Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Досократические философские школы в Древней Греции



Первые досократические философские школы Древней Гре­ции возникли в VII - V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

Милетская школа. Зарождается в VII в. до н. э. в городе Милете. В Милетской школе был впервые сформулирован вопрос о первоначалах всего сущего. Представители школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес началом всего сущего рассматривал воду. Вода есть текучая концентрация материи, но материи особой, в своем пределе – живой и разумной. Анаксимандр, по всей видимости, являлся учеником Фалеса. Так же как и его наставник, Анаксимандр задался вопросом о первоначале мира. Он предположил, что «первоосновой и началом является беспредельное» (апейрон), и не рассматривал его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Апейрон Анаксимандра описывается как нечто, не имеющее границ, неуловимое не только в пространственном, но и во временном аспекте. Анаксимен являлся учеником и последователем Анаксимандра. Первоосновой бытия Анаксимен определяет всеобъемлющий, безграничный, обладающий неопределенной формой воздух. Из воздуха в дальнейшем появляется все остальное. Анаксимен выступил последним представителем милетcкой школы натурфилософии. Можно заключить, что эта школа пыталась объяснять мир, его отдельные феномены, его общий закон или начало природными причинами. Натурфилософия Милетской школы - исторически первая форма европейской философии.

Школа Гераклита Эфесского. Первоосновой всего сущего Гераклит считает огонь. По Гераклиту, огонь выступает первоосновой мира (архэ) и основным его элементом (стойхейрон). В философии Гераклита присутствует и идея универсальности развития. Основным мотивом всего его мировоззрения выступил принцип «все течет». Непрерывный ход развития он уподоблял течению реки, в которую нельзя ступить дважды. Мир, согласно Гераклиту, никогда не возникал и никогда не будет уничтожен. Важное значение в мировоззрении Гераклита уделяется детерминизму (всеобщей обусловленности всего происходящего). Мир, по Гераклиту, управляется судьбой, или необходимостью. С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности - закона (логос). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир.

Школа атомистов. Первая философская школа, возникшая непосредственно в Греции - школа атомистов, к которой обычно причисляют Левкиппа и Демокрита. Суть школы атомистов заключается в том, что предполагаемые частица мира чрезвычайно малы, но не одинаковы, они отличаются размером, видом, свойствами и положением в пространстве. Многообразие мира объясняется соединением и разъединением бесчисленного количества атомов. Демокрит использовал в отношении атомов термин «природы», что позволяет классифицировать его учение как натурфилософское. Атом, по мнению мыслителя, самодостаточен, самодвижен и вечен, в этих характеристиках открывается его божественные свойства. Таким образом, окружающая нас действительность есть бесконечное месиво атомов, а прекрасный и гармоничный мир это не что иное, как его человеческая интерпретация. Душа также, по Демокриту, состоит из атомов.

Элейская школа. Мировоззренческой предтечей элейской школы обычно называют Ксенофана из Колофона. Однако настоящим основоположником элейской школы является Парменид из Элеи. Он был другом и учеником Ксенофана. Главной вопросом для Парменида, как и для всей элейской школы, выступает вопрос бытия. Бытие для мыслителя едино и статично - любая множественность и любое изменение кажутся ему ошибочными, а потому нереальными. Парменид уверен в том, что подлинное знание предоставляет нам исключительно разум, чувства же производят лишь спорные и ложные мнения.

 

Софисты и Сократ. Метод Сократа

Софисты – представители интеллектуального течения в общественной и культурной жизни Древней Греции, платные преподаватели красноречия и различных знаний, считавшихся необходимыми для деятельного и успешного участия в гражданской жизни. Они преподавали не только судопроизводство, риторику, политику, но и все другие сферы и области знаний, которые человек мог использовать практически и которыми должен был владеть, если желал, чтобы его воспринимали как «мудрого».

Обучение софистов рассчитывалось на богатых подростков и юношей, начиная примерно с 15 лет, и являло собой отчасти преподавание уже известных дисциплин на более качественном уровне, отчасти новых дисциплин. Софисты выступали перед огромной публикой по праздникам и торжествам, выступали с импровизированными речами, отвечали на вопросы аудитории. Помимо подобных однократных выступлений, в кругу постоянных учеников читались курсы лекций, рассчитанные на более подготовленную аудиторию.

Общей чертой софистских учений был релятивизм, нашедший классическое выражение в положении Протагора «человек – мера всех вещей»: в интерпретации Платона это означало отказ от критериев истинности, абсолютизацию любого частного мнения и оправдание интеллектуального произвола. Много внимания софисты уделяли разработке приемов убедительности речи и разработке логики. Протагор сделал первые попытки систематизировать приемы умозаключения. Горгий и другие софисты развили преподавание ораторского искусства, заложили основы науки о языке. Протагор занимался категориями словоизменения и синтаксисом предложения. Продик разработал основы учения о синонимах.

Сократ из Афин (469–399 до н.э.) – знаменитый античный философ, учитель Платона, крупнейший противник софистов. В центр собственных мировоззренческих интересов он устанавливает проблему человека. Основой постижения моральных принципов, правильного отношения к полису и религии Сократ считал необходимое познание самого себя. Подвергая критике софистов за отсутствие положительной идеи, Сократ пытается построить систему четких общих понятий, сущность которых он ищет в области духовного. Для решения этой задачи Сократ пользуется специальным методом, который условно может быть разделен на следующие части:

1) сомнение («Я знаю, что я ничего не знаю»);

2) ирония (выявление противоречия);

3) майевтика (преодоление противоречия, рождение истины);

4) индукция (обращение к эмпирическому материалу, фактам);

5) дефиниция (окончательное определение искомого понятия).

По мнению Сократа, смысл жизни человека, высшая ее ценность - достижение счастья. Счастье - это содержание благоразумной, добропорядочной жизни, т.е. только нравственный человек может быть счастливым (или разумным, что, в сущности, одно и то же). Сократ разграничивает счастье и удовольствие; формулирует вопрос свободы воли; выясняет основные добродетели; обосновывает важность морального самосовершенствования личности. В трактовке всех этих проблем Сократ придерживается позиций рационализма. Знание - основа добра, незнание - начало аморальности, таким образом, знание и добро совпадают.

Философия Платона

 

Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.

Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.

Материальное бытие создается Творцом-Демиургом наподобие того, как человек создает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, который и формирует материальный мир из хаоса, бесформенного движения, приводит вещи «из беспорядка в порядок».

Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые он открывает для себя мир.

Само познание есть процесс созерцания разумом высших сущностей, и делится этот процесс на два этапа. Вначале познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, а основным средством воспоминания является метод диалектики – беседа.

Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит душа, ибо она бессмертна. Поскольку душа существует до воплощения в тело, то ее существование не зависит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души. Простые сущности не разрушаются; душа же есть простая сущность, поэтому она не может распадаться на составные части, а только таким образом происходит уничтожение. Душа есть воплощение идеи жизни, поэтому она не может подвергаться смерти.

Платон делит души людей на 3 категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум (философы), страсть (стражники и воины) и вожделение (крестьяне, торговцы, ремесленники).

Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из граждан своего природного и законодательного предназначения.

Формой идеального государства, по мнению Платона, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, но предпочтение он отдавал монархии. В реальной жизни, нередко названные формы государства перерождаются в тиранию, олигархию или демагогию. А происходит это тогда, когда властители выражают не народный, а личный интерес. Чтобы такого не было, Платон требует правильно организовать воспитание граждан. Философы должны пройти длинную дорогу обучения мудрости, прежде чем стать правителями; чтобы сформировать у воинов мужество и волю, избежать конфликтов на почве зависти и ревности, необходимо для этого слоя ввести общность имущества, жен и детей.

Крестьяне, ремесленники, торговцы нуждаются в воспитании чувства умеренности и самоограничения.

Философия Платона оказала огромное влияние на все последующее развитие философского знания и нашла свое продолжение в философских взглядах его ученика Аристотеля.

Метафизика Аристотеля.

 

Философия метафизики Аристотеля считает, что каждый человек по своей внутренней организации стремится к знанию, а знание мыслитель отожествляет опыту, который в свою очередь получается из ощущения окружающего мира и запоминания, то есть чувств и памяти. А высшим знанием, ценным само по себе – мудростью, Аристотелевское учение о метафизике называет понимание первоначал и основ мира, выведенное из общих знаний, которые получаются умениями чувствовать и запоминать феномены мира. В своём учении о метафизике Аристотель называет первоначалами перечисленные ранее суть бытия, материю как источник, цель как универсальную форму движения и назначение всякого существующего.

Он заявляет, что философия - это наука о истине, то есть изучении сущностей, а всякое знание должно служить познанию этих сущностей, то есть, первопричин. А также Аристотелевская метафизика формулирует проблему сущностей, связанную не только с их познанием, но и установлением их наличия вообще; причём сущности он отводит и к физическому, то есть материальному, и к идеальному, в том числе символьному – словам и числам.

Метафизика Аристотеля развивает основные идеи сущностей как основ причинности, то есть причина, это начало чего угодно, читай одна из первооснов, высказанных мыслителем – цель существующего. Классифицируя умозрительное знание, Аристотель делит его на философию, математику и теологию. А самым достоверным знанием называет основанное на чувстве, то есть ощущении материальных объектов, то есть, метафизика Аристотеля - это объективный рационализм в своём исконном учении. А материальные формы сущностей мыслитель делит на отделённые мыслью и познаваемые чувственно как они есть.

Далее Аристотель рассуждает о вопросах единства и частного, где общее, в том числе и сущности, ставит под сомнение. А также размышляет о формах движения, временности и постоянства – бесконечности и конечности. А свои выводы Аристотель сводит к теологической метафизике с понятием «нус», или божественном движителе, который сам остаётся неизменным и статичным, но влияет на каждую первопричину и сущность в организационном стремлении к благу всего и порядку в всём. Далее мыслитель рассуждает о сути уничтожимости, смерти и принципиальной теоретической вечности и возвращается к причинности движения. Сущность Аристотель дополняет понятиями качество и количество, отношение и страдание, место и действие. В ходе этих изысканий Аристотель приходит в своей метафизике к выводу, лежащему в поле логики – имея возможность и положенную всему сущностную причину (цель), всякое становится действительностью, то есть из сущего с возможностью движется в сущее с действительностью. А всё, что подвержено изменению – материально. В последнем томе в связи с недавним выводом Аристотель критикует эйдосы Платона, называя из множащими реальность и аргументируя это тем, что вечные эйдосы не могут нормально отражать суть временного материального.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 2219; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь