Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ожидание всеобщего воскресения – основа упования христиан.
После всеобщего воскресения смерть, побежденная Воскресением Христовым, будет окончательно изгнана из мира. Но если только допустить, что всеобщего Воскресения не будет, то надо отвергнуть тогда и истину Воскресения Христова. А это отрицание ниспровергает все христианство, ибо «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14), «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15, 19). Ибо на чем основывается вера наша на отпущение грехов? На том, что Христос, умерши на кресте, принес за них искупительную жертву, а то, что жертва сия принята, это свидетельствуется Его Воскресением. Если Он не воскрес, то жертва Его не принята, и смерть Его обыкновенная человеческая смерть, не могущая иметь искупительного значения. Как воскреснут мертвые. В конечных стихах 15 главы св. ап. Павел говорит об образе воскресения мертвых: сначала он решает вопрос, как воскреснут тела умерших, т.е. какою силою, потом – в каком виде воскреснут они и, наконец, как совершиться самое воскресение. Первый вопрос Апостол решает, сравнивая тело человека с зерном. Как зерно, чтобы дать росток истлевает, так и тление тел умерших людей не является препятствием к воскрешению их силою Божиею. Здесь апостол Павел пересказывает приточный образ, который Христос на Страстной седмице привел, в Евангелии от Иоанна (XII): семя, если не умрет, то не воскреснет. На второй вопрос апостол говорит, что тела воскресших людей будут отличны от нынешних грубых тел: это будут тела «духовные», подобные телу Воскресшего Христа. Они будут нетленны, ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствие Божия, и тление не наследует нетления» (15, 50). « Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» (15, 53). «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное » (1 Кор. 15: 42-44) – тело будет нетленным, безсмертным, сильным. Имеется в виду не физическая сила, оно будет исполнено Духа Святаго. При том, что будет общее воскресение и новые тела, апостол Павел говорит, в этом новом состоянии не будет никакой уравнительности. Все эти духовные тела будут славны в различной степени, в зависимости от нравственного совершенства каждого человека. «Звезда от звезды разнится в славе, иная слава солнцу, иная слава луне» (ср. 15, 41). Так и в воскресении каждый будет иметь ту славу, ради которой работал на земле. Заканчивает свои мысли о воскресении мертвых св. ап. Павел торжественными словами пророков (15, 54-55): Исаии о том, что некогда «поглощена будет смерть навеки» (Ис. 25, 8) (ср. «поглощена будет смерть победою» 1 Кор. 15, 54), и Осии: « смерть, где твое жало? Ад! Где твоя победа? » (Ос. 13, 14), и благодарением Богу, дарующему нам победу над смертью. « Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» ( 1 Кор. 15, 51 ). Затем последует суд и отделение добрых от злых. Апостол, далее, утешает солунян, что мы верующие, «всегда с Господом будем» – причастниками Его славы и блаженства, и уже никогда не разлучимся с Ним (1 Фес. 4, 17). Признаки Второго Пришествия Павел использует традиционные для апокалиптической литературы образы. Апокалиптический Судия сходит с неба, глас труб: «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными , а мы изменимся » (1 Кор. 15, 52). Для апостола Павла не характерно описание будущего последнего свершения как Апокалипсиса. Весь акцент апостол Павел переносит на победу над смертью, преображение умерших и живых, на сретение со Христом, на вечность пребывания во Христе. Эсхатология апостола Павла оптимистичная, в ней отсутствуют катастрофы, но все же будущее свершение имеет форму апокалиптическую. Воскресение умерших, изменение оставшихся в живых – об этом четко сказано « не все мы умрем, но все изменимся » (1 Кор. 15, 51). Те и другие, эсхатологический остаток Церкви вознесется в сретение Господа. Воскресение будет встречей с Господом и пребыванием с Ним, с Богом.
31. Обстоятельства написания 2Кор. Т.н. «коринфская смута»
Коринфянам. Было отправлено с Титом (2Кор.8: 18) из Македонии, вероятнее всего из Филипп, что видно из (2Кор. 2: 12-13; 7: 5-7; 8: 1-6; 9: 2-4), и относится к тем же 58-59 годам. События после получения 1Кор. Целью 1Кор. было сохранение внутреннего единства Коринфской Церкви и привлечение ее к единству всего христианского мира. Эта цель достигнута не была. После ефесского мятежа (Деян.20: 1) апостол осуществил свое намерение посетить Коринфскую Церковь (2Кор.2: 1 «...опять», что значит, что уже был). Он пробыл в Ефесе до Пятидесятницы, о которой писал в 1Кор, и отправился в путь. Через Македонию он проехал в Ахайю (Элладу), в Коринф. Здесь он увидел, что община ему изменила (2Кор.2: 1 «...опять с огорчением»). Павел уехал оттуда сразу после кризиса ситуации. Для восстановления положения Павел думал вновь посетить Коринф – уже «третий» раз (2Кор.12: 14 и 13: 1). Но вместо этого послал «строгое» послание, до нас не дошедшее (2Кор.1: 23-2: 1). Подателем послания был Тит. Послание произвело перелом в настроении коринфян, после чего Тит с добрыми вестями отправился обратно. Ему навстречу вышел Павел (откуда? из Асии? ) сначала в Троаду, а затем и в Македонию (см. Кассиана, стр.273). Когда Тит обрадовал Павла, то апостол решил послать своего ученика в Коринф с новой миссией, вручив ему наше 2Кор. Целью послания было закрепить положительный перелом в настроении общины. «Коринфская смута» Во 2 послании к коринфянам ап. Павел неоднократно упоминает о некотором «огорчении», происшедшем в Коринфе, и ссылается на свое обличительное послание, которое пробудило в коринфянах покаяние. По словам апостола, упомянутое послание, «какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание!.. Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом» (2 Кор. 7.11, 12). Древние толкования. В традиционных толкованиях этим « обличительным» посланием называется Первое послание к коринфянам. Предметом обличения в Первом послании является грех блудодеяния, о котором сказано в 1Кор. 5, 1-5. Там коринфянам предписывалось изъять из среды христиан согрешившего, «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5: 2, 5). Традиционные толкователи говорят, что «оскорбитель и оскорбленный» – это блудодействовавшие, которые одновременно явились и виновниками, и пострадавшими (блаж. Феофилакт, Экумений). Современные толкования. Современная наука придерживается иной точки зрения на этот вопрос. В частности, еп. Кассиан (Безобразов) обращает внимание на то, что, по его мнению, 1 Кор. не отличается строгостью настолько, чтобы могло огорчить читателей. Еп. Кассиан видит в «обличительном» послании из 2 Кор. 7, 8 ссылку на недошедшее до нас послание ап. Павла. Развитие событий. При этом события развивались следующим образом. В 1Кор. 16, 4-7 ап. Павел говорит о своем намерении посетить Коринф (послание, как считается, написано в Ефесе). Прибыв в Ефес, апостол увидел, что « коринфская община ему изменила ». Горе Апостола было усугублено личною обидою, которая была ему нанесена. Что Павел в 2 Кор. 2: 5-8 имел в виду вполне определенный случай и определенное лицо, вытекает из его слов об оскорбителе и оскорбленном в 7: 12. В современной науке господствует мнение, что под оскорбленным ап. Павел разумеет самого себя (ср. 2: 5). Для восстановления положения Павел думал вновь посетить Коринф (1: 15-16). Очевидно, он уехал оттуда в Ефес тотчас после кризиса. Но свое намерение он не привел в исполнение (ср. 2 Кор. 1: 23-2: 1), а послал вместо себя строгое послание (ср. 2: 4, 9; 7: 8-12), до нас не дошедшее. Его подателем был Тит. Навстречу Титу, который должен был осведомить Апостола о положении в Коринфе, он выехал в Троаду и дальше в Македонию (ср. 2: 12-13), куда и привез ему Тит добрые вести (ср. 7: 5-7, 13-15). В настроении Коринфян строгое послание произвело перелом. Есть все основания предполагать, что, происшедшее в Коринфе, было дело иудейских агитаторов. Измена, видимо, выражалась в том, что коринфяне были увлечены лжеапостолами-иудеями, которые доказывали свое превосходство перед апостолом Павлом в том, что они видели Господа во время Его земного служения (в связи с этим ап. Павел настаивает на том, что знание Христа «по плоти» не имеет значения (2 Кор. 5, 16)). Видимо, о людях, производящих разделения в коринфской общине на основании «древности» своей веры, сказано еще в 1 главе 1 Послания к коринфянам, где апостол упрекает своих адресатов в том, что у них появились разделения, и один говорит: «Я Павлов», другой: «Я Кифин», а третий: «Я Христов». Лжеучители пытались навязать коринфянам свое понимание христианства – христианства «иудаистического толка », против которого направлено Послание к галатам. В Деяниях, при изложении событий в описываемом периоде, также упоминается о возмущениях, сделанных против апостола иудеями (Деян. 20, 3). (Слова об «оскорбителе и оскорбленном» во 2 Кор. трактуются в этой версии как упоминание о некой личной обиде, нанесенной апостолу одним из коринфян. ) Затем апостол покидает Коринф, и вскоре пишет туда несохранившееся до нас «обличительное» послание, которое произвело в коринфянах благоприятную перемену. По мысли современных толкователей, «коринфская смута», скорее всего, не имела целиком благоприятного исхода, или, во всяком случае, затянулась. Намек на это можно найти в том, что, поскольку среди сопровождавших ап. Павла в Иерусалим с благотворительной миссией представителей различных общин не упоминаются коринфяне (Деян. 20, 4), то можно сделать вывод (достаточно шаткий), что коринфяне оказались не вполне послушными апостолу Павлу. Общество сильно возревновало исправить все недостатки; негодовало на кровосмесника, Возбудилось усердием в делах благотворительности. Однако меньшинство, возбуждаемое иудействующими христианами, роптало на Апостола, возводило низкую клевету на него с целью подорвать его авторитет и доверие к нему других. Не имея принципиального повода в чем-либо обвинить Апостола, эти люди усиливались придать важное значение тому факту, что он несколько раз изменял план своего посещения коринфян (2 Кор. 1, 16-18), а через это набросить тень непостоянства на его характер и возбудить сомнение в верности самого учения ап. Павла. Бескорыстие же, скромность и простоту его поведения они хотели перетолковать как доказательство его слабости (2 Кор.10, 10). Некоторые не спешили также раскаиваться в нечистоте, блудодеянии и других пороках (2 Кор.12, 20-21). Эти обстоятельства и побудили ап. Павла отправить новое послание в Коринф.
32. Построение 2Кор.
Основные темы 2 Кор: 1. Сущность апостольского служения. 2. Сбор в пользу Иерусалимской Церкви. Автоапология ап. Павла. Разделение Послания 2 Кор. Послание можно разделить на четыре части. В первой части (1, 1-2, 11) содержатся предварительные замечания и объяснения причин перемены плана путешествия. Затем, во второй, теоретической, части (2, 12-7, 16) ап. Павел, радуясь успеху своего первого послания, говорит о действенности Слова Божия, излагает преимущества Нового Завета и его служителей перед ветхозаветным служением с присоединением увещаний к терпению в страданиях за веру и к чистоте жизни. В третьей, практической, части (8-9 гл.) содержатся наставления о сборе милостыни. В четвертой, защитительной, части (10-13 гл.) ап. Павел защищает свое апостольское достоинство против лжеучителей.
33. Взаимоотношения ап. Павла и Коринфян по 2Кор.1-2 и 7.
Во 2 послании к коринфянам ап. Павел неоднократно упоминает о некотором «огорчении», происшедшем в Коринфе, и ссылается на свое обличительное послание, которое пробудило в коринфянах покаяние. По словам апостола, упомянутое послание, «какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание!.. Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом» (2 Кор. 7.11, 12). Древние толкования. В традиционных толкованиях этим « обличительным» посланием называется Первое послание к коринфянам. Предметом обличения в Первом послании является грех блудодеяния, о котором сказано в 1Кор. 5, 1-5. Там коринфянам предписывалось изъять из среды христиан согрешившего, «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор.5: 2, 5). Традиционные толкователи говорят, что «оскорбитель и оскорбленный» – это блудодействовавшие, которые одновременно явились и виновниками, и пострадавшими (блаж. Феофилакт, Экумений). Современные толкования. Современная наука придерживается иной точки зрения на этот вопрос. В частности, еп. Кассиан (Безобразов) обращает внимание на то, что, по его мнению, 1 Кор. не отличается строгостью настолько, чтобы могло огорчить читателей. Еп. Кассиан видит в «обличительном» послании из 2 Кор. 7, 8 ссылку на недошедшее до нас послание ап. Павла. Горе Апостола было усугублено личною обидою, которая была ему нанесена. Что Павел в 2 Кор. 2: 5-8 имел в виду вполне определенный случай и определенное лицо, вытекает из его слов об оскорбителе и оскорбленном в 7: 12. В современной науке господствует мнение, что под оскорбленным ап. Павел разумеет самого себя (ср. 2: 5). Измена, видимо, выражалась в том, что коринфяне были увлечены лжеапостолами-иудеями, которые доказывали свое превосходство перед апостолом Павлом в том, что они видели Господа во время Его земного служения (в связи с этим ап. Павел настаивает на том, что знание Христа «по плоти» не имеет значения (2 Кор. 5, 16)). В настроении Коринфян строгое послание произвело перелом.
34. Апостольское служение по 2Кор. 3-5
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы