Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


IV.3. Системы розыгрыша в спортивных играх



В практике спортивных игр имеют место следующие способы проведения соревнований (системы розыгрыша): круговой (все участвующие команды играют между собой); с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований; смешанный (первая часть соревнований проводится с выбыванием, вторая – по круговому способу или наоборот).

1. При круговой системе розыгрыша все команды или участники соревнований встречаются друг с другом. В зависимости от условий положения, количества участников соревнования могут проводиться в два или несколько кругов, с таким условием, чтобы каждая команда провела одинаковое количество встреч на своем и чужом поле. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных очков или выигранных встреч.

Круговая система позволяет точно определить силы команд, исключает элемент случайных проигрышей, позволяет объективно определить место каждой команды. Недостатком этой системы является длительное время проведения соревнований, большие материальные затраты, связанные с проживанием участников и их переездами. При большом количестве участвующих команд их предварительно распределяют на подгруппы и затем проводят стыковые игры между командами разных подгрупп.

При проведении соревнований по круговой системе количество игровых дней равняется количеству участвующих команд (при их нечетном числе) или же числу, на одну единицу меньше, при четном числе участвующих команд. Количество игр, необходимое для проведения соревнований, определяется по формуле:

Х=

где Х – количество игр, А – количество команд.

Календарь игр составляется в зависимости от условий проведения без чередования полей для участвующих команд и с чередованием полей.

В случае участия в соревнованиях четного количества команд расписание игр составляется следующим образом.

По числу команд (-1) чертят соответствующее число вертикальных линий (обозначающих количество игровых дней). Слева и справа от вертикальной линии пишут порядковые номера участвующих команд. Слева вверху от каждой линии пишут № 1, а справа от каждой линии в арифметическом порядке – номера остальных участвующих команд. Таким образом, определяется первая игровая пара каждого дня, причем номер слева от линии считается «хозяином» встречи, а номер справа от линии – «гостем» встречи. Далее определяют остальные пары первого игрового дня. Для этого подсчитывают, сколько пар должно соревноваться в этот день. Затем справа от первой вертикальной линии сверху вниз опять же в арифметическом порядке записывают первую половину участвующих команд, дальше уже слева от вертикальной линии снизу вверх записывают опять же в арифметическом порядке оставшуюся половину участвующих команд. Соединив горизонтальной черточкой расположенные напротив друг друга номера, определяют играющие пары команд первого игрового дня.

На второй и последующие игровые дни, соревнующиеся пары составляют в результате смещения всех номеров участников на один номер влево (против часовой стрелки), при этом порядковый номер «1» всегда остается неподвижным.

Пример для 7 команд

1 день 2 день 3 день 4 день 5 день

1–6 1–5 1–4 1–3 1–2

2–5 6–4 5–3 4–2 3–6

3–4 2–3 6–2 5–6 4–5

При нечетном количестве команд календарь игр составляют по вышеуказанному порядку для четного количества команд (+1).

Т.е. если необходимо составить календарь для семи команд, то в него следует включить восемь команд. После того, как будет составлена сетка расписания, вместо восьмой (условной) команды нужно написать цифру «ноль». Это значит, что соперник «нулевой» команды в этот игровой день не играет («выходной»).

Данный способ является наиболее оптимальным и справедливым для всех участвующих в соревнованиях команд, так как каждый участник имеет возможность равномерно чередовать игры дома и на выезде. Для составления календаря по этому способу применяют так называемое «правило вертикальных линий», или «способ змейки». Так же, как и в способе без чередования полей, чертят необходимое количество вертикальных линий на нечетное число команд. Внизу под первой линией пишут число «1», затем справа от первой линии снизу вверх в арифметическом порядке – первую половину номеров участников (без учета номера «1»). Вторую половину номеров в том же арифметическом порядке пишут слева от первой вертикальной линии сверху вниз.

Вверху над второй вертикальной линией пишут число, следующее за предыдущим написанным верхним справа от первой вертикальной линии. Дальше цифры проставляют в том же арифметическом порядке, но уже сверху вниз справа от второй вертикальной линии, далее снизу вверх справа от третьей вертикальной линии и т.д. Порядок написания цифр похож на змейку, откуда и произошло название способа составления календаря.

Игровые пары образуют номера, расположенные слева («хозяева поля») и справа от вертикальной линии («гости»). Каждый столбик образует один календарный день или же тур.

При четном количестве команд дополнительную цифру приписывают к свободному номеру под или над вертикальной линией, причем внизу ее пишут слева от свободного номера, а вверху – справа от свободного номера.

Календарь игр удобнее составлять, начиная с верхних пар команд.

Результаты игр заносят в специальную таблицу розыгрыша, в которой фиксируется соотношение выигранных и проигранных партий в числителе и количество завоеванных очков в знаменателе, как в каждой отдельной встрече, так и общие итоги по результатам всего соревнования. В последней графе проставляется итоговое место команды.

Система с выбыванием. Иногда ее называют олимпийской, или кубковой. Данная система применяется при большом количестве команд и малом количестве игровых дней. Достоинством этой системы является возможность принять участие в соревнованиях большому количеству команд, что особенно важно при проведении массовых соревнований.

Недостатком ее является большая степень случайности при определении победителя, так как сильнейшие команды по результатам жеребьевки уже на первых этапах могут встречаться между собой и проигравшая команда не будет иметь возможности участвовать в дальнейшей борьбе за призовые места. Дабы избежать подобных случайностей, применяют так называемую «зрячую жеребьевку», когда сильнейшие команды (по результатам предыдущих соревнований) заранее разводят по верхним и нижним половинам сетки розыгрыша. Также можно развести и следующие по силам команды, уменьшив, таким образом, элемент случайности в определении призеров соревнований.

Число игр, необходимых для проведения соревнований по системе с выбыванием, определяется по формуле:

Х = n-1,

где Х – число игр, n – количество команд.

Если количество участников кратно двум (2n – 4, 8, 16, 32 и т.д), то все команды играют без предварительных туров. Если же количество команд иное, то в предварительном туре должны сыграть столько команд, чтобы уже во втором туре играло количество команд, кратное двум. Для этого используют формулу:

X=(А–2n) 2,

где А – число участников,

2n – число, кратное двум, ближайшее к общему числу участников.

Например, при 9 командах в предварительной части будут соревноваться 2 команды (n=9; 2n=8; и тогда Х=(9-8)х2=2). В данном случае – 4 и 5 номера, так преимуществом пользуются команды, находящиеся в верхней и нижней части сетки розыгрыша, т.е. в первом туре свободны от игр 3 команды из верхней части сетки и 4 команды из нижней части сетки. При четном количестве команд в первом туре свободно от игр одинаковое количество команд из верхней и нижней половин сетки розыгрыша.

Если соревнуются 9 команд, для выявления победителя необходимо провести восемь игр и, по предложенной версии, в полуфинале играли команды под номерами 1-4 и 7-9, в финале – 4-9, а победителем вышла команда под номером 4. Если необходимо определить всех призеров соревнований, дополнительно проводят встречу за 3-4 места между командами, проигравшими в полуфинале, в нашем случае – между 1 и 7 номерами.

Зачастую при проведении спартакиад требуется выявить места для всех участников. Для этого строят дополнительно сетку розыгрыша в обратном порядке. Пример для тех же 9 команд.

Чтобы определить места для всех команд, нужно провести 13 игр (по круговой системе требовалось бы 36 игр, т.е. экономия времени почти в три раза).

Самым невезучим номером в данном примере является команда под номером 5, которая после первого же поражения не попала в 1/4 финала и заняла последнее 9 место. Команды, проигравшие в ¼ финала (2, 3, 6, 8), разыгрывают между собой утешительные полуфиналы (2-3, 6-8). Победители данных встреч (3 и 8) разыгрывают между собой 5-6 места, а проигравшие (2 и 6) – 7-8 места.

Смешанная система. В настоящее время большинство крупнейших мировых соревнований проводятся по смешанной системе, которая позволяет в оптимальные сроки провести соревнования среди значительного количества команд.

Эта система включает элементы двух основных систем розыгрыша: круговой и с выбыванием. На первом этапе соревнования могут проводиться по той или другой основной системе, а на последующих этапах – по иной системе. Чаще всего на предварительном этапе команды разбиваются на группы, сначала проводятся игры по круговой системе, а затем определенное количество команд из группы, занявших более высокие места, встречаются с соответствующими командами из других групп по системе с выбыванием.

Смешанная система отличается разнообразием вариантов, позволяет в наиболее полной мере учесть интересы участвующих команд, организаторов соревнований, зрителей, имеющиеся условия, спортивные сооружения. Она наиболее оптимальна для краткосрочных официальных соревнований (Олимпийских игр, Чемпионатов мира, Европы).

Вопросы для самоконтроля:

1. Виды соревнований по спортивным играм.

2. Круговая система розыгрыша.

3. Система розыгрыша с выбыванием.

4. Смешанная система розыгрыша.

5. Положение о соревнованиях.

6. Отчетная документация соревнований по спортивным играм.

Практические задания:

1. Составить положение о проведении соревнований по одному из видов спортивных игр.

2. Составить календарь игр по одной из систем розыгрыша по заданию преподавателя.

Рекомендуемая литература:

1. Официальные правила соревнований по спортивным играм.

2. Организация и проведение соревнований по спортивным играм (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол). Учебно-методическое пособие / Составители: Ю.Н. Емельянова, Т.Н. Тимуш, Е.Б. Полищук, С.В. Радионов, Е.В. Димитренко – Тирасполь: Ликрис, 2008. – 168 с.


ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наименование темы, вопросы Кол-во часов Форма контроля
Д/О З/О
Методика обучения технике и тактике баскетбола. Использование подводящих, специально-подготовительных и специальных упражнений на уроке по баскетболу.           План-конспект урока по баскетболу
Методика обучения технике и тактике волейбола. Использование подводящих, специально-подготовительных и специальных упражнений на уроке по волейболу.           План-конспект урока по волейболу
Методика обучения технике и тактике гандбола. Использование подводящих, специально-подготовительных и специальных упражнений на уроке по гандболу.         План-конспект урока по гандболу
Методика обучения технике и тактике футбола. Использование подводящих, специально-подготовительных и специальных упражнений на уроке по футболу.           План-конспект урока по футболу
Планирование и учет учебно-воспитательной работы по спортивным играм в школе (четвертной план, поурочный план и план-конспект урока).       Конспект
Методика воспитания физических качеств на уроке спортивных игр. Комплекс упражнений
Организация и проведение внеурочных мероприятий с детьми в режиме школьного дня.   Конспект
История, правила и основы методики обучения бадминтону. Конспект
История, правила и основы методики обучения теннису. Конспект
История, правила и основы методики обучения настольному теннису.       Конспект
  Итого:  

 

 


ЛЕКЦИИ * IV КУРС

ТЕМА I

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ. (6 часа)

 

Цель лекции: Сформировать у студентов теоретические основы знаний в вопросах планирования и организации учебно-тренировочного процесса по спортивным играм.

Задачи лекции:

1. Ознакомить студентов с основными теоретическими положениями многолетнего процесса тренировки в спортивных играх.

2. Дать представление о видах планирования учебно-тренировочной нагрузки, методах и средствах тренировки в спортивных играх.

3. Сформировать систему понятий в сфере организации учебно-тренировочного процесса по спортивным играм.

4. Интегрировать поученные на теории и методике физического воспитания, теории спорта, педагогике и др. дисциплинах знания, необходимые для применения в практике подготовки спортсменов на различных этапах тренировки в спортивных играх.

Вопросы:

1. Теоретические основы многолетней подготовки в спортивных играх.

2. Периодизация спортивной тренировки в спортивных играх.

3. Средства и методы спортивной тренировки в спортивных играх.

4. Принципы спортивной тренировки и их реализации в подготовке спортигровиков.

5. Содержание планирования и особенности методики тренировки на различных этапах подготовки в спортивных играх.

6. Документация и учёт в учебно-тренировочном процессе.

Ключевые понятия: спортивная тренировка, принципы, методы, средства, этапы многолетней подготовки.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 3748; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь