Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предостережение Колоссян от лжеучителей (2,1-23)



а) Необходимость истинного Богопознания для отсечения лжеучений (2, 1-8).

Чтобы оградить колоссян от влияния ложного учения, ап. Павел призывает к «познанию тайны Бога и Отца и Христа» (2, 2). Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (2, 3). Апостол призывает колоссян быть твердыми в вере, чтобы никто не прельстил их «вкрадчивыми словами» (2, 4), как это делают всегда соблазнители: « Смотрите, братия, чтобы никто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу » (2, 8).

б) Во Христе – полнота Божества телесно (2, 9-15)

В противоположность ложной философии и пустоте лжеучений о Христе, ап. Павел дает краткое, но наиболее емкое выражение тайны Христа: « в Нем обитает вся полнота Божества телесно » (2, 9), т.е. во Христе живет Само Божество, и притом не какой-либо частью, а всей полнотой сущности, и притом «телесно», т.е. воплощенно, – неслитно и нераздельно с человеческой природой Христа. Именно во Христе, в общении с Ним, а не в каком-либо посреднике, как учили гностики, возможна духовная жизнь христианина: «вы имеете полноту в Нем» (2, 10), полноту благодати искупления.

в) Предостережение от лжеучителей (2, 16-23)

Первое предостережение относится к иудействующим: «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (2, 16). Смысл этого внушения в том, что Апостол призывает не соглашаться придерживаться какого бы то ни было иудейского обычая, закона или праздника, потому что все, что было в них истинного, исполнилось и обрело смысл в христианстве.

Второе предостережение относится к гностикам: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов » (2, 18). Гностики старались различными изнурениями и истязаниями тела достичь духовных откровений, видения духов, Ангелов, которых считали посредниками в деле спасения, и не держались единого Спасителя – Христа (2, 19). Действительно, во Фригии почитание Ангелов зашло столь далеко, что Лаодикийский собор в 365 г. (Лаодикия – область, близкая к Колоссам) специально осудил его, так как Ангелы там прославлялись выше Самого Христа.

Третье предостережение: не держаться бессмысленных постановлений: «не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся» (2, 21). Колосокие лжеучители придавали большое значение самой природе некоторых веществ и потому запрещали даже прикасаться к ним, считая эти вещества порождением злого начала или обиталищем злых духов.

 

45. Основание Ефесской церкви. Послание ап. Павла к Ефесянам. Время, место и обстоятельства его написания. Соотношение с Колос. Общая характеристика Еф. в связи с проблемой адресата и авторства.

 

Основание ефесской Церкви. Во время 2-го путешествия на обратном пути апостол сделал краткую остановку в Ефесе. А после отправился в Иерусалим, куда стремился попасть к «приближающемуся празднику». Павел оставил вместо себя в Ефесе своих коринфских сотрудников, Акилу и Прискилу (18, 21). Во время 3-его путешествия, возвратившись на подготовленную почву и проработав в Ефесе более двух лет. Работа Павла в Ефесе сопровождалась обильными излияниями даров Духа (19: 1-20). Вследствие этого ефесская Церковь очень скоро приобрела особое значение в христианском мире, и четвертый период Апостольского века связан именно с ней.

Повод место и время написания Послания.

Ближайшим поводом к написанию Послания было желание Апостола поделиться с Ефесской паствой своими глубокими созерцаниями о тайне Церкви Христовой, раскрыть спасения иудеев и язычников через Церковь, а также преподать целый ряд нравоучительных наставлений.

Послание написано из Рима под конец пребывания Апостола в узах, т.е. около 63 г. , и доставлено Тихиком (6, 21). Это не вторые, а первые узы; мы видим, что Апостол свободно проповедует Евангелие, просит молитв для этого дела (6, 19-20). Этого он ни мог бы написать во вторые римские узы, когда он знал, что «время его отшествия настало» (2 Тим. 4, 6).

Несмотря на краткость (6 глав), Послание к Ефесянам очень богато содержанием как в догматической, так и в нравоучительной части. Св. Афанасий назвал его « катехизисом христианского учения ».

Главная догматически тема Послания – единство Церкви, а через нее и всего тварного мира, где единый глава – Христос.

Христос – духовный центр всего сотворенного. Он же и глава Церкви, а Церковь – Тело Его .

Аспекты христологии отличаются в посланиях Колоссянам и Ефесянам.

В Колоссянаххристология направлена против колосской ереси, т.е. ложной ангелологии. Здесь она, т.е. христология, раскрывается в космологическом аспекте.

В послании к Ефесянам на христологическом основании построено учение о Св. Духе (пневматология) и учение о Церкви (екклесиология ). Так же и практическое учение в Ефесянам уходит более очевидно в христологию, чем в Колоссянам. Это видно более всего по толкованию супружеского союза, как отображение союза Христа и Церкви.

С другой стороны послания Ефесянам и Колоссянам друг другу параллельны, т.е. мы можем видеть, уловить одну и ту же полемику посланиях Ефесянам и Колоссянам. И это скорее всего следствие того, что Колоссы находятся в сфере влияния Эфеса. Если же ап. Павел писал в одном послании нечто важное, то в другом послании ему нужно было сказать нечто похожее с предыдущим посланием, то он не изобретает нечто новое, а говорит о том же с некоторым другим акцентом.

Послание к Ефесянам отличается от прочих Павловых. Во-первых, мы привыкли, что апостол Павел пишет в ту или иную церковь по тому, или иному поводу. Начался раскол в коринфской Церкви – апостол пишет к Коринфянам. У галатов иудействующие начали проповедовать – пишет в Галатам. У колоссян зародилась ересь – пишет к колоссянам. В послании к ефесянам нет никаких поводов, в той Церкви, в которой он пишет, или апостол Павел об этом не говорит, более того, он не приветствует ни одного из известных ему членов. Обычно, в конце послания он пишет приветствия, в послании к Римлянам это вся 16 глава. Это странно, потому что апостол прожил в Ефесе около трех лет, и уж наверное, ему было кого поприветствовать. Но нет. Первый стих: «Павел, волею Божиею, апостол Иисуса Христа, находящемся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе…». В такой форме оно не было известно. Ранние рукописи не содержат упоминания Ефеса, того города, в который апостол Павел адресует послания. В большинстве ранних рукописей, это послание начинается: «Павел, волею Божиею, апостол Иисуса Христа, святым и верным во Христе Иисусе». Исходя из этих особенностей, наиболее общий характер учения, в которых не частных проблем, отсутствие приветствий частных лиц – ученые иногда говорят, что послание к ефесянам представляет собой род соборного послания. Это соборное послание, направленное в церковный округ, возможно, нескольким малоасийским церквям. В Новом Завете есть соборные послания, так считают и послание к Ефесянам. Учение, которое преподает апостол Павел в этом послании, актуально не только для Ефесской Церкви, но и для всех церквей, это учение о Церкви и о Христе. Еще одной особенностью является то, что послание, вернее его вероучительная часть, первые три с половиной главы представляют собой чередующиеся друг за другом гимны. Такой характер изложения учения был для апостола Павла наиболее адекватным способом выражения христианского учения. Он писал не в форме сухого послания и учебника догматики, а в форме молитвы. Язык славословия кажется наиболее адекватным апостолу Павлу, для изложения учения.

 

Построение Еф.

 

Разделение и краткое содержание Послания.

Несмотря на краткость (6 глав), Послание к Ефесянам очень богато содержанием как в догматической, так и в нравоучительной части. Св. Афанасий назвал его « катехизисом христианского учения ».

Послание условно разделяется на две части:

1) Догматическая (1-3 главы);

2) Нравоучительная (4-6 главы).

Главная догматически тема Послания – единство Церкви, а через нее и всего тварного мира, где единый глава – Христос.

Христос – духовный центр всего сотворенного. Он же и глава Церкви, а Церковь – Тело Его .

Экклесиология строится на духовных образах Церкви:

1) как храма Божьего с краеугольным камнем Христом (2, 10-22);

2) как Тела Христова (1, 10, 22-23; 3, 6; 4, 4-7, 11-16);

3) как Невесты Агнца Христа (5, 23-32).

Церковь представляется как новое творение, созданное во Христе, как полнота и совершенство мирового бытия. Все Послание проникнуто идеей единства. Как един Христос, так едина и Церковь – Тело Христово; через единство Церкви объединяется все человечество и вся тварь (2, 11-22; 1, 10).

В нравоучительной части (4-6 гл.) Апостол, научил единству в вере и в жизни, призывает к духовному совершенству. Верующие должны осознать богатство благости Божией, уготованной им через Христа; почувствовать, что они не чужие, а свои Богу (2, 11, 19), почему и жить должны согласно своему призванию, сохраняя «единство духа в союзе мира» (4, 1-3). В семейных отношениях нужно руководствоваться взаимной любовью, подобно тому, как Христос возлюбил Церковь, предав Себя за нас в жертву Богу (5, 22-23). Во всех же отношениях христианин должен выступать, как воин Христов, облекшись во все духовное оружие (6, 11-18).

[Содержание по главам]

Глава 1. Величие домостроительства спасения нашего во Христе. Предвечный Совет о искуплении человека. Искупление человечества Кровию Христа. Иудеи и язычники. Церковь – Тело Христово, «полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1, 23).

Глава 2. Благодатная жизнь. Христиане – новое творение, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (Еф.2, 10). Гибельные последствия жизни без Христа.

Глава 3. Призвание язычников. «Домостроительство благодати Божией» (Еф.3, 2).

О Божественной премудрости. Безграничность Христовой любви.

Глава 4. Строй жизни первохристиан. Облечение в нового человека. Христианское долготерпение и Христианское единство: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5). Дары благодати. Служители церкви: апостолы, пророки, евангелисты, пастыри, учители (Еф.4, 11). Отложение образа жизни ветхого человека.

Глава 5. « Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф.5, 1). Свет Христов и дела тьмы. Тайна Христианского брака. Жертвенность любви.

Глава 6. Родители и дети. Духовное христианское всеоружие. Сила молитвы.

[Программа] Тематический план Ефес.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь