе с группой девочек 10-12-лет. Большинство из них играло большими целлулоидными куклами-пупсами. Однажды мы решили сделать кукол, чтобы с ними сотворить что-нибудь общее, например, театр. Девочкам это не нравилось ¾ некрасиво. Все хотели принцесс, и тем, что у них получалось, они были недовольны. В конце концов они показали мне пупсов, толстых, гладких, с длинными ресницами, подрумяненных. С ними наши тряпичные куклы, несомненно, не могли соревноваться. Я предложила из одной тряпичной куклы, сочтенной уродской, сделать фигуру для процессии ряженых, и вскоре настроение переменилось. Так у нас возникли куклы ¾ водовоз, кухарка, волшебник и звери, и даже работница туалетной службы. Бесконфликтная, принимаемая некритично, бессодержательная «красота», вредит везде и всюду … Все, что противостоит «готовому изделию», даже за счет временного ущерба от потери чужого богатства форм, непережитой красоты, приветствуется нами ¾ народное искусство, примитивное искусство, современные художники, скульпторы, и через них ¾ старые мастера, понятые на основе собственной способности суждения и ума. Такая способность, самосознающая и стремящаяся проявиться через себя самое, без страха и подсмеивания ¾ вот новый источник творчества и цель наших занятий рисованием. Лучшими союзниками против «готовой продукции», против заштампованных эстетических представлений, против застывшего в косности мира взрослых являются художники и дети… Положительное влияние воспитателей в Терезине Вот девочка, которая нарисовала дом с наглухо закрытыми окнами и дверьми, единственным цветком, платьицем и мебелью; все без связи, без пространственных отношений друг с другу. Как оказалось, девочка до Терезина была в сиротском доме, где с детьми очень жестоко обращались, их постоянно держали взаперти и все их вещи, включая деньги, у них отбирали и прятали. Спустя некоторое время в Терезине, где ребенок приобрел хороших воспитателей, на его рисунках появился уютный столик с лампой, в комнате, где на стене висит картина. Вещи связаны воедино, их много. Вместо сухих штрихов теперь линии имеют толщину и наполненность (не отрывисты). Также в лучшую сторону изменились и другие дети. Как было замечено одной очень любимой воспитательницей, дом (по словам д-р Баумеловой, дом всегда означает самого ребенка) на первом рисунке отправлен в самый угол, его двери закрыты, окна пусты, линии имеют депрессивный наклон. На втором рисунке, после того, как ребенок отошел от оцепенения после своего несчастья, в условиях благоприятного обращения дом вернулся на середину листа, на окнах занавески, на двери ¾ глазок, на лугу ¾ цветы, и даже солнце нарисовано не так бегло, как на первом рисунке. О возрастных особенностях Если речь идет о ребенке младше десяти лет ¾ имеется в виду не возраст, а степень зрелости ¾ то преподавателю главным образом нужно заботиться о том, чтобы он не испытывал помех в своей игре, в своих начинаниях. Преподавать, учить такого ребенка бесполезно, потому что в этом нарциссическом возрасте на любое вторжение в душу он отвечает тем, что отворачивается от деятельности вообще. В этом возрасте рисунок и живопись ¾ главные средства самовыражения. Ребенку старше десяти лет уже мало лишь себя; ему интересен весь мир. Реальность выходит вперед, оттесняя фантазию. Теперь ¾ время преподавания формы, однако занятия должны носить характер взрыхления почвы, или поддержания ее взрыхленной, а не закрытия всходов. Техническое, как в рисунке, так и в живописи, должно даваться ребенку в точном соответствии с его потребностями. Элементы, с которыми оперирует ребенок во время занятий, естественно, остаются теми же самыми, что и в «большом искусстве»; теперь его специально знакомят с пропорциями, ритмом, светотенью, пластикой, пространством, цветом, величиной предметов, ¾ при этом оставляя путь открытым … Неравномерные стадии развития в одном ребенке: 12, 5-летняя девочка рисует с натуры как 15-летняя, а на свободную тему как 7-8-летняя. Еще год назад эта тринадцатилетняя девочка прекрасно рисовала, свежо, непосредственно. Такие у нее были неожиданные сюжеты ¾ например, девочка в незакрывающемся туалете ¾ одной рукой она поддерживает юбчонку, другой держит дверь, в зубах ¾ бумагу, и балансирует на одной ноге. Теперь ее рисунки стали мертвыми. Она уже знает, что умеет рисовать, ¾ и не хочет рисковать и ошибаться. Вообще, стремление к гарантированному успеху ¾ один из опаснейших рифов.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы