Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть 3. Учения античных врачей
Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине. Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.). Издавна как на Востоке, так и в Греции конкурировали между собой две теории " сердце-центрическая" и " мозго-центрическая". Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кротоны, который пришел к такому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий " идут к глазным впадинам две узкие дорожки". Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Т.о., учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Ощущения, по Алкмеону, – исходный пункт всей познавательной работы. " Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)". Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах (в отличие от знания об ощущениях) не могло опираться на анатомо-физиологический опыт.
Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.). Он собрал и систематизировал почти все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Часть сочинений Гиппократа дошла до нас в так называемом «Гиппократовом сборнике».
Одним из важных наблюдений Гиппократа было установление зависимости между состояниями организма и внешними условиями. До него никто не обращал внимания на то, что внешняя среда своими неблагоприятными воздействиями может быть причиной развития заболеваний. Гиппократ преодолел предрассудки своего времени. Он утверждал, что все болезни появляются от естественных причин, тогда как до него они понимались как наказание, посланное свыше. Этот выдающийся врач ввёл понятие медицинской этики, выдвинул четыре принципа лечения: 1) приносить пользу и не вредить; 2) противоположное лечить противоположным; 3) помогать природе; 4) щадить больного. Гиппократ обращал внимание на индивидуальный подход, считая, что нужно лечить больного, а не болезнь. Можно отметить, что эта идея популярна и в наше время. Кроме того, он указывал на необходимость проведения предупредительных мер в целях сохранения здоровья. Применение гигиенических мер стало важным вкладом в развитие медицины.
В философии он придерживался линии Демокрита и выступал как представитель материализма в медицине. Психологическое учение: отвергается единое материальное начало в качестве основы органической жизни. Если бы человек был единым, то он никогда бы не болел, а если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует. Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, Гиппократ заменял учением о четырех жидкостях (кровь – вырабатывается в сердце, слизь – вырабатывается в мозге, желчь желтая – из печени и желчь черная – из селезенки). Отсюда, в зависимости от того, какая жидкость преобладает, – версия о четырех темпераментах, названных в дальнейшем: сангвиническим (когда преобладает кровь), флегматическим (слизь), холерическим (желтая желчь) и меланхолическим (черная желчь). Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне): - На передний план ставилась гипотеза, согласно которой все бесчисленные различия между людьми можно уместить в несколько общих картин поведения. Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. - Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. " гумор" – жидкость). Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой. Следует заметить, что в XX веке ученые обратились к исследованиям как нервных процессов, так и жидких сред организма, его гормонов (греческое слово, обозначающее то, что возбуждает). Теперь и медики, и психологи говорят о единой нейрогуморальной регуляции поведения. Важным моментом в теории Гиппократа было понятие меры (кразис), которое он считал ведущим в эмпирической медицине. Он доказывал, что хотя абстрактного понятия меры и не существует, но опытный и наблюдательный врач может ввести эту меру в каждом конкретном случае и для каждого больного. В теории темперамента считалось, что отступление от нормы (акразия), нарушение сочетания 4-х видов жидкости ведет к ярким проявлениям того или иного темперамента.
Стоит отметить влияние, которое оказало на развитие науки практическая деятельность врача Диокла из Кариста (IV век до н.э.). Он первым стал изучать анатомию подлинно научным способом, вскрывая животных, описал предназначение отдельных органов в общем процессе жизнедеятельности. Диокл впервые начал изучать лечебные свойства растений. Большое значение для медицины имело следующее наблюдение врача. Изучая лихорадочное состояние, он первым высказал мысль о том, что оно само по себе является не болезнью, а её проявлением [3].
Александрийские врачи. В Александрии в III веке до нашей эры некоторое время было разрешено вскрытие трупов «безродных» людей. Это способствовало важным открытиям. Герофил (родился около 330 г. до н.э. – дата смерти неизвестна) – древнегреческий врач и философ. Первым начал вскрывать трупы людей, им описана анатомия многих органов. Герофил придерживался позиции Платона и пытался доказать правоту его учения о «трёх душах», регулирующих все функции организма. Он искал эти души в тех органах, куда поместил их Платон – в сердце, мозге и печени. Им были установлены три стадии работы сердца, объяснены причины пульсации артерий. Он же дал описание устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик. Герофил впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками. Он описал мозговые оболочки, желудочки мозга, которым придавал главное значение. Эразистрат подробно описал разные части головного мозга. Обратил внимание на извилины, связал богатство извилин мозговых полушарий у человека с его превосходством над животными. Главный результат его исследований – обнаружение нескольких нервных стволов, исходящих из мозга. Эразистрат определил, что одни из них выполняют функцию чувствительности, другие – функцию движения. Это знание позволило ему сделать вывод о том, что мозг является тем органом, который даёт импульсы, команды к движению тела. Эразистрат скорректировал учение Гиппократа о четырёх жидкостях, описав их функции более реалистично. Кровь, по его мнению, выполняла функцию переноски пищи в организме; в движение она приводится сердцем. Желчь он считал таким же выделением организма, как, например, пот, т.е. бесполезным веществом. Все эти анатомо-физиологические сведения объединил и дополнил римский врач Гален (129 – 199) в труде «О частях человеческого тела». Он описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Вслед за Гиппократом Гален развил учение о темпераментах. Он выделил 4 начала всех вещей – теплое, холодное, сухое, влажное и 4 сока, это строительный материал организма животных и человека. Всего он выделил 13 темпераментов, из которых лишь 1 нормальный, а 12 – некоторые отклонения от нормы. При лечении Гален использовал диеты и лекарственные средства. Применяя лекарственные средства, исходил из разработанного им принципа противоположностей. Например, высокую температуру он предлагал лечить холодом. Гален критиковал Аристотеля, отвергая его идею о том, что мозг служит для охлаждения крови. Гален говорил, что мозг - седалище интеллекта и чувств. Галену принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга. Предприняв серию опытов с перерезкой нервов, снабжающих различные мускулы, Гален пришел к выводу: «...врачами точно установлено, что без нерва нет ни одной части тела, ни одного» движения, называемого произвольным, и ни единого чувства». Также экспериментально Гален установил функции спинного мозга. При поперечной перерезке спинного мозга уничтожалась произвольная подвижность и чувствительность всех частей тела, лежащих ниже перерезки, при этом паралич наступал от нарушения передних корешков, потеря чувствительности – задних. Таким образом, Гален различал по функции передние и задние корешки спинного мозга. Гален работал хирургом у гладиаторов. Его сочинение было настольной книгой врачей вплоть до XVII века. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы