Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура Древних цивилизаций (Месопотамия, Египет)



Месопотамия

Месопотамия в переводе с древнегреческого означает «междуречье» (mesos — середина, potamos — река). Так с древности стали называть территорию, расположенную между реками Тигр и Евфрат в Юго-Западной Азии.

В долине рек Тигра и Евфрата на рубеже V и IV тыс. до н. э. зародилась древнейшая цивилизация шумеров. Города, расположенные в низовьях рек, были мало зависимы друг от друга, поэтому единого государства у шумеров так и не сложилось. Но на основе однотипной культуры городов-государств (Ур, Урук, Умм, Ниппур, Лагаш, Сиппар и др.) возникло единое культурное пространство.

Уже в самой далекой древности из-за нехватки полезных ископаемых и леса шумеры были вынуждены таким образом сориентировать свою экономику, чтобы посредством торговли получать необходимое сырье. В связи с этим у них рано возникло и стало быстро развиваться ремесло. Изделия ремесленников шли на продажу. Ремесленники изготовляли изделия из золота, оружие, цветное стекло. Считается, что шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, цветное стекло. Также ими были созданы клинопись и первые правовые кодексы.

Месопотамия с глубокой древности являла собой территорию, через которую проходили миграционные волны как с запада — семиты-кочевники с Аравийского полуострова, так и с востока — индоевропейцы. Это были аккадцы, эламиты, амореи, арамеи, халдеи. Именно из Двуречья открывались торговые пути во все части цивилизованного мира древности. И любая идея здесь очень быстро прогрессировала. Недаром Двуречье часто называют генератором идей в древности. Высокие темпы развития культуры в самой Месопотамии оказывали цивилизующее влияние в первую очередь на субцивилизации Западной Азии: Элам, Хеттское царство, Митанни, Ассирию, Финикию и др.

В Междуречье было своего рода «экономическое чудо», основой которого явились ирригационные системы. Без поддержания сложной системы каналов и дамб, помогающих осушать болотистую почву на юге и сохранять влагу в засушливое время года, невозможно было бы само существование и развитие данной цивилизации.

Во всех городах Междуречья возводились ступенчатые храмы Зиккураты. Зиккураты стали строить к концу III тыс. до н. э. на тщательно выбранных священных участках и никогда не переносили на другое место. Это были святыни, принадлежавшие всему населению. Их строили из необожженного кирпича и покрывали изразцами. Как правило, зиккураты имели от 3 до 7 ступеней, каждая из которых была посвящена определенному божеству и покрывалась изразцами иного цвета. Наверху сооружался небольшой храм в честь бога-покровителя города. Зиккураты также использовались как обсерватории. Кроме зиккуратов возводились в городах и храмы. В Вавилоне одним только великим богам было воздвигнуто 53 храма. Что же касается мелких святилищ и уличных алтарей, где каждый мог принести благодарственную жертву, то их насчитывалось сотни. Храмы Двуречья были скупо декорированы снаружи, так как росписи ввиду плохой сохранности в условиях влажного климата не применялись. Но интерьеры дворцов украшались мозаичными орнаментами, стены инкрустировались перламутром, в отделке колонн, потолков и дверей использовались золоченая медь и дерево.

Из-за дефицита камня практически все постройки в Междуречье были из глиняных необожженных кирпичей. В самом Вавилоне из камня были лишь основания ворот богини Иштар и известных садов Семирамиды. В центре города в свое время возвышалось самое высокое сооружение в Междуречье – знаменитая Вавилонская башня (зиккурат Этеменаники), воздвигнутая около 1000 г. до н. э.

К особенностям Древнего Междуречья можно отнести четко прослеживаемую преемственность в области культуры. Очевидно, что жители Вавилонского царства, существовавшего с XIX по VI в. до н. э., многое унаследовали из культуры шумеров. Например, в основе письменности вавилонян лежала шумерская клинопись.

В культуре Месопотамии была выработана мифологическая концепция жесткого детерминизма человеческой жизни, который предполагал фатализм. В вавилонском искусстве совсем не встречается изображение погребальных сцен. Религия не обещала бессмертия в царстве мертвых, но в случае послушания определенные блага и радости подданные государства могли получить при жизни. Искусству Древнего Междуречья присущ динамизм. Во многих произведениях вавилонского изобразительного искусства главенствует магический образ зверя как наследие доисторических времен. В молитвенных песнопениях нередко мощь богов сравнивали с силой дикого быка, а их ярость — с львиной. Поэтому не случайно изображение этих животных вавилонскими ваятелями и живописцами. Шеду — гении-хранители в образе крылатых быков — часто украшали ворота дворцов и храмов. Многочисленные статуи царей, жрецов и воинов устанавливали в храмах. Нередко выдающиеся люди удостаивались таких же почестей, как и боги. Шумеры развивали пластику в металле. Золото использовали в сочетании с ляпис-лазурью, серебром, раковинами и бронзой. Стиль шумерского искусства был воспринят аккадской, ассирийской и вавилонской (халдейской) цивилизациями. Многие достижения шумеров были ассимилированы другими культурами. Древние евреи и персы заимствовали ряд сюжетов из их мифологии, отголоски чего можно найти в Библии. Это и рассказ о райском саде, прообразом которого, по всей вероятности, были висячие сады Семирамиды, повествование о Всемирном потопе и др. Так, Эдем, где согласно Библии «насадил Господь Бог рай» раннехристианские авторы помещали в верхнем течении Тигра и Евфрата.

Народы Древней Месопотамии были создателями высокой материальной и художественной культуры. Именно в Месопотамии в середине III тыс. до н. э. Саргоном Великим была сформирована первая в мире профессиональная армия. Они были пионерами и в создании почтовой службы: письма на глиняных табличках запечатывались в глиняные конверты, а специальные гонцы доставляли их адресатам. Первые книги (в частности, первые словари) и библиотеки появились также на земле Древнего Двуречья.

Еще со времен Шумера мастера делали изумительные по красоте и технике изготовления ювелирные изделия. Жителям Месопотамии были известны чеканка, зернь и филигрань, они делали сплавы драгоценных металлов. А месопотамские жрецы умели совершать расчеты, пользуясь порядком триллион. Вместе с тем культура Междуречья заимствовала и достижения культур своих соседей, в частности Древнего Египта.

 

Древний Египет

Культура Древнего Египта насчитывает несколько тысячелетий. Сформировавшись на рубеже IV — III тыс. до н.э., она просуществовала, практически не изменяя своих основных черт, почти три тысячелетия, оказав огромное влияние на развитие цивилизационных черт у народов, населявших огромные территории как в Африке, так и на всем Ближнем Востоке.

Цивилизация египтян возникла в долине Нила. Египет называли «даром Нила», так как необыкновенное плодородие почв в долине реки и дало возможность развить на этой базе высокую культуру. Название «Египет» происходит от греческого Aegyptus — так греки произносили одно из названий столицы страны — Мемфиса, звучавшее на языке древних египтян как «Хэ-ку-Птах». Первоначальные поселения были, как бусины, нанизаны вдоль Нила. Египтяне вели оседлый образ жизни, занимаясь земледелием и загонным скотоводством. Необычайное плодородие нильской долины давало возможность получать богатый урожай. Но для того чтобы стабильно получать высокие урожаи, надо было создать, а затем поддерживать в идеальном порядке ирригационную систему, включавшую многочисленные каналы и дамбы. Уже в III тыс. до н.э. подобная система функционировала в общегосударственном масштабе. Государство было заинтересовано в ее отлаженном состоянии. Когда требовался ремонт или создание новых ирригационных сооружений, то чиновники могли рекрутировать для этих целей жителей любого поселения Египта. Не случайно именно у египтян, первых в мире, процесс политогенеза завершился созданием государства.

Специалисты полагают, что земледелие в Древнем Египте уже пять тысяч лет тому назад было главным занятием. Так появились условия для размышлений и последующего суммирования знаний, а затем и первые попытки человека осознать себя как личность.

Первыми в истории человечества определили длину года (365 дней) жители Древнего Египта. Знание продолжительности года нужно было для предсказания разливов Нила, от чего зависел урожай, а значит, и вся жизнь людей. Также в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии: деление суток на 24 часа, определение так называемых «знаков зодиака», открытие принципа вычисления площади круга и др.

Религия Египта была в основе своей мифологична. Религиозной культуре древних египтян соответствовало целое собрание богов различного ранга. Каждый из них имел свою область забот и свою «специализацию». Некоторые боги имели облик, намекающий на их животное происхождение. Для этого использовались, в частности, образ сокола, а также шакала и др. Повелителем царства: мертвых, согласно египетской мифологии, был бог Анубис. Он приводил умерших на суд бога «справедливости» Осириса. Самого бога Анубиса всегда изображали с телом человека и черной головой шакала. На чудесные ноля царства мертвых попадали лишь достойные люди. Но для их вечной жизни нужны были тепло, жилье и пища. Фараонам же для вечной жизни полагались пирамиды. Только во II тыс. до н. э. египтяне перестали строить пирамиды и начали хоронить своих фараонов в скалах и подземельях. Из погребальных росписей на стенах гробниц люди узнают сегодня об особенностях быта древних египтян. На этих рисунках можно видеть ритуальные сцепы охоты, сцены работ на полях, сцены ритуального пира и пр. Существует даже детальное изображение строительства дома. Роспись в гробнице царицы Нефертари (Фивы, Долина цариц) могла бы удивить нашего современника. Содержание ее не совсем обычно: «царица Нефертари за шахматным столом».

Росписи в погребениях знатных египтян свидетельствуют о развитии музыки и изобразительного искусства. Сохранилось также сравнительно небольшое число древних текстов. И росписи, и тексты говорят о том, что духовный мир древнего египтянина не был исключительно религиозным, не в меньшей мере людей занимали и «светские» интересы.

Так, судя по памятникам дошедшей до нас далекой культуры, у египтян было развито чувство красоты. Существовал и соответствующий термин («нефер»), означающий «прекрасное». Он был постоянным эпитетом богов и богинь. Знаменательно, что понятие «прекрасного» в сознании египтян всегда соотносилось только с обликом человека. Оно никогда не употреблялось в отношении священных животных.

Свет и красота в представлении древних египтян были едины. На фресках гробниц, в пространстве изображений присутствие солнечного света как бы само собой разумелось. Нередко само Солнце в качестве бога присутствовало в сценах царственной жизни. Формируется цветовой канон изобразительного искусства. В нем присутствуют простые цвета: белый, красный, зеленый. Вырабатываются также и понятия, связанные с идеей созидания прекрасного, — это «пропорция», а также «гармония». Как и во многих древнейших культурах, «прекрасное» для древних египтян ассоциируется с благом и добром. До нашего времени дошли некоторые тексты, имеющие облик литературного произведения. В них говорится о духовных устремлениях человека в пределах его личного существования. Иногда в них можно заметить мотивы скептицизма и разочарования автора в том, что его окружает. Иногда — это напоминание слушателю о радостях жизни, к которым должен стремиться всякий человек.

Интересно понимание мудрости древними египтянами. Оно связано как с религиозной мифологией, так и с изобразительным искусством.

Египтяне пользовались рисуночным письмом, и потому идея «мудрости» для египтян была теснейшим образом связана с изобразительным искусством. Древнеегипетские иероглифы нужно было рисовать. Писец не мог не быть еще в какой-то мере и художником-рисовальщиком. Его так и называли: «писец образов». Искусство писцов высоко ценилось. Выучить иероглифы, а затем пользоваться ими было крайне трудно. Умеющий читать казался египтянам настоящим мудрецом. Потому отношение к записанному тексту было крайне уважительное. Постепенно в культуре Древнего Египта утвердило себя понятие, близкое к нашему понятию «книга» (реально это был, конечно, свиток папируса, а не книга! ).

Древнеегипетское искусство пережило древнеегипетское государство Воздействие художественного наследия Египта на страны, имевшие с ним непосредственный контакт, было огромным даже тогда, когда Египет оказывался в роли побежденного. Египетская культура исторически не дожила до этапа своего «средневековья», завершившись на стадии эллинизма, которая стала последней фазой ее развития.

 

Культура Древнего Китая

 

В середине II тыс. до н. э. в бассейне реки Хуанхэ зарождается цивилизация Древнего Китая. (Название «Китай» происходит от имени племени монгольского происхождения — китаев, или катаев, завладевших Северным Китаем в X—XII вв. В Западной Европе и на Ближнем Востоке для названия этой страны берут несколько видоизмененное наименование древнего царства — Цинь, которое стало звучать как «Чин»). Уже к концу II тыс. до н.э. китайцы широко расселились по Восточной Азии, достигнув как берегов Амура, так и южной оконечности полуострова Индокитай. (Историю Древнего Китая принято делить по времени правления императорских династий. Китайцы начинают ее с мифической династии Ся. Первой же исторической династией была Шан-Инь (XVIII—XII вв. до н. э.), затем настало время правления Чжоу (XII—V вв. до н. э.), период с V по III в. до н. э. вошел в историю как период «борющихся царств»; империя Цинь просуществовала с 221 по 207 гг. до н. э., а в 206 г. до н. э. к власти пришла династия Хань, с началом правления которой многие синологи связывают вступление Китая в эпоху Средневековья). На становление материальной культуры Древнего Китая огромное влияние оказали технологические достижения народов Ближнего и Среднего Востока (табл. 2).

Табл. 2 Возникновение и распространение новых изобретений и технологий в древности

Технологические достижения Ближний и Средний Восток Древний Китай
Керамика IX тыс. до н. э. VI тыс. до н. э.
Медь (орудия труда) VII тыс. до н. э. III тыс. до н. э.
Ткачество VIII (? ) – VI тыс. до н. э. III тыс. до н. э.
Соха IV тыс. до н. э. II тыс. до н. э.
Колесо IV тыс. до н. э. конец III тыс. до н. э.
Гончарный круг IV тыс. до н. э. конец III тыс. до н. э.

 

Как видим, в Китае перечисленные инновации появились позже, очевидно, что они были привнесены туда и не носили автохтонного характера. Но процесс ассимиляции новых технологий в Китае имел тенденцию к постоянному ускорению. Это привело к тому, что уже к середине I тыс. до н. э. технологические уровни этих двух регионов сравнялись. Огромную роль в контактах с внешним миром сыграл со временем Великий шелковый путь, существовавший со II в. до н.э. Он протянулся почти на 12 тыс. км по Евразии. С 100 г. до н. э. (согласно упоминанию грека Гиппалоса) существовал и Морской шелковый путь. Особенно активно им пользовались в эпоху династий Тан (618-907), Сун (960-1279) и Юань (1280-1368).

Основным занятием местного населения Древнего Китая было земледелие. Умеренный климат и не требующие искусственного удобрения наносные, образовавшиеся из речного ила почвы способствовали развитию сельского хозяйства. В Древнем Китае была создана совершенная для того времени система орошения. Множество рвов и арыков соединялись каналами. Для поддержания этой системы в порядке были введены специальные повинности.

Одновременно с земледелием развивалось и скотоводство. Уже в начале II тыс. до н. э. в долине Хуанхэ занимались садоводством и огородничеством, а также разводили шелковичных червей. Выращивали тутовые деревья и гусениц шелкопряда кормили собранными листьями. Куколку шелкопряда затем убивали: либо с помощью пара, либо сушкой под прямыми солнечными лучами, либо увлажнив ее соленой водой. Нити сначала натягивали на деревянные рамы, а потом уже ткали материю. Экспортировать шелк на Запад стали с X в. до н. э. Прядильные станки уже к середине I тыс. до н. э. были так усовершенствованы, что на них можно было прясть по восемь нитей одновременно. Попытка вывести из страны куколки тутового шелкопряда приравнивалась к государственной измене и каралась смертной казнью. Тщательно оберегаемая монополия Китая на производство шелка сохранялась вплоть до VI в. Шелковичных червей во время правления византийского императора Юстиниана (527 — 565 гг.) вывезли в Византию монахи в полых посохах.

Шелковую одежду могли носить только богатые люди. Для бедных одежда изготовлялась из пеньки и рами (сорт крапивы). Делали ткань и из коры тутового дерева. Китайцы также носили одежду из бумаги, которая, являясь хорошим теплоизолятором, отлично сохраняла тепло. С III в. н. э. стали даже изготовлять одеяния из асбеста(! ), который называли «тканью, стирающейся в огне». Конечно, подобная одежда не могла быть повседневной.

О бурном развитии экономики и рыночных отношениях говорит тот факт, что китайцы рано перешли к монетным деньгам (VII в. до н.э.). Правда, раковины-каури еще долгое время выступали в качестве менового эквивалента. Китайцы были пионерами в производстве бумажных денег, о которых известно со II в. до н. э. Секрет производства бумаги, как и шелка, был монополизирован Китаем вплоть до VII в. до н. э., но затем о нем узнали жители Индии.

В Китае в древности уже насчитывались десятки городов. Так, например, Пекин был основан в XII в. до н. э.. Уже с начала I тыс. до н. э. города старались строить по плану. Город ориентировался по сторонам света, при этом улицы располагались под прямыми углами друг к другу. В последней столице династии Шан-Инь Ань-яне две центральные, перпендикулярно направленные друг к другу улицы имели протяженность до 2, 5 км, а в ширину достигали 20 м. Даже в древности китайские города были очень многолюдны, за поддержанием порядка следили полицейские, о них упоминают летописи в период правления династии Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.). Впервые в мире здесь появилась и система парового отопления. Кроме того, китайцы также первыми стали обогревать свои дома природным газом.

Города и предместья страны украшались садами. В Древнем Китае садоводство было поднято до уровня искусства. Культивация цветов началась с середины II тыс. до н. э., когда было известно до 35 разновидностей одних только хризантем (хризантема была самым любимым цветком в этом государстве). Сады устраивались нарочито простыми уже в ханьский период. Их создавали с удивительно тонким художественным вкусом, следуя специальным канонам, утвердившимся с VI в. до н. э.

Летописи также впервые в мире здесь стали создаваться уже с конца II тыс. до н. э. Письменность китайцев — иероглифика — за весь период своего существования претерпела не очень большие изменения. Современный китаец даже без специальной подготовки в состоянии прочесть и понять, о чем идет речь в древнем манускрипте. Для письма использовали различный материал. Это были шелк и бумага, плашки из бамбука, в особо торжественных случаях писали на черепашьих панцирях, а для гадания и ритуальных целей делали надписи на лопаточных костях жертвенных животных.

Древнекитайская мифология представляет собой совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и более поздней народной мифологии. Отличительной чертой древнекитайской мифологии является историзация мифических персонажей, в которых под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано стали видеть реальных деятелей глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в императоров и правителей, а второстепенные — в чиновников и т. п. Большую роль играли тотемистические представления. Так, племена Ся считали своим тотемом змею, а иньцы — ласточку.

 

Древнейший космогонический миф повествует о том, как из бесформенной массы, подобно содержимому куриного яйца, выделяются Небо и Земля. В это время и родился Пань-гу. По мере его роста в течение 18 тыс. лет светлое начало — ян — образовало небо, а мутное — инь — землю. Вырастая ежедневно на 1 чжан (около 3 м), Пань-гу достиг гигантских размеров — 90 тыс. ли (около 45 тыс. км). Считается, что это расстояние, на которое земля удалена от неба. С ним, как и с древнеиндийским Пурушей, связывается происхождение явлений природы: с его вдохом рождается ветер и дождь, с выдохом — гром и молния; он открывает глаза — наступает день, закрывает — наступает ночь. Когда Пань-гу умирает, его локти, колени и голова превращаются в пять священных горных вершин, волосы на его теле — в деревья и травы, паразиты на его теле — в людей и т. д.

 

Миф свидетельствует об уподоблении в Древнем Китае космоса человеческому телу и соответственно о единстве микро- и макромира.

 

Культурным героем, научившим людей охотиться и варить мясо, плести сети и ловить рыбу, был покоритель зверей мудрец Фу-си. Он также обучил их писать иероглифы, играть на музыкальных инструментах и установил правила женитьбы.

 

Древние китайцы представляли себе мир в виде господства двух начал — ян и инь. Первое символизировало все небесное, второе — все земное. Первое вобрало в себя все светлое и возвышенное и ассоциировалось с мужским началом, а второе, темное и низменное — с женским.

Верховным божеством было Небо. В древнейшей книге «Шуц-зин» («Книга истории») написано: «Только небо осуществляет наблюдение за народом, ведает справедливостью, посылает устойчивые или неустойчивые урожаи. Без неба погибнет народ. От неба зависит его судьба».

В эпоху распада единого государства (VI—III вв. до н.э.) в Китае возникают конфуцианство, даосизм и легизм. Китайцам в религиозном отношении всегда были присущи умеренность и рационализм. Для раннечжоуского Китая (XII—X вв. до н. э.) был характерен культ легендарных мудрецов и героев древности, олицетворением чего и явилось учение о Мандате Неба. Согласно этому учению верховное божество, бог Неба (носящий, кстати, абстрактный характер), определяет, кто достоин власти. Главным критерием здесь выступала добродетель претендента на императорский престол.

Основателем философии конфуцианства, во многом определившей развитие китайской цивилизации, был Конфуций (551—479 гг. до н. э.), которого называют «Учителем десяти тысяч поколений». Социальным идеалом Конфуций провозгласил «бескорыстного рыцаря безупречной морали», которому должны быть присущи чувство высокого долга, гуманность, почитание старших, соблюдение норм взаимоотношений между людьми, базирующееся на принципе: «Не делай другому того, чего не хочешь себе». «Любите всех, будьте привержены ко всему человеческому началу! Будьте деятельны и, если у вас найдутся силы, учитесь просвещению», — проповедовал Конфуций. Мудрец предложил начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить взаимоотношения в семье. Потом можно распространять эти правила на административное управление и государственную политику, потому что государство может рассматриваться как большая семья. Конфуций хотел создать этически и социально гармоничное общество. Им была основана первая частная школа в Китае, где готовили кандидатов на должности государственных чиновников.

Один из его последователей — Мэн-цзы, живший на рубеже IV—III вв. до н. э., выдвинул тезис, гласивший, что народ в праве выступать против недобродетельных правителей. В Европе этот тезис появился лишь в эпоху модернизации. В конфуцианстве четко прослеживается социально-этическая направленность.

Основы другого учения — даосизма — были заложены легендарным Лао-цзы, старшим современником Конфуция. Лао-цзы приписывают авторство древнейшей книги Китая «Дао дэ цзин» («Книга о пути и добродетели»). Действительность враждебна человеку, учит Лао-цзы, мир страшен. Гармония, счастье и блаженство остались в прошлом, в «золотом веке». Но Лао-цзы пытался не только философски объяснить мир, указав его первопричину, но и показать путь к «спасению». Если у конфуцианцев в основе учения лежали взаимоотношения человека и социума (общества), то у даосов — человека и космоса. Они призывали к познанию дао (в переводе — путь, закон). Для этого, как они считали, надо избегать всего искусственного, нарочитого, что связано с культурой, стремиться к единению с природой, космосом и следовать их законам, ибо они развиваются согласно дао. В конечном итоге обращение к природе и уход от мира связывался у них с идеей бессмертия. Одной из составляющих даосизма стал принцип недеяния: постигнув законы дао, надо уметь организовать пространство вокруг себя и наладить свою жизнь таким образом, чтобы все в ней шло без активного участия человека, без вмешательства в естественный ход вещей. Принцип недеяния предполагалось распространить не только на частную жизнь, но и на управление государством. Очевидно, что даосизм не имел шансов стать государственной доктриной в отличие от конфуцианства.

Доктриной, претендующей на наибольшее влияние в правящих кругах, стал легизм. Его предтечей считают Гуань Чжуна, реформатора, жившего в VII в. до н. э. Суть легизма — в культе закона, в беспрекословном выполнении всех распоряжений центральной власти. Именно это учение становится лидирующим в правление династии Цинь. В ханьский период идеологическое первенство вновь завоевало конфуцианство.

В Китае этико-религиозные принципы были выдвинуты на первый план. Огромное влияние на культуру в целом и на изобразительное искусство в частности оказывали традиции — «китайские церемонии». Своеобразие китайского искусства состояло в том, что нарушение традиций не поощрялось. Жизнь и искусство в огромной степени зависели от ритуалов. Как в жизни общества, так и в искусстве интересы личные всегда ставились ниже клановых. Считалось, что не должно быть ничего святого и личного, чего бы не должен был знать род, все проблемы выносили на его рассмотрение. Специфика китайской ментальности, заключавшаяся в культе предков и сыновней почтительности, в частности, и привела к установлению семейственности и клановости. Семья рассматривалась как сердцевина общества. При этом проблема любви была второстепенной: семьи для своих детей создавали родители, подбирая им брачных партнеров. Одним из самых страшных наказаний судьбы для китайца было отсутствие детей (а сыновей в особенности), потому что из-за этого мог прерваться семейный (клановый) культ предков. Отсюда — постоянная тенденция к росту семьи.

Китайское искусство в древности не знало границ, обычно разделяющих поэзию, живопись и каллиграфию. Объединяющим началом для этих видов искусства была живопись. Рисунок всегда сопровождался стихотворением, углубляющим и оттеняющим его сюжетную линию. При этом считалось необходимым каллиграфически безупречно написать (изобразить) стихотворение на одном художественном пространстве с рисунком. Каллиграфия при этом должна была олицетворять динамизм души.

В Древнем Китае не было создано эпического общенационального произведения, подобного индийской «Махабхарате». Но лирическая поэзия Китая чрезвычайно богата и интересна. Много поэтических текстов было обобщено в «Шицзин» («Книге песен») Конфуцием. «Шицзин» — памятник китайской литературы, содержащий 305 песен и стихов, был создан в XI—VI вв. до н. э. В нем отражено многообразие явлений духовной и социальной жизни Китая. К известным поэтам древности относятся Цюй Юань (IV—III вв. до н. э.) и Цзя-И (III —II вв. до н.э.).

Считалось также, что поэзия, в свою очередь, неотделима от музыки, соединяющей разум и отрешенность. Даже система мер и весов регулировалась у китайцев по музыкальному принципу. Существовала стандартная нота — чан, издаваемая особым колокольчиком. Длина струны специального устройства и была мерилом длины: струна должна была точно соответствовать при звучании колокольчику с нотой чан. Известно, что китайцы вели исследования о соотношении музыки и математики. Они, видимо, записывали музыку и в древности, но нотных записей музыкальных произведений не обнаружено. В одной из гробниц II в. до н. э. был найден музыкальный инструмент из бамбуковых свирелей, производивших 12 нот китайской гаммы. При этом названия всех нот были написаны тушью на нижней части каждой трубки.

К монументальным строениям древности, безусловно, относится знаменитая Великая Китайская стена, которая в правление императора Цинь Шихуанди была отстроена из камня. Ее строительство было начато в IV в. до н. э. Это были земляные насыпи, которые возводились императорами северных царств для защиты от центрально-азиатских кочевников. Но именно при Цинь Шихуанди строится как бы прообраз этого монстра в камне — длиной 500 км, чтобы соединить отдельные участки и создать единую цепь заграждений длиной 1500 км.

Цинь Шихуанди вошел в историю Поднебесной империи как ее объединитель и реформатор, правда, проводящий свои реформы деспотичными методами. Миллионы крестьян были оторваны от своих деревень и семей для выполнения грандиозных по масштабу общественных работ, задуманных императором. При Цинь Шихуанди северные соседи — кочевники не представляли большой угрозы: они были разобщены. Стена должна была служить для обозначения северной границы империи, олицетворяя ее небывалую мощь. Более того, она служила и барьером для смешения китайцев с варварами — кочевниками. Стена как бы фиксировала границы китайской цивилизации.

Некоторые считают, что стена по своим извилистым очертаниям напоминает дракона, который, являясь покровителем Китая, охраняет его северные рубежи. С китайской стороны стены были расположены гарнизоны сторожевой охраны и многочисленные склады. А с внешней стороны строились дозорные вышки, и еще дальше в сторону степей уходили специальные башни, которых насчитывалось около 15 тыс. В основном строительство было завершено к 213 г. до н. э. В нем фактически было задействовано до полумиллиона человек: 300 тыс. солдат и около 200 тыс. крестьян. Строительство не прекращалось ни зимой ни летом, ни днем ни ночью. Большие участки стены возводились в труднодоступных горных местах, при отсутствии техники безопасности смертность здесь была очень высока. Не зря Великую Китайскую стену называют и «самым длинным кладбищем мира». Около стены похоронено, а также замуровано в нее не менее 400 тыс. человек. Поэтому у этого сооружения есть и еще одно название — «Стена слез». Впоследствии стена реставрировалась и восстанавливалась, продолжая играть не столько оборонительную, сколько консолидирующую роль для жителей Поднебесной империи. Современный вид она приобрела в правление династии Мин в XV в.

Как и фараоны, китайские императоры сооружали для себя роскошные и грандиозные гробницы. Археологи открыли захоронение Цинь Шихуанди, которого после смерти охраняло целое войско из 8 тыс. всадников и пехотинцев — так называемая «терракотовая армия». Все воины сделаны из глины, причем их фигуры имеют рост человека и индивидуальные черты. Скульпторы, таким образом, сделали портреты со всех гвардейцев императора. Можно даже по особенностям одежды и обмундирования установить воинское звание и род войск.

Для создания своей усыпальницы Цинь Шихуанди собрал около 700 тыс. человек. Благодаря их усилиям в скале Лишань был вырублен склеп, все стены были залиты расплавленной бронзой, чтобы не просочились грунтовые воды, а впоследствии сюда был спущен саркофаг с телом императора. Склеп должен был представлять собой микрокосм: на потолке было изображено небо, на полу — поверхность земли, по которой текли «реки» и располагались «моря» из ртути. Для того чтобы усыпальницу не разграбили, у дверей были поставлены специальные луки-самострелы, поражавшие любого, кто пытался пробраться в склеп. К сожалению, охранять покой императора и служить ему после смерти должны были не только глиняные копии. Наследник приказал умертвить большое количество слуг и наложниц императора и захоронить их вместе с ним. Кроме того, предали смерти и всех мастеровых, знавших тайные входы в склеп. Сверху, чтобы замаскировать место захоронения, были высажены деревья и цветы. Сейчас известны четыре погребальные камеры, где размещались фигуры воинов. В самой большой из них более 3 тыс. фигур. Сохранились и две колесницы из этой усыпальницы. Они были сделаны почти в натуральную величину из бронзы, золота и серебра. По бокам и спереди в закрытой верхней части колесниц были сконструированы окна с задвигающимися ставнями. В ставнях были прорези, сквозь которые император, оставаясь невидимым, мог наблюдать за всем происходящим снаружи. Прекрасно сохранилась и конская упряжь. Тонкость и качество работы поразительны.

В 80-х гг. XX в. было сделано еще одно открытие: захоронение императоров династии Хань. Глиняные статуи воинов, одетых некогда в шелка, имели деревянные руки, прикрепленные на шарнирах. По мысли их создателей, с подвижными руками они лучше могли бы охранять вечный покой своего императора. Официально эта местность в свое время носила название «Спящий город императоров, их жен и наложниц». В настоящее время откопано более тысячи глиняных фигур солдат, и, так же как и в могильном комплексе Цинь Ши-хуанди, ни одна скульптурная голова не похожа на другую. Встречаются и фигуры, выполненные из бронзы и снабженные всем необходимым, даже деньгами.

Китайская научная мысль в древности доказала свою мобильность. Китайцы очень скоро стали не столько знакомиться с достижениями других народов, сколько создавать свои, зачастую противясь их экспорту. Высоким статусом обладали такие науки, как астрономия, математика, физика, гидротехника в их инженерных приложениях. Самый древний звездный каталог (800 звезд), известный сегодня, был составлен китайским астрономом Ши Шэнем в IV в. до н. э. Китайские математики использовали десятичные дроби и подошли к понятию нуля. Китайцами были изобретены навигационные и мореходные приборы: румпель и компас, многоярусные мачты, а также стремена, пушки и порох, бумага и фарфор, книгопечатание, механические часы и шелкоткачество, приводной ремень и цепная передача, фейерверки и воздушные шары, сейсмографы и самострелы.

Авторство китайцев бесспорно в изобретении химического оружия. С IV в. до н. э. известны случаи, когда осажденные в городах, узнав о том, что под крепостные стены делается подкоп, подводили туда бамбуковые трубки, в которые нагнетался воздух, насыщенный парами сгоравших зерен горчицы и полыни. Этот воздух нес с собой удушье и даже смерть. Первоначально этот ядовитый воздух использовали для защиты от блох, им окуривали помещения.

Китайцы первыми стали покрывать кожаные доспехи лаком, чтобы они стали прочнее. Самыми же необычными были доспехи из толстой гофрированной бумаги, которую не могли пробить стрелы. Особенной популярностью подобные доспехи пользовались на флоте, так как в них практически невозможно было утонуть (в отличие от металлических).

Огромны достижения китайских медиков. Они с древности лечили не только терапевтическими и хирургическими методами, но и иглоукалыванием. Число акупунктурных точек человека — 696 — было известно еще на заре китайской цивилизации. В III в. до н. э. Хуанфу Ми написал «Классический труд по иглоукалыванию и прижиганию». Считалось, что болезнь — это нарушение равновесия между двумя видами энергии: ян и инь. Иглоукалыванием лечили не только людей, но и животных начиная с XIV в. Система общественно финансируемых врачей возникла во II в. до н.э., их труд оплачивался из государственной казны. Уже в I в. н. э. она действовала по всей стране. Первые больницы и академии, где готовили медперсонал, также возникли там.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1484; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь