Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблемы социальной философии в работах мыслителей XVII – XVIII вв.
Характерные черты философии Нового времени:
1. Философия Нового времени окончательно утрачивает роль «служанки богословия», ее представители приходят к выводу об отличии предметов богословия и философии.
2. Философия Нового времени постоянно укрепляет союз с наукой. Проблемы разработки эффективного научного метода выдвигаются на первый план.
3. Переходит на качественно новый уровень традиционный спор между разными философскими направлениями (идеалистического и материалистического, рационалистического и эмпирического, рационалистического и иррационалистического, другие).
4. Появляются новые, характерные только для Нового времени направления в философии: механистический материализм, диалектический материализм, субъективный идеализм, трансцендентализм и другие.
Теория общественного договора Т.Гоббса и Дж. Локка Томас Гоббс (1588 -1679 гг.) вошел в историю своими социально-философскими взглядами. В работе «Левиафан» он излагает концепцию власти и государства. По мнению Томаса Гоббса, люди по природе равны и Бог не вмешивается в их дела. Социальная иерархия возникает не изначально, но имеет свою длительную историю. Первобытное, естественное, догосударственное состояние общества Гоббс описывает как «войну всех против всех». Он считает, что единственным выходом из звериной жизни был приход к пониманию того, что необходимо заключение «общественного договора» об учреждении государства. Люди согласились лишиться части своей личной свободы и выбрать верховный государственный орган (правителя), который будет властвовать над ними и положит конец всеобщей войне. Договорная концепция власти Гоббса, подчеркивающая естественное возникновение государства, противостоит теологической теории о божественном установлении власти и государства.
Дж. Локк (1632-1704 гг.) сделал важный вывод о том, что государство получает ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели общества. Эта цель состоит в том, чтобы все и каждый могли сохранить и реализовать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу, собственность. Естественное состояние человека, согласно Д. Локку - состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность. Право на собственность является естественным правом; при этом под собственностью Локк понимал жизнь, свободу и имущество, в том числе, интеллектуальную собственность. Под свободой он понимал, в частности, право на свободу передвижения, на свободный труд и на его результаты. Свобода, поясняет Локк, существует там, где каждый признается «владельцем собственной личности». В разумном обществе ни один человек не может быть невольником, вассалом или прислужником не только главы государства, но и самого государства. Человек может служить только закону и справедливости. Локк - теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчётность короля и лордов закону). Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа. Мыслитель наиболее известен разработкой принципов демократической революции. Дж. Локк - сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Первым предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.
Философия Просвещения. В истории Западной Европы эпохой Просвещения называется период между двумя революциями — английской и французской, т.е. между 1688 и 1789 гг. Философия эпохи Просвещения является составной частью философии Нового времени. Главные идеологи Просвещения — французские мыслители Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри. В Англии видными просветителями являлись Дж. Толанд, Дж. Коллинз, А. Шефтебери, Б. Мандевиль, Д. Пристли, а в Германии — Г. Лессинг, а также молодые И. Кант и И. Фихте.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Во главу угла ставится вера в человеческий разум, освобожденный от морально-нравственных предрассудков, религиозных догм, суеверий и ложных авторитетов. Просветители хотели с помощью научных знаний изменить человеческие представления, пересмотреть интеллектуальные ценности, сделать разум мерилом всего, что существует. 3. Для этой эпохи особенно характерно развитие рационализма, материализма и атеизма. 4. Просвещение охватывает практически все страны Европы (в том числе Россию) как идеологическое движение со своим специфическим характером.
Основная идея этого движения в том, что только человеческий разум, а не религиозная вера, способен обеспечить человечеству достойное существование путем научного и технического прогресса. Именно наука и техника смогут позволить человечеству коренным образом преобразовать в лучшую сторону жизнь людей. Целью жизни людей должно быть благосостояние в этом, а не в загробном мире. Один из ярчайших просветителей — Вольтер — говорил: «Однажды все станет лучше — вот наша надежда». На этом пути основными препятствиями являются невежество и суеверия людей, которые можно преодолеть, только просвещая самих людей. Разум в эпоху Просвещения - движущая сила, порождающая духовное богатство и ведущая к раскрытию истины. Разум должен опираться только на данные опыта, а не на религиозные догматы или «врожденные истины». Он должен, опираясь на физику и математику, устанавливать связи одного факта с другими и посредством этих операций решать любые проблемы.
Среди просветителей широкое распространение нашла такая форма философско-религиозной веры, как деизм. Деизм (от лат. аеиз — «бог») — рациональная, или естественная, религия, признающая существование Бога, который является творцом мира, но не участвует в жизни природы и общества. Деисты считали, что Бог — это безличное разумное начало, вечное и высшее. Он является истиной разума, а не религиозной веры. При этом деизм признавал возможность будущей жизни, в которой каждому воздается за добро и зло. Все существующие религии с точки зрения деистов являлись суевериями, основанными на страхе и невежестве. Следовательно, необходимо было выяснить истоки этих заблуждений и разоблачить их нелепость, чтобы все могли принять «естественную религию». По Вольтеру, она является совокупностью нравственных принципов, таких как терпимость и свобода, которые являются общими для всего человечества, но независимы от Божественного откровения.
Главный моральный принцип человечества, с точки зрения Вольтера, сформулирован еще в древности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Естественное право и Декларация прав человека.
Под естественным правом понималось рациональное право, отражающее объективные законы природы. Просветители считали, что законы юстиции являются такими же объективными и неизменными, как и законы математики. На основе естественного права была разработана теория прав человека и гражданина, воплощенная в «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 г. Учредительным собранием во время Французской революции. В кратком виде эта Декларация провозглашает свободу, всеобщее равенство в правах, право на собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Закон одинаков для всех и устанавливает точные рамки полномочий исполнительной власти с целью защиты свободы личности, вероисповедания, образа мысли, слова. Закон есть выражение общей воли народа, он выработан при непосредственном участии всех граждан. Право собственности — священное и неотчуждаемое. Принципы естественного права легли в основу конституционного устройства демократических государств западного типа, а сегодня становятся теорией и практикой любого правового государства.
Философия И. Канта Отталкиваясь от суждения Локка, что все наше знание начинается с опыта, Кант, однако, не останавливается на этом суждении. Хотя знание и начинается с опыта, не значит, что все в нем происходит из опыта. Кант задается вопросом, существует ли независимое от опыта и всех чувственных впечатлений знание? Не вдаваясь в рассуждения и доказательства, Кант утверждает, что да, существуют. Такие знания он и назвал априорными (доопытными), в отличие от апостериорных (эмпирических), которые происходят из опыта. Если у человека есть эта понятийная сетка, он будет чувствовать предметно, а если нет – будет как животное. Он выделил два типа суждений: 1) все тела протяженны - аналитическое суждение (поясняющее, не дающее нового знания); 2) все тела тяжелы - априорное синтетическое суждение (расширяющее, дающее новое знание). Все суждения математики и геометрии, считал он, имеют синтетический характер (т.е. объединяют в себе априорное и апостериорное познание): 7+5=12, прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками. Естествознание заключает в себе априорные синтетические суждения как принципы: Он поставил себе задачей определить границы нашего познания, проверить и оценить познавательное значение принципов нашего знания. Важнейшее соч., заключающее в себе изложение его теории познания " Критика чистого разума" В нем Кант устанавливает непознаваемость вещей самих по себе (" вещь в себе" ) порождающих своим воздействием на наше сознание явления внешнего мира; для достоверного знания доступны лишь эти явления в нашем сознании . Пространство и время, которые мы воспринимаем в опыте, субъективны, то есть они - наши же представления, а не существуют сами по себе; а потому все, что помещается в них (а мы ничего не можем воспринять вне пространства и времени), есть тоже наше представление. 1 ) Познание человека ограничено; 2) Пространство и время субъективно (связано с ограниченностью чувств); 3) Мир нельзя познать (т.к. каждый смотрит со своей «смотровой площадки»). Кант о механизмах познания: 1-й уровень – чувственное познание, 2-й уровень - рациональное познание. Чувственное познание: человеческий чувственный образ отличается от образа животных, т.к. у человека создаётся предметный образ. Рациональное познание: рациональное познание надо тренировать, но и наблюдать противоречивость. Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив — требует соблюдения долга. Гипотетический императив — требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива: «Поступай с другими также, как хочешь, чтобы поступали с тобой» и «Никогда не относись к другому человеку как к средству». В области общественной надо осторожно относиться к техническому прогрессу, т.к. общество может деградировать. Для человека важна нравственность.
Метод и система Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) глубоко и всесторонне переработал идеи своих предшественников и создал целостную. систему идеалистической диалектики. Диалектика Гегеля носит ярко выраженный рационалистический характер, задумана как наука, основанная на логике, разуме. Альфой и омегой гегелевской философии, ее общим пафосом является провозглашение разумности мира, его рациональности: " что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно ". Борется с Кантом, его агностицизмом. Доводит диалектику как цельную теорию мышления. Гегель против соблюдения закона тождества, т.к. мы добиваемся частности. Нужно нарушать закон тождества. Абсолютное тождество бытия и мышления - главный системообразующий принцип в философии Гегеля, который последовательно развивается, конкретизируется при рассмотрении логики, природы, мышления (духа). В качестве первоосновы мира выступает " Абсолют" (синонимы: " мировой разум", " мировой дух", " абсолютная идея" ) - некая безличностная, вневременная, творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей. Развитие понимается как процесс самопознания абсолютной идеи самой себя. Если отождествить " Абсолют" с всеобщей закономерностью, гармонией мира, то развитие означает рост самопознания природы, реализуемого через мышление человека - высшей ступени развития. Самая общая схема мирового движения заключается в том, что абсолютная идея в результате саморазвития отчуждает себя в природу, а затем, воплощаясь в человеке, его мышлении, осознает себя, обретает волю и другие личностные качества. Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Гегелем в его основных трудах: " Науке логики", " Философии природы", " Философии духа". В " Науке логики" описывается логическое развитие идеи как восхождение к все более конкретным категориям: бытие, ничто, становление, качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей. В " Философии природы", соответственно, в механике, физике, физиологии рассматривается инобытие абсолютной идеи. И, наконец, в " Философии духа" прослеживается возвращение " Абсолюта" к себе в формах психической деятельности индивида: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность, государство), абсолютный дух (искусство, религия, философия - высшие формы самосознания духа). Внутренним источником развития всего сущего, понимаемого как восхождение от абстрактного к конкретному, является противоречие. Основателем первой целостной теории противоречия является Гераклит. Смысл диалектического противоречия был впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный момент в определении предмета. Противоречие пронизывает всю философию Гегеля. Любой предмет, понятие, явление, реализуя себя, тем самым исчерпывают себя и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия, содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1295; Нарушение авторского права страницы