Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жертва приносится однажды и совершенно очищает грех.



 

59. Заключительный увещательный раздел Евр. (10.19-13.25). Христианская жизнь как подвиг веры, ветхозаветные образцы веры.

 

Темы возможного отпадения говорят о нелегком духовном состоянии адресатов послания. Жесткий характер увещаний подчеркивает необратимость отпадений. Обратного пути нет. Неотвратимость наказания, причем наказание будет имеет более страшный характер (это особенность послания): «То сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета? » Возможность покаяния даже не рассматривается. Это обуславливается: а) опасностью отпадения; б) эсхатологическим ожиданием (покаяться можно и не успеть).

Основные понятия увещательных разделов: Вера, Терпение, Воздаяние.

Глава 11 гимн вере. В ней дается знаменитое определение веры: вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Вера это то, что делает незримый мир Божия подлинным для верующего, (11: 6): «ибо угодить Богу без веры невозможно, надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает». Без веры невозможно воспринять всех тех благ, которые сообщает нам Христос. Христос называется Начальником и Совершителем веры, Он проложил путь, который полностью соответствует всем требованиям истинной веры. Своей жизнью Он показал, научил, как жить в подлинном послушании Богу, в подлинном единстве с Богом. Христос явил пример человеческой жизни, полностью отданной Богу. Это и есть проявление истинной веры.

Люди Ветхого завета, в 11 главе – целая галерея. Верою Авель принес Богу жертву, верою Енох переселен был, верою Ной получил, верою Авраам. Верою сама Сара и ряд наиболее известных ветхозаветных персонажей перечисляется… имевшие веру ветхозаветные праотцы – это пример для всех нас. Но их вера не могла быть совершенной. Их вера была верой упования, а наша вера – вера осуществления. Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, чем то, что имели ветхозаветные праведники, вдобавок они не без нас достигли совершенства. Они не имели Христа, а мы Христа, начальника и Совершителя веры, имеем. В этом отношении послание к евреям – гимн христианской веры, воспевание ее превосходства над ветхозаветной.

Терпение – как характеристика веры. «Терпение нужно вам, чтобы исполнить волю Божию и получить обещанное».

Воздаяние. (Характерная черта послания)

 

 

60. Послание ап. Иакова. Предполагаемые время, место и причины написания. Адресат Иак.

 

Проблема авторства.

При рассмотрении послания Иакова, естественно возникает вопрос о каком Иакове идет речь. Обычно послания не усваиваются Иакову Зеведееву. Потому что Иаков Зеведеев был усечен мечем очень рано. Поэтому вопрос стоит об Иакове Алфееве, либо об Иакове брате Господнем. В отношении Иакова западная Церковь считает, что послание написано Иаковом Алфеевым. Восточная традиция склонялась к мнению, что послание было написано Иаковом братом Господним. Однако мы помним, что Иаков брат Господень, как говорит Ин. гл. 7, при земной жизни Господа не ходил со Христом и не веровал в Него. Братья не веровали в Него.

Когда же произошло обращение Иакова? С большой долей уверенности можно утверждать, что это обращение произошло до Пятидесятницы, потому что первая глава Деяний Апостольских заканчивается указанием на то, что апостолы с женщинами и Марией, и братиями Господними пребывали вкупе и молились. В 1 Кор. гл. 15 краткое упоминание о том, что Воскресший Христос явился и Иакову. Апостол Павел перечисляет явления Воскресшего Христа, говорит о том, что Христос явился 12, явился Петру, Иакову, более чем 500 братиям. Подтверждению такой догадки служат фрагменты несохранившегося апокрифического Евангелия евреев. Описывается, как Воскресший Христос является брату, Иакову, устыжает его в неверии, дает ему преломленный хлеб. Иаков обратился, и скоро он занимает важное место в Иерусалимской Церкви. Во время собора апостольского после первого миссионерского путешествия, мы видим, что Иаков фактически епископ города – он завершает собор, подводит итог, принимает решение. О том, как скончался Иаков, имеются сведения и в рассказе Климента Римского. Его сбросили с крыла храма и забили до смерти скалкой.

Из приведенного отрывка мы можем сделать вывод, что Иаков до конца своих дней оставался праведником в смысле иудейского закона. Однако, как мы видим на Иерусалимском соборе, это не мешало ему поддержать апостола Павла и Петра в том, что христиане из язычников не должны соблюдать закон несмотря на свою праведность в смысле законном, Иаков – христианин понимал, что закон исполнил свое предназначение, и что время закона преходит, что нельзя затруднять законом путь для язычников ко Христу.

Послание написано на очень хорошем греческом языке, и это смущало некоторых исследователей, они утверждали, что не может представитель иудео-христианской Церкви писать на таком хорошем греческом языке, но, в принципе, Иаков мог пользоваться услугами секретаря, грекоязычного. Интересно, что цитаты, которые мы находим в послании Иакова, из Ветхого Завета, приводятся в переводах 70-ти, не в еврейском оригинале, а от 70. Хотя пишет тот, кто воспитан на еврейском тексте, на Септуагинте и является главой иудео-христианской Церкви. Но этот аргумент парируют тем, что, хотя послание написано иудео-христианам рассеяния. 1 стих: Иаков приветствует 12 колен, находящихся в рассеянии. Этот классический термин обозначал иудеев, живущих вне Палестины. Естественно, обращаясь к иудеям живущим вне Палестины, сильно эллинизированным, и скорее всего, читали Священное Писание в переводе 70-ти, естественно было цитировать для них перевод тот, что они знали.

Время и место написания. Смерть Иакова произошла незадолго до падения Иерусалима. Это важно, потому что на время написания послания есть несколько точек зрения. Во-первых, некоторые считают, что это послание написано очень рано, фактически является одним из первых записанных посланий. По сути, говорят сторонники такой теории, послание являет собой христианизированный иудейский трактат. Никакой догматики в этом послании нет, послание носит, скорее, морально-нравственный характер. Имя Христа упоминается всего два раза. Другие считают, что это послание написано перед разрушением Иерусалимского храма, в конце жизни апостола Иакова. В послании есть указание, что оно написано в Палестине: «итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня, как земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак. 5, 7). Ранние и поздние дожди, от которых в значительной степени зависел урожай, это палестинская особенность.

Адресаты Послания. Иаков начинается с обращения (1: 1), в котором названы отправитель и адресаты. Адресаты – двенадцать колен, находящиеся в рассеянии. По поводу того, кому написано послание, есть две точки зрения. Однапослание направлено председателем иудео-христианской Церкви, христианам рассеяния, 12 коленам, находящимся в рассеянии – «радоваться». Есть другая точка зрения, что послание направлено языко-христианам. Такая точка зрения основывается на том, что «12 колен, находящихся в рассеянии» (Иак. 1, 1) это символическое обозначение Церкви Христовой.

Особенностью послания является практически полное отсутствие собственно догматических утверждений и фактически, отсутствие христологии.

Еще одной особенностью послания является полное отсутствие плана: одна и та же мысль несколько раз затрагивается.

 

61. Общий обзор содержания Иак. Проблема соотношения Веры и Дел (Иак. 2.14-26).

 

Особенностью послания является практически полное отсутствие собственно догматических утверждений и фактически, отсутствие христологии.

Еще одной особенностью послания является полное отсутствие плана: одна и та же мысль несколько раз затрагивается, это затрудняет чтение. Комментировать по стихово послание трудно, несколько раз обращение к одной и той же мысли.

План Послания. В послании три центра, смысловых блока, в каждом из которых повторяются одни и те же мысли.

В первом концентре (1: 2-8) Иаков призывает читателей радоваться выпадающим на их долю искушениям. Искушение понимается, как испытание веры, которое приводит к терпению. В непоколебимой вере читатели должны просить у Бога мудрости.

Эти три понятия: искушения, мудрости и веры, получают свое раскрытие во втором концентре (1: 9-2: 26). На искушениях Иаков сосредотачивает внимание в 1: 9-18. Он связывает их со страданием от социальной неправды. Искушение исходит не от Бога. В начале искушения лежит обольщение похоти, которая ведет к греху и к смерти. Но искушение ставит нас перед выбором, и тем самым получает значение спасительного испытания. Призывая своих читателей к праведной жизни, согласной с «законом свободы» (ср. ст. 25), Иаков полагает, что христианская праведность выражается в обуздании языка (ст. 26) и в деятельном добре (ст. 27). В практическом поведении христианина, о котором Иаков говорит в этом отрывке, и получают осуществление та мудрость, о даровании которой он учил молиться в первом концентре.

Учению о вере посвящена, во втором концентре, гл. II. Понятие веры раскрывается, во-первых, отрицательно, а затем – положительно. Отрицательно, вера не терпит лицеприятия, допускающего социальную неправду (2: 1-13). В этом отрывке чувствуется настороженность против богатства и, наоборот, великая любовь к беднякам. Но от отрицательного учения о вере Иаков переходит к раскрытию ее положительного аспекта: вера требует дел (2: 14-26). Поскольку вера непременно получает выражение в делах, наличность дел свидетельствует о наличности веры.

Соотношение Веры и Дел

Начиная с 14 стиха II главы, возникает тема вера и дела. Здесь, чтобы не впасть в противопоставление апостолов, Иакова Павлу, надо разобраться, о чем идет речь. В послании к Римлянам и к Галатам апостол Павел говорит, что спасает вера, не дела. Апостол Иаков возражает, что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет. Может ли эта вера спасти. «Вера, не имея дел, мертва сама по себе» (Иак. 2, 17).

Термин вера и дела апостолы понимают в несколько различном смысле. Для апостола Павла «вера» обозначает субъективную уверенность в спасительном подвиге Христа. Для апостола Иакова такое понимание веры тоже было характерно, но здесь он говорит о другой вере. «Ты веруешь, что Бог Един – хорошо делаешь. И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). Во-первых, апостол Иаков, предстоятель иудео-христианской общины, говорит о вере в традиционном еврейском смысле – вера как вера в Единого Бога, монотеизм, отрицание многобожия. Но такой веры не достаточно, потому что и бесы веруют и трепещут. Вера бесов это не есть субъективное, а объективное знание. Апостол Павел близок к такой точке зрения в послании к Коринфянам, «знание без любви надмевает» (ср. 1 Кор. 8: 1). В послании к Галатам апостол Павелпровозглашал веру, действующую любовью. Вера непременно должна действовать в любви.

Второй термин «дела». Конечно, когда апостол Павел говорит, что спасает вера без дел, он имеет в виду все дела Моисеева закона. Закон был дан для того, чтобы указать границы греха, а вовсе не для того, чтобы спастись. Спасает только Христос, поэтому вера спасает. Апостол Иаков говорит: покажи веру твою без дел, а я покажу веру мою из дел (ср. Иак. 2, 18). Он имеет в виду дела милосердия, любви, дела, которые свидетельствуют о вере, противостоит ли такая позиция апостолу Павлу? Пример жертвоприношения Авраама здесь трактуется как оправдание делами: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, чтовера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим»« (Иак. 2, 21-23). Тот же пример у апостола Павла трактуется как оправдание не делами, а верой: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11: 17-19).

Свидетельство о Таинстве Елеосвящения. В Иак.5.14 содержится совет: если христианин болеет, то следует позвать пресвитеров Церкви, «и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне». Предание Церкви относит эти слова к Таинству Елеосвящения. Следовательно, это Таинство совершалось еще в апостольское время.

 

62. Первое послание ап. Петра. Время и место написания. Адресат послания.

 

Служение Петра в Риме (время написания).Мы не знаем точной даты прибытия Петра в Рим. Неупоминание Петра в Павловых посланиях из Рима заставляет думать, что его не было в Риме, когда Павел составлял эти послания.

Если Петр, как и Павел, пострадал при Нероне, то его смерть можно отнести к гонениям 65-67 гг. Таким образом, служение Петра в Риме продолжалось около двух лет. К этому времени относится и составление двух его посланий, которые вошли в Новозаветный канон.

Послание носит утешительный характер написано как утешение церквям, оставшимся без своего пастыря, языко-христианским. Цель написания посланияутешение Церквей, подготовка их к новым страданиям. Если принять точку зрения владыки Кассиана, то утешение после потери апостола Павла.

Место написания.В 1 Петр.5: 13 Петр посылает привет от церкви в Вавилоне: «Приветствует вас избранная, подобно вам, Церковь в Вавилоне». В Апокалиптической письменности того времени Вавилоном называется Рим.

Адресаты послания. Послание адресовано Малоазийским христианам из язычников: «пришельцам рассеянным в Понте, Галатии, Капподакии, Асиии Вифинии» (1, 1). В 1 Петр., вообще не затрагиваются проблемы ветхого закона, и это верный признак того, что адресаты не иудеи, а язычники. И в то же время ни одно из новозаветных посланий не богато так ссылками на Ветхий Завет, как 1 Петр. На 105 стихов послания приходится 23 стиха ветхозаветных цитат.

Есть две точки зрения на то, кто были получатели этого послания в данных Церквях. Первой, традиционной точки зрения, придерживаются и Ориген, и Евсевий, Епифаний, блж. Феофилакт, Иероним – речь идет об иудео-христианских читателях. Такой точке зрения есть значительное подтверждение в самом тексте послания. Одной из ярчайших особенностей является то, что боле 20% текста, 23 стиха из 105 – цитаты из Ветхого Завета. Автор цитирует для того, чтобы показать исполнение ветхозаветных пророчеств, что исполнился закон во Христе. Но ряд моментов воспринимаются смутительно, если иметь в виду иудео-христианских читателей (II, 10): «некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда не помилованные, а ныне помилованные». Как же, иудеи не были народом Божиим? Они считали себя народом Божиим и были таковым до пришествия Христа. Особенно ярко недоразумение в IV главе, 3-4 стихе: «довольно, что в прошедшее время жизни вы поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям, пьянству, излишествам, нелепому идолослужению. Посему они дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве». Они – это язычники. Поэтому возникает точка зрения, что поименованные церкви Понта, Галатии, Кападокии, Асии, Вифинии – Церкви Павловы, где проповедовал Павел, языко-христианские.

Подтверждение Павлова учения. Дважды св. ап. Петр ссылается на учение, «которое уже было преподано» читателям, а во втором послании апостол прямо ссылается на ап. Павла (3; 15-16).

 

63. Общий обзор содержания 1Пет. Учение о Церкви. Христиане – царственное священство (2.1-10). Страдания и гонения по 1Пет.

 

Не может быть никакого сомнения в том, что из всех Малоазийских Церквей наиболее значительные находились в Асии. К ним-то, и в первую очередь, к Церкви Ефесской, и обращался со своим посланием ап. Петр.

Подтверждение Павлова учения.Составляя свое послание, автор, несомненно, задавался целью подтвердить учение св. ап. Павла.

1 Петр. во многих важных местах обнаруживает точки соприкосновения с Ефес. Это совпадение не может быть случайным. Дважды св. ап. Петр ссылается на учение, «которое уже было преподано» читателям, а во втором послании апостол прямо ссылается на ап. Павла (3; 15-16).

Утешение в страданиях.Другая цель послания есть утешение в страданиях, которые связаны с гонением на Церковь. Мысли о страдании, постоянно возвращаются на протяжении послания.

Особенностью этого послания является отсутствие четкого плана. С одной стороны мы видим вступление, молитву, а с другой, практически нет плана, догматической части. Это послание, скорее нравственного характера, хотя есть и догматические части.

Христианская жизнь должна быть служением Богу. Сие служение ап. Петр называет святым, а затем царственным священством. Священник должен приносить жертвы. К принесению духовных жертв призывается христианин. Эти жертвы – борьба со страстями и похотями, исполнение заповедей Божиих, чем содеваются «живые камни» (2: 5), из которых складывается дом Божий – Церковь Христова (Образ этот близкий к образам послания к Ефесянам), основанием которой, драгоценным камнем, «отвергнутым человеками, но Богом избранным», ап. Петр называет Христа, приводя Ветхозаветные пророчества из Ис. и Пс. (2, 4-10).

Священство не может быть восхищено самим человеком. На священство он призывается Самим Богом. И апостол пишет, что христиане – «род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел…» (2, 9).

Еще одной обязанностью священника является проповедь слова Божия. И христиане, как священники, призваны «возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (2, 9). И требуемая от христиан святость в сочетании с добрыми делами, увиденная язычниками, должна послужить к тому, чтобы последние «прославили Бога в день посещения» (2: 12).

Как Христос является Царем и Священником, так и христиане именуются царственным священством. Причем, в Апок. говорится о царствовании верующих в будущей жизни (Откр. 5.10, 20.6), а также о царстве и священстве как данности уже здесь, на этой земле (Откр. 1.6).

Конечно, говоря о всеобщем священстве христиан как «роде избранном, царственном священстве», апостол не имеет в виду какого бы то ни было упразднения священства иерархического. Напротив, в последней, 5-й, главе послания он обращается к пастырям церквей-адресатов, умоляя пасти Божие стадо усердно, обещая добросовестным «неувядающий венец славы» (5: 4) от Самого Пастыреначальника по Втором Пришествии Его.

Церковь, как род избранный, призвана к ходатайству. Об этом апостол Петр говорит в первой главе, Церковь как храм Божий должна стать домом духовным, священством святым, чтобы приносить жертвы благоприятные Богу. Церковь призвана весь мир принести Богу в жертву благоуханную. Это призвание должно исполниться.

Тема страданий вводит тему сошествия во ад, потому что Христос сошел во ад через страдания. Страдания оказались для Христа средством продолжения проповеди, на сей раз уже в темнице. То, что само по себе ужасно – страдание Христово, открыло возможность проповеди среди духов. Цель же схождения во ад – проповедь во аде. А те, кто уверовал, духом ожили. Страдания, которым подвергаются не участвующие в делах греховных, нужны для того, чтобы жить по Богу духом. Об этом провозвещено еще в Ветхом Завете. Христиане должны быть святы в подражание Христу, как посвященные Богу. Страдания здесь, на земле, уготовляют богатство в вечной жизни и делают христиан причастниками чаши Христовых страданий, а затем и славы Его. «Впрочем, близок конец всему». Дни действительно последние, говорит апостол. В конце IV главы апостол Петр приводит некоторые высказывания о конце света, которые во втором послании будут развиты в целый апокалипсис Петров. «Возлюбленные, огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь как приключения для вас странного, но, как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь в появлении славы, возрадуетесь и восторжествуете» (4: 12-13). Апостол ободряет, страдания ваши не напрасны, вы участвуете в Христовых страданиях – это тоже Павлова мысль.

 

64. Второе послание ап. Петра. Предполагаемые время и место написания. Соотношение с 1Пет. и Иуд.

 

Особенности. 1 Петр. никто его не оспаривал, то второе имело долгую и трудную историю вхождения в канон, оно значительно отличается от первого, и по стилю, и по богословию, и по образам, и по отношению к Священному Писанию. С одной стороны пишет Петр (Шимеон), раб и апостол Иисуса Христа. В I главе речь идет о том, что автор послания присутствовал на Фаворе во время Преображения. Кажется, все ясно, пишет апостол Петр, автор послания. Но что-то смущало христианских авторов, начиная с III века. Стиль этих посланий разный. Во втором послании практически нет Ветхого Завета, а в первом пятая часть о том, как исполняется Ветхий Завет в жизни Церкви. Добродетель веры – к ней призывал апостол в первом послании. Во втором же послании главная тема – познание Бога. Кроме этого, иная эсхатология. В первом послании мы видели неоднократные указания на то, что время пришествия скоро, то во втором послании в III главе автор будет объяснять кажущуюся задержку пришествия Иисуса Христа. Это вовсе не медление, как некоторые считают, есть причина тому. Уже появились те, что говорят: все так же с тех времен, как начали умирать отцы. Складывается впечатление, что автор оправдывается, почему Христос не приходит. На основании этих мест толкователи считают, что послание написано вообще во II веке. Второе Петрово послание поздно вошло в канон Священного Писания, вместе с апокалипсисом. Его нет в каноне Муратори, его не комментирует Иоанн Златоуст, Ориген, цитируя, говорит, что многие не признают его каноничность. Еще в IV веке Евсевий Кесарийский относит его к разряду спорных посланий. На Востоке тоже были сомнения. Но именно Александрия сыграла важную роль, что это послание было принято. 2 Петр. во многом отличается от первого послания. Апостол мог пользоваться услугами разных секретарей.Кто был редактором второго послания, мы не знаем.

Место составления. В самом послании не указано. Но из 1; 13-15, где говорится о близком оставлении храмины-тела, вытекает, что св. ап. Петр писал его в ожидании близкой смерти. Согласно свидетельству предания ап. Петр принял мученическую смерть в Риме. Следовательно, и второе послание Апостола, как и первое, было написано в Риме.

Адресат.Обращение послания имеет очень общую форму, и местонахождение его христианских читателей тоже не указано. Но в начале третий главы послание определяется как второе к тем же читателям. Поэтому адресаты послания те же малоазийские христиане, к которым отправлено и первое послание Апостола.

Предостережение против гностиков.Из заключения послания, где апостол Петр ссылается на Павла, его премудрость и послания, вытекает, что при составлении его автор имел туже цель, что и в первом случае – подтвердить учение уже умершего св. ап. Павла.

Но у ап. Петра была очередная забота: предостеречь христиан против гностических лжеучений и той нравственной опасности, которая с ними связана.

2Пет. параллельно с посланием Иуды, в учении о лжеучителях, которые пытаются соблазнять неустоявшихся христиан своим учением о познании Бога, их поведение соблазнительно, они будут наказаны. Характер лжеучений одинаков. Некоторые места обоих посланий повторяются почти дословно. Есть мнение, что 2Пет. предшествовало написанию послания Иуды, и ап. Иуда пользовался 2Пет. В пользу этого говорит тот факт, что ап. Петр пишет о лжеучителях в будущем времени, а ап. Иуда уже в настоящем. Различия между посланиями в том, что в посл. ап. Иуды есть ссылки на апокрифические тексты: «Вознесение Моисея» (спор арх. Михаила с дьяволом о теле Моисея) и «Книгу Еноха» (о судьбах Ангелов).

 

65. Общий обзор содержания 2Пет. Обличение лжеучителей (гл. 2). Эсхатология (гл. 3).

 

Цель этого послания – двоякая. Акцент на необходимости познания Бога, апостол полемизирует со лжеучителями, которые неверно учат о целях христианской жизни. Первая цельполемика с лжеучителями, знакомая по посланиям апостола Павла, об этом нет ни единого слова в первом послании. Вторая цель, которая заключена в III главе – подтверждение посланий, включение их в число писаний. В I главе, 14 стих, автор говорит о своей скорой кончине.

Послание состоит из трех глав, три главы имеют три отдела. Первая глава говорит о цели христианской жизни, подтверждается истинность такого учения, во второй главе мы видим полемику с лжеучителями, третья глава пророческая, в ней речь идет о будущем страшном Суде и о Павловых писаниях.

В 1: 5-7 ап. Петр выстраивает «лествицу христианских добродетелей», указывая тем самым путь деятельного восхождения к духовному совершенству. Апостол начинает этот путь с веры, т.к. она есть основание и опора добра. Следом за верой следует добродетель, т.е. дела, что и подтверждает ап. Иаков: «вера без дел мертва есть» (2, 26). Говоря о следующей ступени –рассудительности, как истинном знании сокровенных тайн Божиих, ап.Петр как бы противопоставляет ее «лжеименному знанию» – гносису. Далее следует воздержание. Воздержание с течением времени рождает терпение, от терпения – благочестие, как основание для высших христианских добродетелей – братолюбия и любви. «Пребывающий в любви, в Боге пребывает» (1 Ин. 4, 16), значит конечной целью духовного восхождения является обожение (1: 4), которое в полной мере будет достигнуто в эсхатологической перспективе (1: 11).

Гл. 2 есть предостережение против лжеучителей (параллельно с посланием Иуды). Сопоставляя их с лжепророками в прошлом, ап. Петр говорит о них, большей частью, в формах будущего времени. После общей их характеристики в 2: 1-3, он ссылается на примеры древних, заимствуемые им из Ветхого Завета, и доказывает неизбежность их наказания (2: 3-22). Как и в Евр., положение познавших Христа и снова плененных миром с его сквернами, считается особенно прискорбным (2: 20-22). В Ветхом Завете ап. Петр останавливается на грехе ангелов (2: 4 «Бог ангелов, согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания»: или плотское смешение по Быт.6: 1, или уклонение от возложенного на них служения), на грехе допотопного мира (2: 5) и на грехе Содома и Гоморры (2: 6), которому противополагается праведность Лота и его избавление, поучительное для современников ап. Петра, как поучительно для них и наказание грешников. Свою эсхатологию Петр разворачивает для того, чтобы опровергнуть мысль лжеучителей, которые говорят, будучи наглыми ругателями, поступающими по собственным похотям: «где обетование пришествия? , спрашивают они, ибо с тех пор, как стали умирать отцы, все от начала творения остается так же» (2Пет.3: 4). В самом деле, ничто не меняется и лжеучителя начинают придумывать, что второе пришествие уже было, что Бог медлит со вторым пришествием.

ЭСХАТОЛОГИЯ.

Ап. Петр возражает: Господь не медлит, но не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Долготерпит, чтобы пришли к познанию истины и спаслись. Но то, что проречено, будет. Это предупреждение.

Третья глава 2Пет. Носит пророческий характер – она повествует о последних судьбах мира. Апостол таким образом опровергает еретические учения «наглых ругателей», отрицавших Второе Пришествие и всеобщее Воскресение. В этой полемике ап.Петр развивает целое последовательное учение о последних временах. Допотопный мир, который был создан из воды и водою, в воде же закончил свое существование – был погублен водами потопа по повелению слова Божия. Так и в будущем, – говорит апостол, – наступит мировая катастрофа – мир будет уничтожен огнем все тем же словом Божиим. Этим «огненным потопом» и будет отмечен День Господень. «Таким образом, как во время потопа последовало разрушение через воду, так и теперь предлежит разрушиться всему через огонь. Это учение об уничтожении мира огнем является оригинальным учением ап.Петра и нигде больше в корпусе новозаветных посланий не встречается.

Далее ап.Петр переходит к вопросу о времени кончины мира. Апостол согласно сучением Самого Господа (Мк. 13, 32) признает это время тайной Божия всеведения и домостроительства, а так же обращает внимание на три положения, вытекающие одно из другого:

§ Человеческое измерение времени не имеет значения в очах Божиих («Один день как тысяча лет…» Пс.89, 5).

§ Причина неисполнения определения Божия о конце мира заключается только в божественной любви к людям и долготерпении Господа.

§ Внезапность наступления Дня Господня.

Затем в утешение христианам Петр говорит, что мир не будет совершенно уничтожен – будет новое время и новая земля, т.е. воссозданный, обновленный, улучшенный мир. Отличительной особенностью нового мира будет вселение в нем «правды» – той совершенной гармонии правды Божией и правды человеческой.

В заключение вышесказанного ап.Петр убеждает христиан хранить себя неоскверненными и непорочными (2 Пет.3, 10-14), разумно использовать данное Господом время для своего духовного совершенствования (2 Пет.3, 15).

 

 

66. Первое послание ап. Иоанна. Предполагаемые обстоятельства его написания. Особенности его формы и стиля. Соотношение с Евангелием от Иоанна. Основные мотивы богословия 1Ин. Обличение лжеучителей. Эсхатологическое учение послания.

 

В двух первых посланиях нет указания на авторство, если не считать указания второго и третьего послания на то, что они написаны неким старцем «пресвитером» (это не указание иерархической степени, а скорее, слово, которое употреблялось в малоазийских церквях, о чем свидетельствуют Папий и Ириней Лионский, обозначает либо учеников Христовых, либо тех, кто знал учеников Христовых). В первом послании автор свидетельствует о себе, как об очевидце и о свидетеле жизни Господа Иисуса Христа.

Первое послание признают, цитируют очень рано. Относительно времени написания, можно косвенно судить, конец I века, возможно после Евангелия от Иоанна, потому что некоторые темы параллельны, и в послании получают развитие и продолжение. Написано было вероятно в Эфесе, так как в это время ап. Иоанн был предстоятелем этой церкви. Послание является окружным и написано для малоазийских церквей, которые были давно основаны и состояли из бывших язычников.

[Кассиан]. В целом послание не имеет четкой структуры, состоит из отдельных афоризмов, часто необычайной глубины, соединение которых представляет собою пример Иоанновской «цепи». Всякое деление 1Ин. на составные части условно. Послание отмечено несомненным развитием его основных мыслей, но провести в нем четкие грани представляется невозможным. Цель послания – общение читателей с Апостолом, который сам пребывает в общении с Отцом и Сыном.

Основные темы: Свидетельства о Боговоплощении. Мысль о христианской жизни, как пребывании во Христе. Условие богообщения есть хождение в свете, которое противополагается греху. В борьбе с грехом Апостол различает две стороны: очищение греха, уже совершенного, и избегание новых грехов. Цель достигается соблюдением заповедей Божиих, которые сосредоточены в любви.

Предостережением против мира. троякая похоть: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (ст. 16).

Присутствие антихристов, вышедших из среды верующих «помазанием от Святого» (ст. 20).

Послание содержит актуальную эсхатологию и футуральную, то, что еще только должно совершиться, конечная эсхатология. 1Ин.3: 2: «Возлюбленные, вы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будет, знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». С другой стороны, мы имеем актуальную эсхатологию: мы просвещены светом Божественной Любви, и мы уже имеем совершенное познание о Боге. В нас пребывает помазание и семя Божие.

Богословская мысль этого послания: противовес лжеучителям. Это учение о единении с Богом. Акцент учения о Боге на двух моментах. Во-первых, о связи Иисуса Христа с Богом. Иисус Христос истинный Сын Божий.Через исповедание Иисуса Христом Сыном Божиим, можно иметь общение с Самим Богом. Везде Бог являет себя миру. Отвергать Сына значит не иметь Отца, а исповедовать Сына, значит иметь общение с Отцом.

Троичное исповедание 1Ин.5: 7: «Сей есть Иисус, прошедший не водою только, но водою и Кровию, Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть Истина. Ибо Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух, и Сии Три суть Едины». Это догматически сильное выражение триединства Бога, которое можно найти в Новом Завете.

Свидетельство о Боговоплощении о общении со Отцом и Духом. Апостол свидетельствует, что вечная жизнь Богочеловека была у Отца и явилась нам. Апостол указывает на полноту знаний о Богочеловеке. В познании участвовали все органы чувств и дух. Весь духовно-чувственный опыт апостола участвовал в познании. Он называет Бога Словом, и говорит, что апостолы Его видели, слышали, осязали руками. Апостол свидетельствует, что это Слово явилось нам, свидетельствует о воплощении.

Целью проповеди апостола поставляется то, чтобы христиане проповеданное и написанное слово апостольское имели общее не только с апостолами, но через них и с Богом Отцом и Иисусом Христом.

«Через слово мы принимаем вас в общники виденного и слышанного нами, так мы имеем вас общниками Отца и Сына Его Иисуса Христа, а получив это, мы, как прилепившиеся к Богу, можем исполниться радости»

Апостол Иоанн, говоря об общении с ним и о пользе этого общения, строит цепочку: то, что было от начала; то, что он сам видел; то, что он передает нам. Делает это он для того, чтобы и мы имели общение с ним, а он имеет общение со Отцом и Сыном. Таким образом, получается, что от общения с апостолом зависит общение с Богом. Это напоминает передачу Священного Предания. Апостол как бы не сообщает нечто совершенно новое, но как бы добавляет к той радости, которую мы уже имеем, и делает ее совершенной.

Хождение во свете. Апостол называет Бога светом и призывает нас ходить во свете. Хождение во свете противопоставляется хождению во тьме. Хождение во свете – пребывание с Богом. Эти два состояния столь неразрывно связаны друг с другом, что Иоанн называет лжецом говорящ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь