Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема метода в философии: диалектика и метафизика.



 

Метод – это способ деятельности. Применительно к философствованию, методы – это способы и приемы рассуждения.

Основным приемом философского мышления является критическая рефлексия – особое отражение сознанием самого себя. Элементарные акты рефлексии выражаются в высказываниях, наподобие «я иду» (отражение в сознании собственного действия), «я мыслю» (отражение думающим процесса мышления), и т.п. Философская рефлексия – это отражение мировоззренческих оснований. Критическая рефлексия предполагает реконструкцию мировоззренческих оснований для их последующего пересмотра. Это могут быть не только индивидуальные мировоззренческие основания, а, например, основополагающие идеи, убеждения того или иного общества и культуры. Поскольку критическая рефлексия – это мыслительный прием, в любом социальном или культурном явлении можно усмотреть фундаментальные идеи.

 

Существует много способов философского рассуждения.

 

Проблема метода в философии заключается в том, чтобы определить, как именно можно рассуждать, каким способом размышления пользоваться. Обращаясь к истории философии, способы рассуждения можно поделить на две группы: классические и неклассические. Классические методы были разработаны от древности до XIX века, неклассические оформились в ХХ веке. Классическими методами философии являются метафизика и диалектика, неклассическими – герменевтический, феноменологический, психоаналитический, структуралистский и др.

 

МЕТЕФИЗИКА (от греч. meta ta physika – «после физики») – первоначально объединенные по смыслу фрагменты сочинений Аристотеля, помещенные Андроником Родосским (I в. до н.э.) после сочинения «Физика»; основной философский труд Аристотеля. Предметом метафизики (или «первой философии») является исследование начал, сущностей, причин, конечных целей сущего. Такой характер предмета обусловлен попыткой рассмотреть «сущее как сущее», само по себе, безотносительно к его конкретным проявлениям (в отличие от физики, изучающей конкретные проявления сущего). Что общего у всего существующего, кроме того, что оно существует? Аристотель приходит к выводу, что общими являются начала, а именно, причины (формальная, материальная, движущая и целевая). Но причины не даны в чувственном опыте, а могут быть реконструированы только умом. Поэтому метафизика – это «наука о сверхчувственном». С тех пор предметом метафизики как особой сферы исследования являются предельные основания бытия (например, Бог, субстанция, материя, абсолютное сознание и т.п.). Что отличает метафизическое размышление?

 

ЧЕРТЫ МЕТАФИЗИЧЕСКОГО МЕТОДА:

1. обращение к абсолютным, предельным основаниям бытия;

2. отвлечение от конкретных проявлений бытия;

3. мышление о предметах в их неизменном виде;

4. построение абстрактных схем при помощи чистого мышления.

 

Классическими примерами метафизических размышлений являются учения Платона, Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница, И.Канта и др. Метафизическое мышление нашло себе применение и в ХХ веке.

 

Часто понятие метафизики употребляется как синоним философии.

 

ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektike – искусство вести беседу, спор) – первоначально умение мыслить противоположностями, усматривая в объектах и явлениях самые разнообразные связи и отношения. Начала диалектического мышления обнаруживаются еще у древних. Гераклит, говорит, что одно и то же различно и даже противоположно. Одна и та же вещь может быть оценена в различных отношениях. Древние замечают также, что противоположности неразрывно связаны и предполагаются друг другом. Важнейшим моментом диалектического мышления является признание процессуальности происходящего. Известно высказывание Гераклита «Все течет»: все изменяется, развивается.

 

Диалектическое рассмотрение реальности требует учитывать два основных принципа:

 

- принцип всеобщей связи объектов, явлений и процессов, реализующийся в усмотрении разнообразия отношений и противоположностей;

 

- принцип развития, обращающий внимание на непрерывные, направленные и необратимые изменения в объектах.

 

Впоследствии диалектическое мышление объяснило процесс развития.

 

Диалектика - философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.

 

Наиболее полную разработку и применение диалектического метода мы находим у Г.Гегеля и Ф.Энгельса. Гегель полагал, что развитие можно рассмотреть как переход от возникновения противоположностей к их снятию с переходом на новый уровень развития. Общая схема развития у Гегеля имеет вид логической схемы: тезис(начальное состояние объекта) –антитезис(отрицание начального состояния) –синтез(снятие противоположностей через отрицание отрицания, т.е утверждение нового состояния). Далее развитие идет через возникновение новых противоположностей, и его структура повторяется на новом уровне

Впоследствии Ф.Энгельс представил логику развития в виде трех законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания.

 

Метафизика и диалектика, таким образом, являются двумя различными способами философского рассмотрения реальности, один из которых требует постижения неизменных начал и принципов, а другой тяготеет к объяснению всеобщих механизмов развития

 

33. Законы и категории диалектики

ДИАЛЕКТИКА - философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.

В законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. Когда говорим о законах Д., надо вспомнить об основных вопросах Д.: об источнике развития, о механизме развития, о направленности, тенденциях и формах развития.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ:

1) ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, раскрывающий источник развития - все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, черное и белое, молодость и старость).

Единство и борьба противоположных начал, противоречие – внутренний источник движения и развития всего сущего. (Гегель)

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель - основоположник диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность – противоречие, борьба приводят к движению - существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

ВИДЫ БОРЬБЫ:

· борьба, приносящая выгоду обеим сторонам

· борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

· антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

 

2) ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким образом уяснить его характер.

Качество – стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер).

Мера – единство количества и качества.

Любое количественное изменений ведет к появлению нового качества. Появление нового качества – это, по существу, появление нового предмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой заложена уже иная количественная определенность. Процесс становления нового качественного состояния противоречив: он есть единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Мера, выражающая единство количества и качества, является как бы межевым знаком процесса развития. Процесс коренного изменения качества, надлом старого и рождение нового есть скачок – линия, отделяющая одну меру от другой.

 

3) ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ, на основе которого можно объяснить направленность развития - новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры: смена вкусов в культуре, музыке; эволюция; ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии.

Основные точки зрения:

-развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

-развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

-развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Категории - основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений, они концентрируют в себе и выражают достигнутые знания.

Категории диалектики – это предельно широкие, абстрактные понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, когда его объектом выступает развитие.

 

Основные категории диалектики: сущность и явление; часть и целое; случайность и необходимость; содержание и форма; единичное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность.

 

Единичное, особенное, общее.
Единичное - индивидуальные черты, свойства, присущие предмету. Общее - сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Особенное - связь между общим и единичным в предмете. Единичное, особенное, общее – соотносимые категории, отражающие различные, но взаимосвязанные аспекты развития предмета. Развиваясь, предмет изменяется во всех трех аспектах.

 

Причина, следствие.

Эти категории характеризуют развитие со стороны его определенной упорядоченности: одно явление вызывает к жизни другое, являясь его причиной. Данные категории конкретизируют причинную связь между явлениями.

 

Явление может быть названо причиной другого явления при наличии следующих признаков:

1) если оно порождает, вызывает другое явление, предшествуя ему по времени;

2) если акт порождения «нечто» не случаен, а происходит с необходимостью.

Причина - явление, с необходимостью порождающее другое явление. Следствие – то, что возникает под воздействием причины..

 

ЧЕРТЫ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ:

1.Она объективна - существует в самой действительности независимо от сознания.

2. Она всеобща - любое событие, или явление, всегда имеет свою причину, беспричинных явлений не бывает.

3. Она носит необходимый характер - определенная причина всегда при наличии соответствующих условий вызывает одно и то же следствие.

 

Необходимость и случайность.
Под необходимым понимают то, что обусловлено внутренними причинами и сущностью процессов, что подготовлено всем предшествующим развитием и поэтому наступает неизбежно. Необходимость выражает упорядоченный характер развития мира, его закономерность, необ - ть связана с общим.

 

Случайность - явление объективное. Она вытекает из внешних связей. Случайность связана с единичным. Понимание случайности как беспричинного явления - характерная ошибка обыденного сознания. Для правильного понимания случайности важно уяснить ее относительность. Абсолютной, то есть случайной во всех отношениях, случайности нет. Какое-то явление может быть случайным лишь по отношению к определенной закономерной связи. В другом отношении это же явление необходимо.

Случайность можно рассматривать как отклонение от тенденции развития, не связанное с изменениями в сущности предмета.


Содержание, форма.
Содержание - вся совокупность элементов и процессов внутренних, а иногда и внешних связей вещи, то, из чего она состоит. Форма - внутренняя и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними. Форма атома, например, - определенный порядок расположения и взаимодействия входящих в него элементарных частиц и их движений.
Форма и содержание неразрывно связаны между собой. Сами же стороны отдельно существовать не могут.


Диалектику формы и содержания раскрывают следующие положения.

1. Единство формы и содержания. Любой материальный предмет, процесс есть единство формы и содержания. Следовательно, нет бесформенного содержания, как нет и бессодержательной формы.

2. Противоречивость формы и содержания. Форма и содержание – диалектические противоположности

Развитие предмета есть единство и борьба его противоположных сторон – формы и содержания. Причем содержанию присуща тенденция к постоянному изменению, форме – тенденция не меняться, оставаться прежней.

 

Часть, целое.

Частью называется предмет, процесс, явление, входящие в другие предметы, процессе, явления и некоторые являются сторонами содержания.
Целым называется предмет, процесс, явление, которое включает в себя другие предметы, процессы, явления, и свойства которого не совпадают со свойствами составляющих частей.
Часть и целое диалектически взаимосвязаны. Не может быть целого без частей. В тоже время всякое целое может являться частью другого целого. А всякая часть в то же время является целым по отношению к своим составляющим.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1680; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь