Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Против коллективов и коллективизации



Центрально-Черноземная область. В Борисоглебском округе были вы­ступления с резкой критикой колхозов, причем на трех собраниях середняки


и зажиточные требовали «ликвидировать совхозы и землю отдать крестьянам» (обком ВКП(б), сводка о перевыборах советов 2 января 1929 г.).

Ярославская губ. По колхозному строительству некоторая часть зажиточ­ных по этому вопросу выступала открыто, характеризуя колхозное строитель­ство как мошенническую выдумку Советской власти: «Колхозы — это только выдумка и не что иное, как рабство. В эту Авраамовскую шарлатанскую ком­муну никто не пойдет. Займы идут на колхозы, а колхозы для нас одно разо­рение. У Советской власти главная опора на бедноту, богачам попало, попадет и середняку. Коммунисты взяли в руки рупор и кричат, чтобы все шли в Ав­раамовскую шарлатанскую коммуну — коллективы» (выступление зажиточ­ного крестьянина, бывшего члена ВКП(б)). Выступавший за ним другой крес­тьянин добавил: «Вы сидите на таком возу, который может опрокинуться. Вас 35%, но вы хотите покорить остальные 65% — те еще поговорят с вами. Кол­лектив, в который нас загоняют, — это отпрыск крепостного права» (ГК ВКП(б), сводка о перевыборах советов 26 января 1929 г.).

Астраханский округ. По Черноярскому району в с.с. Старица, Каменный Яр, Соленое Займище и других кулачество и зажиточные активно ведут аги­тацию против коллективизации сельского хозяйства, например: «Всех крес­тьян-колхозников будут насильно проводить в компартию, и кто будет ухо­дить из коллектива, то ему не дадут его части хозяйства» (ОК ВКП(б), свод­ка о перевыборах советов № 5).

Против землеустройства, страхования, семенных фондов

Псковский округ. Имелись возражения против наказов в землеустройстве зажиточно-кулацкой части под предлогом, что «землеустройство с переходом на широкополосицу надо проводить и на хуторах, а не только в деревнях» (ОК ВКП(б), сводка о перевыборах советов от 19 января 1929 г.).

Владимирская губ. В с. Тихонове Ягодинской вол. на общем собрании по докладу о создании семенного фонда в прениях выступил зажиточный Кротов и заявил: «Вот нам предлагают ссыпать свой хлеб в общественные амбары, а хозяева его будут лодыри, которые этим пользуются. По-моему, теперь нечего создавать никаких фондов. Мужики и так сидят без хлеба, что им — послед­ние крохи, что ли, отдавать, а самим подыхать с голоду». После Кротова вы­ступил бывший член ВКП(б) и заявил: «На что нам создавать этот фонд, ведь крестьянство не сегодня-завтра подохнет с голоду. Если теперь хлеб отдавать, так что же мы сами будем делать без хлеба». В результате этих выступлений было постановлено: семенной фонд не создавать (ГПУ, сводка о продовольст­венных затруднениях 29 ноября 1928 г.).

БССР. Бывший член партии Гарбусев в своем выступлении на участке Сохны Сенневского района сказал: «Страховка у нас принудительная, это второй налог на крестьянство, это неправильно. Нужно предоставить право крестьянину делать то, что он хочет» (ЦК КП(б)Б, сводка о перевыборах со­ветов 27 декабря 1928 г.).

Сретенский округ {Дальне-Восточный к[рай]). В с. Ново-Георгиевское Житнинского района на перевыборном собрании в результате голосования кан­дидатур в сельсовет прошли зажиточные и крепкие середняки. При обсуждении пункта наказа о своевременном сборе налога и страховых платежей вновь из­бранные стали кричать: «Выбросить этот пункт из наказа, на что нам страховка, и так задавили налогами. Благодаря поднявшегося шума, криков и ругани со стороны зажиточных, данный пункт из наказа вычеркнули, не поставив его даже на голосование (ГПУ, сводка о перевыборах советов 19 января 1929 г.).

10. Против общественно-культурных учреждений деревни

Псковский округ. На перевыборном собрании Каменского сельсовета (Псковский район) под влиянием выступлений евангелистов собрание отвер-


гло пункты наказа об организации детских ясель и о борьбе с знахарством (Ле­нинградский обком ВКП(б), [сводка] о перевыборах советов 25 января 1929 г.). «Горячие завтраки не нужны, так как мы платим с/х налог, а кормить завтра­ками будем чужих людей». Были возражения кулацко-зажиточной части против горячих завтраков в Кубасовском сельсовете Новосельского района (Псковский ОК ВКП(б), [сводка] о перевыборах советов 19 января 1929 г.).

Астраханский округ. В Чирянском районе в с. Бекетовке лишенец Михай­лов вел агитацию среди бедноты и середнячества за непосещение культурных очагов села: «Братцы, старички, что вам в красном уголке делать, там только развращают» (ОК ВКП(б), сводка о перевыборах советов).

Сретенский округ. В с. Ново-Георгиевское Житнинского района на пере­выборном собрании в результате агитации зажиточных, прошедших в сельсо­вет, были отвергнуты пункты об организации детских ясель (ГПУ, сводка о перевыборах советов от 19 января 1929 г.).

//. За свертывание размера крестьянского хозяйства

Московская губ. В с. Чулково группа зажиточных, бывших торговцев, в раз­говоре с крестьянами о с/х налоге ведет примерно такую агитацию: «Работай­те, мужички, больше, чтобы государству больше можно взять» (МК ВКП(б), сводка о настроениях крестьянства по с/х налогу от 3 июля 1928 г.).

Иркутский округ. «Нужно совсем сократить посевы, оставить скота и ло­шадей не больше, как по две головы, и за грабеж нас, тружеников, Соввлас-тью — ответить ей экономическим ослаблением. Пусть она тогда прыгает вместе со своими коммунистами да голытьбой» (кулак Иванов, с. Коновалово Балаганского района). «Коммунисты окончательно обнаглели, наложив на меня 900 р. Пусть же они знают, что я сейчас же начинаю разматывать свое хозяйство. Заделаюсь бедняком, тогда пусть попробуют отказать мне в льго­тах, которые они предоставляют голытьбе и прочей швали» (кулак Талыш-ков, арендатор мельницы, д. Молька Балаганского района). Кулак Мантуш-кин (с. Дутуй Кагурского района) бросил 15 дес. пашни. Кулак с. Валоп Се-меусов бросил свое хозяйство и заявляет: «Работаешь, как конь, и ничего не получается. Лучше жить пролетарием, чем разоряться на налог и страховки» (ОК ВКП(б), сводка о с/х налоге 22 октября 1928 г.).

Барнаульский округ. Два кулака В.Чумышского района, обложенные ин­дивидуально, ликвидировали свои хозяйства и переехали на жительство в г. Барнаул, где занялись извозом (ГПУ, сводка о с/х налоге 27 ноября 1928 г.).

Омский округ. В Борисовском районе ряд кулаков, приготовивших в про­шлом году перелога от б до 15 дес, в этом году не приготовили ни одной де­сятины, а некоторые зажиточные Любинского района, заготовившие в про­шлом году до 15 дес, в этом году заготовили по 2 и по 5 дес. (ГПУ, сводка о с/х налоге от 27 ноября 1928 г.).

III. Методы борьбы кулака

Кулак не ограничивается только словесной агитацией. Для достижения своих целей, хотя бы той «программы-минимум» (распределение с/х налога, самообложение, с/х кредит и т.д.), которая в пределах данного села решает­ся сельскими выборными (сельсовет, кредитная кооперация и другими) орга­низациями и сельскими сходами, кулачество применяет самые разнообразные методы борьбы, начиная с внешней лояльности и показной советской общест­венности и кончая методами оголтелого террора.

При этом кулак боится политической изоляции. Отсюда центр тяжести анти­советской борьбы кулака ведется в основном по линии разрыва бедняцко-серед-няцкого блока, перетягивания на свою сторону основного слоя деревни — серед­няка, создания кулацко-середняцкой смычки. Рассматривая середняка как потен­циального союзника («с нами разделаются — доберутся и до вас») по отноше-


нию к бедноте как к классовому врагу, кулак в основном, смотря по обстоятельст­вам, применяет методы либо застращивания, либо презрительного охаивания («го­лытьба, лодыри-строители социализма»), либо подкупа и спаивания, либо, нако­нец, непосредственной расправы, избиения, поджога, убийства.

Особо следует подчеркнуть усилившуюся за последнее время политичес­кую «смычку» кулака и церковников всех мастей. Служители культа, попы, сектанты, являются по существу агентурой антисоветских элементов. Наибо­лее ярко это обнаружила последняя кампания перевыборов советов. Антире­лигиозный фронт становится уже не только и не столько фронтом культурной агитации и пропаганды, сколько ареной консолидации антисоветских сил.

Остановимся вкратце на главных наиболее распространенных методах ку­лацкой борьбы.

Довольно распространен метод — внешняя лояльность к советам и фик­тивное проявление советской общественности. Кулак вступает в обществен­ные массовые организации (Осоавиахим174), открывает в доме избу-читаль­ню, предлагает ячейке партии использовать себя на общественной работе, ор­ганизует спектакли с благотворительной целью, организует красные обозы с хлебом, отдает с/х машины, стремится быть передовым в проведении общест­венных работ и участвует в демонстрациях.

Имеются факты использования кулаками ячеек ВКП(б) и отдельных ком­мунистов. Хотя в отдельных случаях трудно разграничить, где здесь конча­ется идеология кулака и начинается идеология такого «коммуниста».

Особенно распространен метод подкупа и задабривания бедноты. Нет гу­бернии или округа, где бы эти факты не имели места. Продают хлеб бедноте по пониженной цене, дают его в долг и безвозвратно. Дают денежные ссуды, продают имущество и с/х инвентарь на льготных условиях. Устраивают по­пойки с беднотой. Имеются даже отдельные случаи производства безлошад­ным бесплатной очистки зерна и повышения зарплаты батракам.

Широко распространен также метод подкупа общественных работников путем оказывания им материальной помощи, преподнесения подарков, спаива­ния и т.д. В результате этого во многих случаях кулаки достигают своей це­ли — восстановление в избирательных правах, снижение с/х налога и т.д.

Антисоветская деятельность кулачества и духовенства это единый фронт в деревне. Только поп это делает тоньше, чище, прикрываясь рели­гией. Если говорить в этом отношении о разделении труда между попом и ку­лаком, то роль попа — роль «агитатора», в основном агитационная. Поп со­бирает собрания верующих и их обрабатывает в необходимом направлении. Разъезжает с агитацией по деревням. Составляет «шпаргалки» для выступаю­щих на общих крестьянских собраниях. Агитирует против деления крестьян на кулаков, середняков и бедноту, говоря: «Все мы братья». Призывает не идти за партийцами и комсомольцами, которые идут против бога. Наиболее отсталых, в особенности женщин, пугают лишением исповеди и всех прочих «святых таинств». Устраивает кружечные сборы для помощи бедноте.

Все методы, применяемые кулачеством и антисоветскими элементами, есте­ственно, в большинстве случаев проводятся в порядке предварительного между собой согласования и коллективной проработки. Отсюда неизбежно вытекает очень распространенное явление кулацких антисоветских группиро­вок и собраний. Есть факты оформленных в организационном отношении ку­лацких группировок («избиркомы»). На свои нелегальные собрания иногда для обработки кулаки приглашают коммунистов, комсомольцев, обществен­ных работников и бедноту. Имеется довольно значительное количество фактов печатной агитации. Кулаки издают свои стенгазеты, распространяют листовки и воззвания. Широко применяется дискредитация общественных работников в различной форме. Распространен метод срыва собрания, когда кулак видит, что его линия на собрании не проходит.


В настоящее время, в связи с обострением классовой борьбы в деревне, широко распространен метод террористических действий кулака: угрозы, под­жоги, избиения и убийства. Таким образом, все разнообразие методов борьбы кулака и антисоветских элементов в деревне можно свести к следующим:

1. Внешняя лояльность к Советской власти и фиктивное проявление совет­
ской общественности.

2. Использование партячеек и отдельных коммунистов.

3. Подкуп и задабривание бедноты и батрачества.

4. Обработка на свою сторону середняка.

5. Подкуп и спаивание общественных работников.

6. Действие кулачества через попов.

7. Кулацкие группировки и собрания.

8. Печатная агитация.

9. Дискредитация общественных работников.

 

10. Метод провокаций.

11. Срыв собраний и

12. Террористические действия: угрозы, поджоги, избиения и убийства.
Приводим факты:

/. Внешняя лояльность к советам и фиктивное проявление советской общественности

Череповецкий округ. Скупщик Черенягин в Белоозерском районе ухитрил­ся вступить в члены Осоавиахима и заявил председателю сельсовета, что он теперь может свободно выступать на всех собраниях (Ленинградский обком ВКП(б), сводка о перевыборах советов 16 января 1929 г.).

Петропавловский округ. Некоторые кулаки организуют «красные» обозы по вывозке хлеба, берутся распространять заем; и это с той целью, чтобы до­казать, что они не против, а за Советскую власть (ОК ВКП(б), сводка о пере­выборах советов 16 января 1929 г.).

Калужская губ. Применяются такие методы, как открытие кулаком чи­тальни у себя в доме, куда ему удалось привлечь молодежь и тем самым со­рвать собрание (Перемышльская вол. Калужский у.) (сводка Калужского ГК о перевыборах советов 26 января 1929 г.).

Осетия. В с. Зильги бывший владелец столовой и бывший торговец пред­ложил ячейке ВКП(б) использовать его на общественной работе. По собствен­ной инициативе он организовал спектакль в пользу школы кройки и шитья, от которого было выручено до 300 р. (ГПУ, сводка 5 января 1929 г. о пере­выборах советов).

Иркутский округ. В д. Чеденовой кулак Иволга пожертвовал триер Кресткому (ОК ВКП(б), сводка о с/х налоге 22 октября 1928 г.).

Ярославская губ. Кулак Закускин в д. Труханово отдает в машинное това­рищество бесплатно рядовую сеялку, одной беднячке дает также молоко бес­платно, а молодежи избу под красный уголок, чтобы все вместе помогли ему получить членскую кооперативную книжку (Угличский у.) (Ярославский ГК ВКП(б), сводка о перевыборах советов 26 января 1929 г.).

Тульская губ. В Пахомском районе кулаки-лишенцы, желая быть восста­новленными в избирательных правах, начали первыми, невзирая на плохую погоду, подвозить к школам дрова, в то время как другие крестьяне ввиду плохой погоды за ними не едут. Отдельные лишенцы неожиданно стали ак­тивными застрельщиками всех проводимых в деревне кампаний и одновремен­но с этим подавали заявления о восстановлении их в избирательных правах как «общественников» (ГПУ, сводка о перевыборах советов 2 января 1929 г.).

Нижегородская губ. В праздник Октябрьской революции кулачество д. Сахтанки Нижегородского у. под хохот всей деревни демонстрировало под


красным знаменем (■ «Крестьянская газета», сводка-обзор крестьянских писем о классовой борьбе в деревне 15 января 1929 г.).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь